Библиографическое описание:

Морозова О. Н. Сюжетные занятия по основам математики для старших дошкольников // Молодой ученый. — 2010. — №6. — С. 342-344.

Мы предлагаем два занятия по развитию элементарных математических представлений для старших дошкольников с использованием мнемотехники (технологии развития памяти).

Второе занятие

Первое занятие «В лесной избушке» для детей 5–6 лет. Вид занятия: развитие элементарных математических представлений. Тип занятия: интеллектуально-развивающее. Тема занятия: В лесной избушке. Возраст детей: 5–6 лет. Способ организации детей на занятии: с подгруппой детей.

Предварительная работа: получение знаний на предыдущих занятиях.

Наглядный дидактический материал:

– демонстрационный: колокольчик медный, две деревянные ложки, два сосуда с водой, два стеклянных предмета, рисунок с овощами и фруктами, рисунок со зверями.

– раздаточный: Блоки Дьенеша на каждого, модель недели и карандаши цветные – каждому, кусочки моркови, капусты, банана на палочках, повязка-очки.

Задачи:

– обучающие: умение определять предмет по признакам, звукам, вкусу: умение находить геометрическую форму по заданным признакам, закреплять навыки счета,

– развивающие: использование разнообразных средств для тренинга зрительной и слуховой памяти, вкусовых ощущений,

– воспитывающие: самостоятельности в поиске правильного выполнения действий по заданному схематическому изображению, коммуникативных навыков в общении со сверстниками.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу: Раз, два, три, занятие начни.

1.

– Ребята, послушайте задачу: В лесной избушке жили зверюшки. Угадай кто?

– Рыжая, пушистая, хитрая (лиса)

– Длинноухий, короткохвостый, трусливый (заяц)

– Круглый, колючий (еж)

– Серый, злющий, зубастый (волк)

– Неуклюжий, толстый, ворчливый, мохнатый (медведь). Сколько всего зверюшек жило в избушке? (5)

– Кто это были? (лиса, заяц, еж, волк, медведь)

2.

– Звери вечерами играли с шумами: медный, деревянный, водный, стеклянный. Ну-ка, вы сообразите, что звучит, говорите? (Дети слышат шум льющейся воды, звук стекла о стекло, звон медного колокольчика, стук деревянных ложек и угадывают звуки.)

3.

– Зверей дятел навещал, носом по звонку стучал: «Дзынь». Каждый его звуки повтори, в дом войди. (Дети слышат набор хлопков: 2 хлопка, пауза, 3 хлопка; 2 хлопка, пауза, 2 хлопка и т.д. Ребёнок повторяет хлопки и дети садятся за стол).

4.

Рис. 1. Модель недели

– Модель недели на столе лежит, заполнить названные дни велит.

– Во вторник в дом зайдет к ним гном. (Этот день найдите на модели и раскрасьте вторник – красным карандашом).

– А в четверг паучок каждому сплетет колпачок. (Этот день найдите на модели и раскрасьте четверг – синим карандашом).

– А в субботу на опушке собирает всех кукушка. (Этот день найдите на модели и раскрасьте субботу – желтым карандашом).

Дети выполняют задание по рабочей тетради «Математика – это интересно» И. Н. Чеплашкиной.

5.

– Звери отдыхали, весело играли:

Двумя лапами фигуры рисовали – квадрат, круг, овал, прямоугольник. (Дети в воздухе одновременно двумя руками повторяют за воспитателем называемые формы.)

6.

– Перед вами натюрморт висит.

Каждый пусть определит –

Что художник рисовал?

Верно написал или соврал?

Рис. 2.

(Дети исправляют: – Морковь не бывает зеленого цвета; груша и вишня –синего). Каждый неверно раскрашенный предмет убирается: на рисунке сделаны прорези, куда по контурам вставлены ложно раскрашенные морковь, груша, вишни, – и дети видят изображение истинного цвета.

7.

– А попробовать хотите? Глаза завяжите. Кусочек в рот возьмите, Что съели – скажите?

(Дети едят кусочки моркови, банана, огурца и озвучивают, что съели.)

– Подкрепились? А теперь отправляемся дальше.

8.

– Пойдите туда, не знаю – куда.

Физминутка: правая нога, левая нога, правое ухо, левый локоть, правый нос. Дети смеются: «Правого носа не бывает!»

9.

– Возьмите то, не знаю – что.

Рис. 3.

Кубик бросаем, три признака предмета определяем. Игра «Логический кубик» –2–3 раза. (Дети бросают три кубика и называют цвет, форму, размер блока, который нужно отыскать.)

10.

– На фото посмотрите – внимательно его разглядите.

Что видите – запомните.

Две минуты истекут,

Вам вопросы зададут.

Рис. 4.

Рисунок убирается.

– Сколько зверей было на фото? (5)

–Кто это? (Медведь, мышка, лиса, еж, кот.)

–Кого нет? (Волка, зайца.)

Дети вспоминают задачу из первого задания.

–Кто появился? (Мышь, кот.)

11.

– Тут занятию конец, кто работал – молодец.

Итог занятия: Что понравилось? Кто на занятии был молодец?

Дети отвечают.

Второе занятие.

Тема занятия: «В гостях у гнома».

Возраст детей: 6 лет.

Способ организации детей на занятии: общегрупповое.

Предварительная работа: мнемотехнические игры «Фотоаппарат», «Сделай как я!».

Наглядный дидактический материал:

–демонстрационный: рисунок домика гнома; карточки с числовыми фигурами; таблица (с числами 1–9 и буквами) и контурами птиц,

–раздаточный: цифры 1–9; счетные палочки – по 6 штук; повязка –очки на резинке; кусочки чеснока, апельсина, мыла.

Задачи:

–обучающие: закрепление количественного счета, соотнесение количества с числом, числа с буквой; создание (воссоздание) рисунка из счетных палочек,

–развивающие: формирование навыков запоминания и использования информации, совершенствование восприятия запахов (обоняния), развитие логического мышления, речи,

– воспитывающие: внимательно слушать задание, самостоятельно выполнять его, взаимодействовать друг с другом – в паре, в подгруппе

Ход занятия.

Воспитатель: Вам историю одну я поведаю.

1.        На лесной полянке стоит дом,

в нем живет веселый гном.

Этот домик рассмотри и подробно опиши.

Рис. 5.

Дети смотрят 3 секунды на рисунок, затем изображение закрывается, и по памяти рассказывают то, что запомнили: Крыша черепичная зеленая, дом и два одуванчика – желтые, забор красный слева от дома, а справа – синяя труба, в окошке гном в зеленом колпаке.

2.        Гном работал по утрам –

Гвозди бил он тут и там.

Вы их все пересчитайте, Сколько шляпок, отвечайте?

Рис. 6.

 

Детям по очереди показываются числовые фигуры 3 5 8 1 6, а они выкладывают ряд этих чисел.

3. Числа эти стоят в ряд,

Кто запомнил, будет рад

Буквы отыскать в таблице

И узнать, какая птица

В гости к гному прилетела,

Перед ним хвостом вертела.

Это кто?

И

О

С

Ё

Т

Ж

К

Р

Л

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

Рис. 7.

Рис. 8.

 

 

Рис. 9

79435

32729

35816

Дети соотносят ряд чисел с буквами в таблице и читают название птицы – стриж.

4.    Стриж с восторгом излагал,

Быль иль небыль рассказал:

«Я на озере с утра, – только солнце закатилось,

В водной глади отразилось, – встретил осетра.

Тот водою умывался, полотенцем вытирался,

Чуб расческою чесал, галстук модный примерял,

К осетрихе собирался и при этом похвалялся:

Я сегодня так хорош, прямо глаз не отведешь!»

Долго гномик веселился, насмеявшись, удивился,

Что-то стриж сказал не так, сочинять-то он мастак!

Что не так, определите, гному подскажите!

Дети говорят: Утром солнце встало, а не закатилось; у осетра нет полотенца, чуба, расчески, галстука; рыба не разговаривает.

5.        Веселье в доме гнома продолжается, физкультурная минутка начинается:

Три хлопка над головой, два хлопка перед собой,

Правую руку за спину спрячем и на двух ногах поскачем.

Дети выполняют вместе с воспитателем.

6.        А теперь глаза завяжите, носом потяните,

Что за запах в доме гнома, расскажите вы о нем.

Рис. 10.

 

Дети надевают повязку на глаза, нюхают и по запаху определяют чеснок, апельсин, мыло.

7.        Гномик со стрижом играли:

6 спичек на стол клали.

Гном фигуру из них составлял,

Стриж по памяти эту фигуру повторял.

А потом наоборот – вот!

Дети играют парами в игру «Сделай как я!»: один выкладывает фигуру, затем на мгновение показывает ее партнеру и тот воспроизводит увиденную фигуру по памяти. Затем они меняются ролями.

Тут истории конец, кто поверил – молодец!

Всем спасибо за вниманье, все, ребята, до свиданья!

Основные термины: старших дошкольников, элементарных математических представлений, кусочки моркови, Похожая статья, лесной избушке, Модель недели, занятие «В лесной, воспитании старших дошкольников, Конспект познавательного занятия, развитию элементарных математических, развитие элементарных математических, Наглядный дидактический материал, заданному схематическому изображению, звон медного колокольчика, технологии развития памяти, стук деревянных ложек, Способ организации детей, поиске правильного выполнения, рабочей тетради «Математика, закрепление количественного счета

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle