Автор: Маленко Ольга Игоревна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Маленко О. И. Повышение эффективности работы предприятия в период сезонного спада спроса на гостиничные услуги // Молодой ученый. — 2016. — №26.



The article reveals tendencies of the market of hotel services of Russia. Presents a quantitative characterization of the influence of seasonality on activity of the hotel enterprises. The proposed system of measures on increase of efficiency of activities of the hotel enterprise in conditions of seasonal drop of services.

Keywords: hotel service, seasonality of demand, the decline in hotel business, improving efficiency

Рынок гостиничных услуг выполняет важные задачи в социально-экономическом развитии государства. Являясь частью туристско-рекреационной системы и индустрии гостеприимства, предприятия, оказывающие гостиничные услуги, обеспечивают потребителей возможностью проживания при временной смене постоянного места жительства. Анализ статистических данных по развитию данного рынка за последние десять лет в России (таблица 1) позволяет сделать вывод, что даже несмотря на кризисные явления в экономике, он стабильно рос. Доля рынка услуг гостиниц и иных средств размещения составляет 2,3 % от общего объема платных услуг населению в России.

Таблица 1

Динамика услуг гостиниц ианалогичных средств размещения иих роль всовокупном объеме платных услуг населению вРоссии в 2006–2015гг. [7]

Годы

Объем платных услуг населению вРоссии всего, млрд. руб.

Динамика объема платных услуг населению, в% кпредыдущему году

Объем услуг гостиниц ианалогичных средств размещения, млрд. руб.

Динамика услуг гостиниц ианалогичных средств размещения, в% кпредыдущему году

Доля услуг гостиниц вобщем объеме оказанных платных услуг населению,%

2006 г.

2 798,9

23,2

74,7

24,4

2,7

2007 г.

3 424,7

22,4

92,5

23,7

2,7

2008 г.

4 079,6

19,1

107,5

16,3

2,6

2009 г.

4 504,5

10,4

105,9

-1,5

2,4

2010 г.

4 943,5

9,7

112,9

6,6

2,3

2011 г.

5 540,7

12,1

125,5

11,2

2,3

2012 г.

6 036,8

9,0

141,

12,3

2,3

2013 г.

6 927,5

14,8

162,4

15,2

2,3

2014 г.

7 467,5

7,8

175,7

8,2

2,4

2015 г.

8 050,8

7,8

189,0

7,6

2,3

Однако, в последние годы темпы роста рынка гостиничных услуг значительно сократились и в 2014–2015 гг. не превышали существенно уровня инфляции в стране. Снижение темпов роста рынка гостиничных услуг требует особого внимания предприятий данного рынка к вопросам повышения эффективности их функционирования.

Снижение темпов роста рынка гостиничных услуг в России в последние годы осложняется ещё одной из особенностей данного рынка, характерной для большинства стран и территорий — сезонности спроса на гостиничные услуги.

Анализ данных по оказанию гостиничных услуг в России в помесячной разбивке за последние годы, результаты которого представлены на рисунке 1, наглядно подтверждает утверждение о выраженной сезонности спроса на гостиничные услуги.

Рис. 1. Сезонность спроса на гостиничные услуги по доле оказанных услуг за месяц от общего объема оказанных услуг за год, % [6]

Как видно, наименьшая активность потребителей наблюдается в первый и последний квартал года. Наиболее «высокий сезон» приходится на летние месяцы.

Проблемам функционирования гостиничных предприятий и повышения эффективности их деятельности в период спада спроса посвящено множество трудов исследователей. Анализ литературы, посвященной проблемам снижения фактора сезонности в деятельности гостиничных предприятий [1, 2, 3, 4, 5, 8, 9], позволяет сделать вывод, что авторы делят всю совокупность мер следующие:

  1. Стимулирующие.
  2. Направленные на снижение расходов.

Такой подход к выделению мер для повышения эффективности деятельности гостиничного предприятия, безусловно, имеет определенные основания и может быть отнесен к действенным. Однако, его основным недостатком является то, что предполагается принятие только оперативных мер — иными словами, специалисты уделяют недостаточно внимания мерам, направленным на профилактику и упреждение негативного влияния фактора сезонности на гостиничное предприятие.

Имея понимание особенностей изменения спроса на гостиничные услуги в течение года, предприятие должно принимать ряд мер, которые можно разделить в зависимости от времени их принятия на упреждающие (профилактические) и текущие (оперативные). Принимаемые меры также будут зависеть от аспекта деятельности предприятия в соответствии с которым решается та или иная задача. Среди таких аспектов можно выделить:

  1. Общие организационные и стратегические аспекты управления предприятием.
  2. Финансы и экономика предприятия.
  3. Маркетинговые аспекты деятельности предприятия.
  4. Управление персоналом гостиницы.

С учётом сказанного, классификация мер, направленных на повышение эффективности гостиничного предприятия может быть представлена следующим образом (таблица 2).

Таблица 2

Система мер по повышению эффективности гостиничного предприятия всвязи ссезонным спадом на гостиничные услуги взависимости от времени воздействия иаспекта его деятельности[1]

Аспект деятельности гостиничного предприятия

Группы мер

Профилактические (упреждающие) меры

Текущие (оперативные) меры

Общие организационные и стратегические аспекты управления предприятием

1. Изучение закономерностей сезонности спроса для деятельности конкретного предприятия, функционирующего в условиях (социальных, природных, экономических) определенной локации.

2. Выделение причин низкого спроса и системы мер снижения его негативного влияния.

3. Построение моделей прогнозирования сезонности спроса.

1. Оценка критичности влияния сезонности спроса на эффективность деятельности предприятия.

2. Изучение изменения структуры спроса в период спада.

3. Оценка стратегической целесообразности принятия мер по основным аспектам деятельности предприятия.

Финансы и экономика предприятия

1. Создание резервных фондов на период спада спроса.

2. Планирование сокращения расходов на период спада спроса.

1. Сокращение некритических статей расходов гостиничного предприятия.

2. Изменение структуры расходов в пользу стимулирующих мер (ценовые скидки, программы стимулирования спроса).

Маркетинговые аспекты деятельности предприятия

1. Расширение ассортимента предоставляемых услуг в период высокого сезона.

2. Поиск дополнительных рынков сбыта, в том числе в других локациях и регионах.

3. Повышение качества сервиса.

4. Внедрение долгосрочных программ лояльности.

5. Внедрение инновационных способов обслуживания клиентов.

1. Включение новых услуг в деятельность гостиницы.

2. Усиление рекламной активности.

3. Ввод стимулирующих мер:

— ценовые скидки (для отдельных номеров, отдельных категорий клиентов, в определенные дни и др.);

— использование купонов и сертификатов;

— использование бонусных программ и программ лояльности.

— стимулирование персонала за продажу дополнительных услуг.

4. Использование кобрендинговых мер.

Управление персоналом гостиницы

1. Внедрение системы планирования персонала.

2. Заключение трудовых соглашений с ориентацией на сезонность спроса.

3. Обучение персонала способам продаж гостиничных услуг и сервиса в период низкого и высокого сезона.

1. Сокращение персонала на период низкого сезона.

2. Использование агрессивных стратегий продаж гостиничного продукта.

Отметим, что представленная система мер реагирования на сезонность спроса в огромном множестве типов гостиничных предприятий, безусловно, не может считаться, во-первых, исчерпывающей, а, во-вторых, универсальной. Конкретный набор действий для повышения эффективности его функционирования в условиях сезонности спроса будет зависеть от следующих факторов:

1. Локации гостиничного предприятия, что связано с влиянием следующих условий:

‒ географических особенностей размещения гостиничного предприятия (к примеру, близость к мегаполисам может сократить негативное влияние сезонности спроса);

‒ природно-климатических условий на деятельность предприятия.

2. Типа гостиничного предприятия по ценовым категориям:

‒ нижней ценовой категории;

‒ средней ценовой категории;

‒ ценовой категории выше среднего и высокой.

3. Вместимости гостиничного предприятия:

‒ малые;

‒ средние;

‒ большие.

Так, чем больше вместимость гостиничного предприятия, тем выше уровень его постоянных расходов и сложнее «маневрировать» в условиях сезонности спроса. С другой стороны, малым гостиницам сложнее создавать финансовые резервы на период низкого спроса.

4. Состояния инфраструктуры гостиницы. Так, на меры по снижению сезонности спроса будет влиять состояние недвижимости (старая или новая постройка), наличие объектов отдыха в гостинице и прочие факторы.

5. Масштабов выручки и денежного потока гостиницы.

Таким образом, повышение эффективности работы предприятия в период сезонного спада спроса на гостиничные услуги требует принятия совокупности мер, основанных на тщательном изучении факторов, влияющих на сезонность спроса, построении прогнозных моделей влияния этих факторов. Профилактические и оперативные меры для повышения эффективности работы гостиничного предприятия должны дополнять друг друга для обеспечения наибольшей результативности.

Литература:

  1. Артюхова И. В., Хуторская В. А. Управление факторами сезонности в гостиничном бизнесе // Инновационная наука. 2016. № 4–1. С. 25–27.
  2. Баскаков А. А., Жидкова А. П. Некоторые особенности хозяйственных рисков в гостиничном бизнесе // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 11 (45). С. 53–60.
  3. Баумгартен Л. В. Маркетинг гостиничного предприятия. Практикум/ Л. В. Баумгартен — М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 216 с.
  4. Дедусенко Е. А. Рынок гостиничных услуг: особенности функционирования и направления развития: на примере Хабаровского края: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. — М., 2005–154 с.
  5. Дмитриева Н. В. Гостиничный менеджмент: учебное пособие / Н. В. Дмитриева, Н. А. Зайцева, С. В. Огнева, Р. Н. Ушаков. — М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 352 с.
  6. Объем платных услуг населению (оперативные данные) [Электронный ресурс] / ЕМИСС. URL — https://www.fedstat.ru/indicator/33843 (дата обращения 26.11.2016)
  7. Платное обслуживание населения в России [Электронный ресурс] / Росстат. URL — http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1260453359625 (дата обращения 26.11.2016)
  8. Семеркова Л. Н. Технология и организация гостиничных услуг: Уч./Л. Н. Семеркова, В. А. Белякова, Т. И. Шерстобитова и др. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 320 с.
  9. Юнусова Н. А. Снижение сезонности — главный путь к эффективности и качеству гостиничных услуг // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 3. С. 174–179.

[1]Составлено автором

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle