Библиографическое описание:

Соколова Т. Б. Cоциокультурное развитие детей: категорийно-понятийный подход // Молодой ученый. — 2009. — №2. — С. 301-306.

Проблема развития человека на протяжении существования общества постоянно является предметом пристального внимания. По мнению многих исследователей, на современном этапе происходит поиск нового типа взаимоотношений между людьми, нового статуса человека в окружающем его мире. Вместе с тем, несмотря на наличие обширной литературы по проблемам развития, не все теоретические аспекты рассматриваемой   проблемы разработаны в достаточной степени. Отмечая особый   интерес исследователей к вопросам развития человека в социально-культурном аспекте, следует подчеркнуть, что проблема будущего человечества отчетливо выражается в феномене детства, потому что    «социокультурное развитие рассматривается, как фундаментальный процесс истории человечества, критериями которого выступают совершенствование качества и образа жизни людей, развитие человеческой личности» [1].          

 Социокультурное развитие детей является сегодня актуальным в связи  со сложившейся социально-экономической и социально-культурной ситуацией в России: низким культурным уровнем развития населения, асоциальными проявлениями в обществе (преступность, безнадзорность, алкоголизм, наркомания), социально-экономической нестабильностью (неопределенность в образовательной политике, ослабление воспитательной функции семьи, низкий уровень благосостояния и др.).

В последнее десятилетие социокультурное развитие детей изучалось в диссертационных исследованиях С.А. Андреевой, Л.И. Канина, К.И. Чижовой, Л.Н. Шабатура, О.В. Федоскиной. Отдельные аспекты социокультурного развития детей освещаются в исследованиях и публикациях Т.Ю. Бильгильдеевой, Р.Н. Бунеева, Н.Ф. Головановой, Э.В. Андреевой, Т.М. Кондратенко, Н.В. Недорезовой, С.И. Осиповой, С.В. Тарасова, Н.Я. Большуновой. Анализ источников по данной проблеме показал, что в справочной литературе не сформулирована дефиниция «социокультурное развитие». Кроме того, используя категорию «социокультурное развитие» (в данном случае и далее мы рассматриваем его только в отношении человека, не затрагиваем  регион, провинцию, город, население и т.п.) не все авторы диссертационных исследований и статей раскрывают своё понимание и содержание данной категории.

Вместе с тем, по мнению Н.Я. Большуновой  «социокультурное развитие человека представляет собой вхождение в культуру как обретение способности соизмерять свою жизнь с социокультурными образцами…» [2].

С точки зрения О.В Федоскиной понятие «социокультурное развитие младших школьников» рассматривается «как совместное бытие педагога и учащихся в определённом пространстве и времени, обогащаемое педагогически значимыми событиями, каждое из которых наполняется развивающей, целе- и ценностно-ориентированной деятельностью…» [3, с. 9].

В своём диссертационном исследовании К.И. Чижова отмечает: «Социокультурное развитие ребенка осуществляется в несколько этапов. На пер­вом этапе происходит его физическое приспособление к социуму, к среде обитания, определение и усвоение своей экологической ниши как ниши безопасности… Второй этап - постижение самого себя, формирование «я-концепции», постижение окружения, дости­жение определенного уровня социального развития...» [4, с. 23].

В связи с отсутствием дефиниции «социокультурное развитие детей», автор данной статьи ставит перед собой цель - сформулировать ее рабочее определение, проанализировав составляющие (содержательные компоненты) и раскрыв  их понимание, используя точки зрения различных авторов.

Для разработки определения «социокультурное развитие детей» необходимо рассмотреть содержание составляющих ее понятий таких как «развитие», «социальное развитие», «культурное развитие», «детство.

Понятие «развитие» отражено в работах зарубежных и отечественных мыслителей Ст. Холла, Г.Л. Холлингворта, П.Б. Балтеса, В. Дильтея, Э. Шпрангера, Э. Дюркгейма, К. Бюлера, Г. Олпорта, Д. Брунера, Р.С. Немова, Л.И. Божовича, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, П.П. Блонского,  Л.В. Занкова, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейна, А.А. Люблинской, Н.А. Менчинской, Л.А. Венгера, Б.М. Теплова, Н.С. Лейтеса, Н.Ф. Добрынина, Б.Г. Ананьева, А.В. Запорожца и других.

Чаще всего понятие «развитие» связано с психологией, в которой  различают два подхода к развитию человека. Первый, психологический - что уже есть у развивающегося человека и что может быть в нем сформировано в конкретной социальной ситуации развития. Второй, педагогический - что и как должно быть сформировано в человеке, чтобы он отвечал социальным требованиям. Философское осмысление развития означает воспроизведение всеобщих характеристик всего многообразия связей, отношений и процессов реальности. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта [см.: 5, с. 400]. 

Василькова Ю.В. и Василькова Т.А. трактуют «развитие человека» как «результат сложного длительного поступательного процесса, в ходе которого изменяются его биологические, психические и социальные свойства» [6, с. 45].

Фрейд З. понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей. Кеттел Р. основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Маслоу А., Роджерс К. трактуют развитие как процесс становления «Я» [см.: 7, с. 350-352].

Проблемы социального развития изучались в трудах Э. Берна, Т. Харриса, М.Е. Литвака, И.Н. Калинаускаса, М. Бубера, В. Шутса,  Д. Элкинда, Д.Б. Эльконина, А.А. Радугина, К.А. Радугина и других.

Социальное развитие представляется в рамках психодинамических концепций. Одной из ведущих современных психодинамических концепций периодизации личностно-социального развития является схема Э. Эриксона с точки зрения, которой психическое развитие индивида, формирование «идентичности» проходит через ряд психосоциальных кризисов. Эта схема имеет очевидную аналогию с известной в отечественной психологии концепцией трех компонентов социального развития личности в онтогенезе по А.В. Петровскому, включающей последовательно сменяющие друг друга процессы адаптации, индивидуализации и интеграции  [8]. 

Фельдштейн  Д.И. выдвигает концепцию поуровневого социального развития личности, раскрывающую особенности, закономерности саморазвития, самоопределения растущего человека и механизмы действия бинарной оппозиции - позиции: индивидуализации и социализации, составляющей главный смысл и содержание процесса взросления  [9]. Фельдштейн Д.И. в своей теории поэтапного социального развития личности подчеркивает, что взаимодействие мира взрослых и мира детства имеет сложную многоуровневую структуру. В этом взаимодействии взрослый выступает не только посредником, который открывает возможности освоения многообразия мира человеческих вещей и отношений,  но и нередко блокирует развертывание отношений ребенка, степень воздействия на него других взрослых и сверстников.

Вальсинер Я. вводит два понятия: а) зона свободного движения, доступная ребенку в настоящий момент; б) зона поощряемых действий и деятельностей - поощряемых взрослым в достаточно свободной форме, не требующей от ребенка обязательного выполнения, и не связанных с какими-либо последствиями для ребенка в случае его несогласия. Вальсинер Я. показывает, что эти два понятия вместе с понятием зоны ближайшего развития конституируют часть единого комплекса для процесса описания социального развития ребенка [10].

Культурное развитие рассматривается в работах Д.М. Болдуина, Э. Эриксона, З. Фрейда, Э. Фромма, К.Г. Юнга, Ж. Пиаже,  Р.Д. Андраде, Э. Берна, Ф. Боаса, Д.Б. Эльконина, В.И. Слободчикова, М.М. Бахтина, В.П. Зинченко, М. Вартовского, А. Р. Лурия и других.

Существенным, скорее определяющим значением для культурологической концепции в целом является то, как понимается воспроизводство культуры. Этот аспект изучения детства анализируется с двух позиций. Одна заключается в том, что становление культурного человека состоит лишь в развертывании генетической программы, созревании (подобно плодам) навыков, умений и проявлении их в определенные периоды или в связи с соответствующей жизненной ситуацией, или благодаря каким-нибудь пусковым событиям. Такой взгляд на детство получил название «нативизм». Другой подход рассматривает детство как форму усвоения культурных стереотипов, подчеркивает существенную роль внешних воздействий («эмпиризм») [см: 11, с. 109]. «Культурное развитие приобретает совершенно своеобразный характер, поскольку носителем его является растущий, изменяющийся организм ребенка» [Цит. по: 11, с. 109].

Выготский Л.С. утверждает, что культурное развитие высших психологических функций проходит четыре основные стадии. Первая стадия – стадия естественно-примитивных, или самых примитивных, культурных форм поведения. Вторая стадия – стадия так называемой наивной психологии, когда ребенок накапливает известный опыт в отношении средств культурного поведения, но не умеет пользоваться этими средствами. На третьей стадии – внешне опосредованных актов – ребенок уже умеет правильно использовать внешние знаки для выполнения той или иной операции (счет на пальцах и т.п.). Четвертая стадия характеризуется тем, что внешний знак заменяется внутренним, акт становится внутренне опосредованным (счет в уме) [см.: 12, с. 326].

 С точки зрения С. А. Смирнова «содержанием культурного развития является не само по себе усвоение неких готовых форм в виде учебного материала, а практика человека по выделыванию в себе культурных ка­честв мыслящей личности и тем самым выращивание на себе куль­турных органов, неорганического тела - тела личности» [13, с. 87]. 

Коул М. пишет о том, что культурно-историческая психология в лице ее основателей не пре­одолела разрыва между индивидом и культурой и его обращение к разработкам американской культурной антропологии обусловлены тем, что «важный недостаток культурно­-исторического подхода в настоящее время состоит в его неспособ­ности дать адекватное описание того, как естественная и культур­ная линии развития, филогенез и история культуры, совмещаются и переплетаются в онтогенезе» [Цит. по: 13, с. 75]. Это замечание относится к тем разработкам, в которых иссле­дования и наблюдения за развитием детей в духе культурно-­исторической теории рассматривают детей в их изолированных пси­хологизмах и переживаниях. При этом культура, со­циальный контекст и индивид со своими психологизма­ми стоят отдельно друг от друга [см.: 13, с. 75].

Следующий содержательный компонент - термин  «детство». Размышления о смысле детства, его сущности, статусе в обществе содержатся в сочинениях античных авторов - Сократа, Платона и Аристотеля. В Средние века эту тему поднимали Августин Аврелий, Э. Роттердамский, в эпоху Возрождения - Л.Б. Альберти, М. де Моитень и др. Понятие «детство» как общей фазы развития впервые сформулировано в семейной педагогике эпохи Просвещения, а именно в трудах К.А. Гельвеция, Д. Дидро, Я.А. Коменского, Я. Корчака, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, в русской педагогике - К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и других. 

Культурные значения развития человека и детства в целом представлены положениями конкретно-исторического и философского подхода, в частности такими авторами как: Ф. Ариес, П. Бюхнер, В. Вундт, К. Гроос, Л. Демоз, М. Дюбуа-Реймон, М. Кляйн, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Строс, М. Мид, Й. Хейзинга, В. Штерн, И. Эйбл-Эйбесфельд, К. Ясперс и другими.

Отечественные специалисты также разрабатывали эту проблему в области истории, психологии, этнографии детства, обращаясь к истокам европейской культуры, историографии и методологии гуманитарного знания. К числу таких исследователей относятся: Р.Г. Апресян, О.Ю. Артемова, В.Г. Безрогов, А.Я. Гуревич, С.Н. Иконникова, Г.А. Зверева, В.В. Зеньковский, И.С. Кон, В.Т. Кудрявцев, Э.А. Куруленко, М.В. Осорина, Д.И. Фельднпейн, Ф.И. Шмит, Г.Г. Шпет и другие.

Среди определений можно отметить:

- «детство - ранний, до отрочества, возраст» [14, с. 163];

- «детство - период от рождения до 11-12 лет, в течение которого ребенок не только растет и развивается физически, но и формируется его характер. Само существование детей в этот период зависит от родителей или взрослых, выполняющих роль родителей, и опыт этой зависимой жизни формирует наши чувства по отношению ко всему, с чем мы сталкиваемся в дальнейшем» [15];

- «детство – это период в развития человека между младенчеством и взрослостью, определяемый на уровне культуры и, в исторической перспективе, являющийся относительно поздней социальной структурой» [16, с. 719];

-  «детство – не просто период возрастного развития человека, а явление, оказывающее значительное влияние на самосознание человека и все этапы его жизни» [17, с. 21];

- «детство есть определенный период первоначальной жизни челове­ка» [18, с. 295];

- «каждый возрастной период – младенчество, детство, юность, зрелость, старость – играет важную роль в жизни человека. Детство – это её начало. В то же время детство – это не только «прелюдия» к взрослости, не просто «подготовительный класс» перед вступлением в жизнь, - детство ценно и значимо само по себе» [19, с. 8].

Для разработки определения «социокультурное развитие детей» проведем категорийный анализ понятий «развитие», «социальное развитие», «культурное развитие», «детство». Данный способ взят нами для использования из [20, с. 23], где «в качестве объектов анализа будут выступать определения (дефиниции), в структуре которых, как принято в логике, выделяется определяемое (дефиниендум) и определяющее (дефиниенс)».

Материалом для такого анализа послужат дефиниции из 22 отечественных справочных изданий, включая словари и энциклопедии универсального характера, такие, как Большая Советская Энциклопедия (3), Большой энциклопедический словарь (5), Популярный энциклопедический словарь (20), Российский Энциклопедический словарь (25), толковые словари (4, 17, 28, 30, 33), также специализированные справочные издания по таким предметным областям, как философия (36, 37, 38), педагогика (11), психология (12, 15, 21, 22), экономика (40), социология (24, 42) и других.

В большинстве справочных изданий значение слова «развитие» трактуется как «изменение» (3, 5, 8, 12, 20, 22, 24, 25, 38), «процесс» (11, 17, 28, 30, 33, 40) и реже как «степень» (17, 24, 33, 40), «характеристика» (36, 42), «переход» (17, 40), состояние» (33). Заметим, что именно эти слова являются семантическим ядром понятия «развитие». Проведенная работа позволила выделить ряд основных смысловых значений, с помощью которых в справочной литературе раскрывается содержание понятия «развитие».

Среди таких значений выделяются: - изменение количественных и качественных свойств личности [21, с. 381], (необратимое, направленное, закономерное) материальных и идеальных объектов [22, с. 409; 23, с. 433; 24, с. 537], материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания [25], в природе и обществе [26, с. 1093], в результате развития возникает новое качественное состояние объекта его состава или структуры [18, с. 991; 26, с. 1093], (направленное, закономерное) количественно-качественное, конструктивное материальных и идеальных объектов, связанное с преобразованием их структуры, идеально предрасположенным результатом которого  является совершенствование [27, с. 164], (направленное) какого-либо органического целого (биологического, социального, культурно-исторического) в процессе которого развёртываются его внутренние возможности [28, с. 1292]; процесс закономерного изменения личности в результате её социализации [29, с. 128], перехода из одного состояния в другое, более совершенное [14, с. 643; 30, с. 59; 31, с. 1131; 32], от старого качественного состояния к новому, более высокому, от простого к сложному, от низшего к высшему [33]; степень сознательности, просвещенности, культурности [14, с. 643; 23, с. 433; 31, с. 1131; 32], просвещенности, культурности, умственной и духовной зрелости [33], умственной, духовной зрелости, просвещённости, широта кругозора; развитость [34, с. 1063];характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей [35, 36]; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему [14, с. 643; 32]; состояние умственной и духовной зрелости [31, с. 1131]; по значению глагола «развиться» [14, с. 643; 33; 31, с. 1131].

Понятие «социальное развитие» в большей степени рассматривается в психолого-педагогической и культурологической литературе, чем в справочных изданиях. Анализ данного понятия позволил выделить его основные смысловые значения. Социальное развитие - изменение социального статуса [25]; необратимое направленное социальных систем, общностей, социальных институтов и организаций [37, с. 79]; процесс индивидуального развития человека в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения [38]; усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу на данном этапе развития [39]; совокупность изменений, ведущая к переходу того, что изменяется (развивается) на более высокий уровень функционирования или совершенства [40, с. 352]; приобщение индивида к культуре путём обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова [41, с. 33].

Характеризуя понятие «культурное развитие», следует отметить, что оно не нашло своего широкого отражения в справочных изданиях. Культурное развитие -  процесс «врастания» человека в культуру [13, с. 26]; индивидуации,  движение к Самости [13, с. 86]; овладение субъектом культурных средств, данных вне его, существующих вне его как индивида, но порожденных другими людьми [13, с. 26]; такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, и какими являются язык, письмо, система счисления и др. [42, с. 6]; врастание речевых форм общения людей во внутренний план индивидуального сознания и превращения их через промежуточную форму "общения с самим собой" в собственно человеческие формы психической деятельности [11, с. 109]; развертывание генетической программы, созревании (подобно плодам) навыков, умений и проявлении их в определенные периоды или в связи с соответствующей жизненной ситуацией, или благодаря каким-нибудь пусковым событиям [11, с. 109]; практика человека по выделыванию в себе культурных качеств мыслящей личности и тем самым выращивание на себе культурных органов, неорганического тела – тела личности [13, с. 87]; деятельность, а) (в контексте социально-культурного бытия) людей в рамках установленных и нормализованных отношений друг с другом и с окружающей средой, б) связанная с генезисом, изменениями или распадом этих отношений [23, с. 434].

Понятие «детство» определяется как: возрастранний, до отрочества [14, с. 163], детский (от младенчества до отрочества) [31, с. 700]; период первоначальной жизни челове­ка [6, с. 295], жизни человека от рождения до 16 – 17 лет приблизительно (40, с. 112], от рождения до 11-12 лет, в течение которого ребенок не только растет и развивается физически, но и формируется его характер [15], (начальный) онтогенеза – от рождения до подросткового возраста [21, с. 114]; этап онтогенетического развития человека, включающий период от его рождения до появления возможности его включения во взрослую жизнь [8]; явление, оказывающее значительное влияние на самосознание человека и все этапы его жизни [17, с. 21].

Проведение категорийного анализа понятий «развитие», «социальное развитие», «культурное развитие», «детство», представленных в различных источниках, позволило дать рабочее определение понятию «социокультурное развитие детей» (ребенка), под которым мы понимаем создание условий в период первоначальной жизни челове­ка для перехода его в более совершенное состояние, при котором раскрываются его особенности и возможности, путем овладения культурными средствами, формами и методами для усвоения им ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу  посредством  воспитания и обучения.

 Таким образом, используя данное определение  можно охарактеризовать «социокультурное развитие детей» (ребёнка). Индивид рождается и вступает во взаимосвязь с окружающими его с первых дней жизни близкими (и с заинтересованными в его развитии лицами), которые открывая задатки и способности  путем систематического воздействия и передачи системы знаний, умений, навыков, создают основу в период раннего возраста для возможного превращения индивида в личность: помогают ему  прочно усвоить язык, письмо, систему счисления и сочетание приемов, операций теоретического или практического освоения действительности; сделать свойственными и привычными для него обычные, установленные порядки, общепризнанные, узаконенные установления, правила поведения в обществе; принять иной вид или перейти в другое состояние, положение отличающееся совершенством, безукоризненностью, при котором присутствует совокупность положительных поступков и действий по отношению к окружающим, готовность к определенной активности, умение вести себя в соответствии с установленными правилами.

Предложенное нами определение является рабочим, а не окончательным вариантом и будет служить платформой для изучения проблемы социокультурного развития детей в диссертационном исследовании.

 

Литература

 

            1. Стецура, Ю.А. Историко-культурные процессы и проблемы развития межнационального согласия в регионе [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.agpi.itech.ru/institut/kaf/ist_kaf/konferenc/Predisl..htm

            2. Большунова, Н.Я.  Социокультурное развитие детей с ограниченными возможностями как главный путь их реабилитации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: spsi.narod.ru/13_1.doc  

            3. Федоскина, О.В. Педагогические средства социокультурного развития младших школьников в образовательном процессе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / О.В. Федоскина; ГОУВПО ТГУ, – Тюмень, 2004. – 24 с.

            4. Чижова, К.И. Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания  [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 . - М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки). – 147 с.

            5. Философский словарь [Текст] / Под ред. И.Т. Фролова. – М.; Изд-во политической литературы, 1987. – 588 с.

            6. Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика: курс лекций [Текст]: учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Ю.В. Василькова, Т.А Василькова.  – М.: Издательский центр «Академик», 1999. – 440 с.

            7. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн / Р.С. Немов. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - Кн. 1. Общие основы психологии, 1999. – 688 с.

            8. Сандомирский, М. Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий мозга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.net.ru/articles/content/

            9. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности [Текст]: избранные труды / Д.И. Фельдштейн. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 672 с.

            10. Поддьяков, А.Н. Помощь и противодействие - два типа детерминации приобретения опыта, обучения и развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.researcher.ru/methodics/teor/f_ythqo/part_2/

            11. Белик, А.А. Культурология. Антропологические теории культур [Текст] / А.А. Белик.  – М.: Российский гос. гуманит. ун-т., 2000. - 240 с.

            12. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: в 6 т. Т. 5.  / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

            13. Смирнов, С.А. Культурный возраст человека. Философское введение в культурную антропологию [Текст] / С.А. Смирнов. – Новосибирск: ЗАО ИПП «Офсет», 2001. –  260 с.

            14. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст]  / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.

            15. Энциклопедия «Кругосвет» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/0/08/1003888.htm

            16. Психологическая энциклопедия [Текст] / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 1096 с.

            17. Куруленко, Э.А. Историческая эволюция детства. Социокультурный аспект [Текст] // Социология. – 1998. – № 1. – С. 21 - 35.

            18. Большой энциклопедический словарь [Текст]. – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.: «Большая Российская энциклопедия», 1997. – 1456 с.

            19. Безрогов, В.Г. Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях [Текст]: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Б.М. Бим-Бада. – М.: Изд-во УРАО, 2001. – 192 с.

            20. Кудрина, Е.Л. Диверсификация высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства: федеральный и региональный аспекты [Текст] / Е.Л. Кудрина.  – Кемерово, КемГИИК , 1998. – 162 с.

            21. Психологический словарь [Текст] / Авт.-сот. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 640 с.

            22. Большая советская энциклопедия [Текст] (В 30 томах) / Гл. ред. А.М. Прохоров. – Изд. 3-е. – М.: «Советская энциклопедия», 1975. – 640 с.

            23. Российская социологическая энциклопедия [Текст] / Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М., 1998. – 672 с.

            24. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. – 2-е изд:  – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 815 с.

            25. Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

            26. Популярный энциклопедический словарь [Текст]  – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – 1583 с.

            27. Конюхов, Н.И. Словарь-справочник практического психолога [Текст] / Н.И. Конюхов. – Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 1996. – 224 с.

            28. Российский энциклопедический словарь [Текст]: в 2 кн.  / Гл. ред.: А.М. Прохоров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. – 2015 с.

            29. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и  сред. пед. учеб. заведений / Г.М.  Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.

            30. Словарь русского языка [Текст]: в 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистических исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 4-е изд., стер. – М.: Рус. яз., Полиграфресурсы, 1999. – 752 с.

            31. Толковый словарь русского языка [Текст]: в 4 т. Т. 3. / Под ред. проф. Д. Ушакова. – М.: ТЕРРА, 1996, - 712 с. (1424 столбцов).

            32. Экономический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mega.km.ru/business/encyclop.asp? TopicNumbe

            33. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/233859

            34. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 1998. – 1536 с.

            35. Философский словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://philosophy.polbu.ru/razvitie.htm.

            36. Энциклопедия социологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-0919.htm?text.

            37. Радугин А.А. Социология: курс лекций [Текст] / А.А. Радугин, К.А. Радугин. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 2001. – 224 с.

            38. Социализация личности в условиях изменения социальной обстановки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ibookcase.bestpeople.ru/info/sociology/person_socialization

            39. Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krotov.info/lib_sec/shso/71_rost1a.html

            40. Немов, Р.С. Психологический словарь [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДО, 2007. – 560 с.

            41. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст] / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. - 460 с.

            42. Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка [Текст] // Вестн. Московского университета. Сер. 14, - Психология, – 1991. – № 4. – С. 5 - 19.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle