Финансовое обеспечение социальной защиты безработных в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зорина, М. А. Финансовое обеспечение социальной защиты безработных в России / М. А. Зорина, О. А. Мошкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21.1 (155.1). — С. 77-80. — URL: https://moluch.ru/archive/155/44098/ (дата обращения: 02.05.2024).



В период мирового кризиса многие страны, в том числе и Россия, приняли программы, которые направлены на снижение безработицы и повышение защиты безработных. По данным Росстата 2015 года в России было 4,435 млн. безработных граждан, что составляет долю в 5,8% от числа экономически активного населения. За 2015 год безработных россиян стало на 10,7% больше. Росстат также отмечал, что лишь 0,9 млн. человек были зарегистрированы в учреждениях службы занятости в качестве безработных, и 0,8 млн. человек из них получали пособие по безработице. По прогнозам данная негативная тенденция сохранится и в дальнейшем, и к 2018 г. число лиц, ищущих работу, вырастет на 13 млн. человек. [3]

Вместе с тем, многие проблемы, касающиеся эффективности расходования общественных финансовых ресурсов, выделяемых государством на реализацию мер по поддержке безработных, остаются нерешенными. Низкий размер значительного количества пособий и компенсаций, обусловленный рамками расходов бюджетной системы страны, недостаточный уровень взаимодействия всех социальных институтов не дают должного демографического, социального и бюджетного эффекта. Особую актуальность эти вопросы приобретают на федеральном уровне, что обусловлено социальной направленностью современной бюджетной политики, ростом «нагрузки» не только на федеральный бюджет, но и бюджеты субъектов РФ.[2]

Финансовое обеспечение безработных является важным направлением государственной социальной политики. О масштабах мероприятий, реализованных в рамках государственной политики занятости в Российской Федерации в предкризисный период, годы международного финансового кризиса и в посткризисный период, в том числе в рамках дополнительных мероприятий на рынке труда можно судить по приводимым ниже данным (таблица 1).

Таблица 1

Численность граждан, получивших государственные услуги государственной службы занятости за год, млн. человек [3]

В миллионах человек

Показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Численность трудоустроенных граждан из числа ищущих работу по поводу трудоустройства

4,0

4,0

3,4

2,9

Численность граждан, получивших государственную услугу по профориентации

3,9

3,7

3,5

3,0

Численность несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, приступивших к временным работам в свободное от учебы время

1,0

1,0

0,9

0,8

Численность зарегистрированных безработных:

1,5

0,8

0,5

0,4

- приступивших к оплачиваемым общественным работам

0,4

0,4

0,3

0,3

- приступивших к профессиональному обучению

0,2

0,3

0,3

0,3

- получивших государственную услугу по социальной адаптации на рынке труда

0,2

0,2

0,2

0,2

- получивших государственную услугу по психологической поддержке

0,08

0,08

0,08

0,07

приступивших к временным работам

0,2

0,3

0,2

0,08

- получивших государственную услугу по содействию самозанятости

0,03

0,02

0,02

0,01

Данные таблицы 1 позволяют также сделать вывод о том, что основным направлением деятельности государственной службы занятости в 2013–2016 годах являлось осуществление мер, относимых к пассивной политике занятости, в т. ч. трудоустройство безработных, предоставление гражданам государственных услуг по профориентации, а также привлечение населения к временным и общественным работам.

Динамика показателей безработицы и расходов на выплату пособий по безработице в Российской Федерации представлена на рисунке 1.

Рис. 1 - Динамика показателей безработицы и расходов на выплату пособий по безработице в Российской Федерации, в процентах [3]

Дополнительные мероприятия на рынке труда предусматривали в основном те же меры, которые использовались в Российской Федерации в целях содействия занятости. К числу относительно новых мер на рынке труда относятся: опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения; организация стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения; содействие развитию малого предпринимательства.

Следствием увеличения уровня безработицы на современном этапе, как показывают расчеты на основе материалов государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», а также прогноза Минэкономразвития России, явилось устойчивое снижение суммарных расходов федерального бюджета на содействие занятости населения в процентах к ВВП в 2013–2016 годах (таблица 2).

Таблица 2

Расходы федерального бюджета на содействие занятости населения по данным государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» [1]

В процентах к ВВП

Показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Всего расходы по Госпрограмме на мероприятия по содействию занятости населения

0,111

0,108

0,107

0,104

т. ч.:

на реализацию мероприятий активной политики занятости населения и дополнительных мероприятий в сфере занятости населения

0,002

0,005

0,001

0,001

на социальные выплаты безработным

0,075

0,058

0,062

0,061

При этом, как следует из данных таблицы 2, на 2013–2016 годы ассигнования федерального бюджета на содействие занятости населения расходы на социальные выплаты безработным, то есть на мероприятия пассивной политики занятости, кратно превышают расходы на реализацию мероприятий активной политики занятости населения и на дополнительные мероприятия в сфере занятости населения. Предусмотренные объемы бюджетных ассигнований на предоставление расходов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с учетом вышеизложенных данных численности и уровне безработицы в России могут расцениваться как достаточно обоснованные.

Проведенный анализ позволяет определить следующие проблемы и негативные тенденции в области финансирования социальной защиты безработных:

- низкие уровни заработных плат значительной части работающих граждан;

- сохранение широкомасштабной бедности и изменение ее профиля в сторону трудоспособной части общества. Одной из наиболее острых проблем в социально-трудовой сфере является задержка выплаты заработной платы.

- низкое качество и несвоевременность предоставления подавляющего объема социальных услуг населению;

- концентрация средств в руках государства и как следствие громоздкие механизмы взаиморасчетов и дублирующие друг друга органы;

- необходимость изменения подходов к подготовке персонала при формировании системы прогнозирования потребности в кадрах предприятий и организаций региона, перехода от количественных характеристик трудовых ресурсов к качественным, в том числе через повышение квалификации работников, необходимо искать дополнительные возможности по увеличению экономически активного населения;

- тенденция сокращения финансирования из федерального бюджета для обеспечения реализации мероприятий активной политики занятости;

- необходимость повышения эффективности и качества предоставления государственных услуг в разрезе мероприятий государственной программы «Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда» как на федеральном, так и на региональном уровнях. [4]

Для решения обозначенных проблем необходимо решить следующие задачи:

- разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение задолженности по заработной плате и легализации трудовых отношений;

- совершенствовать социальное партнерство на уровне области, муниципалитета и конкретного предприятия, в том числе активизировать работы по заключению отраслевых тарифных соглашений с установлением в них максимально возможного увеличения минимальной заработной платы;

- перейти на применение принципа нуждаемости в области финансового обеспечения социальной защиты безработных, что в наибольшей степени соответствует принципу социальной справедливости, а уточнение состава мер социальной поддержки и условий предоставления способствует формированию более эффективной, открытой и понятной системы социальной поддержки в целом и, следовательно, эффективности бюджетных расходов.[1]

Таким образом, в связи с тем, что безработица является глобальной макроэкономической проблемой в стране и показателем нестабильности, наше государство должно принимать серьёзные и своевременные меры и методы для решения этой проблемы. Огромную роль в решении проблем по финансовому обеспечению социальной защиты безработных играют как федеральные, так и региональные программы, которые базируются на комплексе по повышению стимулирования экономической активности и применении инновационных финансовых инструментов занятости.

Литература:

1 Постановление Правительства Оренбургской области от 14.10.2013 N 836-пп (ред. от 12.11.2015) «Об утверждении государственной программы «Содействие занятости населения Оренбургской области в 2014 - 2020 годах» (вместе с «Государственной программой «Содействие занятости населения Оренбургской области в 2014 - 2020 годах»). - Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru(11.03.17).

2 Тарент, И.Г. Система социальной защиты населения в Российской Федерации: учебное пособие / И.Г. Тарент, С.А.,Юдников. – Изд. 3-е испр. и доп. – Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, 2015. – 160 с.

3 Уровень безработицы в России 2015 года. (Электронный ресурс) /: стат. данные /сост. Росстат [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL:http://www.gks.ru (11.03.17).

4 Худойкина, Т.В., Толкунова, Н.А. Пробелы в законодательной сфере социальной защиты населения // Пробелы в Российском законодательстве. - 2015. - № Выпуск № 4. - С. 67-75.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, федеральный бюджет, Содействие занятости населения, государственная услуга, рынок труда, государственная программа, работа, расход, Россия, социальная защита безработных.


Похожие статьи

Проблема безработицы в Российской Федерации

В России существуют меры социальной защиты безработных, одно из направлений социальной защиты населения — разработка комплекса мер по обеспечению гарантий в области занятости.

Предложения по улучшению занятости населения в Пермском крае

В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика Российской Федерации в области содействия занятости населения направлена на: 1) развитие людских ресурсов для труда

Государственная политика в сфере занятости населения России

рынок труда, регулирование занятости, надомный труд, государственное вмешательство, рабочая сила, трудовое законодательство, государственное регулирование занятости населения, Россия, категория граждан, скрытая...

Реализация государственной политики занятости на...

Государственная политика занятости населения — это весь комплекс мер воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого

– локальный [1]. Государственная политика в области содействия занятости населению в РФ направлена, прежде всего на

Проблемы и перспективы государственной политики занятости...

В сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации рынок не может оказать автоматического влияния на процесс саморегулирования и трудоустройство населения. В России органами власти проводится регулирование занятости населения при помощи...

Положение службы занятости населения на современном рынке...

Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности: I уровень — федеральная служба занятости

содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников

Особенности процесса регулирования занятости и безработицы...

Белгородская область, Рынок труда, рубль, государственная программа, содействие занятости населения, федеральный бюджет, областной бюджет, гражданин, занятость населения, долгосрочная целевая Программа.

Особенности современного российского рынка труда...

Ключевые слова: рынок труда, занятость, уровень безработицы, население. Национальный рынок труда формируется с помощью ряда определенных факторов, к которым относятся темпы инфляции, государственное финансирование проектов...

Содействие занятости населения в Республике Башкортостан

В Республике Башкортостан действует государственная программа «Регулирование рынка труда и содействие занятости населения в Республике Башкортостан» целью которой является обеспечение баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда...

Похожие статьи

Проблема безработицы в Российской Федерации

В России существуют меры социальной защиты безработных, одно из направлений социальной защиты населения — разработка комплекса мер по обеспечению гарантий в области занятости.

Предложения по улучшению занятости населения в Пермском крае

В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика Российской Федерации в области содействия занятости населения направлена на: 1) развитие людских ресурсов для труда

Государственная политика в сфере занятости населения России

рынок труда, регулирование занятости, надомный труд, государственное вмешательство, рабочая сила, трудовое законодательство, государственное регулирование занятости населения, Россия, категория граждан, скрытая...

Реализация государственной политики занятости на...

Государственная политика занятости населения — это весь комплекс мер воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого

– локальный [1]. Государственная политика в области содействия занятости населению в РФ направлена, прежде всего на

Проблемы и перспективы государственной политики занятости...

В сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации рынок не может оказать автоматического влияния на процесс саморегулирования и трудоустройство населения. В России органами власти проводится регулирование занятости населения при помощи...

Положение службы занятости населения на современном рынке...

Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности: I уровень — федеральная служба занятости

содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников

Особенности процесса регулирования занятости и безработицы...

Белгородская область, Рынок труда, рубль, государственная программа, содействие занятости населения, федеральный бюджет, областной бюджет, гражданин, занятость населения, долгосрочная целевая Программа.

Особенности современного российского рынка труда...

Ключевые слова: рынок труда, занятость, уровень безработицы, население. Национальный рынок труда формируется с помощью ряда определенных факторов, к которым относятся темпы инфляции, государственное финансирование проектов...

Содействие занятости населения в Республике Башкортостан

В Республике Башкортостан действует государственная программа «Регулирование рынка труда и содействие занятости населения в Республике Башкортостан» целью которой является обеспечение баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда...

Задать вопрос