Библиографическое описание:

Болсуновская Л. М., Найдина Д. С. Компонент «Ресурсоэффективность» и его место в образовательной парадигме зарубежных и российских ВУЗов // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 170-172.

В последнее десятилетие проблема экономии ресурсов относится к задачам, требующим незамедлительного решения. Обострению этой проблемы способствовало поднятие цен на нефть и газ международными нефтяными концернами, что позволило им резко увеличить свои прибыли. Разразился так называемый энергетический кризис. Сегодня как никогда встает вопрос об экономии энергоресурсов и рациональном их использовании во всех областях человеческой жизни. «Национальный масштаб этой проблемы обусловлен несовершенством технологических и управленческих процессов, износом материально-технической базы, отсутствием традиций ресурсосбережения, укоренившимися представлениями о «неисчерпаемости» ресурсов». Именно высшее образование может обеспечить «продуцирование, концентрацию и распространение культуры, знаний и технологий ресурсосбережения» [1]. Руководство современных высших учебных заведений, входящих в мировое образовательное пространство, готовят не просто специалистов в определенной области, но будущее нашего общества, от которого будет зависеть, каким будут развиваться технологии. Крайне важно выстроить образовательную линию таким образом, чтобы студенты еще обучаясь в ВУЗе были вовлечены в создание и разработку ресурсоэффективных технологий.

Поэтому целью настоящей статьи является изучение места компонента «Ресурсоэффективность» в образовательных программах зарубежных и российских высших школ. Необходимо разъяснить следующее: в данной статье мы употребляем термин «компонент», однако, в различных учебных заведения «Ресурсоэффективность» изучается в различной степени. Так в некоторых университетах обнаруживаем включение данного компонента в программу обучения только в качестве курса лекций, например в Университете Манчестер. С другой стороны существуют образовательные программы, в которых данный предмет занимает ведущее место в системе обучения, поэтому представляется возможным употреблять термин «модуль».

Рассмотрим степень включения компонента «Ресурсоэффективность» в образовательные программы зарубежных ВУЗов.

В университете в Манчестере, Великобритания, на факультете Наука о Земле, Атмосфере и Окружающей среде, в рамках специальности EART 10262, «Ресурсы Земли», изучение компонента «Ресурсоэффективнось» не предусмотрено в качестве отдельного предмета, однако в процессе обучения видим, что на 1 курсе у студентов проходят лекции на следущие темы: «Типы ресурсов» (1ая неделя обучения), «Основные причины роста потребления» (2ая неделя обучения), «Ресурсы Земли и их история» (3я неделя обучения), «Атомная энергия и альтернативные источники энергии» (7ая неделя обучения), (1ая неделя обучения), «Водные ресурсы» (11я неделя обучения), «Будущее ресурсов» (13я неделя обучения). На 3м курсе в течении двух недель студенты изучают курс, под названием «Ресурсы Атомной энергии» [2]. Можно заключить, что студентам Манчестерского университета предоставляется общирная теоритическая информация о ресурсах Земли, их видах и о существующих альтернативных типах энергии, способствующих экономии невозобновляемых ресурсов. Однако, отсутствуют курсы дающие навыки эффективного использования ресурсов и предоставляющие информацию об уже существующих технологиях ресурсосбережения. Кроме того, не ясно как студенты применяют полученные теоретические знания на практике, проводятся ли у них лабораторные занятия, участвуют ли они в научно-практических экспериментах.

Студенты Imperial College, Великобритания, обучаясь по специальности «Наука о Земле и окружающей среде», изучают различные виды опасностей представляемых антропогенной деятельностью человека, методы борьбы с последствиями воздействия человека на окружающую среду, а также на третьем и четвертом курсе изучают такие курсы, как «Управление энергией», «Минеральные ресурсы» [3]. Студентам предлагается на выбор подготовить курсовые проекты и провести лабороторные испытания на различные темы, например «Уменьшение отходов в производстве энергии», «Экономичное использование ресурсов». Исследовательские проекты студенты готовят основываясь на данных и опыте крупных компаний, сотрудничающих с университетом. Данные проекты составляют индивидуальное портфолио, которое способствует будущему трудоустройству студента.

Анализируя место компонента «Ресурсоэффективность» в учебной программе Imperial College можно сделать вывод, что студентам предоставляют сравнительно поверхностные знания, однока возможность проводить лабороторные исследования вместе с сотрудниками крупных компаний компенсируеют недостаток теоритической подготовки. Считаем, что термин «компонент» не уместен в данном случае, так как студенты знакомяться с проблемой ресурсоэффиктивности лишь обзорно, поэтому следует говорить об ознакомительных лекциях на тему «Ресурсоэффективность» в программе обучения студентов Imperial College. Тем не менее, практическое применение полученных знаний дает студентам возможность познакомиться с методами и принципами ресурсоэффективных технологий, а также может стать началом их профессиональной деятельности.

В российских высших учебных заведениях компонент «Ресурсоэффективность» представлен следующим образом. В Московском институте стали и сплава (МИСиС) в одном из подразделений, Институте металлургии, экологии и качества на Кафедре металлургии стали и ферросплавов существуют следующие направления обучения: «Ресурсосбережение и экология в металлургии», «Вторичная металлургия черных и цветных металлов», а также «Защита окружающей среды и ресурсосбережение в металлургии»[4]. К сожалению, не представляется возможным проанализировать глубину изучения вопроса.

В Международном институте логистики ресурсосбережения и технологической инноватике основаном в 2006 г. на базе кафедры Логистики и экономической информатики, под патронатом ректора РХТУ, среди прочих была поставлена задача подготовить высококвалифицированных специалистов в области логистики ресурсосбережения, менеджмента высоких технологий и управления инновациями [5].

В РФ существует ряд научно исследовательских институтов, занимающихся вопросами ресурсоэффективности, например Институт Ресурсосбережения в Нижнем Новгороде, которые разрабатывают научно-практические рекомендаций по рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов и энергосбережению, активно взаимодействует с ведущими НИИ и КБ области, вузами, по широкому кругу вопросов ресурсопользования [6]. Считаем, что взаимодействие с организациями занимающимися практической деятельностью необходимо для высшей школы, так как только соединение теоритических знаний и практических навыком способно подготовить молодых специалистов к будущей работе.

В 2009 году Томский политехнический университет получил статус научно исследовательского, вошел в число двенадцати победителей и стал единственным томским вузом, получившим категорию «НИУ», и стал называться Национальным исследовательским университетом ресурсоэффективных технологий «ТПУ».

Основная цель ТПУ, стало и разработку технологий для ресурсоэффективной экономики и ориентированное на это кадровое обеспечение. В основу стратегии развития легли результаты инновационной деятельности вуза за последние три года. В число приоритетных направлений, активно развиваемых на базе университета входят: рациональное природопользование и глубокая переработка природных ресурсов, традиционная и атомная энергетика, альтернативные технологии получения энергии, нанотехнологии и пучково-плазменные технологии получения материалов с заданными свойствами [7]. В настоящее время компонент «Ресурсоэффективность» не входит в учебный план в чистом виде, однако студенты изучают темы, касающиеся экономного ресурсопользования в виде курса лекций.

В заключении отметим, что в современном мире рыночных отношений, требования предъявляемые к специалистам постоянно меняются в связи с непрекращающимся развитием технологий, научным прогрессом. Качество образования и профессиональной подготовки молодых специалистов зависит от многих факторов. Однако главным фактором является организация учебного процесса в высшей школе. «Университеты должны адекватно реагировать на вызовы внешней среды, переходить на инновационный путь развития, следовать за рынком, а в ряде случаев самим его формировать» [8]. Считаем, следует обобщить опыт зарубежных коллег и построить учебный процесс таким образом, чтобы «Ресурсоэффективность» изучалась студентами с разных сторон, как в теории, так и на практике. Поэтому считаем необходимо включить в образовательную программу большинства подразделений Томского политихнического университета компонент «Ресурсоэффективность». Естественно глубина изучения вопроса будет различаться в зависимости от профилирующих направлений, однако актуальность изучения данного компонента неоспорима, особенно в свете того, недавнего получения ТПУ статуса «национальноый исследовательский университет».

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры России" на 2009-2013 годы (тема: "Проведение научных лингво-педагогических исследований применения инновационных технологий в области языкового образования высшей технической школы"; ГК №14.740.11.1399)



Литература:

1. Программа создания и развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет ресурсоэффективных технологий «ТПУ» на 2009-2018 годы. – Томск, 2009. – с.2.

2. http://www.manchester.ac.uk

3. http://www3.imperial.ac.uk/

4. http://misis.ru/

5. http://moodle.milrti.ru/

6. http://nnov-gorod.ru/firmy-Novgoroda/institut-resursosberezheniya.html

7. http://www.tpu.ru/

8. Менеджмент качества в ВУЗе./ Под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – с. 15.

Основные термины (генерируются автоматически): неделя обучения, ресурсоэффективных технологий, 1ая неделя обучения, Imperial College, ресурсоэффективных технологий «ТПУ», 2ая неделя обучения, 3я неделя обучения, 7ая неделя обучения, 11я неделя обучения, 13я неделя обучения, логистики ресурсосбережения, российских высших, термин «компонент», образовательной парадигме, обучения студентов imperial, отсутствием традиций ресурсосбережения, образовательной парадигме зарубежных, институте логистики ресурсосбережения, разработку ресурсоэффективных технологий, существующих технологиях ресурсосбережения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle