Библиографическое описание:

Балалиева О. В. Социально-педагогическое партнерство: историко-генетический анализ становления // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 124-127.

Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития дошкольного образования, так и сложные проблемы, требующие решения: обеспечения качества образования, как главной задачи российской образовательной политики, а так же привлечения социально-педагогических сил в дошкольное образование как одного из факторов развития образовательной среды дошкольных учреждений.

Для выяснения сущности социально-педагогического партнерства остановимся на философско-методологических подходах к осмыслению развития идей о взаимодействии, так как в фундамент социально-педагогического партнерства было заложено понятие «социальное взаимодействие».

Значительный вклад в разработку учения о взаимодействии как основополагающей категории, о всеобщей связи явлений и объектов был внесен И. Кантом (1724-1804). Прежде всего, связывая взаимодействие с практикой («опытом»), Кант выводит «закон взаимодействия». «Все субстанции, поскольку они могут быть восприняты в пространстве как одновременно существующие, находятся в полном взаимодействии».

Следующим этапом в постижении сущности взаимодействия как категории философии стали работы Гегеля. В.Ф. Гегель (1770-1831) рассматривал взаимодействие как самостоятельное явление и как категория. Вся диалектика Гегеля исходит именно из взаимодействия: «Диалектикой мы называем высшее разумное движение, в котором такие кажущиеся безусловно раздельными (моменты) переходят друг в друга благодаря самим себе, благодаря тому, что «они суть, и предположение (об их раздельности) снимается».

Стоит уточнить, что к середине XIX в. понятие «взаимодействия» становится достоянием оформляющейся в то время социологии как самостоятельной отрасли науки. В русле этих высказываний О. Конт (1788-1857) одним из первых начал рассматривать общество по аналогии с биологическим организмом, подчеркивая его целостность и взаимозависимость его частей. По Конту, существование самого общества основывается на выработке согласия и обеспечении преемственности. Более очевидно, что Конт исходит из идеи взаимодействия.

Подобные подходы обнаруживаются и в работах К. Маркса, который понимает общество как «продукт взаимодействия людей» [4,c.21-25].

Среди специфических воспитательных парадигм выделяется социально-педагогическая парадигма Пауля Наторпа (1854-1924), который рассматривал социальную педагогику как направление интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Наторп считал, что человек становится человеком только благодаря человеческой общности и утверждал, что отдельный человек, без учета его теснейшего взаимодействия и взаимного влияния с другими людьми, есть просто абстракция. Человек становится «мудрым», т.е совершеннолетним и, следовательно, воспитанным, не иначе, как через общение, в общении [2, c.50].

Формирование общей концепции в осмыслении взаимодействия вовсе не означает полного сходства взглядов ученых на это явление.

Одни ученые трактуют взаимодействие наиболее обобщенно: как объективную, универсальную, проявляющуюся основу всего сущего, поэтому в качестве определяющего, раскрывающего понятия используется процесс.

«Взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга , их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого» [8, c.81].

«Взаимодействие – понятие для обозначения воздействия вещей друг на друга, для отображения взаимосвязей между различными объектами...» [6, c.74] .

Далее хотелось бы отметить, что образовательная ситуация первой половины XX века имела свои характерные черты, которые во многом и определили направления развития педагогических взаимодействий в этот период. Традиционный подход в организации обучения и воспитания продолжал закрепление и усиление субъектно-объектных отношений учителя и учащегося. Богатая экспериментальная образовательная практика подкреплялась новейшими изысканиями в психологии, физиологии, конкретной социологии, что в итоге определяло гуманистическую направленность развития педагогических взаимодействий, становления социально-педагогического партнерства как явления.

На основе широкой практики воспитания и обучения детей под руководством С.Т. Шацкого проводилась большая исследовательская работа, разрабатывались вопросы организации, содержания и методов новой школы, семьи и общественности.

Многие исследователи реформаторской педагогики послужили основой для развития коллективистской, коммунарской методик воспитания. Таким новационным (реформаторским) опытом воспитания стала педагогическая система А.С. Макаренко (1888-1939). Подкрепляя на практике педагогическую систему, Макаренко детально прорабатывал технологические аспекты воспитательного процесса: развитие системы самоуправления, рост общественной «активности», «принцип параллельного действия» в системе педагогических взаимодействий; разработку системы внутриколлективных зависимостей и т.п. [4. c.61].

Существенное влияние на развитие идей социального партнерства оказала деятельность В.Н. Сорока-Росинского в детской трудовой коммуне, где дети и воспитательный персонал составляют тесную группу содружественного творчества. «Для полного слияния работ школы и детского сада и единого педагогического воздействия необходимо установить тесную организационную связь детского дома и школы»,- отмечает автор в своей статье «Детский дом». В.Н. Сорока-Росинский заостряет внимание на совместной работе педагогического коллектива школы и детского сада, на ее необходимости [7, c.148].

В целом для периода советской педагогики 1920 - 30-х гг. был характерен поиск новых подходов в построении педагогических взаимодействий, установлении социального партнерства, которые бы соответствовали изменившемуся после Октябрьской революции пониманию роли образования в развитии государства.

Поиски в области развития педагогических взаимодействий в отечественной педагогике были приостановлены почти на полтора десятка лет войной и послевоенным восстановлением. Однако, уже в конце 50-х начале 60-х гг. построение педагогических взаимодействий, ориентированных на гуманистический характер, просматривался в практике советской педагогики.

Одним из ярких примеров этой тенденции является организация и жизнедеятельность Павлышской школы под руководством В.А. Сухомлинского (1918-1970). Он отдавал себе отчет в том, что «детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь».

Основа его педагогической системы построена на осознании многоаспектности педагогических взаимодействий, которые понимаются им

1)как неразрывное единство учебного и воспитательного начал;

2)создание условий для разностороннего взаимодействия педагогического и детского коллективов;

3)формирование единого воспитательного коллектива, где учительский и ученический коллективы являются обобщенными субъектами воспитания;

4)расширение сферы воспитания от школьного до семейно-школьного, общественного (социального) воспитания детей и подростков;

Система организации жизнедеятельности, предложенная Сухомлинским, способствовала гуманистическому осмыслению педагогического процесса.

В поиске новых форм родился опыт так называемого содружества школы и производства. В конце 60- х годов он был проанализирован в работах И.Б.Первина, А.Т.Куракина, Н.Д. Шуровой, П.Г.Година. Сопоставление полученных тогда результатов с опытом взаимодействия современных школ и их базовых предприятий дает возможность уловить тенденции дальнейшего развития. В силу благоприятных условий (наличие крупного производства и сложившихся на его базе сплоченных, социально-зрелых трудовых коллективов, заинтересованное отношение руководителей предприятий и органов народного образования, помощь и поддержка партийных органов, наличие энтузиастов-педагогов и общественников) были разработаны и реализованы на практике модели взаимодействия коллективов школы и промышленного предприятия (Свердловская область), школы и сельского хозяйственного производства (Ставропольский край). Сложившаяся в 60-70-е годы модель взаимодействия школы с производственным коллективом должна уступить место другой модели. Стержнем ее должны стать трудовые связи школы и предприятия. Эти связи инструментируются как связи партнерства, сотрудничества, когда школа и производство выступают на паритетных началах в решении тех или иных задач, заключают между собой договора, проверяют их выполнение.

Педагогическое взаимодействие как самостоятельное понятие входит в научный оборот уже с конца 1960-х гг, хотя часто заменяется уточняющимися синонимами: взаимосвязь, сочетание и т.д. Поначалу подходы к взаимодействию разрабатывались преимущественно в области теории обучения (работы С.П. Баранова, М.А. Данилова, И.Я. Лернера, В. Оконя, М.Н. Скаткина и др.) и характеризуют взаимосвязь абстрактных, научно-теоретических понятий. Но уже в 70-х гг прошлого века акцент в понимании педагогического взаимодействия начинает смещаться из области теоретических построений в практику, точнее, в сферу воспитательной работы. В этот период появляются сборники педагогических научно-практических трудов: «Взаимодействие коллектива и личности в практике коммунистического строительства», «Социально-педагогические проблемы взаимодействия школы и базового предприятия» и т.п. В этот период в педагогических публикациях начинает развиваться направление, связанное с «воспитательными взаимодействиями», «воспитательными системами школы» ( В.А.Караковский, Л.И.Новикова, В.Д.Семенов, Н.Е.Щуркова и др.) [4, c. 73-74].

В 80-х гг в отечественной педагогике оформилось новое направление - педагогика сотрудничества, партнерства. Воплощенное в деятельности педагогов-новаторов ( Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П.Иванов, Е.И.Ильин, В.Ф.Шаталов и др.), это движение давало возможность эффективных и конструктивных взаимодействий педагога и ученика в учебной деятельности.

Таким образом, изыскания в области образования XX-XXI вв. могут быть отмечены как значимый этап в становлении педагогики взаимодействий. Поэтому актуальной потребностью развития отечественной педагогики является освоение новых форм педагогических взаимодействий, адаптация и коррекция их с учетом специфики образовательного учреждения.

В конце 80-х -начале 90-х гг. необходимость преодоления разрыва между теоретическими изысканиями и реальной практикой образования, т.е. в области педагогических взаимодействий уже ощущается.

Так в учебнике « Педагогика» (1988) под редакцией Ю.К.Бабанского, где впервые было указано, что « взаимная активность, сотрудничество педагогов и воспитуемых в процессе их общения в школе наиболее полно отражается термином педагогическое взаимодействие» [1, c.29]. Эта фраза стала своего рода отправным пунктом научного и практического освоения педагогического взаимодействия как явления.

А.В.Мудрик во «Введении в социальную педагогику» (1997) посвящает взаимодействию отдельную главу. В наиболее общем виде, по его мнению, «взаимодействие можно рассматривать как организацию совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющую им реализовать какую-либо общую для них работу». Основу взаимодействия в социальной педагогике, согласно педагогическому подходу А.В.Мудрика, составляет личностный подход, который, являясь базовой ценностной ориентацией педагога, определяет «стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений».

В учебном пособии «Педагогическая поддержка ребенка в образовании» (2006) предлагается изучать взаимоотношения и взаимодействия ребенка и взрослого в рамках таких взаимосвязанных друг с другом явлений, как: защита, помощь, поддержка, сопровождение, партнерство.

Партнерство является предметом изучения и вспомогательным средством во многих сферах деятельности человека и рассматривается как процесс взаимодействия, существующих между участниками какой-либо совместной деятельности.

Н.Н. Хридина называет партнерство – формой организации компании, фирмы, которая создается на основе договора между партнерами, в котором оговариваются их права, обязанности, ответственность и т.д.

По мнению П.Н. Третьякова: социальное партнерство - это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений, мера консенсуса их потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципах социальной справедливости.

В.А. Михеев считает социальное партнерство цивилизованной системой общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящаяся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления на основе договоров, соглашений, компромисса, консенсуса по актуальным проблемам экономической, социально-политической жизни [5, c.237].

Основой понятия «социальное партнерство» выступает конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Так, в исследовании О.Д.Никольской социальное партнерство в сфере дошкольного образования рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов участников этого процесса.

Для нас значимо психолого-педагогическое наполнение термина «социальное партнерство». Л.Г. Гуслякова рассматривает социальное партнерство как один из видов социальной технологии. По мнению автора, диалог как метод социальной работы – это процесс взаимодействия социального работника и клиента, который выступает в форме социального партнерства, направленного на предотвращение и разрешение социальных конфликтов.

В контексте проводимого нами исследования заслуживает внимание позиция Александровой Т.И, которая дает определение социальному партнерству в системе образования как процессу взаимодействия, при котором представители различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования, организуют совместную деятельность для повышения эффективности данного взаимодействия.

Мы будем понимать под социально-педагогическим партнерством процес взаимодействия ДОУ с представителями различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере дошкольного образования, с целью развития образовательной среды и повышению эффективности данного взаимодействия.

В трудах Арнаутовой Е.П., Дороновой Т.Н., Даниловой Т.И., Ивановой В.М., Никольской О.Д. и многих других исследователей были разработаны новые подходы к реализации социально – партнерских отношений в ДОУ, формы и направления их практической реализации.

Исследователи предлагают свои формы и методы активизации позиций родителей в воспитании детей, в сотрудничестве с детским садом, разработали свои структурно- функциональные модели данного взаимодействия. Наиболее разработанными в системе партнёрства представляются технологии социально-психологической работы представителей дошкольного образования с семьей, опирающиеся на отечественный опыт семейной терапии (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.), семейное консультирование (Ю.А. Алёшина, А.А. Бодалев, А.И. Луньков и др.)

В современных условиях особая роль уделяется управленческому мастерству. Перед руководителем образовательного учреждения стоят задачи динамичного развития содержания воспитательно-образовательной работы, повышение ее эффективности и качества. В условиях ограниченного финансирования деятельности ДОУ, приводящего в ряде случаев к невозможности для детских садов решать свои текущие вопросы хозяйственной деятельности и материального стимулирования работников, огромную практическую значимость приобретают знания руководителями ДОУ законных способов привлечения внебюджетных финансовых материальных средств: использование благотворительной деятельности граждан и организаций, заключение договоров дарения, пожертвования и принятия наследства по завещанию [3, с.87].

Итогом становления социально-педагогического партнерства как явления будет считаться:

*Привлечение в образовательный процесс ДОУ большего количества социально-педагогических партнеров;

*Интеграция усилий всех социально-педагогических партнеров с целью развития образовательной среды дошкольного учреждения;

*Оптимизация совместной деятельности с представителями различных социальных структур: педагогические вузы, общеобразовательные школы, психолого-медико-педагогические комиссии, детские поликлиники, культурные центры, спортивные организации, дошкольные образовательные учреждения, общественные организации, депутатский корпус и др.;

*Обеспечение учета требований работодателей к качеству образования дошкольников и к содержанию подготовленности педагогов ДОУ;

*Упрощение процедуры корректировки старых и разработки новых методических материалов и образовательных программ, отвечающих требованиям государственного образовательного стандарта.


Литература:

1.Бабанский Ю.К. Педагогика: учеб. пособие [Текст] / Ю.К.Бабанский.- М.: Просвещение, 1988.-386с.

2.Доценко И.Г. Социально-педагогическая деятельность: от классики до современности [Текст] / И.Г.Доценко // Педагогика .-2009.-№ 1.-С.50-54.

3.Казакова И.Н. Привлечение внебюджетных средств в ДОУ: пособие [Текст] / И. Н.Казакова. -М.: ТЦ Сфера, 2006.- 144с.- ( Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

4.Коротаева Е.В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа: моногр. [Текст] / Е.В.Коротаева.- Екатеринбург: УрГПУ, 2007.-276с.

5.Михеев В.А. Основы социального партнёрства: теория и политика: учеб. пособие [Текст] / В.А.Михеев. - М.: Экзамен, 2001.-448с.

6.Слободчиков В., Громыко Ю. Российское образование: перспективы развития [Текст] / В. Слободчиков, Ю.Громыко // Директор школы - 2000.- № 2.

7.Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения [Текст] / В.Н.Сорока- Росинский.- М.: Педагогика, 1991.- 238с.

8.Фролова И.Т. Философский словарь [Текст] / И.Т.Фролова. - М.: Политиздат, 1981.-365с.

Основные термины: педагогических взаимодействий, развития педагогических взаимодействий, социально-педагогического партнерства, педагогического взаимодействия, дошкольного образования, развития образовательной среды, взаимодействия школы, становления социально-педагогического партнерства, социальное партнерство, процесс взаимодействия, социального партнерства, разностороннего взаимодействия педагогического, понимании педагогического взаимодействия, постижении сущности взаимодействия, освоения педагогического взаимодействия, взаимодействия коллективов школы, системе педагогических взаимодействий, сфере дошкольного образования, построении педагогических взаимодействий, процес взаимодействия ДОУ

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle