Прокурорский надзор и методика выявления коррупционных правонарушений на государственной (муниципальной) службе в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Литвиненко, В. Е. Прокурорский надзор и методика выявления коррупционных правонарушений на государственной (муниципальной) службе в РФ / В. Е. Литвиненко, Е. А. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5.1 (139.1). — С. 31-35. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39279/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье обозначается проблема коррупционных рисков в процессе осуществления правоохранительной деятельности. Рассматриваются общетеоретические и практико-прикладные вопросы выявления коррупционных правонарушений.

Ключевые слова: прокурорский надзор, предварительное следствие, коррупционные правонарушения, источники информации.

В основном ученые сводят определение коррупции к взятке и злоупотреблению служебным положением. Также в Кодексе поведения должностного лица по поддержанию правопорядка [1], принятого Резолюцией 34/169 Генеральной ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г., коррупция определена как «злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением». На наш взгляд, необходимо понимать под коррупционными действиями - незаконное использование должностными лицами правоохранительных органов своего статуса или вытекающих из него возможностей в своих интересах или интересах других лиц с целью получения личной выгоды.

В работе правоохранительных органов коррупция представляет собой латентное, массовое, системное явление, что вызвано отсутствием соответствующих ценностных установок, нежеланием и неудобностью решать возникающие проблемы в рамках закона. Наблюдается дилемма: защищая правовое поле, сотрудники, участвующие в коррупционных отношениях, допускают возможность выхода своего поведения за рамки закона, ставя личные интересы материального и иного обогащения выше интересов службы, благосостояния общества и государства [2, с. 533].

Стоит акцентировать внимание на приоритетном направлении противодействия коррупции – это развитии ценностей, определяющих неприятие данных коррупционных действий. Анализ понятия «ценности» [3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12], помогает определить ценностные ориентации к противодействию коррупции сотрудников правоохранительных органов как систему устойчивого неприятия сотрудником коррупционных отношений, выражаемую в деятельности по их выявлению, предупреждению в личных отношениях и в служебной деятельности. Следует заметить, что нравственное развитие сотрудника находится в тесной зависимости от уровня интеллекта. Отсюда необходимость формирования у сотрудника правоохранительных органов неприязни к коррупционным действиям, не принимать их как нормальные для своего развития и деятельности.

Не уделяется должного внимания изучению психологических аспектов коррупции, детерминантам коррупционно опасных действий, таких исследований коррупции и совершения коррупционных действий крайне мало,в таких действиях проявляются индивидуально-психологические и социальные качества человека.

Совершение коррупционных действий сотрудников правоохранительных органов приводит к непониманию реализуемых функций членами общества, недоверию населения к их деятельности.

Также способствует коррупции сложившаяся система учетно-регистрационной деятельности правоохранительных органов. Следует учитывать, например, что у руководителей следственных подразделений имеются ведомственные показатели следствия, такие как, количество расследованных и прекращенных дел, количества отмененных процессуальных решений, сроков следствия, их соотносимость с прошедшим периодом и т.п. Требования вышестоящих руководителей об улучшении таковых, непосредственная служебная подчиненность и все это, несомненно, негативно сказывается на беспристрастности следователя, его независимости. Фактически у руководителя следственного органа оказались сосредоточены обширные полномочия. Все это приводит к недооценке значения права в процессе жизнедеятельности, легкомысленному отношению к закону, либо к активному неприятию норм права.

Являясь непосредственным субъектом противодействия коррупции, сотрудник правоохранительных органов должен принять закон как систему запретов и ограничений в поведении. Добровольно принимая условия прохождения службы, сотрудник правоохранительных органов, охраняет и реализует положения законодательства. Вступление в коррупционные отношения влечет за собой потерю смысла деятельности правоохранительных органов.

После принятия законодательства о декларировании доходов выявилось множество уголовных дел, возбужденных в отношении чиновников разного уровня, а также последовавшие за этим кадровые изменения, в том числе в правоохранительных органах. Очевидно, что коррупцию того масштаба, которого она достигла к настоящему времени, победить будет непросто, потребуется принятие законодательных изменений и усиление работы правоохранительных органов при одновременном контроле со стороны гражданского общества.

По сути, любой орган государственного управления, изначально подвержен коррупционной зараженности там, где имеют место отношения власти-подчинения, большие скопления финансирования, извлечение прибыли и, возможность получения преференций, поблажек и иных привилегий, вопрос о коррупции всегда будет актуальным.

Должное внимание необходимо уделить профилактической работе по предупреждению должностных правонарушений среди сотрудников правоохранительных органов, так они в первую очередь призваны бороться с коррупцией.

Преступления коррупционной направленности являются деструктивным фактором, вследствие которого необходимо обращать внимание на подбор кадров в правоохранительные органы, обращая внимание не только на профессионализм, но и на личностные качества.

До сих пор остается такая проблема, как низкое материальное содержание, недостаточные социальные гарантии работников правоохранительных органов, что так же способствует совершению должностных преступлений на основе материальной заинтересованности.

Однако нередко официальные данные различных правоохранительных ведомств не содержат объективной картины имеющихся проблем в сфере борьбы с коррупцией. Данные о количестве совершенных коррупционных преступлений среди сотрудников правоохранительных органов найти в открытом доступе затруднительно, объективность таких данных сомнительна. Причины кроются в традиционно высокой доле латентности данных правонарушений, а также в манипуляциях со статистической отчетностью со стороны субъектов противодействия коррупции в конкретном ведомстве, имеющих целью поддержание статуса организации на должном уровне перед сложившимся общественным мнением и институтами гражданского общества.

Деятельность правоохранительных органов нельзя оставлять без полноценного и постоянного надзора, так как существуют риски ущемления и нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Деятельность органов государственной власти, подлежащая проверке, заключается в проведении конкурсов на занятие вакантных должностей государственной службы; приеме на службу; перемещении по службе; назначении на должности государственной службы; обеспечении исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов, носящих антикоррупционный характер; проведении проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, иных представляемых в соответствии с законом сведений; проведении служебных проверок (в том числе проверки информации о коррупционных нарушениях); применении дисциплинарных взысканий; освобождении от занимаемой должности; увольнении с государственной службы. Результаты указанной деятельности находят отражение в актах органов государственной власти и местного самоуправления. В связи с этим предмет надзора включает проверку соответствия законодательству о противодействии коррупции издаваемых государственными и муниципальными органами правовых актов.

В частности, проверке подлежат приказы и распоряжения об образовании комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликтов интересов; об образовании конкурсных комиссий; об объявлении конкурсов на замещение вакантных должностей; об утверждении должностных регламентов (должностных инструкций) служащих; о порядке проведения служебных проверок, проверок сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверок соблюдения государственными служащими требований к служебному поведению. Кроме того, проверяются акты индивидуально-правового характера, а именно: о принятии на службу; о назначении на должность службы; об освобождении от замещаемой должности государственной службы и увольнении со службы; о применении дисциплинарных взысканий.

Также изучаются решения и материалы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликтов интересов, конкурсных комиссий; личные дела служащих, материалы служебных проверок, проверок сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверок соблюдения требований к служебному поведению государственных служащих, а также иные материалы государственных и муниципальных органов.

Выяснению подлежат:

- полнота и достоверность сведений, представляемых служащим в соответствии с законодательством в кадровую службу государственного (муниципального) органа, об образовании, о стаже работы (службы), дееспособности, наличии судимости, состоянии здоровья, родственных отношениях со служащими этого же органа, о гражданстве другого государства, предпринимательской деятельности, об участии в деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- соблюдение квалификационных требований и конкурсных процедур при приеме на государственную службу, при замещении должностей такой службы;

- исполнение обязанностей государственных;

- соблюдение ограничений и запретов по службе;

- соблюдение требований к служебному поведению государственных служащих;

- соблюдение требований законодательства к формированию комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов, конкурсных комиссий, комиссий по служебным спорам;

- законность принимаемых представителем нанимателя (руководителем органа), указанными комиссиями, кадровыми службами решений, в том числе применение дисциплинарных взысканий;

- реализация профилактических антикоррупционных мер.

При изучении личных дел служащих следует проверять наличие в них иных представляемых в соответствии с законом сведений. В частности, личные дела служащих должны содержать документы, подтверждающие соответствие служащего квалификационным требованиям, установленным федеральными законами, в частности, в отношении стажа работы (службы) и образования.

Особое внимание следует уделять организации проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащего (претендента на должность государственной или муниципальной службы), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В ходе проверок подлежит выяснению вопрос о проведении кадровой службой проверки полноты и достоверности представленных гражданами, замещающими (претендующими на замещение) должности государственной службы, других предусмотренных законом сведений.

Собственное антикоррупционное значение имеют ограничения, запреты и обязанности по службе. Неисполнение этих требований образует состав следующих коррупционных правонарушений: а) незаконное участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией; б) осуществление предпринимательской деятельности; в) выступление государственного служащего в качестве поверенного или представителя по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность государственной службы; г) получение служащим в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки стоимостью свыше 3 тыс. руб., денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), а равно непередача подарков стоимостью свыше 3 тыс. руб., полученных в связи с официальными мероприятиями и признаваемых государственной или муниципальной собственностью, в орган, в котором служащий состоит на службе.

В целях выявления нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции органы прокуратуры используют разнообразные источники и предоставленные им законом полномочия. Наибольшая часть нарушений выявляется в результате плановых проверок исполнения законов. Сравнительно редко нарушения выявляются по обращениям граждан, при расследовании уголовных дел, по сообщениям СМИ. В остальных случаях источниками информации о нарушении законов могут быть материалы ОРД, сообщения и другие обращения должностных лиц.

Осуществляемые на этом направлении надзора проверки производятся по общим правилам и рекомендациям с некоторыми особенностями, обусловленными спецификой их объектов, содержанием нормативных материалов и характером нарушений законов.

Проверки могут быть сугубо целевыми (предметными), когда проверяется, например, исполнение норм законов, устанавливающих только ограничения и запреты, связанные с противодействием коррупции. В других случаях проверки осуществляются как комплексные, при которых проверяется исполнение законов, регулирующих все или основные аспекты организации и функционирования государственной службы (поступления на нее, прохождения и прекращения, соблюдения во всех составляющих статуса служащих и т.д.). В необходимых случаях производятся совместные проверки с участием других правоохранительных и контролирующих органов. Так, вопросы незаконного осуществления служащими предпринимательской деятельности обычно проверяются прокурорами во взаимодействии с органами внутренних дел, налоговыми органами. По материалам о нарушении законов о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции могут также проводиться контрольные проверки.

В других случаях проверки увязываются с приоритетами в деятельности прокуратуры, в том числе проводятся по планам и заданиям вышестоящих органов прокуратуры. Им обычно предшествует анализ статистических данных, обобщение материалов текущих проверок, иных сведений о состоянии законности на объектах проверки.

В целях выявления нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции используется весь спектр полномочий, предоставленных законом прокурору. Наиболее часто используются полномочия по беспрепятственному вхождению на территорию и в помещения поднадзорных органов (учреждений), доступу к документам и материалам, их истребованию, вызову должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений закона.

Круг документов, с которыми знакомятся прокурорские работники, проверяя исполнение законов о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции, довольно широк. Это приказы о назначении на должность, о служебных перемещениях и об освобождении от должности, о наложении дисциплинарных взысканий и поощрениях, служебные контракты, протоколы заседаний и другие документы конкурсных, аттестационных комиссий, жалобы и предложения граждан и другие источники документально зафиксированной информации.

При необходимости, например, при проверке фактов непредставления (представления недостоверных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, занятия незаконной предпринимательской деятельностью проводятся так называемые встречные проверки с ознакомлением с документами (истребованием их) из налоговых органов, коммерческих структур, других организаций.

Объяснения по поводу нарушения закона отбираются как у нарушителей закона, так и у других лиц. Это могут быть руководители органов, их отдельных подразделений (чаще всего кадровых служб и бухгалтерий), сослуживцы лиц, допустивших нарушения, служащие, осуществляющие контрольные, учетно-регистрационные функции, и другие лица, располагающие требуемой информацией.

Результаты проверки отражаются в справке, которая составляется работником, непосредственно ее производившим. В справке отражаются все установленные факты, имеющие значение для правовой оценки проверявшихся действий (бездействия) и актов. В заключительной части справки формулируются предложения о необходимых мерах реагирования на выявленные нарушения закона, их причины и условия. Результаты проверки докладываются руководителю органа прокуратуры, которым принимаются решения о формах их реализации (опротестовании правовых актов, внесении представлений, обращений с заявлением в суд и т.д.).

Литература:

  1. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (Принят 17.12.1979 Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. 1990. С. 319 - 325.
  2. Николаев С.В. Педагогические возможности формирования неприятия коррупционных отношений при подготовке сотрудников правоохранительных органов в системе высшего образования // Педагогические науки. 2016. № 2. С. 533.
  3. Юрковский А.В. Основные подходы к правовой аксиологии //
    В сборнике: Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 171-175.
  4. Юрковский А.В. Аксиологические методы в сравнительном правоведении // Научный альманах. 2016. № 2-3 (16). – с. 340-346.
  5. Юрковский А.В., Тугутова Д.А. Исследование правовой категории «интересы» во взаимосвязи с правовыми категориями «нужда» и «потребность»: на примере Российской Федерации и государств Северо-Восточной Азии // Современная научная мысль. . 2016. № 2. - С. 254-264.
  6. Юрковский А.В. Право как ценность и ценности в праве // Социология и право. 2016. № 2(32). – с. 95-102.
  7. Юрковский А.В., Кузьмин И.А. Проблема выбора объекта сравнительного правоведения // Право и современные государства. 2016. № 3. - С. 19-31.
  8. Юрковский А.В. Основные направления сравнительного правоведения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 2 (70). - С. 55-59.
  9. Юрковский А.В. Категория «интересы» в конституционном праве Японии // Академический юридический журнал. 2016. № 1 (63). - С. 46-52.
  10. Юрковский А.В. Категория «интересы» в конституциях Корейской народно-Демократической Республики и Республики Корея: сравнительный анализ // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 3. - С. 163-166.
  11. Юрковский А.В. Категории «нужда», «потребность», «интерес» в Монголии // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 3-2 (69). - С. 233.
  12. Юрковский А.В. Категория «интересы» в конституционном праве Китайской Народной Республики // Академический юридический журнал. 2015. № 4 (62). - С. 44-52.
Основные термины (генерируются автоматически): орган, противодействие коррупции, муниципальная служба, государственная служба, служащий, имущественный характер, коррупция, служба, служебное поведение, соблюдение требований.


Похожие статьи

Меры противодействия коррупции в сфере государственного...

Ключевые слова: гражданский служащий, муниципальный служащий, противодействие коррупции, электронные услуги.

‒ антикоррупционные требования к служебному поведению

Коррупция в системе государственной службы России и её...

участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью.

Нормативная правовая система предупреждения коррупции...

Российская Федерация, государственная служба, имущественный характер, служебное поведение, противодействие коррупции, область противодействия коррупции, нормативная правовая база, доход, должность...

Меры по профилактике коррупции на государственной службе...

Под коррупцией понимают применение государственными, муниципальными и другими общественными служащими, или служащими коммерческих организаций своего

Актуальные проблемы противодействия коррупции на государственной службе.

Практика и проблемы внедрения антикоррупционных стандартов...

Рассматривается практика формирования антикоррупционных стандартов на государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации. Ключевые слова: коррупция, правовой статус государственного гражданского служащего...

Административно-правовые механизмы противодействия...

муниципальная служба, Российская Федерация, государственная служба, лицо, акт, противодействие коррупции, коррупционная деятельность, государственное управление, антикоррупционная экспертиза...

Конфликт интересов государственного и муниципального...

Ключевые слова: государственная служба, муниципальная служба, конфликт интересов, коррупция.

«О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» [6]...

Процедура увольнения государственных служащих за...

Рассматривается дисциплинарное производство на государственной службе за нарушение законодательства о противодействии коррупции. Отмечаются различия между служебной и антикоррупционной проверкой.

Современные механизмы и инструменты противодействия...

Увольнение с государственной (муниципальной) службы прямо предусмотрено Федеральным законом «О противодействии коррупции» [1] за совершение следующих служебных дисциплинарных проступков

Похожие статьи

Меры противодействия коррупции в сфере государственного...

Ключевые слова: гражданский служащий, муниципальный служащий, противодействие коррупции, электронные услуги.

‒ антикоррупционные требования к служебному поведению

Коррупция в системе государственной службы России и её...

участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью.

Нормативная правовая система предупреждения коррупции...

Российская Федерация, государственная служба, имущественный характер, служебное поведение, противодействие коррупции, область противодействия коррупции, нормативная правовая база, доход, должность...

Меры по профилактике коррупции на государственной службе...

Под коррупцией понимают применение государственными, муниципальными и другими общественными служащими, или служащими коммерческих организаций своего

Актуальные проблемы противодействия коррупции на государственной службе.

Практика и проблемы внедрения антикоррупционных стандартов...

Рассматривается практика формирования антикоррупционных стандартов на государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации. Ключевые слова: коррупция, правовой статус государственного гражданского служащего...

Административно-правовые механизмы противодействия...

муниципальная служба, Российская Федерация, государственная служба, лицо, акт, противодействие коррупции, коррупционная деятельность, государственное управление, антикоррупционная экспертиза...

Конфликт интересов государственного и муниципального...

Ключевые слова: государственная служба, муниципальная служба, конфликт интересов, коррупция.

«О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» [6]...

Процедура увольнения государственных служащих за...

Рассматривается дисциплинарное производство на государственной службе за нарушение законодательства о противодействии коррупции. Отмечаются различия между служебной и антикоррупционной проверкой.

Современные механизмы и инструменты противодействия...

Увольнение с государственной (муниципальной) службы прямо предусмотрено Федеральным законом «О противодействии коррупции» [1] за совершение следующих служебных дисциплинарных проступков

Задать вопрос