Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 17.01.2017

Статья просмотрена: 951 раз

Библиографическое описание:

Гареев Р. Р. Инновационный потенциал российского гостиничного бизнеса // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 382-384. — URL https://moluch.ru/archive/136/38281/ (дата обращения: 22.05.2018).



Инновации — это использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленной на улучшение технологических и производственных процессов или их результатов.

В гостиничном бизнесе инновационная активность развивается довольно стремительно. Ежегодно можно наблюдать открытие, так называемых, инновационных отелей, деятельность которых основана на современных технологиях и роботизированной технике. Кроме того, и обычные гостиницы стараются внедрять в свою работы различные инновации — уникальные услуги, телевизионные и интернет — технологии, инновационные формы маркетинга и т. п.

Инновационное развитие гостиничного рынка находится в прямой зависимости от инновационного развития и активности государства. Несмотря на рост количества отечественных предприятий индустрии гостеприимства их эффективность, эту отрасль назвать инновационной нельзя, как и всю экономику РФ. В России, в настоящее время, ощущается катастрофическая инновационная пассивность отечественных предприятий. Доля принципиально новой продукции в совокупном объеме промышленного производства в России составляет только 0,4 %. Например, в Финляндии этот показатель равен -16 %, в Германии — 12 %. Лишь 5–7 % российских предприятий занимаются инновациями, в то время как доля таких предприятий в США и Японии составляет 75–80 %. По объему экспорта высокотехнологичной продукции Россия уступает Южной Корее в 14 раз, а США — в 42 раза. В некоторых государствах гостиничный бизнес, обеспечивающий функционирование туристского сектора экономики, превратился в ведущую индустрию, обеспечивая прирост ВВП и занятость доли населения [4, С. 35–43].

Для России давно разработана стратегия инновационного развития, вплоть до 2020 года, уже определены пути ее реализации и финансовые источники, нормативно-правовая база постепенно развивается, совершенствуется, но, несмотря на это в промышленном производстве реальных изменений в процессе введения новшеств не происходит.

Говоря о гостиничном бизнесе, необходимо отметить, что в нашей стране очень мало гостиниц внедряют и применяют инновации, а инновационное развитие более характерно для мировых гостиничных корпораций, старающихся применять уникальные технологии во всех странах, в которых они представлены.

Перечислим по нашему мнению основные преграды внедрения новшеств в гостиничной индустрии:

‒ недостаточная конкуренция на развивающемся рынке гостиничных услуг;

‒ большие затраты на создание новшеств;

‒ отсутствие мотивации в гостиничных предприятиях для применения инноваций;

‒ необходимость перемены в сознании руководства, ориентированного только на доход с деятельности организации, а не на видение возможностей получения большей выгоды в будущем, используя инновационные решения.

Для того чтобы осуществлять инновационную деятельность, России в первую очередь нужна очень хорошая инфраструктура около гостиничных предприятий, за развитие которых должно отвечать государство. Безусловно, одна из самых больших проблем связана не только с бюрократией, но также и в отсутствии дальновидности и стремлению в первую очередь повышать свой конкурентный статус, внедряя все больше инноваций, влекущих за собой новые правила и риски «новой игры на рынке».

Одним из главных препятствий осуществлению Российской Федерации переход на инновационный путь развития — проблема ослабленной позиции страны на мировом рынке инноваций высокотехнологичных продуктов и услуг. Объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет в настоящее время в 2 трлн. 250 млрд. долларов США. Из данной суммы в процентном соотношении большую часть имеет США-40 %, Японии — 29 %, Германии — 15 %. В то время как доля РФ составляет порядком 0,3 %, что является очень маленькой и несущественной цифрой в сравнении с другими странами. Во всем, что затрагивает экспорт из России патентов и лицензий, следует выделить тот факт, что при общем его незначительном объеме более половины приходится на сделки по примитивной переуступке авторских прав на изобретения. Это отражает неспособность отечественной экономики утилизировать проводимые внутри нее собственные исследования и разработки. Есть также и другие проблемы, относящиеся к гостеприимству и обслуживанию. Внедрение новшеств в гостиничную отрасль — путь решения этих проблем.

В настоящее время в России почти 7,5 тысяч гостиниц, а количество россиян, проживавших в 2014 году в гостиницах, санаториях и других гостиничных предприятиях, составила до 31,6 млн. человек. Наблюдается ежегодный прирост туристических услуг, предоставляемых россиянам, который в 2014 году составил 20,1 млрд. руб.

Гостиничный бизнес в нашей стране является не только главным звеном индустрии гостеприимства, но и фундаментом туристской сферы, ведь на нее приходится около 70 % работников отрасли. С возрастанием платных услуг нужно улучшать качество обслуживания методом внедрения новшеств. Преуспевающие «инноваторы» гостиничного бизнеса показывают свои опытом, то, что на сегодняшний день создание инноваций и их введение необходимо для конкурентной борьбы.

Инновационный подход в сфере гостеприимства — это не только использование современных информационных технологий и предоставление новых услуг, это так же целый комплекс нововведений, затрагивающих абсолютно все сферы управления (управление качеством, финансами, персоналом и т. п.), причем более эффективной инновационная политика организации будет в случае одновременного ведения разных типов новшеств.

Следующий вектор обусловлен потребностью жителей крупных мегаполисов в отдыхе от техногенных и информационных перенапряжений, в желании побыть на природе, улучшить здоровье в чистых, экологически зонах. Городские жители ожидают спокойной сельской жизни, свежего воздуха, расслабления и качественных продуктов, хороших условий для проживания. Вместе с этим растет потребность в экотуризме, лечебно-оздоровительном отдыхе, конных базах и в клубах по гольфу, где человек психологически разгружается, восстанавливает физические силы. Новые виды услуг находят свои ниши в гостинично-туристической индустрии, в результате чего и создаются абсолютно новые виды туризма.

Безусловно, учитывая предстоящий Чемпионат Мира по футболу в 2018 году, а активную, жесткую конкуренцию в туризме, Россия старается придерживаться всех новейших тенденций в мире. В связи со стабильным увеличением выставочных площадей так же растет и число различных интернациональных мероприятий, которые проводятся в городе Москва, Санкт-Петербург и Сочи. Востребованными для конгресс-туризма становятся такие региональные центры России, как Нижний Новгород, Ростов, Уфа, Челябинск, Казань, Екатеринбург и многие другие города. Так, в столице РФ, Москве согласно официальным данным, действует порядка 200 отелей и гостиниц. Среди них всех следует следующая статистика: конференц-возможностями обладает 75 % двухзвездочных отелей и 87 % трехзвездочных. Практически каждый четырех-пятизвездочный отель предлагает соответствующие услуги для бизнес-туристов. На сегодняшний день наши отели считаются не только местом для приема и размещения участников конгресса, но и располагают всем необходимым для их проведения: большими (до 1600 человек) и малыми конференц-залами, комнатами для переговоров; возможностью арендовать высокотехнологическое оборудование, в том числе для синхронного перевода [1, С. 18–19].

Известно, основная проблема успешного развития бизнеса прямо зависит от скорости обмена и передачи информации, от ее актуальности, своевременности получения. Это же относится к любому предприятию индустрии гостеприимства, то есть успешное развитие отелей и других средств размещения предполагает обширное использование новшеств, ускоряющих обмен информацией на расстоянии.

В России в сфере гостиничной индустрии пользуются множеством различных инновационных компьютерных технологий, в них входят: очень удобные программы для улучшения скорости и производительности в отеле, программы, точнее системы, глобального резервирования — Амадеус, Галилео и т. д.

В Европе компании ведут свою деятельность туристского профиля на интернет уровне, однако в РФ такая система слабо развита. Но положительные тенденции все-таки наблюдаются.

Для активного, конкурентоспособного развития инноваций перед отечественным гостиничным бизнесом, стоит множество задач:

‒ повышение ответственности государства, делающего ставку на развитие туризма;

‒ обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов информацией;

‒ формирование собственной инновационной стратегии, в том числе, и в гостиничном бизнесе.

Среди факторов, препятствующих инновационному развитию гостиничного бизнеса, российские отельеры выделяют две группы проблем: экономические и производственные. Наиболее негативное воздействие оказывают экономические трудности — недостаток собственных денежных средств (75 % опрошенных предпринимателей отметили этот фактор как преобладающий). Сказываются также недостаточная финансовая поддержка от правительства, большая стоимость нововведений, малый платежеспособный спрос на новые услуги, повышенный экономический риск и длительные сроки окупаемости новшеств [2, С. 48–49].

Сильное изнашивание основных средств производства, обязывает предприятия проводить замену изношенного оборудования на более современные аналоги, т. е. следовать заимствованию зарубежных технологий. Данный переход на зарубежные инновационные технологии довольно рисковый. Во-первых, данные технологии могут быть не адаптированы под национальные реалии, во-вторых, их стоимость в большинстве случаев очень высокая. Кроме того, современные российские предприниматели и работники с недоверием относятся к новых тенденциям и радикальным изменениям [3, C. 128].

Для более быстрого перехода от технологических заимствований до инновационных технологий нужна зрелость бизнеса и желание вкладывать денежные средства в исследования и разработки, а также способность получать дополнительный доход от этих инноваций, когда конкуренция создает стимулы к новшествам с целью обновления продукта, повышения производительности и снижения издержек.

Тенденции, которые наблюдаются в настоящий момент в мировом гостиничном бизнесе, говорят о том, что дальнейшее развитие отрасли будет осуществляться путем обширного внедрения новшеств. Большое влияние будет оказывать технический прогресс, появление и внедрение базовых инноваций (нано-технологии, биотехнологии), широкое использование знаний.

В заключении хотелось бы отметить, что основа всех проблем РФ, связанных с гостиничным бизнесом состоит в том, что у нашей страны очень незрелая политика и экономика. У государства, несмотря на активную пропаганду, отсутствует интерес к инновациям как к важному элементу развития страны. По-прежнему наблюдается высокий уровень коррупции (проект «Сколково»), недостаток актуальности в законодательной базе в сфере инноваций, бюрократия. Российская Федерация занимает последнее место по показателю «инновационная активность» среди европейских стран. Необходимо взять пример со скандинавских стран (Норвегия, Дания, Финляндия), где за несколько лет смогли создать все условия для активного развития инновационной деятельности во всех отраслях, и побудить более сильный интерес к инновациям, которые соответственно ответят положительным результатом, включающим в себя увеличение потока въездного и внутреннего туризма, развитие современных гостиничных предприятий и квалифицированного, универсального персонала.

Литература:

  1. Белавина Я. А., Ильюшенок А. С. Организация и управление гостиничными предприятиями в преддверии Чемпионата Мира по футболу 2018 // Вестник молодых ученых самарского государственного экономического университета. — 2016. — № 1(33). — 18–21 с.
  2. Гареев Р. Р. Инновационные методы стимулирования спроса в индустрии туризма // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Перспективы модернизации современной науки». — 2015. — 48–51 с.
  3. Милорадов К. А. Информационные технологии в подготовке кадров для индустрии гостеприимства и туризма // Сборник статей международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы индустрии гостеприимства и туризма» (Уфа). — 2016. — 126–129 с.
  4. Попов Л. А., Козлов Д. А., Романюк А. В. Прогнозирование рынка индустрии гостеприимства и туризма России в современных условиях: монография. // Издательский центр Onebook. — 2016. — 221 с.
Основные термины (генерируются автоматически): индустрии гостеприимства, внедрения новшеств, гостиничном бизнесе, гостиничной индустрии, предприятий индустрии гостеприимства, преграды внедрения новшеств, гостиничных предприятий, методом внедрения новшеств, процессе введения новшеств, обширное использование новшеств, обширного внедрения новшеств, звеном индустрии гостеприимства, разных типов новшеств, сроки окупаемости новшеств, гостиничном бизнесе инновационная, предприятию индустрии гостеприимства, инновационного развития, рынка индустрии гостеприимства, Внедрение новшеств, проблемы индустрии гостеприимства.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос