Библиографическое описание:

Киселев С. А. К вопросу о развитии экологических знаний в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 105-107.



Ключевые слова: безопасность, экологическая безопасность, формирование знаний, образовательный стандарт, экологическая культура.

Одним из важных направлений, декларируемых в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», определена экологическая безопасность. Нарастание экологических угроз проявляется многообразными непоправимыми последствиями — деградацией почв, истощением энергетических ресурсов, увеличением риска и тяжести техногенных аварий и катастроф, увеличением уровня заболеваемости и смертности людей, увеличением загрязнений и изменениями климата и другими чрезвычайными ситуациями.

В настоящее время проблема обеспечения экологической безопасности, как по своим масштабам, так и по своему значению занимает одно из центральных мест в системе национальной безопасности страны [4,7].

Актуальность экологических проблем для современного общества не вызывает сомнений. Вопросы обеспечения экологической безопасности широко освещаются в средствах массовой информации, все чаще становятся предметом дискуссий и ток-шоу. Нельзя не согласиться, что, «сфера обеспечения экологической безопасности в настоящее время стала системообразующим фактором жизни общества» [3].

Значимость формирования новой нравственности подрастающего поколения, базирующейся на идеях гуманизации, личностного и деятельностного подхода, экологизации образования, нашло отражение в материалах Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). В перечне личностных результатов обучаемого как важная задача определяется:

— «формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

— формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях» [6].

Очевидно, что «формирование оптимальной стратегии взаимодействия человека и окружающей среды есть сверхзадача образования» [3], выполнение которой невозможно без направленности процесса обучения и воспитания на формирование экологически ответственного поведения.

Вместе с тем, анализ педагогических исследований показывает, что вопросы методической деятельности по формированию экологического сознания и экологической культуры молодого поколения требуют пристального внимания ученых и практиков.

Ряд авторов [1,3,4,5] отмечают недостаточный уровень экологического мышления, основанного на знании законов экологии и новой экологической этики. Необходимо оптимизировать процесс познания новых экологических моральных ценностей и норм, трансляции экологических знаний, необходимых для выживания человечества вместе с природой Земли.

Может ли решение подобных задач входить в сферу педагогической деятельности учителя курса «Основы безопасности жизнедеятельности»? Несомненно, да.

Экологическую культуру следует рассматривать как компонент культуры общества, направленный на экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром (природной и социальной средой, людьми, самим собой).

В понятии экологическая культура выделяют следующие компоненты:

— когнитивный (знаниевый)– наличие информации, знания об основных экологических закономерностях, проблемах и задачах;

— мотивационный — осознание необходимости и готовность к деятельности, направленной на поддержание экологического равновесия окружающей среды;

— операционный — наличие умений, позволяющих действовать экологически целесообразно;

— социально-деятельностный — навыки экологически направленной деятельности, практическое использование экологических знаний и умений [5].

Следовательно, на первый план выступает содержательно-знаниевый компонент.

Очевидно, что школьники обладают некоторыми знаниями в области безопасности жизнедеятельности. Прежде всего, житейскими знаниями, основанными на здравом смысле и обыденном опыте. Такие знания отражают только внешние стороны процессов и явлений, являются неполными, неосознанными, зачастую противоречащими научному знанию.

Научные знания характеризуются осмыслением информации, фактов в системе научных понятий в области безопасности жизнедеятельности, что позволяет ученику оперировать знаниями, объяснять факты, видеть взаимосвязь между явлениями и предметами и, в конечном итоге, осознанно проектировать свою деятельность.

В этой связи представляется значимым разработка научно — обоснованной методики развития знаний по экологической безопасности в школьном курсе дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». В программах различных авторов по ОБЖ отводится незначительное место для изучения вопросов экологической безопасности. В некоторых программах вообще отсутствуют темы по экологической безопасности. Вместе с тем, многие вопросы безопасности, так или иначе, связаны с изменениями окружающей среды, с усилением действия негативных факторов вследствие чрезвычайных ситуаций и природных, и техногенных, и социальных. Учитель безопасности жизнедеятельности должен видеть такие взаимосвязи, включать в содержание урока элементы экологической безопасности.

Учитывая актуальность проблемы, представляется целесообразным выделить основные содержательные линии по экологической безопасности, которые могут быть реализованы в курсе ОБЖ.

1. Основы экологической безопасности:экологическая опасность; экологический риск; экологическая проблема; факторы, источники и последствия экологической опасности; экологическая безопасность; угрозы экологической опасности; чрезвычайные ситуации экологического характера; нормативно-правовые документы по экологической безопасности.

2. Экологическая безопасность окружающей среды:виды загрязнений окружающей природной среды; предельно-допустимая концентрация загрязняющих веществ; качество среды обитания; критерии оценки качества среды обитания; охрана окружающей среды; антропогенная нагрузка на состояние окружающей среды

3. Экологическая безопасность и здоровье человека:экологическая обстановка региона; мероприятия, проводимые по защите здоровья населения; основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность человека; влияние абиотических, биотических и антропогенных факторов на здоровье человека

Необходимым условием экологизации содержания обучения безопасности жизнедеятельности является совершенствование системы экологического образования и подготовки педагогических кадров. Проведенное исследование [6] выявило необходимость усиления знаниевого компонента, совершенствования мотивации в подготовке студентов — будущих преподавателей Основ безопасности жизнедеятельности. Были определены необходимые направления решения этой проблемы: расширение содержания экологической направленности; разработка и введение курсов по выбору, направленных на формирование экологической культуры студентов гуманитарных специальностей [6, 7].

На кафедре методики обучения безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» разработан и успешно реализуется курс по выбору «Основы экологической безопасности». На занятиях студенты рассматривают основные направления экологической безопасности; обсуждают проблемы экологической безопасности своего региона. В программу курса введены и профессиональные педагогические аспекты — выявление возможности в применении знаний в области экологической безопасности в будущей учебной и профессиональной деятельности; развитие умений самостоятельно приобретать знания в области экологической безопасности.

Таким образом, процесс подготовки студентов педагогического вуза имеет специфические особенности, которые заключаются в следующем:

— повышение уровня образованности в области экологической безопасности за счет усиления теоретического обучения;

— включение в процесс подготовки форм и методов обучения, активизирующих овладение студентами различными видами предметно-практической деятельности;

— необходимость развития коммуникативных качеств у студентов в процессе сочетания групповых и индивидуальных форм обучения.

В заключение следует отметить, что решение задачи общего образования в формировании нового экологического мышления у школьников требует более полной разработки проблемы развития знаний учащихся в области экологической безопасности. Вопросы экологической безопасности должны органично входить в содержание школьного курса ОБЖ, распределяясь по темам и по классам. Изучение возможностей формирования знаний по экологической безопасности у школьников, разработка методики их развития являются задачами нашего дальнейшего исследования.

Литература:

  1. Бондарева С. В., Киселев С. А. Развитие экологической культуры школьников на уроках ОБЖ. /Молодой ученый. -2015. — № 6.4 (86.4). — с.7–10.
  2. Бочарова К. А., Платонова С. А. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся. /Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика. Сб. научных статей, 28 ноября 2015г., г. Южно-Сахалинск. С.31–32.
  3. Гришаева Ю. М. «О роли экологического образования в становлении профессиональной компетентности специалиста». /Вестник МГОУ Серия педагогика, 2014 № 1. С.11–16.
  4. Емелина Т. В. Воспитание экологической культуры школьника: проблемы и решения / Т. В. Емелина // Экология и безопасность в техносфере: современные проблемы и пути решения — Томск: ГОУ ВПО ТПУ, 2014. — С. 201–203.
  5. Киселева Э. М., Гаврилова Л. А. Возможности курса основы безопасности жизнедеятельности в формировании знаний по экологической безопасности школьников./ Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2013. № 5 (34). С. 97–101.
  6. Попова Р. И., Киселева Э. М. Проектирование содержания магистерской программы «Экологическая безопасность». Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2012. № S. С. 147–149.
  7. .Соломин В. П., Станкевич П. В. Формирование содержания специализированных магистерских программ в области экологической безопасности. — Вестник Международной Академии наук (Русская секция), 2009. Специальный выпуск.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N1897. [Электронный ресурс] http://window.edu.ru/resource/768/72768
Основные термины (генерируются автоматически): экологической безопасности, безопасности жизнедеятельности, области экологической безопасности, экологической культуры, обеспечения экологической безопасности, «Основы безопасности, области безопасности жизнедеятельности, обучения безопасности жизнедеятельности, окружающей среды, «Основы безопасности жизнедеятельности», проблемы экологической безопасности, вопросов экологической безопасности, элементы экологической безопасности, экологической безопасности должны, экологической опасности, направления экологической безопасности, национальной безопасности, экологическая безопасность, экологической культуры соответствующей, экологической культуры молодого.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов