Автор: Заоева Нелля Касполатовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 05.07.2016

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Заоева Н. К. Социокультурный образовательный центр «Ӕмбастдзинад» как ресурс успешной социализации сельских школьников // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 796-799.



Какое сердце не содрогнется, увидев сегодняшнюю нищету, убогость и разорение российской деревни. Царит развал в хозяйствах. Попытки внедрить рыночные отношения пока не принесли ничего хорошего сельскому жителю. Безработица, плохое социокультурное обслуживание, незанятость детей — все это дестабилизирует ситуацию на селе, отрицательно сказывается на нравственно-психологическом климате, взаимоотношениях детей и взрослых. Из-за подорожания транспортных расходов многие семьи оказались в своеобразной изоляции, они оторваны от большой культурной жизни, лишены человеческого общения. Все это формирует у молодежи села чувство дискомфортности, социальной заброшенности в этом изменившемся мире. Сельская среда не имеет должных условий для нормального развития художественных, музыкальных, умственных и физических способностей ребенка. Неорганизованный досуг, беспризорность — все это осложняет положение сельских школьников.

Приходится признать, что когда-то крепкие устои сельской семьи, скрепленные религиозно-нравственными ценностями, народными традициями, начинают расшатываться и наблюдается безразличие, равнодушие многих родителей в воспитании детей. К числу бед, которые коснулись села, относится и неуважение к старости, людям преклонного возраста. Предотвратить нравственную деградацию личности, сберечь семью от социального конфликта поколений, способствовать включению сельских школьников в систему социальных связей, адаптации в обществе, сопротивлению жизненным обстоятельствам — важнейшая задача социальной работы в сельской школе — единственного негаснущего очага культурно-образовательной жизни на селе.

Сельская образовательная организация (школа) понемногу преодолевает состояние замкнутости, внутренней изоляции, становится открытой образовательной системой, осваивающей средства воспитания обучающихся, имеющиеся в микро- и макросреде. Однако, как показывает анализ практики, потенциал сельской среды все еще недостаточно используются педагогами села. М. П. Гурьянова определяет потенциал среды как «совокупность идей, традиций, предметов, явлений, ситуаций, культурных и природных объектов, образов, ценностей, видов и форм деятельности, отношений, всех ресурсов, обладающих воспитательной ценностью и используемых в педагогическом процессе» [2].

Специфика педагогических условий организации образовательно-воспитательного процесса в начале XXI века состоит:

− в обширном и полном информировании обучающихся;

− в приобретении сельской школой права вести экономическую деятельность, изменять учебные планы, вводить качественно новые интегративные учебные предметы;

− в ослаблении роли образовательного учреждения в организации производительного общественно-полезного труда [4].

Необходимыми педагогическими условиями формирования у старших обучающихся сельских школ трудовых, социальных, нравственных, культурных, ценностных ориентаций являются:

− приоритетность решения задачи развития ценностных ориентаций;

− проявление личностной заинтересованности и социально активной позиции педагогических работников в разнообразной творческой, краеведческой, здоровьесберегающей, общественно-значимой деятельности;

− интеграция профориентационной работы с социально-психологической службой;

− широкое, систематическое информирование обучающихся с помощью компьютерных технологий, СМИ;

− тендерный подход к отбору содержания программ кружковых и учебных курсов;

− организация трудовой деятельности обучающихся и педагогических кадров в производственной и непроизводственной сферах в сочетании с ценностно-ориентированной деятельностью.

Выходом из сложившейся ситуации, на наш взгляд, является создание модели центра «Ӕмбастдзинад» на базе ГКООУ санаторной школы-интернат им. М. С. Бароева с. Гизель, РСО-Алания.

Название нашей организации выбрано не случайно. В переводе с осетинского языка «Ӕмбастдзинад» означает «взаимосвязь», «единение». Именно оно передает всю сущность восприятия ценностей, исходящих от социума к молодежи, от старших «хистарта» к младшим «кастартам».

Построение любой педагогической модели начинается с обоснования целевого блока. Понимая под целевым блоком определение основной цели, т. е. образа результатов, на достижение которых направлены деятельность, действия, поведение, мы предположили, что в качестве целевого блока представленной педагогической модели выступают:

− формирование образованной, нравственно и физически здоровой и социально активной и компетентной личности, гражданина России, в условиях сельского социума;

создание условий для успешной социализации сельских детей средствами образовательных программ на базе центра «Ӕмбастдзинад».

Задачи:

  1. Изучить потребности и ценностные ориентиры сельских школьников.
  2. Рассмотреть авторскую технологию, внедренную в содержание воспитательного и учебного процессов сельской школы.
  3. Привлечь детей в образовательный центр «Ӕмбастдзинад».
  4. Обеспечить комфортные условия для реализации личных качеств и социализации сельских детей.
  5. Определить показатели и уровни социализации сельских старшеклассников на основе этнорегионального подхода.
  6. Создать условия для развития ключевых компетенций в процессе освоения различных программ, разработанных в рамках модели. В ситуации нестабильности, небывалых контрастов на всех уровнях и во всех сферах жизни, невозможно жить по-старому и одновременно неготовности жить по-новому, нецивилизованности экономических отношений растущий человек оказывается незащищенным перед жестокостью среды. Отсюда и возникают главные противоречия, которые, не будучи новыми, стали главными проблемами XXI века.
  1. Противоречия между осознанием необходимости стать гражданином мира, с одной стороны, и не утратить собственных корней и активно участвовать в жизни своего народа, с другой.
  2. Противоречия между универсальным и индивидуальным: всеобщим характером культуры и опасностью забвения уникального характера каждой личности, ее предназначением самой выбирать свою судьбу и осуществлять все имеющиеся у нее возможности, используя для этого все богатство и традиции собственной культуры.
  3. В этом же ряду проблем следует упомянуть противоречия между традициями и современными тенденциями: освоение собственных корней и развитие новых технологий в области информации.
  4. Возникает противоречие между невиданным развитием знаний и возможностями их усвоения человеком, познания самого себя и средства обеспечения физического и психического здоровья.

Таким образом, социализацию личности сельского подростка мы представили в виде направлений работы на рисунке.

Рис. 1. Направления работы социокультурного образовательного центра «Ӕмбастдзинад»

Литература:

  1. Заоева Н. К. Инновационные процессы в современной сельской школе/Н. К. Заоева// Современные технологии в образовании. Сборник научных статей. Выпуск XII. В 2-х частях. Часть I. — Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2012. — С. 214.
  2. Заоева Н. К. Учебно-воспитательная деятельность в условиях сельской школы / Н. К. Заоева // Ежемесячный научный журнал «Молодой ученый», Казань, ООО «Издательство Молодой ученый» — № 6 (65), 2014. — С. 710.
  3. Карпова Н. П. Формирование ценностных ориентаций у сельских подростков: пособие для классного руководителя / Н. П. Карпова. — Якутск: Триада, 2004. — 32 с.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 871 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности» Текст. // Народное образование. — 2002. – № 4. – С. 253.
Основные термины (генерируются автоматически): сельских школьников, социализации сельских, успешной социализации сельских, социализации сельских детей, Заоева Н, образовательный центр «Ӕмбастдзинад», социализации сельских школьников, сельской школы, социализации сельских старшеклассников, ценностных ориентаций, включению сельских школьников, положение сельских школьников, ориентиры сельских школьников, крепкие устои сельской, педагогической модели, сельских детей средствами, потенциал сельской среды, приобретении сельской школой, целевого блока, центра «Ӕмбастдзинад».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос