Библиографическое описание:

Морозова О. Н. Сюжетные занятия по основам математики для старших дошкольников // Молодой ученый. — 2010. — №6. — С. 342-344.

Мы предлагаем два занятия по развитию элементарных математических представлений для старших дошкольников с использованием мнемотехники (технологии развития памяти).

Второе занятие

Первое занятие «В лесной избушке» для детей 5–6 лет. Вид занятия: развитие элементарных математических представлений. Тип занятия: интеллектуально-развивающее. Тема занятия: В лесной избушке. Возраст детей: 5–6 лет. Способ организации детей на занятии: с подгруппой детей.

Предварительная работа: получение знаний на предыдущих занятиях.

Наглядный дидактический материал:

– демонстрационный: колокольчик медный, две деревянные ложки, два сосуда с водой, два стеклянных предмета, рисунок с овощами и фруктами, рисунок со зверями.

– раздаточный: Блоки Дьенеша на каждого, модель недели и карандаши цветные – каждому, кусочки моркови, капусты, банана на палочках, повязка-очки.

Задачи:

– обучающие: умение определять предмет по признакам, звукам, вкусу: умение находить геометрическую форму по заданным признакам, закреплять навыки счета,

– развивающие: использование разнообразных средств для тренинга зрительной и слуховой памяти, вкусовых ощущений,

– воспитывающие: самостоятельности в поиске правильного выполнения действий по заданному схематическому изображению, коммуникативных навыков в общении со сверстниками.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу: Раз, два, три, занятие начни.

1.

– Ребята, послушайте задачу: В лесной избушке жили зверюшки. Угадай кто?

– Рыжая, пушистая, хитрая (лиса)

– Длинноухий, короткохвостый, трусливый (заяц)

– Круглый, колючий (еж)

– Серый, злющий, зубастый (волк)

– Неуклюжий, толстый, ворчливый, мохнатый (медведь). Сколько всего зверюшек жило в избушке? (5)

– Кто это были? (лиса, заяц, еж, волк, медведь)

2.

– Звери вечерами играли с шумами: медный, деревянный, водный, стеклянный. Ну-ка, вы сообразите, что звучит, говорите? (Дети слышат шум льющейся воды, звук стекла о стекло, звон медного колокольчика, стук деревянных ложек и угадывают звуки.)

3.

– Зверей дятел навещал, носом по звонку стучал: «Дзынь». Каждый его звуки повтори, в дом войди. (Дети слышат набор хлопков: 2 хлопка, пауза, 3 хлопка; 2 хлопка, пауза, 2 хлопка и т.д. Ребёнок повторяет хлопки и дети садятся за стол).

4.

Рис. 1. Модель недели

– Модель недели на столе лежит, заполнить названные дни велит.

– Во вторник в дом зайдет к ним гном. (Этот день найдите на модели и раскрасьте вторник – красным карандашом).

– А в четверг паучок каждому сплетет колпачок. (Этот день найдите на модели и раскрасьте четверг – синим карандашом).

– А в субботу на опушке собирает всех кукушка. (Этот день найдите на модели и раскрасьте субботу – желтым карандашом).

Дети выполняют задание по рабочей тетради «Математика – это интересно» И. Н. Чеплашкиной.

5.

– Звери отдыхали, весело играли:

Двумя лапами фигуры рисовали – квадрат, круг, овал, прямоугольник. (Дети в воздухе одновременно двумя руками повторяют за воспитателем называемые формы.)

6.

– Перед вами натюрморт висит.

Каждый пусть определит –

Что художник рисовал?

Верно написал или соврал?

Рис. 2.

(Дети исправляют: – Морковь не бывает зеленого цвета; груша и вишня –синего). Каждый неверно раскрашенный предмет убирается: на рисунке сделаны прорези, куда по контурам вставлены ложно раскрашенные морковь, груша, вишни, – и дети видят изображение истинного цвета.

7.

– А попробовать хотите? Глаза завяжите. Кусочек в рот возьмите, Что съели – скажите?

(Дети едят кусочки моркови, банана, огурца и озвучивают, что съели.)

– Подкрепились? А теперь отправляемся дальше.

8.

– Пойдите туда, не знаю – куда.

Физминутка: правая нога, левая нога, правое ухо, левый локоть, правый нос. Дети смеются: «Правого носа не бывает!»

9.

– Возьмите то, не знаю – что.

Рис. 3.

Кубик бросаем, три признака предмета определяем. Игра «Логический кубик» –2–3 раза. (Дети бросают три кубика и называют цвет, форму, размер блока, который нужно отыскать.)

10.

– На фото посмотрите – внимательно его разглядите.

Что видите – запомните.

Две минуты истекут,

Вам вопросы зададут.

Рис. 4.

Рисунок убирается.

– Сколько зверей было на фото? (5)

–Кто это? (Медведь, мышка, лиса, еж, кот.)

–Кого нет? (Волка, зайца.)

Дети вспоминают задачу из первого задания.

–Кто появился? (Мышь, кот.)

11.

– Тут занятию конец, кто работал – молодец.

Итог занятия: Что понравилось? Кто на занятии был молодец?

Дети отвечают.

Второе занятие.

Тема занятия: «В гостях у гнома».

Возраст детей: 6 лет.

Способ организации детей на занятии: общегрупповое.

Предварительная работа: мнемотехнические игры «Фотоаппарат», «Сделай как я!».

Наглядный дидактический материал:

–демонстрационный: рисунок домика гнома; карточки с числовыми фигурами; таблица (с числами 1–9 и буквами) и контурами птиц,

–раздаточный: цифры 1–9; счетные палочки – по 6 штук; повязка –очки на резинке; кусочки чеснока, апельсина, мыла.

Задачи:

–обучающие: закрепление количественного счета, соотнесение количества с числом, числа с буквой; создание (воссоздание) рисунка из счетных палочек,

–развивающие: формирование навыков запоминания и использования информации, совершенствование восприятия запахов (обоняния), развитие логического мышления, речи,

– воспитывающие: внимательно слушать задание, самостоятельно выполнять его, взаимодействовать друг с другом – в паре, в подгруппе

Ход занятия.

Воспитатель: Вам историю одну я поведаю.

1.        На лесной полянке стоит дом,

в нем живет веселый гном.

Этот домик рассмотри и подробно опиши.

Рис. 5.

Дети смотрят 3 секунды на рисунок, затем изображение закрывается, и по памяти рассказывают то, что запомнили: Крыша черепичная зеленая, дом и два одуванчика – желтые, забор красный слева от дома, а справа – синяя труба, в окошке гном в зеленом колпаке.

2.        Гном работал по утрам –

Гвозди бил он тут и там.

Вы их все пересчитайте, Сколько шляпок, отвечайте?

Рис. 6.

 

Детям по очереди показываются числовые фигуры 3 5 8 1 6, а они выкладывают ряд этих чисел.

3. Числа эти стоят в ряд,

Кто запомнил, будет рад

Буквы отыскать в таблице

И узнать, какая птица

В гости к гному прилетела,

Перед ним хвостом вертела.

Это кто?

И

О

С

Ё

Т

Ж

К

Р

Л

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

Рис. 7.

Рис. 8.

 

 

Рис. 9

79435

32729

35816

Дети соотносят ряд чисел с буквами в таблице и читают название птицы – стриж.

4.    Стриж с восторгом излагал,

Быль иль небыль рассказал:

«Я на озере с утра, – только солнце закатилось,

В водной глади отразилось, – встретил осетра.

Тот водою умывался, полотенцем вытирался,

Чуб расческою чесал, галстук модный примерял,

К осетрихе собирался и при этом похвалялся:

Я сегодня так хорош, прямо глаз не отведешь!»

Долго гномик веселился, насмеявшись, удивился,

Что-то стриж сказал не так, сочинять-то он мастак!

Что не так, определите, гному подскажите!

Дети говорят: Утром солнце встало, а не закатилось; у осетра нет полотенца, чуба, расчески, галстука; рыба не разговаривает.

5.        Веселье в доме гнома продолжается, физкультурная минутка начинается:

Три хлопка над головой, два хлопка перед собой,

Правую руку за спину спрячем и на двух ногах поскачем.

Дети выполняют вместе с воспитателем.

6.        А теперь глаза завяжите, носом потяните,

Что за запах в доме гнома, расскажите вы о нем.

Рис. 10.

 

Дети надевают повязку на глаза, нюхают и по запаху определяют чеснок, апельсин, мыло.

7.        Гномик со стрижом играли:

6 спичек на стол клали.

Гном фигуру из них составлял,

Стриж по памяти эту фигуру повторял.

А потом наоборот – вот!

Дети играют парами в игру «Сделай как я!»: один выкладывает фигуру, затем на мгновение показывает ее партнеру и тот воспроизводит увиденную фигуру по памяти. Затем они меняются ролями.

Тут истории конец, кто поверил – молодец!

Всем спасибо за вниманье, все, ребята, до свиданья!

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle