Автор: Одгэрэл Буяндэлгэр

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (29) июнь 2011 г.

Библиографическое описание:

Одгэрэл Б. Акцентуации характера и тревожность монгольских студентов в сравнений с российской выборкой // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 99-100.

По определению К. Леонгарда, акцентуация означает чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, пограничную с психопатиями. Однако последних акцентуации отличаются тем, что отсутствует однозначная определенность их проявления во всех без исключения ситуациях взаимодействия человека с миром: поведение человека остается вариабельным как в пространстве, так и во времени. В нашем исследовании дается трактовка акцентуаций характера, соотнесенная с десятью показателями, предложенными К. Леонгардом: гипертимность, проективность (возбудимость), эмоцентричность (эмотивность), дистимность, невротичность (тревожность), интроективность (экзальтированная), циклотимность, паранойяльность (застревающая), ригидность (педантичная), демонстративность (вытеснения) [3]. Данная классификация относится в основном к взрослым людям и, на наш взгляд, поможет нам получить первичную информацию, позволяющую видеть абрис характера в основных его чертах у лиц, готовящихся функционировать в сфере «человек-человек».

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения [1.673]. Исследования тревожности направлены на различение: а) тревожности ситуативной – связанной с конкретной внешней ситуацией; б) тревожности личностной – стабильного свойства личности. Под ситуативной тревожностью мы понимаем реакции человека на различные, чаще всего социально-психологические, стрессоры. Это выражается, как правило, в ожидании негативного к себе отношения, угрозы престижу и самоуважению. Если личностная тревожность выступает как черта, как наиболее устойчивая склонность человека воспринимать угрозу своему Я и характеризует прошлый опыт индивида, то ситуативная тревожность рассматривается как состояние в ситуации здесь и теперь [2.95].

Если допустить, что акцентуированные черты характера есть защитные программы поведения, то они должны сопровождаться высоким уровнем тревожности как ситуативной, так и личностной.

Нас главным образом интересовало, как взаимосвязана тревожность ситуативная и личностная с акцентуациями характера.

Для решения этой задачи мы использовали методики изучения ситуативной (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) И.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина, характерологического опросника К. Леонгарда – Г. Шмишека.

Данные опроса после соответствующей математической обработки представлены нами в таблице 1.

Таблица 1

Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена акцентуации характера и уровней тревожности монгольских студентов

Характер

тревожности


Акцент характера

Ситуативная

(СТ)


Личностная

(ЛТ)

1. Гипертимическая

-0,150**
0,001
-0,166**
0,000

2. Проективная

(возбудимая)

-0,206**
0,000
-0,104*
0,020

3. Эмоцентрическая

-0,148**
0,001
0,054
0,227

4. Дистимическая

0,061
0,172
0,222**
0,000

5. Невротическая

0,053
0,236
0,273**
0,000

6.Интроективная (экзальтированная)

0,029
0,519
0,236**
0,000

7. Циклотимическая

0,111*
0,013
0,390**
0,000

8.Паранойяльная (застревающая)

0,190**
0,000
0,423**
0,000

9. Ригидная

(педантичная)

-0,049
0,279
0,086
0,054

10.Вытеснения (демонстративность)

-0,126**
0,005
-0,003
0,955

Данные, представленные в таблице, обнаруживают некоторую закономерность: низкая ситуативная тревожность присуща гипертимической (-0,150 при p<0,01), проективной (-0,206 при p<0,01), эмоцентрической (-0,148 при р<0,01 ), демонстративной (-1,126 при p<0,01) акцентуациям, кроме циклотимической (0,111 при p<0,05), паранояйльной (0,190 при p<0,01). Чем ниже тревожность, тем выше акцентуация. По-другому, чем выше акцентуация (циклотимическая и паранояйльная), тем выше ситуативная тревожность.

Отрицательная корреляционная связь обнаружена между личностной тревожностью и акцентуациями (гипертимическая -0,166 при p<0,01; проективная -0,104 при p<0,05). Чем выше акцентуация, тем ниже личностная тревожность. Личностная тревожность положительно связана с акцентуациями: дистимическая (0,222), невротическая (0,273), интроективная (0,236), циклотимическая (0,390), паранояйльная (0,423). Чем выше проявляется акцентуация, тем больше личностная тревожность монгольских студентов.

Российским студентам (исследование С.Н. Морозюк) с высоким уровнем развития эмоцентрической, дистимической, невротической, циклотимической, паранойяльной и ригидной акцентуации свойственна высокая ситуативная тревожность как реакция на различные социально-психологические и др. стрессоры. Иначе говоря, они всегда реагируют повышением тревожности на новые ситуации.

Российские студенты с высоким уровнем развития гипертимической акцентуации реагируют в подобных ситуациях снижением тревожности.

Личностная тревожность как черта, как наиболее устойчивая склонность человека воспринимать угрозу своему Я, присуща невротической акцентуации, интроективной, циклотимической, паранойяльной, ригидной и акцентуации вытеснения у женщин и невротической, интроективной, циклотимической и паранойяльной у мужчин.

Гипертимической акцентуации личностная тревожность не свойственна [4.205-208].

***

В результате исследования была обнаружена следующая закономерность: положительная связь акцентуации характера (циклотимическая и паранояйльная) и тревожности (ситуативная и личностная) выявлена у российских и монгольских студентов. Российском и монгольском студентам с высокой интроективной акцентуацией, присуща личностная тревожность. То есть, чем выше акцентуации характера, тем выше тревожность. Наряду с этим, выявлена отрицательная связь между гипертимической акцентуацией и ситуативной, личностной тревожностью не только у российских, но и у монгольских. Чем более выражена гипертимическая акцентуация, тем меньше тревожность.

Между другими показателями выявленная взаимосвязь неоднозначна.


Литература:
  1. Большой психологический словарь. – 4-е изд., расширенное / Сост.и общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. С.811.
  2. Ж.ВПЛ, №6,1978,с.95

  3. Леонгард К. Акцентуированные личности. – 2-е изд.стер. – Выща шк. Головное изд-во, 1989.с.375.

  4. Морозюк С.Н. Саногенная рефлексия, акцентуации характера и эффективность учебной деятельности. Дисс... док психол. наук. М., 2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle