Библиографическое описание:

Макеева И. А. Социальное становление детей-сирот в музейном пространстве детского дома // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 121-123.

Сложность современного периода в развитии нашего общества, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обуславливают актуальность поиска оптимальных путей подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Педагогический процесс в этом аспекте призван обеспечить формирование истинного гражданина и патриота, личности социально активной и ответственной.

Данная проблема приобретает особую значимость, когда речь идет о социализации детей-сирот, имеющих негативный социальный опыт, обладающих специфическим медико-психологическим статусом, существенно отличающимся от сверстников. Характерным результатом негативных влияний является высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к жизни.

Учитывая все вышесказанное, возникает потребность в осуществлении специально организованной воспитательной и коррекционно-развивающей работы по формированию у детей-сирот социально значимых качеств личности и позитивных ценностных ориентаций. Особое значение для социального развития ребенка имеет процесс формирования его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношения человека к различным ценностям материального, морального и духовного порядка.

Выделяют три основные сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самосознание [1].В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости. Включение детей-сирот в социальную деятельность является процессом, в ходе которого происходит выработка критериев, обуславливающих выбор вида деятельности; формирование своего отношения к деятельности и участия в ней; приобретение опыта деятельности. Наибольшую трудность для детей-сирот имеет решение первой задачи, потому что у них ограничены возможности, как выбора деятельности, так и способов ее осуществления, поскольку эти задачи преимущественно решаются педагогами детского дома. Социальное самоопределение ребенка зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей-сирот в реальные социальные отношения, т.е. возникновение у них личностного отношения к деятельности. Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия, что подразумевает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими. При этом важно: осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития; учет осознанности каждым ребенком своего «Я»; наличие четких и ясных перспектив деятельности, в которую включен ребенок.

Важнейшей сферой, обеспечивающей социализацию ребенка, является также общение. Для воспитанников детского дома круг общения и его содержание значительно уже, беднее, чем у детей, воспитывающихся в семье, в результате чего опыт общения носит специфичный характер и направлен на решение типичных проблем интернатного учреждения. Исследования сферы общения, проведенные В.С.Мухиной, показали, что ребенок, растущий в условиях детского дома, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Отчужденность, нарушение эмоциональных контактов с окружающими вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, неразвитость навыков общения – все эти проявления характерны для детей-сирот [2].

Третья сфера социализации – самосознание личности, которое предполагает становление «образа Я», складывающегося на протяжении всей жизни под воздействием многочисленных социальных факторов. Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Самым сложным для детей-сирот является оценка самого себя, поскольку отсутствие семьи приводит к искаженному представлению ребенка-сироты о себе. В.С.Мухина обращает внимание на серьезные искажения структуры самосознания детей-сирот – деформированное самосознание, характерное для этого контингента детей, связано с ограниченным жизненным опытом, малым количеством информации, нарушениями в сфере самопознания, осознания своей функции в обществе, планирования жизни и поведения, выхода из критических ситуаций [2].

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития. Ситуация сиротства накладывает отпечаток на жизнь ребенка, а затем и взрослого человека и существенно усложняет процесс социализации личности. К числу наиболее актуальных проблем развития воспитанников интернатных учреждений следует отнести трудности социализации, под которыми понимается «комплекс затруднений при овладении той или иной социальной ролью» [3]. Причины возникновения этих трудностей в несоответствии требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям. Воспитанникам детских домов необходимо овладеть комплексом социальных ролей, позволяющих выпускнику впоследствии адаптироваться в различных сферах жизни личности – гражданской, профессиональной, семейной, духовной. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.д.), опыта семейной жизни, образцов нравственного, социально одобряемого поведения, гражданской ответственности, позитивных способов формирования социального опыта приводит к тому, что образ социальной роли создается на основе достаточно ограниченной, часто искаженной и противоречивой информации [4]. Негативные тенденции развития личности воспитанников детских домов сохраняются на всех возрастных этапах и в старшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия, в неспособности не только создать благополучную семью, но и сохранить ее. Практически для всех воспитанников детских домов характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность. Следует учитывать специфичность условий интернатного учреждения, режима его функционирования, которые в определенной степени способствуют формированию таких качеств воспитанников как конформизм, иждивенчество, неумение принимать самостоятельные решения и делать выбор.

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многоаспектна и сложна, и требует научного осмысления, учета новых реалий, поиска эффективных моделей построения процесса общественного воспитания. Сегодня очень важен поиск таких педагогических средств, которые позволяют решить многие проблемы социального становления детей-сирот.

Полноценная социализация воспитанников интернатных учреждений возможна только при условии приоритетности личностного развития детей, при условии системных изменений в организации воспитательной деятельности, способствующих формированию самостоятельности, инициативы, ответственности у воспитанников детского дома, при условии создания единого образовательного пространства. Необходимо создать в детском доме комфортную, позитивную, эмоционально насыщенную среду жизнедеятельности, конструктивно организовать взаимодействие различных субъектов социального воспитания. Следовательно, необходимо обеспечить условия, способствующие развитию познавательных и творческих интересов детей, взаимодействию как внутри детского дома, так и в социуме; преодолеть ограниченность, замкнутость, статичность среды интернатного учреждения, создать качественно новые возможности для социализации воспитанников.

В этой связи культура может стать эффективным фактором развития творческого начала человека, средством воспитания социальной активности личности и преодоления негативных жизненных выборов. В настоящее время значительно возрастает роль учреждений культуры, в частности, музеев, являющихся неотъемлемой частью системы социального воспитания. Музеи представляют собой специфичный, интегративный вид учреждения культуры, сочетающий в себе различные функции как научную, так и социально-педагогическую, культурно-просветительную.

Музейная работа позволяет решать целый комплекс задач, связанных с обеспечением условий, которые способствуют повышению эффективности процесса формирования личности: воспитательная задача подразумевает включение результатов (предметов) человеческой культуры в процесс формирования нравственных ценностей, эстетической культуры ребенка, уважительного отношения к истории, традициям и их носителям, то есть людям; научно-исследовательская задача направлена на формирование навыков исследовательской, поисковой деятельности; творческо-досуговая задача направлена на использование музейной работы в качестве одного из направлений в организации культурного досуга детей; презентативная задача предполагает использование музейной работы для презентации достижений учащихся, педагогов и самого образовательного учреждения в целях формирования позитивного имиджа; эстетическая задача предполагает удовлетворение потребностей в приобщении к красоте, изяществу, что способствует созданию положительного эмоционального фона в образовательно-воспитательном процессе; коммуникативная задача рассматривает музейную работу как педагогическое средство формирования детского коллектива в совместной исследовательской, досуговой деятельности, обеспечения позитивного, толерантного общения между детьми, детьми и взрослыми. [5, с.45-47]

Реализацию данных задач можно рассматривать в контексте деятельности детского дома, стратегической целью которого является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, формирование социальных навыков и качеств, необходимых для успешной адаптации и дальнейшей социализации в обществе, воспитание духовно и нравственно здоровой, творческой личности, ориентированной на позитивные культурно-нравственные ценности и традиции, способной интегрироваться в систему социальных институтов.

Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности музея детского дома от государственного музея заключается в том, что ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Осуществление деятельности музея детского дома возможно по всем основным направлениям деятельности музея: поисково-собирательная, фондовая, экспозиционная работа, комплектование, научно-исследовательская деятельность, экскурсионная практика. Участие воспитанников в музейной деятельности: в поиске и обработке материалов, создании экспозиций музея, проведении экскурсий, воспитательных мероприятиях на базе музея, праздниках с использованием фондов музея, встречах с людьми – чрезвычайно благоприятны для включения механизма развития творческих сил, реализации нравственного потенциала, выявле­ния дополнительных ресурсов личности, формирования разнообразных практических навыков – исследовательских, коммуникативных, организационных, трудовых и др.

Музейное пространство детского дома могут составить музеи исторического, военно-патриотического, этнографического, музыкального, художественного или иных подобных профилей. Социально-воспитательная деятельность музея детского дома будет способствовать эффективной социализации детей-сирот, поскольку она индивидуально ориентирована, осуществляется с учетом интересов, потребностей, особенностей воспитанников; создаются условия для активного включения детей в музейную деятельность, предполагающую их субъектную позицию; формируется качественно новая воспитательная среда, комфортное пространство для общения, деятельности, отдыха, релаксации. Все это в целом, способствует преодолению «закрытости» интернатного учреждения, активизации контактов и взаимодействия воспитанников детского дома со сверстниками, социальными институтами, социумом, что в перспективе, повышает успешность социальной адаптации выпускников.

 

Литература:

1.      Кон И.С. Социология личности. – М.: Политиздат,1967. – с.383

2.      Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 1988. – 456 с.

3.      Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб.пособие для вузов / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. М.: Гуманит-издат. центр ВЛАДОС, 2000. –253 с.

4.      Дементьева И.Г. Социальная адаптация детей-сирот // Социальные исследования.- 1992. -№ 10. –С.17-19

5.      Степанов С.В. Задачи краеведческой и музейной работы в условиях совершенствования содержания образовательного процесса // Краевая научно-исследовательская лаборатория по проблемам формирования личности в поликультурной среде. Сб. матер./ Под ред. В.Н.Гурова. Ставрополь: СКИПКРО, 2004. Вып. 14. – 57 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle