Интерес к дистанционной форме обучения в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Прончев Г. Б., Гончарова И. В., Прончев К. Г., Кричевер Е. И. Интерес к дистанционной форме обучения в России [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 10-13. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14002/ (дата обращения: 24.06.2018).



Работа посвящена изучению интереса к дистанционной форме обучения у россиян. Анализируется статистика запросов в Рунете по данной теме. Выявлен рост интереса пользователей к такой форме обучения с определенными сезонными спадами. Большое количество запросов посвящено получению высшего образования с формальным присвоением квалификации и выдачей диплома государственного образца. Однако, только 8 учебных заведений из 100 лучших вузов России предоставляют возможность получения степени бакалавра дистанционно, причем подавляющее большинство вузов работают на коммерческой основе.

Ключевые слова: дистанционное обучение, высшее образование, Интернет, Рунет, статистические сервисы

Распространение глобальной сети Интернет и развитие Веб-технологий способствуют созданию новых видов взаимодействия между участниками образовательного процесса, появлению новых виртуальных образовательных сред [1, 2]. На замену традиционным дистанционным формам обучения приходят новые

Согласно проведенным исследованиям (очные интервью, телефонные интервью, опрос по электронной почте) [3], преподаватели и кураторы дистанционных форм обучения как основные преимущества дистанционных форм обучения отмечают: «Гибкий график обучения»; «Возможность пройти обучение из любой точки мира»; «Приемлемая стоимость обучения (дешевле, чем очная форма обучения)»; «Возможность дополнения к очной форме обучения» [3]. В то же время, основными недостаткам дистанционных форм обучения были отмечены: «Неопределенность роли и места дистанционной формы обучения в России»; «Отсутствие рычагов влияния на незаинтересованных слушателей»; «Цель обучения смещается с предоставления знаний на вовлечение студентов»; «Большое количество студентов, у преподавателя физически нет возможности уделить необходимое время всем» [3]. Тем не менее эксперты дают положительный прогноз развития дистанционной формы обучения в России, отмечая, что «Дистанционное обучение будет развиваться динамично» и «Через десять лет станет эффективной формой обучения» [3].

В данной работе анализируется интерес пользователей Рунета к дистанционной форме получения знаний.

Выделение основных определений, проблем, свойств и круга задач дистанционной формы обучения в российском обществе позволяет вычленить знаковые слова и фразеологизмы, которые указывают пользователи для поиска необходимой информации в поисковой платформе.

В качестве источника данных использовался бесплатный статистический сервис Яндекс Wordstat (Интернет-ресурс https://wordstat.yandex.ru. Дата обращения 10.03.2018), предоставляющий статистику по заданному пользователем дескриптору (или нескольким дескрипторам). В качестве дескриптора, как правило, выступает конкретный поисковый запрос, однако сервис предлагает также набор так называемых «тем», являющихся, по сути, коллекциями запросов. Статистика имеет вид временного ряда из баллов, представляющих собой показатели количества запросов за различные дни. Более подробно технология описана в нашей работе [4].

Анализ среза статистических данных по запросу выбранных фразеологизмов за период с 02.2016 по 01.2018 показал, что наблюдается неоднородность абсолютных (относительных) значений, а в динамике прослеживается рост с определенными сезонными спадами в активности запросов. При запросе фразы «дистанционное обучение» максимальное абсолютное значение 2016 года составляет 230629, в 2017 году это значение значительно выше — 275641, при этом, пики приходятся на октябрь, а минимумы зафиксированы в июле: 146735 в 2016 году и 151584 в 2017г.

При этом относительный показатель, демонстрирующий популярность запроса среди всех остальных, равен — 0,000035111356. Для сравнения, максимально зафиксированный за последние два года относительный показатель запроса по слову «образование» составляет — 0,001407673906.

Варианты подстрочника, как наиболее часто запрашиваемые пользователями, в поисковой строке Яндекса при вводе словосочетания «Дистанционное обучение» включают понятие дистанционного обучения, дистанционное обучение в вузе, дистанционное обучение в школе с различным индексом показов за месяц.

Выбор Яндекса из 10 фраз с градацией по результату и максимальному количеству показов в месяц за 2016–2017 годы: «Дистанционное обучение» (результаты — 38 млн., показы в месяц — 274000); «Дистанционное обучение в государственном вузе в Москве список» (158 млн., 7560); «Дистанционное обучение высшее образование» (86 млн., 7470); «Дистанционное обучение АСОУ» (Академия социального управления) (177 млн., 471); «Дистанционное обучение это» (104 млн., 2527); «Дистанционное обучение в школе» (83 млн., 3212); «Дистанционное обучение РГГУ» (Российский государственный гуманитарный университет) (36 млн., 1761); «Дистанционное обучение ВлГУ» (Владимирский государственный университет) (27 млн., 2157); «Дистанционное обучение РГРТУ» (Рязанский государственный радиотехнический университет) (31 млн., 525); Дистанционное обучение по информатике (53 млн., 191).

Интерес, проявляемый пользователями Рунета к получению высшего образования с формальным присвоением квалификации и выдачей диплома государственного образца (29182 запроса в январе 2018 года), небезоснователен. Такая возможность появилась на основании Федерального закона № 273-ФЗ, в котором разъяснено понятие дистанционного обучения и прописаны нормы его использования [5]. По такому пути идет, например, университет «Синергия», запустивший собственную виртуальную платформу Synergyonline (Интернет-ресурс http://synergyonline.ru. Дата обращения 10.03.2018). Платформа поддерживается разными устройствами, обеспечивая доступ к образовательным курсам из любой точки мира в любое время. Каждый студент имеет «Личный кабинет», через который осуществляется управление и доступ к мультиформатным учебным материалам, интерактивному тестированию, видеолекциям, семинарам и мастер-классам известных бизнес-спикеров [6].

Статистика запросов Яндекс по подбору словосочетания «Высшее образование дистанционно» (показы в месяц: (больше 2 тыс.) 2017 год): «Высшее образование дистанционно» (показы в месяц — 25546); «Дистанционный вуз» (12506); «Дистанционное обучение высшее образование» (7470); «Дистанционное образование +на базе высшего» (4627); «Государственное дистанционное высшее образование» (3329); «Вузы дистанционные высшее образование» (3203); «Высшее образование дистанционно + в государственном вузе» (2518); «Получить высшее образование дистанционно» (2230).

Наряду с этим наблюдаются минимальные запросы в системе Яндекс по подбору словосочетания «диплом высшего образования дистанционно»: «Диплом высшего образования дистанционно» (показы в месяц — 366); «Дистанционное высшее образование государственный диплом» (185); «Дистанционное высшее образование с дипломом государственного образца» (155); «диплом о высшем образовании дистанционно» (77); «Получить диплом высшего дистанционного образования» (35); «Высшее образование дистанционно + гос диплом» (33); «Диплом о высшем образовании + дистанционное обучение» (25); «Получить диплом о высшем образовании быстро дистанционно» (7).

Полученные данные, возможно, говорит о низком уровне доверия к такой форме получения высшего образования, вызывает сомнения качество обучения, признание диплома на рынке труда и др.

При анализе рынка дистанционных образовательных услуг были выбраны вузы московского региона, при этом нами учитывались рейтинг вузов в «Национальном российском рейтинге» [3]. Также учитывались форма обучения (бюджет-коммерческая). Анализировалась популярность среди пользователей Интернета.

Рейтинг ВУЗов Московского региона (Диплом бакалавра дистанционно): ФУ при Правительстве РФ (позиция в «Национальном рейтинге университетов 2017 года» — 12, форма обучения — коммерческая, количество запросов в Яндексе — 148); НИУ МГСУ (23, коммерческая, 211); НИУ МЭИ (29, коммерческая, 314); РЭУ им. Г. В. Плеханова (43, коммерческая, 116); НИУ МИЭТ (49, коммерческая, 20); РГГУ (65, коммерческая, 2033); НОУ МосТех (ВТУ) (83, коммерческая, 115); РГСУ (86, коммерческая, 396); МГППУ (107, бюджет, коммерческая, 197); РосНОУ (134, коммерческая, 120); МИИГАиК (200, коммерческая, 97); НОУ МИЭП (349, коммерческая, 159); ГУ «Дубна» (369, коммерческая, 97); РУК (398, коммерческая, 63); МФПУ Синергия (987, коммерческая, 3175); СГА (1019, коммерческая, 38); МИЭМП им.С. Ю. Витте (1093, коммерческая, 683); МНЭПУ (1217, коммерческая, 7); МЮИ (1231, коммерческая, 35); МФЮА (1284, коммерческая, 15); ЧОУ ВО ИМТП (1294, коммерческая, 4); ИМЦ (1388, коммерческая, 67); МИГУП (1769, коммерческая, 2).

В рейтинге высших учебных заведений, предоставляющих возможность получения диплома бакалавра дистанционно, только Финансовый университет при Правительстве РФ входит в 20 лучших университетов страны, однако, дистанционная форма обучения применяются в этом вузе на заочном отделении, информация о котором указывается в дипломе. В сотню лучших университетов страны попали еще 8 учебных заведений из приведенного выше списка.

Следует заметить, что в подавляющем количестве случаев обучение ведется на коммерческой основе, при этом стоимость обучения зависит от направления и факультета, и колеблется в пределах от 40 тыс. рублей до 120 тыс. рублей за год. Исключением является Московский государственный психолого-педагогический университет. Здесь можно обучаться и за счет бюджета. Этот вуз работает со студентами с ограниченными возможностями здоровья. Для них специально разработаны дистанционные курсы на дневном и вечернем отделениях.

Лидирующее положение по количеству запросов в Яндексе занимают МФПУ Синергия и Российский государственный гуманитарный университет — 987 и 86 места в рейтинге.

Таким образом, можно констатировать, что у пользователей Рунета динамике прослеживается рост интереса к дистанционной форме обучения с определенными сезонными спадами. Можно отметить интерес граждан к получению высшего образования с формальным присвоением квалификации и выдачей диплома государственного образца. Однако, только 8 учебных заведений из 100 лучших вузов страны предоставляют возможность получения степени бакалавра дистанционно, причем подавляющее большинство вузов работают на коммерческой основе.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант 16–01–00306-a).

Литература:

  1. Прончев Г. Б., Кузьменков Д. А., Прончева Н. Г., Чайка Л. В., Кузьменкова С. А. Новая информационная система учета индивидуального развития обучающихся «ПРОГРЕСС» // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2014. — № 2. — С. 113–123.
  2. Прончев Г. Б., Кузьменков Д. А., Прончева Н. Г. Социальная педагогическая сеть Совет // Педагогическая информатика. 2015. № 1. С. 81–89.
  3. Пеккер П. Л. Дистанционное обучение: опыт московских вузов // Человек и образование, 2015, № 2 (43), С. 66–71.
  4. Петров А. П., Прончев Г. Б. Сбор эмпирических данных для модели динамики интереса к политическому событию / Математическое моделирование социальных процессов: сборник трудов, выпуск 19. — М.: ИПМ им. М. В. Келдыша, 2017, С. 75–79. URL: http://keldysh.ru/social/2016.
  5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” / Российская газета. № 5976 (303). 31 декабря 2012 года.
  6. Онлайн форма обучения. Университет Синергия / Интернет-ресурс http://synergy.ru/abiturientam/pervoe_vysshee. Дата обращения 10.03.2018.
  7. Национальный рейтинг университетов / Интернет-ресурс http://www.univer-rating.ru. Дата обращения 10.03.2018.
Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, дистанционная форма обучения, Дистанционное обучение, выдача диплома, форма обучения, коммерческая основа, государственный образец, формальное присвоение квалификации, лучший университет страны, Московский регион.

Ключевые слова

дистанционное обучение, Интернет, высшее образование, Рунет, статистические сервисы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос