Исследование рынка образовательных услуг: краткий обзор | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 07.04.2017

Статья просмотрена: 9389 раз

Библиографическое описание:

Ребрикова, Н. В. Исследование рынка образовательных услуг: краткий обзор / Н. В. Ребрикова, О. В. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 417-420. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41577/ (дата обращения: 08.05.2024).



В настоящее время рейтинги университетов являются главным фактором при выборе вуза у абитуриентов. В статье представлены результаты анализа рынка образовательных услуг, в ходе исследования выделены факторы макро- и микросреды, влияющие на деятельность вузов. Для оценки востребованности факультета в вузе были определены и рассчитаны показатели, которые характеризуют потребителей образовательных услуг в современных условиях.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, рейтинг, факторы макросреды, эластичность, показатель концентрации

В условиях жесткой конкуренции российские вузы вынуждены совершенствовать свою деятельность, предлагая рынку не просто новые, но более качественные образовательные программы. Одним из определений рынка является совокупность сделок между покупателями и продавцами. В случаи рынка образовательных услуг покупателями выступают люди, которые имеют потребность в знаниях и навыках, а продавцами — учреждения, предлагающие программы обучения.

Поскольку рынок образования рассматривается частью сферы услуг, то для него характерны некоторые особенности. Услуги носят длительный и многоступенчатый характер. Сами услуги невозможно хранить, но результат деятельности сохраняется в течении определенного периода жизни человека. Деятельность, осуществляемая образовательными учреждениями, лицензируется. При это часть услуг предоставляется бесплатно на конкурсной основе (за счет средств бюджета), а часть — платно (за счет покупателей).

Обзор и анализ рынка образовательных услуг актуален и важен не только для самих ВУЗов, но и для потребителей/покупателей — абитуриентов и их родителей. Руководство учебного заведения всегда пристально следит за рейтингом своего учреждения, так как это позволяет увеличить конкурс на бюджетные места и привлечь поступающих на платную основу, а значит обеспечить ВУЗ работой на ближайшие несколько лет.

Ежегодно обзорами и сбором статистики занимаются РОССТАТ, ФОМ, ВЦИОМ, журналы «Эксперт РА», маркетинговые центры и многие другие организации.

Рынок образовательных услуг — это экономические взаимоотношения; реализация образовательных услуг на материальной основе участниками рынка: учащимися, образовательными учреждениями и лицами (организациями), оплачивающими эти услуги. Российский рынок образовательных услуг сформировался в 90-х гг. прошлого века. В нем выделяют два больших сектора: государственный и негосударственный. По данным ФОМ 38 % студентов обучаются на платной основе [1].

Рассмотрим некоторые факторы макросреды:

  1. Демографический. Ухудшение демографической ситуации оказывает прямое влияние на конъюнктуру рынка образовательных услуг. Снижение численности выпускников 9–11 классов после 2008 г привело к снижению спроса на образовательные услуги [2].
  2. Политическая обстановка и влияние государства. После подписания Россией Болонской декларации в сентябре 2003 года Вузы были вынуждены к 2010 году перейти на двухступенчатую систему образования, пройти аккредитацию и перейти на европейскую систему учета дисциплин и зачетных единиц [3].
  3. Экономический. На одну семью, в которой есть статья расходов высшее образование — средний уровень составил 850–1000 долларов за год. В нынешних условиях стоимость обучения в ВУЗах варьируется от 18 тысяч рублей до 350 тысяч в семестр. Следует отметить так же огромную роль географического фактора, поскольку обучение в столичных ВУЗах намного дороже.

Сравнивая московский рынок с общероссийским, можно выделить несколько особенностей.

Во-первых, Москва — город контрастов. Здесь находятся самые лучшие и дорогостоящие учебные заведения, но также можно найти и обучающие программы по низким ценам (хотя выглядят они слабо и сомнительно).

Во-вторых, московские ВУЗы обладают лучшим оснащением, более новыми технологиями и программами, имеют контакты с зарубежными учебными заведениями. Все это помогает московским ВУЗам отвечать на новые потребности и оставаться в верхушке рейтинга.

На 2015 год в России оказывают свои услуги 950 образовательных организаций, из которых 548 государственных и муниципальных и 402 частных [4]. Причем 24 % всех учебных заведений находятся в Москве. И в большинстве есть экономические специальности (179 заведений).

В-третьих, для московских учреждений характерна экспансия в регионы. Популярные Вузы открывают свои филиалы в регионах, предоставляют свои учебные планы и программы, литературу, а также выпускникам вручается московский диплом. Стоимость такого обучения значительна ниже, но качество образования сильно не отличается от региональных ВУЗов, так как они имеют один и тот же преподавательский состав.

При помощи аттестации качества образования составляется рейтинг ВУЗов, где учитываются такие показатели как:

– уровень профессорского преподавательского состава;

– аудиторный фонд;

– уровень информатизации;

– количество публикаций, защищаемых диссертаций;

– бюджетные ассигнования на научные исследования;

– техническое оснащение и использование передовых технологий и т. д.

К верхушке рейтингов московских экономических ВУЗов 2014 года относятся [5]:

  1. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова;
  2. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
  3. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ;
  4. Финансовый университет при Правительстве РФ;
  5. Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова и др.

Среди вузов, чьи позиции в рейтинге снизились, можно отметить Финансовый университет (17-е место против 12-го в 2013 году) и Национальный исследовательский университет «МЭИ» (14-е место против 10-го годом ранее). Динамика Финансового университета обусловлена «болезнью роста»: к университету были присоединены несколько вузов, включая Всероссийский заочный финансово-экономический институт, в результате чего количество студентов выросло более чем на 50 %, тогда как финансирование вуза увеличилось всего на 3 % [6].

Эластичность показывает, как может измениться ситуация на рынке при колебание основных факторов (доход потребителя, цена товара, цена аналогичного товара).

, (1)

где P1 начальная цена;

P2 — новая цена;

Q1 — первоначальный объем;

Q2 — новый объем.

Таблица 1

Расчет эластичности образовательных услуг Финансового университета [7]

Факультет

2013 год

2014 год

Коэффициент эластичности предложения

Стоимость обучения, руб.

Кол-во платных мест

Стоимость обучения,

Руб.

Кол-во платных мест

Международные экономические отношения (МЭО)

295 000

60

324 500

100

5,26

Финансово-экономический факультет (ФЭФ)

242 000

75

266 000

100

1,38

Анализ рисков и экономическая. Безопасность (АРиЭБ)

195 000

4

214 500

10

0,9

Таким образом, в 2014 году на платную форму обучения факультетов МЭО и ФЭФ имело место эластичное предложение (|E|>1), то есть рост количества принятых абитуриентов больше, чем стоимость обучения. Чего нельзя сказать о факультете «Анализа рисков и экономической безопасности», где темп роста стоимости обучения выше темпов увеличения платных мест (неэластичное предложение, или 0

При оценке уровня конкуренции на рынке говорят об интенсивности конкуренции, то есть концентрации фирм в данной нише. Рассматривают величину обратную интенсивности конкуренции — монополизацию рынка. От этих показатель зависит стратегия, ценовая и товарная политика организации. Рассчитаем некоторые показатели.

Четырехдольный показатель концентрации (CR4 — Concentration Ratio).

, (2)

где — объем реализации продукции i-ой организации, млн.руб.,

- общий объем реализации продукции заданного ассортимента, млн.руб.

Таблица 2

Объем реализации идоля рынков основных представителей рынка

Высшее учебное заведение

Кол-во платных мест

Стоимость обучения, руб

Объем реализации услуг, руб

Доля рынка,%

Финансовый университет

100

266 000

26 600 000

5,7

МГУ

90

350 000

31 500 000

6,7

ВШЭ

100

400 000

40 000 000

8,6

РАНХ и ГС

80

220 000

17 600 000

3,8

Общий объем

4 650 000 000

100

Такое малое значение четырехдольного показателя концентрации говорит об отсутствие монополии на рынке образовательных услуг.

Оценка распределения рыночных долей с помощью суммы квадратов рыночных долей конкурентов — индекса Херфиндала (Herfindahl-Hirschman index).

, (3)

где Si доля участника рынка.

В проведённом исследовании исходя из расчетов индекс Херфиндала получился равен следующему значению: . Такой низкий показатель индекса HHI позволяет отнести рынок образовательных услуг к рынку с низким уровнем монополизации (HHI <1000) [8].

Таким образом, можно сказать, что наибольшая концентрация образовательных учреждений находится в Москве и в большинстве из них есть хотя бы одна экономическая специальность, связанная с профилем ВУЗа. Представителей рынка, специализирующихся только на экономике, не так много и доля их значительно выше, чем у других. Об этом свидетельствуют индекс Херфиндала-Хиршмана и четырехдольный показатель концентрации.

В проведенном исследовании было выявлено значительное влияние факторов макро- и микросреды на ВУЗы Москвы. Факторы макросреды формируют будущий спрос на услуги (демография), регламентируют и контролируют деятельность учреждений (политические) и др. Факторы микросреды формируют ценовую и товарную политику организаций, то есть платежеспособность, культурный уровень покупателей влияет на стоимость обучения, а наличие аудиторного фонда, качественного преподавательского состава и новых учебных программ влияет на конкурентоспособность ВУЗа.

Для более подробного обзора рынка анализ был сведен к экономическим ВУЗам Москвы, а некоторые показатели к одному учебному заведению — Финансовому университету при Правительстве РФ. В ходе расчетов, было выявлено, что эластичность предложения платных программ обучения не равномерна. Более востребованными с эластичным предложением являются факультеты: «Финансово-экономический факультет» и «Международных экономических отношений». Следует отметить, что факультет «Анализ рисков и экономической безопасности» имеет неэластичный спрос. В целом же видна нечувствительность потребителей к цене. Это объясняется тем, что потребители придают большое значение характеристикам услуг и многие подходят к выбору очень ответственно, выбирая перспективы для будущих поколений.

Литература:

  1. Россия в цифрах: высшее образование/ ФОМ. Электронный ресурс: [http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/11442] 7.04.2014/ Дата обращения: 20.09.2016
  2. Башарина А. В. Влияние социально-демографических факторов на рынок образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования в регионах Российской Федерации/ Экономика. — 2010
  3. Кислицын К. Н. Болонский процесс как проект для Европы и для России/ Знание. Понимание. Умение. № 11- 2010 г
  4. Число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования/ Официальная статистика РОССТАТ
  5. Крячко К. С. Исследование рынка образовательных услуг г. Москвы / К. С. Крячко // Экономическая наука и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 55–59.
  6. Поступление.Ру//Портал для абитуриентов. Электронный ресурс [http://postyplenie.ru/results_of_admission/2014/cost/?CODE=fu&ID=3630&PAGEN_1=2]
  7. Рейтинг вузов России 2014/ «Эксперт РА» — № 18. -2012 — С. 24
  8. Экономическая теория./ www.Grandars.ru. Электронный ресурс [http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/indeks-herfindalya-hirshmana.html]
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, вуз, стоимость обучения, Финансовый университет, Вуз были, место, Москва, Национальный исследовательский университет, платная основа, рынок.


Похожие статьи

Исследование рынка образовательных услуг г. Москвы

Рынок образовательных услуг города Москвы представлен большим разнообразием образовательных учреждений среднего, высшего и

Здесь расположены ведущие университеты России (больше трети национальных исследовательских университетов).

Публикация научных статей — Молодой ученый

«Филология и лингвистика в современном мире» (II) Москва.

Качество журнала замечательное, обязательно покажу журнал коллегам из других ВУЗов города.

Интересные авторы. Буду ждать печатную версию. С уважением и благодарностью.

Разработка услуги в сфере международного образования для...

Для конкурентов НИУ ВШЭ, среди которых были как университеты, так и агентства

Пермский Национальный Исследовательский Политехнический Университет.

Стоимость обучения. ~250 тыс. рублей. Финансовая помощь «сильным» студентам.

Российские университеты в международных рейтингах

Национальный исследовательский ядерный институт (МИФИ). 251–300.

В-четвертых, российские университеты были высоко оценены работодателями. Это означает, что выпускники наших вузов конкурентоспособны и востребованы на рынке труда.

Интерес к дистанционной форме обучения в России

Рейтинг ВУЗов Московского региона (Диплом бакалавра дистанционно): ФУ при Правительстве РФ (позиция в «Национальном рейтинге университетов 2017 года» — 12, форма обучения — коммерческая, количество запросов в Яндексе — 148); НИУ МГСУ (23, коммерческая, 211); НИУ...

Особенности применения подхода «Университет третьего...»

Перечисленные типы развития университетов могут быть ранжированы с точки зрения их соответствия требованиям страны и общества.

Удельный вес численности выпускников вуза, обучавшихся по очной форме обучения, не обращавшихся в службы занятости для содействия...

SWOT-анализ развития института экономики в техническом...

Возможность участия в научно-исследовательской деятельности.

Отсутствие совместных с зарубежными вузами программ обучения (программы двойного диплома).

Высокая конкуренция на рынке образовательных услуг. Увеличение стоимости образования.

Финансирование в сфере высшего образования: основные...

На законодательном уровне вузам разрешено предоставлять платные услуги, но лишь в

Сняв с себя часть финансовых обязательств, государство простимулировало образовательные учреждения к приему студентов на платной основе, сократив количество бюджетных мест.

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг

Из этого следует, что вузы могут одновременно обладать 100%-й долей рынка образовательных услуг по каким-то

Так решения о рабочих местах при Государственном плане должны были соответствовать решениям о количестве и типе выпускаемых специалистов.

Похожие статьи

Исследование рынка образовательных услуг г. Москвы

Рынок образовательных услуг города Москвы представлен большим разнообразием образовательных учреждений среднего, высшего и

Здесь расположены ведущие университеты России (больше трети национальных исследовательских университетов).

Публикация научных статей — Молодой ученый

«Филология и лингвистика в современном мире» (II) Москва.

Качество журнала замечательное, обязательно покажу журнал коллегам из других ВУЗов города.

Интересные авторы. Буду ждать печатную версию. С уважением и благодарностью.

Разработка услуги в сфере международного образования для...

Для конкурентов НИУ ВШЭ, среди которых были как университеты, так и агентства

Пермский Национальный Исследовательский Политехнический Университет.

Стоимость обучения. ~250 тыс. рублей. Финансовая помощь «сильным» студентам.

Российские университеты в международных рейтингах

Национальный исследовательский ядерный институт (МИФИ). 251–300.

В-четвертых, российские университеты были высоко оценены работодателями. Это означает, что выпускники наших вузов конкурентоспособны и востребованы на рынке труда.

Интерес к дистанционной форме обучения в России

Рейтинг ВУЗов Московского региона (Диплом бакалавра дистанционно): ФУ при Правительстве РФ (позиция в «Национальном рейтинге университетов 2017 года» — 12, форма обучения — коммерческая, количество запросов в Яндексе — 148); НИУ МГСУ (23, коммерческая, 211); НИУ...

Особенности применения подхода «Университет третьего...»

Перечисленные типы развития университетов могут быть ранжированы с точки зрения их соответствия требованиям страны и общества.

Удельный вес численности выпускников вуза, обучавшихся по очной форме обучения, не обращавшихся в службы занятости для содействия...

SWOT-анализ развития института экономики в техническом...

Возможность участия в научно-исследовательской деятельности.

Отсутствие совместных с зарубежными вузами программ обучения (программы двойного диплома).

Высокая конкуренция на рынке образовательных услуг. Увеличение стоимости образования.

Финансирование в сфере высшего образования: основные...

На законодательном уровне вузам разрешено предоставлять платные услуги, но лишь в

Сняв с себя часть финансовых обязательств, государство простимулировало образовательные учреждения к приему студентов на платной основе, сократив количество бюджетных мест.

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг

Из этого следует, что вузы могут одновременно обладать 100%-й долей рынка образовательных услуг по каким-то

Так решения о рабочих местах при Государственном плане должны были соответствовать решениям о количестве и типе выпускаемых специалистов.

Задать вопрос