Автор: Романюк Антон Викторович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 13.12.2015

Библиографическое описание:

Романюк А. В. Анализ рынка гостиничных предприятий Москвы за три квартала 2015 г. // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 545-553.

 

Ключевые слова: индустрия гостеприимства, hospitality, средства размещения, accommodation facilities,ценообразование, pricing, управление доходами, revenuemanagement, прогнозирование, анализ рынка, показатели эффективности, ADR, RevPAR, загрузка.

 

В настоящее время гостиничный рынок г. Москвы начинает постепенно возвращать свои позиции, потерянные в 2013 году. В 2014 году гостиничным предприятий удалось остановить резкое падение показателей, что являлось само по себе уже неплохим результатом. Спрос на гостиничные услуги сместился в сторону гостей из Китая, Японии, Кореи и других стран юго-восточной Азии. Новые сегменты потребителей формируют спрос с более низкой ценой, тем самым оказывая давление на тарифы гостиничных предприятий. С начала 2014 года собственники гостиничных предприятий пересматривают свои инвестиционные программы, учитывая значительное подорожание импортных материалов и услуг, составляющие значительную долю от всех расходов [6. 7]. Снижение такого показателя как GOP становится причиной того, что EBITDA в рублях не позволяет обслуживать кредиты в валюте [2, 3]. Стоимость заемных средств выросла, инвесторы ставят своей первоочередной задачей завершить все текущие проекты. Также в настоящее время возникают трудности с справедливой стоимостью гостиниц [10].

Отличительной особенностью рынка гостиничных услуг г. Москвы является то, что значимые предприятия проходят в данном регионе постоянно [4, 5].

Анализ загрузки люксового сегмента гостиничных предприятий г. Москвы за 2007–2015 гг. (3 квартал) по данным компании JLL [13], предоставляющей обзор рынка гостиничных предприятий г. Москвы, свидетельствует о разнонаправленной ее динамике (рис.1). В результате кризиса в 2009 году наблюдается резкое снижение нагрузки на 13,4 %.

После резкого восстановления уровня загрузки в 2010 году более чем на 15 % загрузка стабилизировалась и наметился определенный рост загрузки гостиниц. В 2014 году наблюдалось снижение загрузки на 7,4 % с дальнейшим трендом на ухудшение. Но в 2015 году, несмотря даже на выход новых гостиниц Four Seasons и St.Regis, показатель загрузки по итогам трех кварталов остановился на уровне 64 %, то есть увеличение показателя составило 5,8 %.

Рис. 1. Загрузка люксового сегмента гостиничных предприятий г. Москвы за 2007–2015 г.г. за три квартала.

 

Анализ загрузки верхнего предела верхнего сегмента гостиничных предприятий г. Москвы показал, что в 2014 году было зафиксировано падение на 14 %, но в 2015 году данное падение было отыграно, увеличение показателя загрузки на 11,6 %.

Анализ загрузки верхнего сегмента гостиничных предприятий г. Москвы показал, что 2014 г. (рис.2) стал самым худшим годом после восстановления рынка в 2010 году с падением загрузки на 5,5 %. Но по итогам трех кварталов 2015 года наблюдается рост загрузки на 2,2 %.

Рис. 2. Загрузка верхнего предела верхнего сегмента и верхнего сегмента гостиничных предприятий г. Москвы за 2007–2015 г.г. за три квартала

 

Гостиничные предприятия верхнего предела среднего сегмента г. Москвы смогли удержать нагрузку на уровне 70 % в 2014 году, а в 2015 года наблюдается даже увеличение данного показателя на 11 % (рис. 3). Гостиничные предприятия г. Москвы среднего сегмента показывают схожую динамику (рис. 3). Отличительной особенностью данного сегмента является отсутствие сильных колебаний, и как следствие, делает сегмент более стабильным и предсказуемым [12].

Рис. 3. Загрузка верхнего предела среднего сегмента и среднего сегмента гостиничных предприятий г. Москвы за 2007–2015 г.г. за три квартала

 

Анализ доходности гостиничных предприятий предполагает исследование динамики средней стоимости размещения за номер (ADR) и дохода на номер (RevPAR).

Представленные на рис. 4 данные о средней цене номера и дохода на номер в гостиничных предприятиях г. Москвы сегмента люкс свидетельствуют о том, что в 2013 году показатель средней стоимости за номер (ADR) в рублях впервые достиг значения данного показателя 2009 года. В 2015 году также наблюдается рост данного показателя на 12 %, а в совокупности с увеличением и загрузки за данный период, и рост показателя дохода на номер (RevPAR) на 17,5 %, что является максимальным за весь рассматриваемый срок. Данную динамику можно объяснить увеличением спроса на данный сегмент гостиничных предприятия со стороны гостей, приезжающих с валютой в Россию [9, 11]. Так как, если провести сравнение показателей ADR и RevPAR с курсом доллара за указанные промежутки времени, то картина кардинально меняется (рис.4.). Так, в 2013 году рост указанных показателей не только наблюдается, а виден четкий тренд на снижение [8]. А если принять во внимание официальные прогнозы курса доллара на 2016 год, то ситуация сильно не поменяется. В случае же сохранения текущей тенденции на валютном рынке гостиничные предприятия сегмента люкс могут рассчитывать на повышенный спрос со стороны так называемых «валютных туристов».

Рис. 4. Средняя цена номера (ADR) и средний доход на номер (RevPAR) в гостиничных предприятиях г. Москвы люксового сегмента в 2007–2015 гг. за три квартала

 

Анализируя динамику показателей ADR и RevPAR для гостиничных предприятий г. Москвы верхнего предела верхнего сегмента можно выделить небольшое снижение показателя ADR на 6 %. Но за счет увеличения загрузки в 2015 году показатель RevPAR увеличился на 7,3 %. Такое снижение цены можно объяснить тем, что гостиничным предприятиям пришлось снижать цены с целью удержать падающий спрос и не дать уйти чувствительным к цене гостям в более бюджетные гостиницы.

Анализ динамики показателй ADR и RevPAR в долларах для рассматриваемого сегмента представлен на рис. 5. Из расчета видно, что наблюдается стремительное падение данных показателей на фоне ослабления рубля.

Рис. 5. Средняя цена номера (ADR) и средний доход на номер (RevPAR) в гостиничных предприятиях г. Москвы верхнего предела верхнего сегмента в 2007–2015 гг. за три квартала

 

При текушей рыночной ситуации верхний сегмент ощущает серьезное воздействие на свои тарифы (рис.5). Предприятиям удалось увеличить загрузку на за счет снижения тарифов на 7,4 %, что привело в результате к замедлению снижения показателя RevPAR с 10,2 % (в 2014 году) до 2,5 % в текущем. Проведенный по аналогии с другими сегментами анализ данных показателей в долларах показал, что снижение показателя ADR в 2015 году составило 41,1 % (в 2014 году снижение данного позателя составило 19,3 %),а снижение показателя RevPAR в 2015 году — 38 % (против 25,8 % в 2014 году). То есть картина меняется существенно.

Рис. 5. Средняя цена номера (ADR) и средний доход на номер (RevPAR) в гостиничных предприятиях г. Москвы верхнего сегмента в 2007–2015 гг. за три квартала

 

Проведенный анализ гостиничных предприятий г. Москвы верхнего предела среднего сегмена показал, что гостиницы указанного сегмента сосредоточились не только на удержании загрузки, но и на привлечении новых клиентов (рис. 6). Показанное увеличение загрузки было обеспечено за счет снижение цен на гостиничные номера. В результате, гостиничным предприятиям удалось преломить сремительное подения показателя RevPAR в 2014 году (снижение в 2014 году составило 13,6 %), показав увеличние на 2,9 %. В дальнейшем основной задачей гостиничных предприятий данного сегмента будет трансформация достигнутой загрузки в доход.

Рис. 6. Средняя цена номера (ADR) и средний доход на номер (RevPAR) в гостиничных предприятиях г. Москвы верхнего предела среднего сегмента в 2007–2015 гг. за три квартала

 

Анализируя показателия ADR и RevPAR для гостиничных предприятий г. Москвы среднего сегмента, можно сделать вывод, что с 2013 года наблюдает тренд на снижение обоих показателей (рис. 7). Объясняется это тем, что в период кризиса потребителя готовы уйти в более дешевые гостицы, а для предотвращения спроса необходимо было использовать цены в качестве основного рычага привлечения. В результате указанных действий падение спроса было прекращено (снижение загрузки в 2014 году составило 6,2 %, а в 2015 все — 0,7 %). Но показатели ADR и RevPAR в долларах показывают общую для всего рынка динамику, а именно снижение. Для данного сегмента падение показателей ADR и RevPAR в 2015 году ставило 40,9 % и 42,8 % соответственно.

Рис. 7. Средняя цена номера (ADR) и средний доход на номер (RevPAR) в гостиничных предприятиях г. Москвы среднего сегмента в 2009–2015 гг. за три квартала

 

В результате проведенного исследования данамики показателей ADR, RevPAR и загрузка можно сделать выводы о том, какие же сегменты постратали больше, а какие меньше от кризиса. На рис. 8 и 9 представлены данные по изменениям показателей ADR, RevPAR и загрузки для гостиничных предприятий г. Москвы различных сегментов в 2015 году.

Рис. 8. Изменение показателей ADR (в рублях), RevPAR (в рублях) и загрузки для гостиничных предприятий г. Москвы различных сегментов в 2015 году. за три квартала

 

Рис. 9. Изменение показателей ADR (в долларх), RevPAR (в в долларах) и загрузки для гостиничных предприятий г. Москвы различных сегментов в 2015 году. за три квартала

 

Напоследок необходимо отметить, что в 2015 году в г. Москве в верхнем сегменте былы введена в эксплуатацию гостиницы Marriot Новый Арбат вместимостью 234 номера и StandartHotel с номерным фондом 105 номеров, которые, оказали соответствующие влияние на показатели гостиничных предприятия данного сегмента. В среднем сегменте начала свою работу гостиница Ibis Динамо вместимостью 317 номеров.

Таким образом, гостиничные предприятия г. Москвы активно готовятся к приему гостей на Чемпионат мира по футболу в 2018 году [1]. Для зарубежных гостей гостиницы в настоящее время очень привлекательны с точки зрения цены, но сформировавшийся имидж России не дает пока получить дополнительный спрос со стороны иностранцев. А без высокого спроса со стороны иностранцев гостиничные предприятия не получат толчка к увеличению тарифов.

 

Литература:

 

  1.      Гареев Р. Р. Анализ гостиничного рынка Республики Башкортостан и перспективы его развития / Р. Р. Гареев // Молодой ученый. — 2015. — № 19. — С. 367–370.
  2.      Козлов Д. А. Туристский потенциал Крыма // В сборнике: Тенденции социально-экономического развития регионов. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2014. С. 70–73.
  3.      Козлов Д. А., Лайко М. Ю., Попов Л. А. Прогноз развития туристского комплекса Крыма // В сборнике: Роль экономических наук в развитии общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2014. С. 61–63.
  4.      Кошелева А. И. Анализ развития внутреннего рынка туристских услуг в РФ // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2012. — № 2. С. 68–72.
  5.      Кульгачев И. П. Статистика внутреннего туризма в России: состояние и перспективы развития // Международная торговля и торговая политика. — 2014. — № 12 (91). — С. 30–41.
  6.      Морозов М. А., Морозова Н. С., Карпова Г. А., Хорева Л. В., Экономика туризма, Учебник / Москва, 2014.
  7.      Романюк А. В. Реструктуризация гостиничных предприятий и ее основные этапы // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2013. — № 2. — С. 171–174.
  8.      Романюк А. В. Теоретические основы технологий управления доходами // Молодой ученый. — 2014. — № 15. — С. 203–206.
  9.      Романюк А.В Динамическое формирование тарифов гостиничных предприятий // Журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция» — 2014 — № IV. — с. 144–148
  10. Романюк А.В Роль экономического и финансового контроллинга гостиничных предприятий // Журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция» — 2013 — № IV — с. 255–257.
  11. Романюк А.В Формирование персональных тарифов для различных сегментов потребителей гостиничных предприятий // Журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция» — 2014 — № III. — с. 184–146
  12. Романюк А. В. Влияние внешних факторов на управление доходами гостиничных предприятий / А. В. Романюк // Молодой ученый. — 2015. — № 23. — С. 650–653.
  13. http://www.jll.ru
Основные термины (генерируются автоматически): гостиничных предприятий, гостиничных предприятий г, сегмента гостиничных предприятий, верхнего сегмента, в гостиничных предприятиях г, верхнего предела, предела верхнего сегмента, Москвы верхнего предела, среднего сегмента, Москвы среднего сегмента, рынка гостиничных, верхнего сегмента гостиничных, предела среднего сегмента, люксового сегмента гостиничных, показателей adr, Средняя цена номера, верхнего предела среднего, рынка гостиничных предприятий, гостиничных предприятий Москвы, ADR и RevPAR.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle