Авторы: Живалёва Екатерина Александровна, Горбуля Наталья Юрьевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 21.04.2016

Статья просмотрена: 1507 раз

Библиографическое описание:

Живалёва Е. А., Горбуля Н. Ю. Проблемы и перспективы государственной политики занятости в РФ // Молодой ученый. — 2016. — №8.8. — С. 10-12.



В данной статье были рассмотрены проблемы и перспективы государственной политики занятости в РФ. Изложены стабилизационные меры, которые должны применяться для увеличения занятости населения.

Ключевые слова:занятость, безработица, государство, политика занятости, политика в сфере труда.

В сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации рынок не может оказать автоматического влияния на процесс саморегулирования и трудоустройство населения. В России органами власти проводится регулирование занятости населения при помощи применения различных форм, средств и методов, которые прямо или косвенно воздействуют на население и стимулируют пробуждение их интересов в сфере самореализации человека, как одного из механизмов рыночной системы. Обеспечение населения рабочими местами является одной из приоритетных задач, которая стоит перед правительством РФ.

Рассматривая проблемы и перспективы государственной политики занятости в РФ, должное внимание необходимо уделить понятиям «политика занятости» и «политика в сфере труда», которые часто отождествляются.

Государственная политика занятости выражает конституционные права граждан демократического государства на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, включая свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор видов деятельности [1]. Государство не должно возлагать свое обязательство по формированию системы занятости населения на частный сектор экономики, а именно на малый, средний и крупный бизнес [8]. Оно должно отвечать потребностям людей в сфере занятости, а также требованиям рыночной экономики, государство должно помогать в достижении баланса по предложению рабочей силы и рабочих мест, совершенствованию трудовой и интеллектуальной деятельности, а также государственными усилиями должно улучшаться вся система обучения и переквалификация трудовых ресурсов в сфере занятости [2].

Говоря о политике в сфере труда, отметим, что она должна решать определенные задачи, связанные с ликвидацией возникших дисбалансов и диспропорций в сфере занятости в процессе функционирования рыночной экономики. Её основной задачей является минимизация социально-экономических издержек безработицы и повышение мобильности и конкурентоспособности рабочей силы [4].

Проанализировав деятельность органов государственной власти в сфере занятости населения, следует сделать два вывода:

Во-первых, проблема занятости населения должна выступать одной из ключевых проблем в экономической и политической сфере России.

Во-вторых, на государстве лежит ответственность за функционирование системы, которая обеспечит рабочими местами граждан страны [6].

Для решения проблем занятости необходимо рассмотреть перспективы развития занятости населения в РФ. В качестве одного из приоритетных направлений можно выделить создание дополнительных рабочих мест. Похожее приоритетное направление было сформулировано президентов РФ В. В. Путиным в майских указах 2012 г., когда по поручению президента необходимо было создать около 25 млн. рабочих мест на рынке труда.

Важным инструментом государственного управления в сфере занятости выступает Генеральная схема создания и сохранения рабочих мест, которую разрабатывают Министерство экономики и различные макроэкономические институты. Она организовывается для определения перспективных направлений развития системы рабочих мест в отраслевом и территориальном разрезе. Данный опыт становится первым при решении такой проблемы как безработица [5].

Говоря о группе отраслей с низким технологическим уровнем и неясными перспективами рыночной конъюнктуры, то в них должны быть созданы особо благоприятные условия для иностранных инвестиций, прежде всего для тех, которые приносят новые технологии и опыт управления.

Рассматривая региональный аспект формирования Генеральной схемы создания и сохранения рабочих мест, можно увидеть, что происходит резкое усиление неравномерного развития отдельных регионов и обострение в них дифференциации занятости и доходов населения. Меры, которые предпринимались ранее, для решения таких проблем, абсолютно неэффективны [7]. Сильно ощущается необходимость в специальных программах поддержки депрессивных регионов и городов, а главное существует необходимость в организации их эффективного выполнения.

Важно отметить, что в условиях рыночной экономики постоянно меняются требования на отраслевых и региональных рынках труда, повышаются требования со стороны работодателей к качеству подготовки рабочей силы. Отсюда вытекает целесообразность в принятии мер, способствующих тому, чтобы служба занятости стала важным инструментом перераспределения рабочей силы, способствовала росту качества услуг в сфере содействия занятости. В этой связи считаем необходимым реализовать в нашем обществе такие мероприятия, как:

— рост качества системы информирования населения о состоянии рынка труда, возможности трудоустройства в различных отраслях экономики, как на локальном уровне, так и в масштабах национальной экономики;

— повысить эффективность государственных услуг в области профориентации учащихся общеобразовательных и средне специальных учреждений;

— совершенствовать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан, ищущих работу;

— расширить спектр услуг государственной службы занятости с учетом запросов безработных и бизнеса [3].

Современной проблемой в сфере трудовых отношений являются ситуации связанные с угрозой массового высвобождения занятого населения, сокращением рабочих мест, ростом скрытой безработицы, ростом занятости в теневом секторе экономики, высоким уровнем безработицы среди неконкурентоспособных категорий населения (инвалиды, лица предпенсионного возраста), и другими факторами.

Нам представляется целесообразным реализовать комплексный подход к развитию занятости как целостной системы, объединяющей социально-экономические процессы, протекающие в сферах труда, образования, культуры, экологии, а также увязать социальные цели и задачи управления занятостью с ресурсами всех видов, используемых для их реализации.

Большое значение имеет осуществление комплекса работ по организации профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов, создание профессионально-информационного реестра для женщин, учитывающего конкурентоспособные профессии; содействие занятости молодежи, в том числе временной занятости несовершеннолетних граждан и выпускников учебных заведений. Особо следует подчеркнуть необходимость формирования эффективной структуры занятости населения, снижения уровня непродуктивной занятости, включая меры по развитию новых видов занятости и последовательной ликвидации «неэффективных» рабочих мест; предложения о льготном налогообложении прибыли предприятий, создающих новые рабочие места; определение порядка предоставления отсрочки налоговых льгот.

Государство должно поддерживать как новые, так и старые отрасли, так как в них накоплен самый большой потенциал скрытой безработицы, который нужно в короткие сроки трансформировать в эффективную занятость. Если финансовые вложения пойдут в эти отрасли, то в процессе их освоения на региональном уровне может осуществляться взаимоувязка интересов развития производства с интересами обеспечения занятости, так как они не всегда совпадают.

На наш взгляд, создавая условия в тех отраслях, в которых стоит острая необходимость в дополнительной рабочей силе, государство таким способом не только решает проблему занятости и безработицы населения страны, но также увеличивает поток производимой продукции, создаваемой данной отраслью, что помогает также реализовать перспективные направления развития национальной экономики.

Литература:

1. Куренной А. М. Трудовое право: Учебное пособие / А. М. Куренной — М.: изд-во Юристъ, 2014. — 315 с.

  1. Киященко Е. А. Социологическая оценка эффективности управления социальными службами / Е. А. Киященко, Н. В. Власова // Всероссийская научно-практическая конференция по итогам 2014 г. Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции по экономике и гуманитарным наукам. 2014. — С. 86–91.

3. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения / И. С. Викторов, А. Ж. Макашева // Трудовое право. — 2011. — №.8. — С.71.

  1. Государственная поддержка занятости трудоспособных инвалидов в Краснодарском крае / Артемова Е. И., Андреев С. Ю., Мищенко Е. А., Киященко Е. А. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2016. — № 116. — С. 855–869.
  2. Институциональные аспекты регулирования рынка труда в аграрном секторе экономики / Андреев С. Ю., Латыш И. С. // Экономика и социум. — 2015. — № 5–1 (18). — С. 89–92.

6. Проблемы безработицы и занятости населения / Андреев С. Ю., Коноваленко Д. А. // Современная наука: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа: 2015, — С. 5–8.

  1. Институциональные преобразования как фактор стимулирования социально-экономического развития сельских территорий Краснодарского края / С. Ю. Андреев, Н. В. Власова, А. В. Яни и др. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — Краснодар: КубГАУ, 2016. — № 02(116). С. 796–813.
  2. Рыночная власть и факторы ее обуславливающие / Стрельцов М., Власова Н. //Современный научный вестник. — 2014. — № 2. — С. 13–18.
Основные термины (генерируются автоматически): занятости населения, сфере занятости, рабочих мест, государственной политики занятости, политика занятости, сфере занятости населения, содействия занятости, увеличения занятости населения, занятости населения должна, перспективы государственной политики, регулирование занятости населения, системы занятости населения, развития занятости населения, структуры занятости населения, проблемы занятости населения, сфере содействия занятости, рабочей силы, рыночной экономики, Государственная политика занятости, решения проблем занятости.

Ключевые слова

государство, безработица, занятость, политика занятости, политика в сфере труда

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос