Исследование рынка образовательных услуг г. Москвы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 11. Маркетинг, реклама и коммуникации

Опубликовано в

II международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, февраль 2013)

Статья просмотрена: 7847 раз

Библиографическое описание:

Крячко, К. С. Исследование рынка образовательных услуг г. Москвы / К. С. Крячко. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 55-59. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/75/3390/ (дата обращения: 20.04.2024).



Рынок образовательных услуг города Москвы представлен большим разнообразием образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.

Рынок отличает высокий уровень образования, предоставляемый учебными заведениями города, наличие выдающихся школ, высокий уровень подготовки кадров, присутствие в городе ведущих вузов страны.

Население Москвы отличает высокий уровень требований к качеству образования, готовность семей инвестировать в развитие образования, уверенность, что хорошее образование служит залогом успешной карьеры и окупается.

В каком состоянии находится современный рынок образовательных услуг, каковы пределы его роста, спрос и предложение на образовательные услуги региона, а также основные тенденции и перспективы развития рынка — основные вопросы, встающие перед потребителем образовательных услуг города.

Целью проведенного маркетингового исследования являлось изучение современного рынка образовательных услуг г. Москвы, определение основных характеристик и перспектив рынка среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, а также выявление ключевых параметров качества образовательных услуг в области профессионального образования.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  • анализ основных показателей текущего состояния сферы образования г. Москвы;

  • определение конкурентных преимуществ сферы образования Московского региона;

  • анализ рынка предложения образовательных услуг города Москвы (рынок общего образование, рынок начального и среднего профессионального образования, рынок высшего и непрерывного профессионального образования);

  • исследование цен на предоставляемые услуги;

  • выявление наиболее востребованных вузов г. Москвы.

Следует начать с того, что основными характеристиками текущего состояния сферы образования Москвы являются:

  • доступность образовательных услуг для детей и молодежи города Москвы, включая состояние сети образовательных учреждений и их ресурсное обеспечение;

  • качество услуг, предоставляемых образовательными учреждениями различных уровней образования и форм собственности;

  • кадровый состав педагогических работников (включая руководителей) и других работников сферы образования.

Всего на территории Москвы действуют более 5 800 учреждений различных форм собственности и уровней образования, в том числе 4 050 — подведомственных Департаменту образования города Москвы. [1]

В деятельность по социализации детей и молодежи включены городские и федеральные учреждения культуры, спорта, социальной защиты, молодежной политики. Так, около четверти школьников посещают музыкальные или художественные школы, театральные кружки и другие творческие занятия; почти столько же школьников посещает спортивные секции. Работодатели, общественные объединения, частные лица также принимают участие в создании и поддержании функционирования образовательных учреждений различных уровней. Однако огромный потенциал сфер культуры, спорта, науки и высшего образования Москвы используется далеко не в полной мере. [1]

Москва достигла значительных результатов в создании условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В учреждениях специального коррекционного образования обучаются 11,7 тысяч детей. Количество учреждений, реализующих программы инклюзивного образования, за последние три года увеличилось в три раза, однако потребность в таких программах в полной мере не удовлетворена. [2]

По ряду показателей город Москва находится среди лидеров российского образования: по среднему баллу ЕГЭ, количеству победителей олимпиад, наличию школ с высокой репутацией. Здесь расположены ведущие университеты России (больше трети национальных исследовательских университетов).

В системе начального и среднего профессионального образования обеспечивается достаточно высокий уровень подготовки выпускников. Большая часть выпускников трудоустраивается по специальности, 37 % выпускников поступают в государственные образовательные учреждения высшего и непрерывного профессионального образования. Однако данные опроса школьников свидетельствуют, что 47,8 % учащихся в течение года занимались с репетиторами, причем каждый четвертый (24,9 %) московский старшеклассник занимается с репетиторами как минимум по двум предметам (для сравнения: по результатам Мониторинга экономики образования25 в среднем по России в 2009 году с репетиторами занимались лишь 27,5 % учащихся).

При этом основными причинами занятий с репетитором являются желание подготовиться к сдаче ЕГЭ (61,3 % школьников) и низкое качество преподавания отдельных предметов в школе (29,6 % школьников). [2]

При наличии крупнейших вузов с мировым именем и высокими показателями качества подготовки студентов, в целом в городе ощущается перепроизводство кадров с высшим образованием, обладающих недостаточно высокой квалификацией для успешного трудоустройства по специальности, особенно по таким специальностям, как «юрист» «экономист», «менеджер», а также по ряду технологических специальностей. О проблемах с качеством высшего образования в Москве свидетельствуют и низкие средние показатели участия преподавателей и студентов в научной и инновационной деятельности. Вместе с тем, больше трети московских предприятий заявляют о дефиците квалифицированных инженеров, а 15–20 % — квалифицированных экономистов и юристов. [1]

В целом, московские вузы серьезно дифференцированы по качеству образования. Выделяются 4 группы: 1) лидеры, ориентированные на лучших российских абитуриентов (42 %); 2) вузы второго эшелона, ориентированные преимущественно на лучших абитуриентов ЦФО (29 %); 3) вузы среднего уровня, ориентированные на платежеспособный спрос (18 %); 4) вузы-аутсайдеры (11 %). [2]

В системе общего образования города Москвы трудятся около 157 тысяч педагогических работников, в т. ч. 58 тысяч учителей. Около 60 % от общей численности педагогов работает в школах, около 30 % — в дошкольных учреждениях, 10 % — в учреждениях дополнительного и профессионального образования. [1]

Существенную часть педагогического состава общеобразовательных учреждений Москвы составляют педагоги с высокими квалификационными категориями. Наряду с этим для ситуации в сфере кадрового обеспечения характерна низкая динамика обновления кадров, что ограничивает инновационный потенциал системы образования. Возрастная структура педагогических кадров не оптимальна (доля педагогов, проработавших в школе свыше 20 лет, практически в 6 раз больше, чем учителей со стажем от 5 до 10 лет). Проявляется гендерный дисбаланс — более 88 % педагогического состава и более 82 % руководителей образовательных учреждений — женщины. [1]

По данным социологических обследований постоянно работают в научно-исследовательских институтах и научных подразделениях вузов 5–15 % преподавателей вузов. Ведущие профессора многих вузов старше 65–70 лет и не имеют хорошей смены. [1]

Учреждения среднего профессионального образования испытывают дефицит кадров, владеющих перспективными технологиями, имеющих опыт работы на современном производстве.

В решении указанных проблем и задач могут быть использованы следующие ресурсы, которые являются конкурентными преимуществами московской системы образования:

  • высокий уровень образования семей, их высокие ожидания в отношении уровня образования детей и готовность сотрудничать с образовательными учреждениями;

  • наличие выдающихся общеобразовательных школ и педагогов;

  • развитая детско-молодежная индустрия;

  • насыщенная культурная городская среда;

  • высокий платежеспособный спрос граждан в системах дополнительного и профессионального образования детей и взрослых;

  • наличие в городе ведущих университетов России, участвующих в глобальном научно-образовательном рынке. [1]

Рассмотрим спрос и предложение на рынке среднего, высшего и дополнительного профессионального образования г. Москвы.

Итак, система общего образования города Москвы включает 1515 государственных и 146 негосударственных учреждений и организаций общего образования, в которых обучаются свыше 770 тысяч обучающихся.

В городе Москве сложилась вариативная сеть общеобразовательных учреждений: 60 % обучающихся 11(12) классов общеобразовательных учреждений города Москвы обучается в классах с профильным и/или углубленным изучением отдельных предметов. В систему дополнительного образования детей входят 155 учреждений Департамента образования города Москвы (347 тыс. мест). Более 600 тыс. обучающихся общеобразовательных учреждений занимаются по программам дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях города Москвы. [3]

Более 600 тыс. школьников занимаются по программам дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. Однако, согласно данным мониторингов, более 50 % детей не посещают кружки и секции, другие виды дополнительных занятий. [1]

Таким образом, основными проблемами в сфере общего образования являются:

  • неравенство возможностей доступа к качественным услугам общего и дополнительного образования детей в районах города Москвы;

  • отставание образовательных результатов от потребностей развития города Москвы как глобального финансового центра, от запросов общества;

  • трудности учебной адаптации и интеграции в общество детей мигрантов;

  • барьеры доступа к общему образованию детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • ухудшение здоровья детей и подростков;

  • асоциальное поведение и конфликты в подростковой среде. [3]

Рассматривая рынок образовательных услуг г. Москвы с позиции начального и среднего профессионального образования, следует отметить, что Москва — лидер российских регионов по развитию программ среднего профессионального образования. В 145 учреждениях начального и среднего профессионального образования, в том числе в 91 колледже Департамента образования города Москвы, обучаются более 100 тысяч человек. Большая часть выпускников трудоустраивается по специальности, 37 % выпускников поступают в высшие учебные заведения, в том числе 20 % — на очные отделения, 17 % — на вечерние. Вместе с тем, системой профессионального образования не обеспечиваются в полной мере потребности рынка труда города Москвы. [1]

Избыточное предложение на рынке труда работников с высшим образованием, обладающих, как правило, недостаточно высокой профессиональной квалификацией, а также неквалифицированных мигрантов не может решить проблему дефицита квалифицированной рабочей силы.

Доля взрослых, повышающих квалификацию и проходящих переподготовку в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, не превышает 15 % от общей численности обучающихся по соответствующим программам. [3]

По охвату высшим профессиональным образованием Москва — один из мировых лидеров. В Москве учатся более 300 тысяч молодых людей из других регионов России, в том числе чуть более 40 % из них — из Московской области. При этом 48 % студентов московских вузов обучаются по программам очной формы. Практически 75 % выпускников общеобразовательной школы Москвы поступают в вузы (с учетом поступающих в старших возрастах — почти 90 %). [1]

В 119 государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования города Москвы обучается около 1,3 миллиона студентов (в т. ч. 570 тыс. в государственных ВУЗах, 30 тыс. в ВУЗах Департамента образования города Москвы). В системе дополнительного профессионального образования действуют 250 аккредитованных негосударственных и 15 государственных образовательных учреждений и организаций. В городе Москве сосредоточено более половины всех негосударственных ВУЗов Российской Федерации. [3]

Объем выпуска государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в настоящее время превышает потребность рынка труда и оставляет многих выпускников без перспективы работы по специальности. Более половины московских студентов получают дипломы менеджеров, экономистов, юристов и специалистов в области информационных технологий, не имея достаточной для трудоустройства по этим специальностям профессиональной компетенции. При этом более трети организаций города Москвы заявляют о дефиците квалифицированных инженеров, а 15–20 % — квалифицированных экономистов и юристов. [3]

Масштаб участия взрослых в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и организациях непрерывного профессионального образования города Москвы не соответствует требованиям современной экономики.

Московский регион довольно сильно выделяется на фоне остальных по формальным характеристикам рынка высшего образования:

  1. представлено наибольшее количество высших учебных заведений, а также образовательных специальностей (546 специальностей в 2010 году), которые могут быть выбраны потенциальными покупателями. В 2010 году количество негосударственных вузов (159) превышало количество государственных (109), что не характерно для большинства регионов;

  2. наблюдается наибольший разброс цен на образовательные услуги по одной и той же специальности (от 35 тыс. до 250 тыс. рублей в год) между разными учебными заведениями;

  3. если опираться на индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана рассчитанный для разных регионов, то в Москве наблюдается наиболее конкурентная ситуация на рынке [4];

  4. наблюдается довольно сильный разброс по уровню ЕГЭ поступающих государственные и негосударственные вузы.

Сектор негосударственного высшего образования составляет неотъемлемую часть современного рынка образовательных услуг в России. В Москве количество негосударственных вузов в последние годы проявляет тенденцию к росту — если в 2003 году в столице действовали 103 негосударственных вуза, то в 2007 году — 144 негосударственных вуза. На протяжении ряда последних лет увеличивалась численность студентов негосударственных вузов в Москве — с 344 тыс. человек в 2003 году до 423 тыс. человек в 2007 году. Ежегодно возрастает плата за обучение в негосударственных вузах, при этом средняя стоимость обучения в негосударственном вузе в Москве является существенно более низкой по отношению к размеру платы за обучение в ведущих государственных вузах: год обучения в негосударственном вузе стоит в среднем 60–70 тыс. руб., тогда как в ведущих государственных вузах расценки существенно выше — 250–300 тыс. руб. [5]

Наиболее востребованной у абитуриентов специальностью является «Экономика и управление», для которой характерны самые высокие цены на обучение — в МГУ им. М. В. Ломоносова от 220 до 320 тыс. руб. в год, в зависимости от специализации, чуть дешевле — до 313 тыс. руб. в год — в Высшей школе экономики. Также в ценовых лидерах МГИМО, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Финансовый университет и ВГИК, где также можно получить экономические специальности. Наименьший уровень цен по данному направлению характерен для Московского гуманитарного института и Современной гуманитарной академии — от 27 тыс. до 48 тыс. руб. в год. [5]

В настоящее время представлен ряд примеров построения рейтингов вузов по самым разным критериям, от стоимости обучения до интеллектуального и личностного потенциала студентов-отличников и оценок работодателей. Данные рейтинги позволяют проследить некоторые общие тенденции относительно вузов, лидирующих на рынке негосударственного образования, при этом необходимо принимать во внимание относительность любых рейтинговых оценок и присущие им ограничения.

На основе частоты запросов пользователей сети Интернет для получения информации о том или ином вузе выделена следующая двадцатка наиболее востребованных вузов Москвы (приведены в алфавитном порядке):

  • Государственный университет — Высшая школа экономики (НИИ–ВШЭ)

  • Государственный университет управления (ГУУ)

  • Московский авиационный институт (государственный технический университет) (МАИ)

  • Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет) (МАДИ)

  • Московский городской педагогический университет (МГПУ)

  • Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ (МГИМО)

  • Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА)

  • Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ)

  • Московский государственный областной университет (МГОУ)

  • Московский государственный технический университет (МАМИ)

  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ)

  • Московский государственный университет печати (МГУП)

  • Московский государственный университет приборостроения и информатики (МГУПИ)

  • Московский педагогический государственный университет (МПГУ)

  • Московский энергетический институт (технический университет) (МЭИ)

  • Российская академия театрального искусства (РАТИ)

  • Российский государственный социальный университет (РГСУ)

  • Российский государственный технологический университет им.К. Э. Циолковского (МАТИ — РГТУ)

  • Российский университет дружбы народов (РУДН)

  • Финансовый университет при Правительстве РФ [5]

Таким образом, проанализировав всё вышесказанное, можно утверждать, что диспропорция между спросом и предложением (как в части объема, так и качества услуг) обусловливает развитие неблагоприятных тенденций. Растет конкуренция семей за место для учащихся в общеобразовательных учреждениях, известных качеством образования и предоставляющих широкий выбор дополнительных образовательных услуг. Это стимулирует данные учреждения к выстраиванию системы барьеров для поступления и селекции учащихся с нарушением действующего законодательства, создает почву для коррупции. Московские семьи, неудовлетворенные образованием в школах по месту жительства, устраивают детей в школы в других районах и даже административных округах.

Значимой тенденцией последних лет стала стратификация учреждений общего образования. Сформировались два полюса школ: «престижные» школы, в которых концентрируются ученики, обладающие значительным социальным и культурным капиталом, и группа школ с концентрацией учащихся из семей с низким социальным статусом. Система образования таким образом начинает воспроизводить и закреплять существующую стратификацию общества. Исследования показывают, что среди детей из семей с более высоким уровнем среднедушевого дохода, существенно меньше доля тех, кто посещает «обычные» школы. [2]

Кроме этого, выделяются следующие перспективы рынка:

  • Высокий уровень рождаемости в последние годы, усиление притока мигрантов обуславливают рост потребности населения столицы в образовательных услугах. Численность московских школьников к 2016 году увеличится почти на 18,5 % по сравнению с 2011 годом [6];

  • Повышение конкурентной борьбы между вузами; это коснется двух показателей: качества образования и востребованности на рынке труда выпускников [6];

  • Рост числа негосударственных вузов, увеличением востребованности платного образования. Однако в перспективе ближайшего будущего в связи с реорганизацией системы поступления в вузы и влиянием последствий финансового кризиса следует ожидать сокращения данного рынка [5];

  • Перспективным представляется оказание платных (образовательных, культурных, досуговых и т. д.) услуг взрослому населению. В настоящее время данные услуги являются востребованными, но не развитыми в государственных учреждениях, подведомственных Департаменту образования;

  • Одной из самых перспективных форм развития образовательных услуг является дистанционное обучение, которое позволяет получить желаемое образование, не выходя из дома.


Литература:

  1. Департамент образования города Москвы. Государственная программа «Столичное образование». [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.educom.ru/ru/documents/target_grant/razrab/

  2. Анализ актуального состояния и результатов процесса модернизации сферы образования г. Москвы. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.hse.ru/data/2011/12/26/1261504448/Анализ %20 %20актуального %20состояния.pdf

  3. Столичные власти. Развитие образования города Москвы. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://mos.mpress.ru

  4. Андрущак Г. В., Новиков А. В., Павлюткин И. В. Региональный атлас экономики высшего образования (показатели рынка): атлас. Йошкар-Ола: ООО «Полиграфическое предприятие Центр Принт», 2010.

  5. Газета «Ведомости». Рынок негосударственного высшего образования в Москве и Санкт-Петербурге. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.vedomosti.ru/research/81

  6. Обзор российского рынка образовательных услуг. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.marketcenter.ru/content/doc-2–11586.html




Основные термины (генерируются автоматически): Москва, профессиональное образование, учреждение, вуз, услуга, высшее образование, высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, качество образования, специальность.

Похожие статьи

Анализ системы дополнительного профессионального...

Итак, дополнительное профессиональное образование (ДПО) – это целенаправленный процесс обучения граждан посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно...

Проблема повышения качества образования в вузе

качество, качество образования, педагогический вуз, высшее образование, проблема качества образования, профессиональная компетенция студентов, профессиональное образование... Образовательная среда вуза: типология, функции, структура.

Аспирантура — третья ступень высшего образования

Где можно продолжить обучение. Высшее образование.

Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита кандидатской диссертации.

Квалификация бакалавра свидетельствует о получении базового высшего образования.

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

Профессиональнее высшее образование должно отвечать требованиям научного, экономического и социального развития. В 2016/17 учебном году продолжился процесс совершенствования системы образования...

Качество подготовки специалиста в системе высшего...

Московский государственный университет культуры и искусств - Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования - признанный лидер образования в сфере культуры и искусств...

Всё что вы хотели знать о дистанционном высшем образовании

Роль дополнительного профессионального образования... Итак, дополнительное профессиональное образование (ДПО) – это целенаправленный процесс обучения граждан посредством реализации.

дополнительное профессиональное образование...

дополнительное профессиональное образование, дополнительное образование, Россия, Российская Федерация, повышение квалификации, система

учебное заведение, работа, выпускник, молодой специалист, профессиональное образование, заведение, Российская...

Субъекты рынка образовательных услуг и их специфика

Проблема повышения качества образования в вузе. качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная подготовка студентов, вуз, образовательная деятельность, высшее образование...

Дополнительное профессиональное образование на базе...

Академия повышения квалификации и переподготовки предоставляет свои услуги специалистам, имеющим высшее и средне-специальное образование.

Ориентация системы профессионального образования на...

Похожие статьи

Анализ системы дополнительного профессионального...

Итак, дополнительное профессиональное образование (ДПО) – это целенаправленный процесс обучения граждан посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно...

Проблема повышения качества образования в вузе

качество, качество образования, педагогический вуз, высшее образование, проблема качества образования, профессиональная компетенция студентов, профессиональное образование... Образовательная среда вуза: типология, функции, структура.

Аспирантура — третья ступень высшего образования

Где можно продолжить обучение. Высшее образование.

Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита кандидатской диссертации.

Квалификация бакалавра свидетельствует о получении базового высшего образования.

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

Профессиональнее высшее образование должно отвечать требованиям научного, экономического и социального развития. В 2016/17 учебном году продолжился процесс совершенствования системы образования...

Качество подготовки специалиста в системе высшего...

Московский государственный университет культуры и искусств - Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования - признанный лидер образования в сфере культуры и искусств...

Всё что вы хотели знать о дистанционном высшем образовании

Роль дополнительного профессионального образования... Итак, дополнительное профессиональное образование (ДПО) – это целенаправленный процесс обучения граждан посредством реализации.

дополнительное профессиональное образование...

дополнительное профессиональное образование, дополнительное образование, Россия, Российская Федерация, повышение квалификации, система

учебное заведение, работа, выпускник, молодой специалист, профессиональное образование, заведение, Российская...

Субъекты рынка образовательных услуг и их специфика

Проблема повышения качества образования в вузе. качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная подготовка студентов, вуз, образовательная деятельность, высшее образование...

Дополнительное профессиональное образование на базе...

Академия повышения квалификации и переподготовки предоставляет свои услуги специалистам, имеющим высшее и средне-специальное образование.

Ориентация системы профессионального образования на...