Автор: Авазов Комил Холлиевич

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, февраль 2013)

Статья просмотрена: 8100 раз

Библиографическое описание:

Авазов К. Х. Cущность, задачи и содержание профориентационной работы в школе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 76-79.

Как указывает И.А. Хайдаров, профессиональная ориентация – это целенаправленный процесс деятельности педагогических коллективов школ по подготовке учащихся к осознанному выбору профессии [1,с.16]. И.А. Хайдаров подчеркивает, что «Со времени обретения независимости в Республике Узбекистан осуществляются меры по развитию системы непрерывного образования, повышению качества обучения и воспитания учащихся, созданию условий для подготовки молодежи к осознанному выбору профессии, будущей трудовой деятельности, адаптации к жизни в современном обществе» [1,с.15]. Автор указывает на фундаментальные идеи и инициативу Президента страны по коренному реформированию системы образования и созданию национальной системы подготовки кадров, которые легли в основу Национальной модели и программы по подготовке кадров[1,с.15].

Как утверждает К.Ишматов, профориентация – научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах народного хозяйства страны [2]. Профориентация в рыночных условиях – это прежде всего, трансформация структуры представлений молодого человека о его профессиональной карьере с опорой на реальность [2]. Как отмечают Ш.С. Шарипов, К.Давлатов, Г.С. Насриддинова, профориентация должна решать проблемы не только «кем быть», но и «каким быть», при этом необходимо, чтобы учащиеся глубоко любили избранную профессию [3,с.11].

Как указывает С.Б. Умаров, с учетом требований рыночной экономики, развитие производственных отношений в мире появления новых производственных отраслей, специализации, требовало подготовки кадров, отвечающих требованию современного рынка труда [4,с.15]. Автор указывает, исходя из требований времени, на то, что правительству Республики Узбекистан необходимо взяться за подготовку конкурентоспособных специалистов. Для решения назревших в системе образования проблем была создан система непрерывного образования. Продолжая свою мысль, С.Б. Умаров подчеркивает, что одной из главных задачей, поставленной перед системой непрерывного образования, является углубленное изучение общеобразовательных предметов и освоение основ профессиональных навыков, подготовка конкурентоспособных специалистов, отвечающим мировым стандартам образования и производства [4,с.15].

Как указывают Р.Х. Джураев, Х.Ф. Рашидов и А.В. Цой, «профессиональная ориентация, как направление практической деятельности, служат двум основным целям»:

-социальной и экономической защите личности (человек, выбравший профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, успешнее его осваивает и скорее достигает ощутимых результатов как в профессиональном, так и в материальных аспектах);

-укреплению экономической мощи государства (за счет более рационального распределения и использования трудового потенциала страны)[5].Таким образом, автор считает, что профессиональная ориентация служит двум основным целям: профессиональному и материальному аспектам личности и полезности трудовой деятельности для государства. Профориентация учащихся в Узбекистане приобретает особую значимость в подготовке национальных кадров, в соответствии с их интересами, склонностями и является одной из основных задач государства.

Р.Х. Джураев, Х.Ф. Рашидов и А.В. Цой, рассматривая профориентацию как один из компонентов культуры, отмечают, что она «реализуется в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей социально-экономической ситуации на рынке труда.[5].Таким образом, во-первых, авторы считают профориентацию одним из компонентов культуры, а не как составную часть коммунистического воспитания (как считали до1991 г.). Во-вторых, акцент в профориентации сделан на содействии собственному профессиональному самоопределению с учетом интересов, потребностей и возможностей учащихся, а не комплектовании как раньше профессионально-технических училищ и привлечении рабочих на предприятия по мало престижным профессиям без достаточного учета интересов, и самоопределению самих учащихся.

Как подчеркивает И.А. Хайдаров, одной из первостепенных комплексных задач, поставленных Национальной программе по подготовке кадров, было создание сети центров профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся [1,с.15-16]. Такая сеть центров была создана на основании Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан: «Об организации общего среднего образования» № 203 от 13.05.1998 г. и приказа Министра народного образования «Об организации центров профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся» № 103 от 5.06.1998 г. [1,с.16].В настоящее время, как пишет автор, в Республике действует один Республиканский, 14 региональных, 200 районных и городских центров [1.с,16]. Кроме того, как указывается на сайте республиканского центра профориентации, во многих крупных общеобразовательных учреждениях введены должности школьного психолога. Их сейчас в общей сложности 8699 человек [6]. Впервые, как указывается на сайте, в рамках Министерства народного образования служба профориентации стала системной, которая охватывает все систему народного образования. Впервые центром профориентационной работы стала школа, а ее главным субъектом – ученик, ребенок [6]. В Узбекистане за всю историю профориентации впервые выпускается специализированный профориентационный журнал « Мактаб ва хает» (Школа и жизнь), на страницах которого публикуются научные, методические, дидактические материалы по различным аспектам профессиональной ориентации подрастающего поколения [6]. Таким образом, в рамках Министерства народного образования, охватывающие всю систему народного образования, организованы центры профориентации учащихся.

Как отмечается на сайте центра профориентации и психолога педагогической диагностики учащихся «Ташхис» (диагностика), целью его создания «является профессиональная ориентация учащихся, и их психолого-педагогическая диагностика и организационное, научное, методическое, информационное, программное обеспечение процессов выявления одаренности, интересов и склонностей учащихся».[6]. Основные задачи этого центра по профориентации, заключаются в:

- разработке научных и организационно-методических основ;

- координации деятельности областных, городских, районных центров;

- организации научно-методической и консультативной помощи;

- разработке нормативно-правовых документов;

- разработке и внедрении психодиагностических методик определения интересов, склонностей и способностей выпускников общеобразовательных школ;

-организации выдачи рекомендаций в учреждения среднего специального профессионального образования (академические лицеи и профессиональные колледжи) учащимися общеобразовательных школ;

-создании банка о существующих направлениях подготовки в средне-специальных образовательных учреждениях:

Основными направлениями деятельности центра являются:

-теоретико-методические основы профессиональной ориентации;

-психолого-педагогическая диагностика учащихся.[6].

Впервые в Узбекистане выпускники средней общеобразовательных учреждений получает профориентационные рекомендации-«Тавсиянома» по направлениям подготовки учащихся среднего специального, профессионального образования. В основу рекомендаций входят не только наблюдения педагогов, но и унифицированный комплекс психолого-диагностических методик, с помощью которых изучается ребенок.

Как указывается на сайте центра, ранее в Узбекистане в системе органов по труду действовали только 3 центра профориентации: Ташкентский и Самаркандский-городские, Учкуприкиский Ферганской области-сельский. В настоящее время в системе народного образования в Республике действуют более 200 центров профориентации во всех регионах [6].

Как отмечает С.Б. Умаров, для совершенствования и развития данного центра был принят ряд нормативных актов: «О профессиональной ориентации учащихся», «О кабинетах профориентации учащихся», « О региональных центрах профориентации и психолога педагогической диагностики учащихся», «Устав Республиканского центра профориентации и психолога педагогической диагностики учащихся [4,с.17].

Как подчеркивает И.А. Хайдаров, в 2002 году авторами (Р.Х. Джураев, Х.Ф. Рашидов) разработана Концепция развивающей профессиональной ориентации учащихся [1,с.16]. Авторы рассматривают профориентацию как компонент общественного процесса и профессионально-личностного становления подрастающего поколения, которое выражается в поддержке развития природных дарований человека, содействии его профессионального самоопределения и выборе оптимального вида обучения и занятости с учетом личностных интересов и способностей [1,с.16].

Как указывает И.А. Хайдаров, в Концепции развивающей профориентации активная роль принадлежит самому школьнику, который в процессе профессионального самоопределения осуществляет выбор профессии и специальности [1,с.16].Таким образом, для развития системы профориентации в Республике приняты ряд нормативных и подведомственных документов, которые играют важную роль в развитии профориентации.

Как указывает Р.Х. Жураев, содержание профессиональной ориентации отражено в постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 октября 2000 г. № 1598. Исходя из этого акта следует постановление «О развитии системы профессиональной ориентации молодежи», а также принято постановление «Об утверждении Концепции профессиональной ориентации молодежи в республике Узбекистан» [7,с.1]. Автор отмечает, что профориентация учащихся включает профессиональную информацию – ознакомление молодежи с видами производства, состоянием рынка труда, потребностями экономики в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности [7,с.2]. В концепции определены основные принципы, цели, задачи и направления развития профориентации.

Основной целью концепции профориентации учащихся и молодежи является «удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении для молодежи возможности и способности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, потребностям, особенностям и запросам рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах» [7,с.2].

Основными принципами концепции считаются: 1) равные возможности получения профориентационных услуг, независимо от места проживания, учебы или работы, возраста, пола, национальности и религиозного мировоззрения; 2) доступность профессиональной и другой информации о профессиях для выбора профессии, формы обучения; 3) добровольность получения профориентационных услуг для всех социальных групп. Основным направлением концепции является создание условий для проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы. Это «изучение и формирование у школьников в процессе обучения и воспитания осознанного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами и способностями» [7,с.4]. Кроме этого, поощряется привлечение учащихся во внеурочное время к внешкольным профориентационным работам, таким, как техническое художественное творчество, важность творчества в выборе профессии; организация экскурсий и ознакомления учащихся в учебном и внеучебном процессах с различными профессиональными образовательными заведениями, профессиями и специальностями [7,с.3].Таким образом, в Концепции определены основная цель, задачи, принципы, и направления развития профессиональной ориентации молодежи.

Программа непрерывной профориентации учащихся:

По И.А. Хайдарову «программа непрерывной профориентации учащихся содержит четыре этапа профориентационной работы» [1,с.16].

Первый этап - «Азбука профессий». Этот этап включает раннюю профориентацию детей в дошкольных учреждениях, в которых дается первичная информация о видах труда и разных профессиях с помощью различных игр и наглядных картинок.

Второй этап - «Кем я могу быть?». На данном этапе осуществляется начальная профориентация учащихся I-IV классов, которая заключается в ознакомлении с профессиями, беседами о профессиях на занятиях в школе, доступными пониманию младших школьников.

Третий этап - «Путешествие в мир профессий». На этом этапе осуществляется поисковая система профориентации учащихся V, VI, VII классов. Проводятся различные групповые занятия и индивидуальные беседы по профориентации, используется новые педагогические технологии такие, как плакаты, показ слайдов, видеофильмов на уроках труда и классном часе, предусмотрены экскурсии на различные объекты производства.

Четвертый этап - « Моя избранная профессия». Этот этап называется профессиональным самоопределением и осознанным выбором профессии, который реализуется с учащимися VIII- IX классов и включает: диагностику их личных интересов, склонностей, способностей; кроме этого в данном этапе проводятся тематические беседы, уроки, тренинги, индивидуальные и групповые профконсультации; одной из особенностей этого этапа являются экскурсии на предприятия, в организации, колледжи, лицеи; «выработка рекомендаций по выбору профессионального и образовательного пути для выпускников школ; встречи и беседы с родителями по вопросам профессиональной подготовки детей» [1,с.16].

Система работы по профориентации учащихся.

Как отмечает Р.Х. Жураев, современная система профориентации включает в себя профессиональную консультацию, профессиональный подбор, профессиональный отбор, профинформацию:

-профессиональная консультация - оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении с целью принятия ими осознанного решения в выборе профессии с учетом его психологических особенностей и возможностей;

-профессиональный подбор - это предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим особенностям на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

-профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (специальности) в соответствии с нормативными требованиями [6,с.4]. Автор отмечает, одним из основных направлений развития профориентации молодежи в средствах массовой информации являются своевременное информирование о состоянии рынка труда, о потребностях экономики в профессиональных кадрах [6,с.4]. Таким образом, система профориентации включает длительный процесс для оказания помощи молодежи.

Как отмечает С.Б. Умаров, основными функциями системы профориентации являются: профессиональная информация, информация о профессиях, о путях и формах профессиональной подготовки [6,с.30]. Профинформационная работа в школе должна строиться так, чтобы профинформационный материал служил основой формирования у учащихся необходимых знаний о профессиях, чтобы эти знания помогли им принять обоснованные решения по вопросу профессионального самоопределения [4,с.30]. С.Б. Умаров подчеркивает, что профинформация должна иметь систематический и преемственный характер, и разделяет этот процесс на 3 этапа: работа с младшими школьниками, работа в средних классах, работа в старших классах [4,с.30]. Таким образом, по мнению автора, профинформация включает преемственность и систематический характер при профориентационной работе в школе.

Как указывается на образовательном сайте www.ziyo.net, неотъемлемой частью профориентации считаются агитационно-пропагандические работы, которые проводятся в Республике Узбекистан.

За последние годы в Республике опубликован информационно-справочный материал по 46 рабочим профессиям таких отраслей, как машиностроение, строительство, транспорт, связь и др., издательством «Укитувчи» выпущено три справочника «Выбирай свое будущее» по профессиям машиностроительной, легкой промышленности и строительства. Проводятся специальные передачи для старшеклассников по радио и телевидению, издаются красочные плакаты и афиши потребности в рабочих.

Например, «в 2007-2008 учебному году во всех областях Республики и в г.Ташкенте был проведен «Фестиваль профессий», в котором приняли участие 277011 учащихся 9-х классов, 94 256 родителей, 2 735 активистов махаллинской общественности. А также 1207 представителей Организация движения молодежи «Камолот», 768 работников отделов труда и социальной защиты населения, 878 членов женских комитетов, 3 770 педагогов образовательных учреждений среднего специального, профессионального образования» [7].

Как указывают М.Г. Чередников и Т.Р. Ибрагимов, повышение эффективности профориентационной работы во многом зависит от современных информационных технологий. В связи с этим в систему профориентации учащихся внедрена электронная поисковая версия профессиональной ориентации учащихся «Мир профессии». В данное время во всех образовательных учреждениях Республики используется данная система [8,с.16]. Таким образом, для развития профориентации в школах в Республике ведутся крупномасштабные агитационные разъяснительные мероприятия с участием заинтересованных организации. Практика показала, что поднять качество профориентационных работ в школах возможно при помощи усилий общественных организаций


Литература:

  1. Хайдаров И.А.Профессиональная ориентация и подготовка выпускников школ к осознанному выбору профессии.-Ташкент.-Сборник статей.- 15.02.2012.

  2. Электронный ресурс. Ишматов К. Особенности организации профориентационной работы в условиях переходного периода рыночной экономике www.ziyo.net 2006.

  3. Шарипов Ш.С, Давлатов К, Г.С.Насриддинова Касбга йуналтиришнинг илмий асослари.-Тошкент.- Укув кулланма.- 2007 146 б.

  4. Умаров С.Б. Умумий урта таълим мактаблари укувчиларини касб-хунарга йуналтириш техналогиялари.-Тошкент .- 2005 дисс.пфн. 160 б.

  5. Электронный ресурс: Жураев Р.Х, Рашидов Х.Ф, Цой А.В. Профессиональная ориентация молодежи опыт . htt://tashis.narod.ru 2009

  6. Жураев Р.Х. Узбекистон республикасида укувчи ешларни касб-хунарга йуналтириш тизимини ривожлантириш концепцияси.- Тошкент.- // Мактаб хаети, 2002- № 2 , 28 б.

  7. Чередников М.Г,Т.Р.Ибрагимов, «Касбга йуналтиришнинг маълумот кидирув тизими» достурий воситаси(КЙМКТ).-Тошкент.-//Мактаб хаети,2004- № 6, 16 б.

  8. Электронный ресурс: Образовательный сайт, www.ziyo.net 2007

1


Основные термины (генерируются автоматически): профориентации учащихся, профессиональной ориентации, центра профориентации, развития профориентации, система профориентации, непрерывной профориентации учащихся, профориентационной работы, системы профориентации, народного образования, система профориентации учащихся, центры профориентации учащихся, концепции профориентации учащихся, профессиональной ориентации учащихся, систему профориентации учащихся, диагностики учащихся, направления развития профориентации, сайте центра профориентации, образования служба профориентации, развития профориентации молодежи, республиканского центра профориентации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос