Библиографическое описание:

Энхмаа Б. История профориентационной работы учащихся в общеобразовательной средней школе Монголии // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 143-146.

Рассматривается опыт Монголии по организации профориентационной работы учащихся в средней школе. Сформулированы рекомендации по совершенствованию профориентационной работы в школе с учетом особенностей обучения школьников.

Ключевые слова: потребность профессии, профессиональная ориентация, профессиональное обучение; опыт Монголии

Вопрос о сознательном выборе направления будущей работы, труда и профессии с  учетом интересов, потребностей, способностей, умственных и физических особенностей при помощи профессионалов-педагогов имеет значение не только для конкретного индивидуума, но для развития страны в целом.

            Ценность XXI  века определяется самим человеком и человеческим ресурсом. Она включает такие понятие как правильный выбор профессии, быть хозяином своей профессии и профессионалом, обладать способностью интеграции.

            Опыт работы общеобразовательных школ развитых стран мира и традиция самих монголов в этой области показывает, что надо и возможно претворять эту работу в детстве и школьном возрасте, то есть в начальной стадии человеческой жизни.

            Общеобразовательные школы имеют цели и направления, наряду с предоставлением начального и среднего образования, внести соответствующий вклад в дело творческого, окупаемого себя (оправдывающего) характера и профориентационного направления. Вкратце, работу по профориентации можно понимать как систему методов и деятельности, направленную на ознакомление детей и молодёжи с профессиональным миром и оказание им помощи в правильном выборе профессий.

История профориентационной работы учащихся в общеобразовательной средней школе Монголии

Монголы придают особое значение труду и работе, и это подтверждается пословицей, которая гласит «Работа помогает стать человеком, перевал помогает стать скакуном». И хотя в Монголии существует не так много традиций оседлого образа жизни, трудовые, сервис и профессиональные рамки в какой-то мере присутствуют в управлении государственными и военными делами, в пределах сельскохозяйственного (скотоводческого) производства и умственной жизни. Примером, который вытекает из простой жизни, монголов может служить следующая пословица. Монголы, когда сватаются, говорят «У нас есть тот, кто охотится за оленем, а у вас есть тот, кто шьёт из соболя», что показывает произошедшее разделение труда между мужчинами и женщинами.

Выдающийся монгольский педагог Ч. Дандаа в своем произведении «Эрдэнэт толь» писал «Если кто показывается мудрым, то его обучить как можно правилам аристократии и писания, а если нет, то его учить делу ремесленника и торговли. Мудрого также нужно учить военному делу. А тому, у кого мало мудростей, учить науке жизни (как жить). Вообще отец должен воспитать детей в зависимости от их способностей и призвания. И главное заключается не в том, сколько знаний получил, а в том, чтобы полученное знание помогало ему жить так, чтобы быть хорошим и честным человеком» [1, c.31].

Некоторые исследователи выяснили, что простой монгольский пастух выполняет около 2000 работ. Поскольку труд пастуха имеет такую многогранность, то естественно что его знание, опыт и ментальность должны быть разнообразными. Хотя пока не установлено что труд пастуха является профессиональным делом, на самом деле пастух по крайне мере выполняет работы, которые могут сделать его настоящим специалистом в 2-3 областях. Как не признать монгольского пастуха специалистом, который знает анатомию и физиологию 5-ти разновидностей своего скота не хуже любого ветеринара, различает упитанность животных и самостоятельно выполняет работы по разведению, селекции и ветеринарии, определяет подземные воды для колодца, которые находятся в глубине ниже 3-4 метров сухой земли по признакам травы и биосреды, и всегда находит подходящую теплую точку для зимовки скота [2, c.175].

В первых постоянных изданиях Монголии 1913 и 1915 гг. таких как «Шине Толь» (Новое Зеркало) и «Нийслэл Хурээний бичиг» (Ургинская газета) печатались многие идеи о развитии экономики, об использовании богатства в недрах, о развитии взаимовыгодной торговли с другими странами, о развитии национальной промышленности.

Вопрос о быстром распространении в Монголии передовых достижений промышленности, техники и цивилизации Европы ставился на уровне государственной политики, начиная с 1920 гг. Для развития экономики страны, Первый съезд (Хурал) МНР (1924 г.) принял решение о распространении современных передовых методов в скотоводстве, о развитии промышленности по направлению использования богатства в недрах и переработки скотоводческого сырья [3, c.213-214].

Крупными промышленными предприятиями, которые были сданы в эксплуатацию в Монголии в 1930 гг. являются Улан-Баторская центральная ТЭЦ, Промкомбинат, Хатгалская шерстемойная фабрика. Первая автотранспортная организация – МонголТранс была создана в 1929 г. и сдана в эксплуатацию первая железная дорога. В 1924 г. была положена основа Монгольской авиации. Если посмотреть на эти вещи с высоты сегодняшних достижений, то они могли бы выглядеть мизерными, однако нельзя отрицать, что именно они составляли основу развития экономики и современной промышленности Монголии.

Процесс перехода населения Монголии к оседлой жизни был активизирован в 1959 – 60 гг. Это, с одной стороны, связано с индустриализацией страны и созданием многих организаций промышленного, сервисного и культурно-образовательного характера, а также здравоохранения в городах, аймачных центрах и местах посёлочного типа, с другой стороны – с коллективизацией хозяйств частной собственности.

В результате этой деятельности возникла необходимость профориентации учащихся в общеобразовательной средней школе Монголии. В соответствии с постановлением Совета Министров МНР от июня 1958 г., наряду с развитием системы Всеобщего среднего образования в Монголии, было положено начало организованной подготовки и обучения учащихся к жизни и труду. Например, среди прочего, были изданы указы об организованном участии в трудовой деятельности учащихся общеобразовательной средней школы в не учебное время и получении ими трудовых навыков. По учебному плану, утвержденному в 1959 г. Министерством Просвещения, 5,4% учащихся стали непосредственно получать трудовые навыки. Среди них были: 1 час – ручной труд в начальной школе, 2 часа – столярное дело и 2 часа – кузнечное ремесло в средних классах, 2 часа – изучение агротехники, зоотехники, машинного дела и электротехники в старших классах школы. Начиная с 1959 г., студенты и учащиеся стали участвовать в социально-выгодном труде в промышленности, на стройках и в сельском хозяйстве. С этого года начали работать лагеря трудового отдыха в школах Общего Среднего образования. Итак, к концу 1959 г. работа по связыванию обучения в школах Общего Среднего образования с жизнью и трудом достигла соответствующего уровня.

В 1962 г. было принято совместное постановление Совета Министров МНР и Центрального комитета МНРП «об укреплении связи школы и жизни и дальнейшем развитии системы народного образования». А в феврале 1962 г. Великий Народный Хурал утвердил закон по этому вопросу. В этом документе указано, «о всеобщем обязательном 8-летнем образовании, и о том, что 8-летняя школа является школой неполного, первичного всеобщего образования, труда и политехники, а также полное среднее образование дается вечерней средней школой и 11 летней общей средней образовательной, трудово-политехнической школой с профтехническим обучением». Совет Министров также утвердил в 1963 г. «правила 11 летней общей средней образовательной, трудово-политехнической школы с профтехническим обучением» и 3 правила о 8-летней и Всеобщей вечерней средней школе.

С целью претворения в жизнь закона об укреплении связи школы и жизни, Министерство Просвещения в декабре 1963 г. утвердило план обучения 8- и 11-летней школы. Исходя из местных условий, план обучения 11-летней школы имел 3 варианта: промышленный, сельскохозяйственный и промышленно-сельскохозяйственный.

Содержание профессионально-технического обучения состояло из:

1.      Подготовка теории и практики по специализации,

2.      Знание об общей технике,

3.      Творческий труд учащихся,

С 1963г. начал действовать первый в Монголии класс с математическим повышенным (углубленным и дифференциальным) обучением в Улан-Баторской школе № 2.

В 1964 г. по постановлению ЦК МНРП изменил 11 летнюю школу в 10 летнюю и были указаны в правилах 10-летней профтехшколы, что «...даёт учащимся профессиональную подготовку в той или иной области. В школе проходит обучение по 3- 4 профессиям». В результате, учащиеся, которые заканчивают 8 класс, обладали определенными навыками труда и становились готовыми перейти к профтехническому труду в разных областях народного хозяйства.

В 1964 году были созданы в Улан-Баторе 5 строительных профтехучилищ, которые стали первыми подобного рода училищами в стране. Эти были первые образовательные организации наряду с профориентацией учащихся во Всеобщих образовательных школах, и организовали специальное профтехническое обучение учащимся через ПТУ. В 1986 г. была утверждена ЦК МНРП тема «об улучшении системы образования», в ней был опубликован указ о сближении обучения в Общих образовательных и профтехнических школах с жизнью и профтех необходимостью, об оказании учащимся глубоких научно-технических знаний и профессионально-технической ориентации, о повышении уровня трудового и идейно-этического воспитания, о ранней подготовке детей и молодёжи к жизни и труду. В связи с этим, по совместному решению Государственного комитета труду и социальной защите, Центрального Совета Монгольского Профсоюза и Министерства народного просвещения 1987 г., выпускников 10 и 11 классов отправляли в промышленные и хозяйственные организации по специализации, где они проходили обучение и получали удостоверения по своей специализации и разряду. До сих пор не потеряло своего значения профтехобучение, которое проводилось на государственном уровне по 7 направлениям и по 112 профессиям народного хозяйства [4, c.41-51], включая строительство, производство стройматериалов, промышленность (топливно-энергетическая, горнорудная, обработка шкуры и шерсти), общественные услуги, транспорт и почтовая служба, сельское хозяйство.

«Закон об образовании МНР», который был утверждён в 1991 г., положил начало новому этапу обновления и перестройки в системе образования Монголии и определил основные принципы государственной политики образования. В 1995 г. Великий Государственный Хурал утвердил «Политику государства в области образования». ВГХ в том же году утвердил серию законов об образовании и о начальном, среднем и высшем образовании. В 1998 и 2000 гг. были сделаны изменения и дополнения в эти законы. Серия законов также были обновлены в 2002 г., а в 2006-2008 гг. были сделаны дополнения и изменения в эти законы. Так, например, в законе о начальном и среднем образовании 2006 г. указано, что «Общеобразовательной школой с профессиональным обучением является образовательная организация, которая совмещает обучение учащимся начального, базового, полного среднего образования с профессиональным обучением, т.е. проведение обучения по специальной программе по таким направлениям, как музыка, танцы,.... техника, технология с целью развития способностей учащихся». Также в законе отражены статьи о профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательных школах, включая первичное профессиональное образование по выбору учащегося и школы с повышенным изучением специальных предметов.

Современное состояние работы по профессиональной ориентации учащихся

в общеобразовательных школах

С переходом Монголии с 1990-х гг. в демократическое правление, рыночные или потребительские экономические отношения, произошли кардинальные изменения в образе жизни и занятости населения, профессионального потенциала и в выборе профессии, заново создались социальные страты, по сравнению с социальным состоянием до 1990-х гг. увеличились безработица и бедность, уменьшились человеческие и профессиональные резервы и их соотношение. В условиях изменений, которые произошли во всех сферах социальной жизни, включая, политику, экономику, социальные и культурные рамки, остро ставится вопрос о правильном выборе профессий для детей и молодёжи и подготовки специалистов. Большинство выпускников 10 и 11 классов, в результате психологической инерции «во что бы то ни стало вступить на следующий этап образования и понимание того, что получишь диплом высшего образования, будешь «жить хорошо»», основа, которая была положена во времена социализма (хотя это не такое уж плохое дело!), ринулись поступать только в высшие учебные заведения. В результате этих настроений и интересов, по состоянию 2009 г. в Монголии работают 148 университетов, институтов и колледжей!

По закону, который принят в 2002 году, Общеобразовательным школам разрешено проводить профессионально-техническое обучение и в классах с профессионально-техническим обучением ученики могут обучаться в соответствии с их потребностью и интересом. А по указу № 333 Министра образования, культуры и науки от 2002 года были утверждены рамочные правила по организации профессионально-технического обучения в общеобразовательных школах. В этих правилах профессионально-техническое обучение включает такие направления, как музыка, танцы, техника, технология и т.д. с целью развития способностей учащихся с малых лет и получения определенного знания и навыков по конкретным направлениям работы и специальностей. Также в правилах указаны требования, предоставляемые к преподавателям и материальной базе, средствам, которые будут проводить профессионально-техническое обучение, и о том, что техническая база, лаборатория и оборудование хозяйственных единиц, проводящих эти обучения могут быть использованы на договорной основе. Указано, что размер дополнительного времени/часов/, посвящаемые профессионально-техническому обучению должны быть не больше 5 часов в неделю. Профессионально-техническое обучение в общеобразовательных школах проводится по специальностям, выбранным из 15 направлений.

По информации доктора (Sc.D.) и профессора О. Пурева, по состоянию на 2002 г. в рамках программы развития социальной защиты для профессионально-технического обучения были выбраны всего 40 общеобразовательных школ, а в рамках программы развития образования – 22 общеобразовательных школ из столицы и 22 аймака и снабдили их 34 столярными, 23 кулинарными, 26 швейно-текстильными, 3 сварочными, 2 фермерными и 1 монтёрным, в общей сложности, 89 комплектами оборудования. А центры по проведению профессионально-технического обучения во всех аймаках и вновь созданные в Архангай, Гоби-Сумбер, Дундгоби, Хэнтий, Сэлэнгэ и Сухэ-Батор аймаках используются для профессионально-технического обучения.

                По состоянию на 2009 г., в целом по стране около 38000 учащихся обучаются в 60 центрах профессионально-технического образования, что становится важным шагом в подготовке профессиональных рабочих в секторах промышленности и сервиса. Это не означает, что в общеобразовательных школах нет необходимости проводить работу по получению профессиональной ориентации и по обучению специальностей первичного этапа. Из этого вытекает необходимость тщательного изучения взаимосвязи деятельности между работой по получению профессиональной ориентации в общеобразовательных школах и подготовкой профессиональных рабочих в центрах профессионально-технического обучения и проведения необходимой правовой, экономической и дидактической координации этой деятельности.

            Анализ состояния выбора учениками старших классов предметов для повышенного изучения и работы по профориентации этих учеников, который проводился в сентябре и октябре 2009 г. в рамках осуществляемого институтом образования проекта по получению профориентации ученикам старших классов общеобразовательных школ, показывает, что в целом по стране 33870 учеников 10 класса и 13421 учеников 11 класса выбирали предметы – монгольский язык-литература, иностранный язык, математика, история-обществоведение и естествоведение. А предварительные итоги в целом по стране, показали, что 3260 учеников 10 класса, 2685 учеников 11 класса направляются на обучение искусству и спорту, а также по 23 видам профориентационного характера [5, c.40-41].

Дальнейшая перспектива работы по профессиональной ориентации

 учащихся и вопросы, требующие решения

1.    Принимая во внимание, что работа по соответствующей профессиональной ориентации учеников и по долгосрочной подготовке умственных резервов общества является важным составом непрерывного образования детей и молодёжи и всего населения и рычагом, способствующим процессу перехода учеников от обучения к работе, следует в соответствии с законом об образовании правильно определить направления специализированного и повышенного обучения для старших школ, в том числе для старшеклассников, отдельно учитывая внутренние и внешние факторы такого обучения.

2.    При профориентации, выборе профессии необходимо учитывать такие факторы, как подход к профессии в зависимости от содержания, сущности, значения, престижа профессии и разницы в полах.

3.    При профориентации изучать психологическую особенность, динамику развития данного учащихся, их мотивацию и надобность профессии, особенность умственного развития/логика, разговорные и творческие способности и т.д.

4.    Изучать скорость и темп выполнения работы и традицию опыта монгольского человека в становлении хозяином своей профессии, миссию профессии (с точки зрения ценности).

5.    Осуществлять и развивать специализированное и повышенное обучение учащихся, основанное на их реальных способностях и интересах с целью подготовки кадров на будущее и умственных элит.

6.    Открыть и развивать специальные сектора и центры, ответственные за вопросы профориентации учащихся.

Выводы:

Проведенный анализ наглядно показывает, что распространение и развитие элементов западной цивилизации в Монголии, начиная с 1911 и 1921 гг., привело к созданию гражданских общеобразовательных школ и в связи с созданием в стране с конца 50-х годов XX века отраслей современной промышленности, сельского хозяйства и сервиса, стали уделять повышенное внимание вопросу профориентации учеников общеобразовательных школ и их подготовке к жизни. Итак, около 20 основных документов, которые изучены автором статьи по данной тематике показывают, что в 1963, 1971, 1982, 1986, 1987 гг. периода социализма, в 1991, 1995, 2001,2002,2006, 2007 гг. периода перехода к демократическому обществу было принято много важных решений по профориентации учеников, по получению квалификации и профессии, а также по подготовке учащихся к следующему этапу обучения и жизни. Меры, принятые государством по претворению в жизнь этих решений, приносят успехи и оправдывают себя.

В XXI веке людям без профессии становится невозможно трудоустроиться. Понятие профориентации учеников, конечно, отличается от понятия повышения квалификации. По нашему мнению, работа по профориентации является системой деятельности, которая оказывает помощь детям и молодёжи при правильном выборе профессии и профессионального труда. И в связи с этим, считаем необходимым создание центров, в которых в условиях демократических и рыночных экономических отношений, можно проводить пропаганду профессий и специальностей, имеющих значение для индивидуума и общества, давать личные консультации по профессиональному образованию, распространять информацию о зарубежных и отечественных центрах по профтехобучению и институтах, университетах и колледжах.

 

Литература:

  1. Ч. Дандаа Шастир «Зеркало мудрости». 1995. Улан-Батор; с.31
  2. История культуры Монголии (совместный труд). 1999., Улан-Батор; с.175
  3. История Монгольской Народной Республики.1969., Улан-Батор; с.213-214
  4. Общественно-творческий (созидательный) труд, профессионально-трудовое обучение (сборник постановлений и устава Монголии) Улан-Батор, 1988.; с.41-51
  5. О.Пурэв История профориентационной работы Монголии. //Профессиональное образование, 2010/03 (61),с. 40-41
  6. Закон об образовании МНР (1991, 1996, 2002, 2005,2006,2007)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle