Авторы: Чуев Сергей Сергеевич, Горбуля Наталья Юрьевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 23.04.2016

Статья просмотрена: 1010 раз

Библиографическое описание:

Чуев С. С., Горбуля Н. Ю. Государственная политика в сфере занятости населения России // Молодой ученый. — 2016. — №8.8. — С. 41-43.



После того как Россия в 1991 г. вступила в новый этап развития, связанный с резким переходом от плановой к рыночной экономической системе, в нашем обществе стали появляться новые социально-экономические трудности, а так же обострились уже имевшиеся проблемы, одной из которых стал рост безработицы и падение уровня жизни наших соотечественников.

Занятость является одним из главных макроэкономических показателей и условий, который с одной стороны характеризует качество и уровень жизни в стране, а с другой стороны является отражением эффективности проводимой социально-экономической политики действующим правительством [5]. Под занятостью принято считать численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу.

Проблема занятости населения — это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность, а также уровень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Однако не все трудоспособные люди имеют работу, существуют и безработные. Особую категорию безработных составляют трудоспособные граждане предпенсионного возраста, которые еще не достигли пенсионного возраста, но при этом, по независящим от них причинам, лишившиеся заработка и рабочего места. Эта категория граждан наиболее уязвима в их социальном праве на труд, так как спрос на труд данной категории граждан со стороны работодателей является небольшим [4].

Среди наиболее типичных причин роста безработицы в нашей стране можно выделить следующие:

—отсутствие рабочих мест из-за малого количества вакансий со стороны отечественного производства (фирм, фабрик, заводов);

—вытеснение труда основным капиталом в эпоху научно-технической революции (т. е. по причине роста автоматизации производства, использования более производительного оборудования и др.);

—довольно низкий уровень платежеспособного спроса (отсутствие спроса на продукцию и услуги снижает спрос на труд, поскольку спрос на труд имеет производственный характер, в результате чего появляется безработица);

—институциональные факторы, вызванные неэффективной работы государственной службы занятости (паспортный режим, препятствующий мобильности граждан внутри страны, отсутствие единой базы вакансий по России, и др.) [1].

Добиться такого состояния экономики, чтобы безработица полностью отсутствовала в стране в условиях рыночной экономики невозможно, так как в любом обществе всегда присутствует фрикционная и структурная безработица, которые в совокупности формируют естественную безработицу (6–7 % от трудоспособного населения страны). Но государство может и должно работать над снижением циклической и других форм безработицы, превышающих естественный уровень безработицы, посредством регулирования занятости [6].

Регулирование занятости — это совокупность способов, механизмов и мер прямого и косвенного воздействия на рынок труда со стороны государства с целью достижения поставленных целей. Цели государственного регулирования занятости в стране отражают ориентацию на достижение нормативного состояния рынка труда, которого необходимо достичь, решая актуальные социально-экономические проблемы общества.

Регулирование занятости население в стране имеет несколько уровней:

—локальный уровень (в нем происходит активизация взаимоотношения субъектов рынка труда, конкретного человека с местными органами исполнительной власти, с работодателем, с локальной службой занятости);

—общегосударственный уровень (в нем происходит решение социально-экономических целей и задач общества);

—региональный уровень (в нем происходит принятие решений по вопросам регулирования рынка труда, расширение социальной помощи безработному населению в стране, а также вопросы сдерживания массового высвобождения работников).

На всех вышеперечисленных уровнях государственное регулирование занятости населения должно выполняться на основе общеэкономической концепции социально ориентированной рыночной экономики [7]. У регулирования занятости посредством государственного вмешательства на рынке труда существует две главные задачи.

Первая задача заключается в определении долгосрочной перспективы. Она предполагает стабилизацию общего спроса на труд, и уровней частичной, скрытой безработицы с их последующим понижением, при максимально продуктивном применении занятых и более гибком спросе населения на рабочие места.

Вторая задача ориентирована на краткосрочную перспективу. Она предполагает блокирование огромного количества высвобождения потенциальных безработных и предотвращение максимально быстрого роста открытой, а также скрытой безработицы. В этой задаче одновременно планируется взаимоувязанное высвобождение работников и создание новых рабочих мест с целью ограничить полное блокирование процессов рационализации занятости населения.

На наш взгляд, способы государственного вмешательства и воздействия на рынок труда должны получить оценку с позиции работников и предпринимателей, чье мнение также должно учитываться при разработке общей политики занятости в государстве [3]. Другими словами профсоюзы, союзы предпринимателей и органы власти должны проводить совместную работу в вопросах разработки данной политики. Государственное регулирование занятости населения в стране должно осуществляться по следующим базовым направлениям:

— обеспечение специальных программ внутренней миграции населения из кризисных районов;

— разработка новых казенных предприятий на базе определенных федеральными органами несостоятельных предприятий, с целью поддержания занятости населения;

— разработка предприятий для обеспечения организации общественных работ по благоустройству и обслуживанию престарелых людей;

— разработка специальных предприятий для обеспечения надомного труда;

— принятие в особых случаях механизмов и мер по развитию частной индивидуальной деятельности;

— организация процесса переквалификации рабочей силы, подлежащей сокращению без прекращения с ними трудового договора;

— разработка специальных предприятий для организации общественных работ;

— разработка в регионах частных бюро содействия занятости населения для оказания им содействия в трудоустройстве и самостоятельной занятости элитарным клиентам. Разработка и создание таких частных бюро должно быть исключительным правом органов государственной власти субъектов Федерации;

— поддержка индивидуальных частных предпринимателей — надомный труд, ремесленничество и т. д., т. е. занятость, которая не требует крупных затрат [2].

На наш взгляд, чтобы ослабить или частично решить современную проблему занятости населения в стране, государству нужно принять следующие меры:

—развивать гибкие формы занятости, например, надомный труд;

—расширять виды и структуры общественных работ, условия их проведения, организации, финансирование с учетом качественного состава безработных и социально-экономических потребностей регионов;

—продолжать дальнейшее развитие систем непрерывного инновационного образования, включая поддержку опережающего обучения персонала, который находится под риском увольнения, внутрипроизводственное обучение персонала, расширение возможностей самообучения;

—обеспечить качественный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства;

—ввести системы стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности, прежде всего в регионах с критической ситуацией на рынке труда.

Таким образом, для того, чтобы добиться максимально высокого уровня занятости населения в стране, государству необходимо реформировать трудовое законодательство с целью увеличения мобильности рабочей силы, стимулировать занятость и самозанятость населения за счет стимулирования развития предпринимательства и национального производства, а также сократить латентные процессы на рынке труда и обеспечить стабильный баланс интересов государства, предпринимателей и работников.

Литература:

1. Викторов И. С., Макашева А. Ж. Социально-правовые аспекты проблемы заня-тости населения / И. С. Викторов, А. Ж. Макашева // Трудовое право. — 2011. — №.8. — С.71.

2. Куренной А. М. Трудовое право: Учебное пособие / А. М. Куренной — М.: из-во Юристъ, 2014. — 315 с.

  1. Киященко Е. А. Социологическая оценка эффективности управления социальными службами / Е. А. Киященко, Н. В. Власова // Всероссийская научно-практическая конференция по итогам 2014 г. Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции по экономике и гуманитарным наукам. 2014. — С. 86–91.
  2. Государственная поддержка занятости трудоспособных инвалидов в Краснодарском крае / Артемова Е. И., Андреев С. Ю., Мищенко Е. А., Киященко Е. А. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2016. — № 116. — С. 855–869.
  3. Институциональные аспекты регулирования рынка труда в аграрном секторе экономики / Андреев С. Ю., Латыш И. С. // Экономика и социум. — 2015. — № 5–1 (18). — С. 89–92.

6. Проблемы безработицы и занятости населения / Андреев С. Ю., Коноваленко Д. А. // Современная наука: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа: 2015, — С. 5–8.

  1. Рыночная власть и факторы ее обуславливающие / Стрельцов М., Власова Н. // Современный научный вестник. — 2014. — № 2. — С. 13–18.
Основные термины (генерируются автоматически): занятости населения, регулирование занятости населения, регулирования занятости, рынка труда, занятости населения России, Регулирование занятости, Проблема занятости населения, трудоспособного населения, регулирования рынка труда, рационализации занятости населения, рынке труда, поддержания занятости населения, содействия занятости населения, проблему занятости населения, уровня занятости населения, государственного регулирования занятости, Регулирование занятости население, государственное регулирование занятости, скрытой безработицы, государственной службы занятости.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос