Авторы: Данакари Руссо Ричарди, Омарова Патимат Магомедовна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 01.06.2016

Статья просмотрена: 1538 раз

Библиографическое описание:

Данакари Р. Р., Омарова П. М. Меры противодействия коррупции в сфере государственного и муниципального управления // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1275-1277.



В научной статье рассматриваются вопросы, связанные с коррупцией в сфере государственного и муниципального управления. Эмпирическим путем авторами выявлены причины возникновения коррупционных рисков на государственной (муниципальной) службе, на основании анализа которых предлагаются меры противодействия коррупции. Человеческий фактор как в проявлении коррупционных элементов поведения государственных (муниципальных) служащих, так и в обеспечении эффективных мер противодействия коррупции позволил акцентировать внимание на важности мер управления, воздействия на мотивы и интересы, побуждающие субъектов управления не допускать или предотвращать коррупционные проявления в своей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: гражданский служащий, муниципальный служащий, противодействие коррупции, электронные услуги.

В условиях современного развития Российской Федерации одной из наиболее актуальных проблем, препятствующих совершенствованию системы государственного и муниципального управления, является коррупция.

Конституция Российской Федерации признаёт нашу страну правовым и социальным государством [1]. Верховенство закона, признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, побуждает к построению общества ориентированного на политические, социально-экономические и культурно-спортивные достижения.

Российская Федерация 09 декабря 2003 года подписала, а 08 марта 2006 года частично ратифицировала Конвенцию Организации Объединённых Наций против коррупции(UNCAC) [7]. Принцип приоритета норм международного права перед российским законодательством официально закреплен в части четвертой статьи 15 Конституции РФ, поэтому способы и методы противодействия коррупции должно в полном объёме соответствовать требованиям Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции(UNCAC) [7].

Вместе с тем, до настоящего времени наша страна не ратифицировала статью 20 «Незаконное обогащение», статью 26 «Ответственность юридических лиц», статью 54 «Механизмы изъятия имущества посредством международного сотрудничества в деле конфискации», статью 57 «Возвращение активов и распоряжение ими» Конвенции, что, возможно, не способствует росту эффективности в борьбе с коррупцией.

Основным подзаконным нормативно-правовым актом в сфере противодействия коррупции в нашей стране является Указ Президента РФ от 01.04.2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы», который обязывает либо рекомендует органам законодательной, исполнительной либо судебной власти совершить определенные действия и (или) принять соответствующие правовые акты [4]. Вместе с тем, мы полагаем, что меры противодействия коррупции должны быть основаны на принципах, регламентированных в статье 3 ФЗ «О противодействии коррупции»

‒ признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

‒ законность;

‒ публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

‒ неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

‒ комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

‒ приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

‒ сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами [3].

При этом, в статье 7 ФЗ «О противодействии коррупции» регламентированы основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.

На основе анализа федерального законодательства о государственной (муниципальной) службе, можно прийти к выводу, что все меры по противодействию коррупции, существующие на государственной и муниципальной службе Российской Федерации в настоящее время, на наш взгляд, можно разделить на пять основных групп:

‒ антикоррупционные ограничения;

‒ антикоррупционные запреты;

‒ антикоррупционные требования к служебному поведению;

‒ антикоррупционные обязанности;

‒ антикоррупционные процедуры [5, C.37].

При этом, к факторам, повышающими коррупционность, относят:

‒ наличие дискреционных полномочий;

‒ наличие полномочий властного характера;

‒ возможность осуществлять кадровую политику органа власти;

‒ осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

‒ подготовка и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов;

‒ распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);

‒ управление государственным имуществом;

‒ осуществление государственных закупок;

‒ принятие решений об оказании мер социальной поддержки;

‒ предоставление льгот;

‒ выдача лицензий и разрешений;

‒ хранение и распределение материально-технических ресурсов;

‒ наличие необходимости по роду службы напрямую контактировать с гражданами и организациями [6].

Вместе с тем, мы полагаем, что для разработки методов и способов противодействия коррупции следует обратить внимание на следующие причины возникновения коррупционных рисков в сфере государственного и муниципального управления, выявленные авторами эмпирическим путем:

‒ несовершенство законодательства в сфере реализации (оказания) государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;

‒ формализм должностного регламента (должностной инструкции) государственного (муниципального) служащего, ответственного за оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам, что влечет невозможность осуществления объективного контроля за результатом его деятельности;

‒ низкий уровень дохода государственного (муниципального) служащего, непосредственно исполняющего обязанности по оказанию государственных (муниципальных) услуг;

‒ несовершенство системы оплаты труда государственных (муниципальных) служащих, т. е. отсутствие регламентированных критериев эффективности деятельности государственных (муниципальных) служащих, не может повлечь увеличения дохода служащего, добросовестно относящегося к исполнению профессиональных обязанностей.

‒ отсутствие объективных условий для реализации творческого потенциала государственных (муниципальных) служащих;

‒ отсутствие объективной возможности карьерного роста для государственных (муниципальных) служащих.

‒ невыполнения представителем нанимателя требований законодателя о постоянном повышении квалификации государственных (муниципальных) служащих.

Авторы предлагают следующие меры противодействия коррупции в сфере государственного и муниципального управления:

‒ увеличить количество государственных (муниципальных) услуг, которые будут оказываться физическим и юридическим лицам в электронном виде. При этом, необходимо исключить полностью контакт между получателем услуги и государственными (муниципальными) служащими;

‒ разработать на федеральном уровне с обязательным участием профсоюзных органов типовых положений системы оплаты труда государственных (муниципальных) служащих. При этом, уровень дохода государственного (муниципального) служащего должен напрямую зависеть от уровня доверия к органам власти со стороны получателей государственных (муниципальных) услуг;

‒ исключить возможность трудоустройства лиц, включенных в кадровый резерв на старшую, ведущую и главную группы должностей государственной гражданской службы. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы на старшую, ведущую и главную группы должностей должно осуществляться только по результатам конкурса. При этом, аналогичные условия должны быть приняты для лиц, поступающих на старшую, ведущую и главную группу должностей муниципальной службы.

‒ ввести в Кодекс об административных правонарушениях РФ норму об ответственности представителя нанимателя за несоблюдение требований об организации повышения квалификации государственных (муниципальных) служащих не реже одного раза в три года. При этом, единственным видом административного наказания для уполномоченного представителя нанимателя должна быть дисквалификация сроком не менее 1 (одного) года.

‒ установить размер дохода государственного (муниципального) служащего на уровне доходов военнослужащих офицеров Вооруженных Сил РФ, что повлечет увеличение материального благополучия, и значительно снизит коррупционные риски для лиц, замещающих должности государственной (муниципальной) службы.

В заключении считаем необходимым согласиться с мнением большинства экспертов о невозможности искоренения коррупции в полном объёме, для этого необходимо полностью управлять и воздействовать на интересы и мотивы поведения как в личной, так и в профессиональной деятельности. Вместе с тем, ее минимизация не только значительно повысит эффективность и результативность деятельности государственных (муниципальных) служащих, но и повлечет значительный рост благосостояния граждан.

Литература:

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Правовая система «Гарант».
  2. Федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» // Правовая система «Гарант».
  3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О противодействии коррупции»// Правовая система «Гарант».
  4. Указ Президента РФ от 01.04.2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы» // Правовая система «Гарант».
  5. Братановский С. Н., Зеленов М. Ф. Виды и особенности мер по противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе [Текст] / С.Н. // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 2. С. 34–39.
  6. Братановский С. Н. Понятие и виды правовых режимов в российском законодательстве и правовой науке [Текст] // Гражданин и право. 2012. № 11.
  7. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Принятарезолюцией № 58/4Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года.
Основные термины (генерируются автоматически): противодействия коррупции, меры противодействия коррупции, муниципального управления, плане противодействия коррупции, сфере государственного, Меры противодействия коррупции, мер противодействия коррупции, противодействию коррупции, противодействия коррупции должны, Национальном плане противодействия, сфере противодействия коррупции, методы противодействия коррупции, эффективности противодействия коррупции, способов противодействия коррупции, деятельности государственных, дохода государственного, «О противодействии, ФЗ «О противодействии, «О противодействии коррупции», оплаты труда государственных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос