Библиографическое описание:

Бушковская Е. А. Интеграционные исследования томских ученых в различных сферах науки и образования // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 249-253.

Современная тенденция развития науки и образования находит отражение в проведении интегрированных исследований разного вида. В данной статье изучены научные труды исследователей г.Томска. Томские ученые-исследователи Копытов А.Д., Минин М.Г., Прозументова Г.Н,  Костюкова Т.А., Петрова Г.И. Куровский В.Н., Поздеева С.И., Румбешта Е.А., Трофимова Н.В. и другие занимались изучением структуры современной системы образования, разработкой различных инновационных проектов, а также анализировали региональную образовательную практику, рассматривая многообразие понятия интеграции в разных аспектах.

            Копытов А.Д. (Институт развития образовательных систем) и Хуторянский И.И., (Департамент образования Администрации г.Томска), анализируя тенденции развития образования в г.Томске, указывали на большие возможности проведения комплексных межотраслевых исследований и разработок в сфере образования и науки [6],[7].

            Копытов А.Д. (Институт развития образовательных систем) и Турченко В.Н. утверждали необходимость интеграции науки и образования как жизненной необходимости российского общества, комбинируя революционную стратегию с консервативной тактикой и создавая научно-образовательные комплексы, а также интеграцию учебной, производственной и научно-поисковой деятельности в процесс обучения [8].

            Минин М.Г. (Томский политехнический университет), занимаясь проверкой образовательной подготовки обучающихся с точки зрения интегрального показателя качества функционирования педагогической системы ОУ, выявлял необходимость использования информационных программ и технологий при проверке знаний по химии. Пакеты контролирующих материалов с использованием компьютерных программ были апробированы в образовательных учреждениях г.Томска, г.Северска, г.Новокузнецка, г.Междуреченска и других городов [16],[17].

            Прозументова Г.Н. (Томский государственный университет),  рассматривала интеграцию человека в образование, создание разных форм его участия, влияния и присутствия в собственном образовании [19].

            Костюкова Т.А. и Петрова Г.И. (Томский государственный педагогический университет) утверждали и доказывали необходимость интеграции философии, религии, истории и педагогики с целью воспитания духовности человечества в процессы обучения и подготовки педагогического состава [9],[10].

            Ревякина В.И. (Томский государственный педагогический университет), в своих работах о качестве подготовки педагогических кадров предлагала интеграцию  эстетического, нравственного и культурологического аспектов в процесс становления будущего педагога, а также интеграции профессиональной ориентации в курс довузовского  обучения [22].

            Алексеева Л.Ф. (Томский государственный педагогический университет) рассматривала понятие «инженерного мышления», представляющего интеграцию различных видов мышления (теоретического, творческого и практического) [3].

            Аксенова Э.А. писала об интеграции технологического и профессионального образования как способа воспитания творческих и изобретательных профессионалов и как ответ на требования XXI века [2].

            Ануфриев С.И. (Институт развития образовательных систем) указывал на интегральные характеристики и психологические качества развитой личности (активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, ответственность, чувство внутренней свободы, самоуважение и другие), а также указывал на стратегию межпредметной интеграции как средство преодоления фрагментарности знания и как средство овладения способами обнаружения и приобретения нового знания, воспитания «образованного человека, подготовленного к жизни в быстроменяющемся мире» [4].

            Куровский В.Н. (Институт развития образовательных систем РАО) предлагал осуществить интеграцию общеобразовательной и профессиональной подготовок как две взаимообусловленные стороны единого и непрерывного образовательного процесса и ввести интеграцию в систему непрерывного образования в качестве модификации системы разрозненных учебных предметов [11],[12].

            Поздеева С.И. (Томский государственный университет) в своих исследованиях подчеркивала важность интеграции педагога в действия ученика [18].

            Румбешта Е.А., Трофимова  Н.В. (Томский государственный педагогический университет, школа №49) создали интегрированные курсы по физике с целью развития компетенций педагога и обучающегося, включавшие самостоятельную деятельность по тематике исследований [24].

            Мелик-Гайказян И.В. (Томский государственный педагогический университет), исследуя иконическую символику,сопоставляет междисциплинарные исследования с новым смысловым объемом информации [15].

            Ростовцева В.М. (Томский политехнический университет) при изучении вопроса подготовки педагогических кадров, писала о необходимости интеграции профориентационной работы в процесс школьного обучения [23].

            Абакумова Н.Н. (Томский государственный университет) рассматривала технологию дистанционного обучения с позиции интегративного подхода, при котором весь процесс дистанционного обучения оформлялся посредством использования различных ресурсов: обучающих программ, телеконференций, поисковых и справочных систем [1].    Ревягин Л.Н. (Томский государственный университет) рассматривал интеграцию с точки зрения синергетики, составляющей базу для интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания, а также предлагал использовать идеи термодинамики в качестве общих идеи, вокруг которых объединяются некоторые науки, для дальнейшей разработки интегрированных курсов [20],[21].

            Сартакова Е.Е. (Томский государственный педагогический университет), классифицируя сельские образовательные учреждения, называла сельскую школу «стихийно интегративной», где содержание образования сформировано в интегрированные блоки, а ученические коллективы малокомплектных школ составлены из обучающихся разных возрастов [25].

            Тоболкина И.Н. (МОУ Академический лицей г.Томска) в многочисленных работах, посвященных вопросам обучения и воспитания одаренных обучающихся, рассматривала особенности управления ОУ и внедрения инновационных аспектов, связанных с междисциплинарным обучением [26].

            Галкин Д.В. (Томский государственный университет) утверждал, что изучение комплексных объектов современного мира требует сложных форм междисциплинарных знаний, а также описал конфигурации междисциплинарности, начиная с минимального уровня межпредметной интеграции до глобальных тем философской направленности, разработал методические рекомендации для включения междисциплинарной темы и др [5].          Черепанова Т.Б. (Институт развития образовательных систем) связывала стратегию междисциплинарного обучения с формированием и развитием системы ценностных ориентаций личности [28].

            Частоколенко Я.Б.  (Томский государственный университет) понимал понятие междисциплинарного обучения не только как выстраивание связок между различными дисциплинами, а как «наддисциплинарную» универсальную структуру, которая проецируется на все дисциплины [27]. 

            Шушпанова О.В. (Отдел развития образования Департамента общего образования Администрации Томской области) рассматривала интеграцию как перспективную технологию нового содержания образования, указывая на факторы, сдерживающие процесс интеграции (соотношение интеграции и дифференциации, отсутствие заказанного результата деятельности системы образования, слабая официальная декларированность реализации интеграционных процессов и др.) [29].

            Литовченко А.И. (Томский государственный университет) связывала формирование и развитие экономического образа мышления со стратегией междисциплинарного обучения, описала использование диалектического метода развития интеллектуальных способностей учащихся, разработав методические приемы изучения глобальных тем [13],[14].      

            Таким образом, можно сделать вывод, что исследования томских ученых связаны с вопросом интеграции в разных областях, начиная от интегрированных предметов до интеграции образования и науки.

Список использованной литературы:

  1. Абакумова Н.Н. «Использование метапредметных знаний при проектировании обучающих программ в технологии дистанционного обучения», Содержательная и дидактическая интеграция в образовательном процессе: Сборник научно-методических работ.Выпуск 2/Под ред. В.А.Доманского.Томск:ТГУ,2004, 208 с.,С.24-33
  2. Аксенова Э.А. Технологическое образование школьников - приоритетное направление развития школ XXI века, Теория и практика современного образования: Сборник научных статей/под ред. А.Д.Копытова, Т.Б.Черепановой.-Томск:Томский ЦНТИ,2001.-152 с., С.11-17
  3. Алексеева Л.Ф. «Психологические проблемы повышения эффективности образовательного процесса» Межкультурная коммуникация: теория и практика,Сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции «Лингвистические и культурологические традиции образования»/Под ред.Н.А.Качалова.-Томск:Томский политехнический университет,2003.-315 с.,С.3-7 
  4. Ануфриев С.И.Воспитание личности как философский аспект педагогической составляющей, Теория и практика современного образования:Сборник научных статей/под ред. А.Д.Копытова, Т.Б.Черепановой.-Томск:Томский ЦНТИ,2001.-152 с., С.46-53
  5. Галкин Д.В. «Знание или мышление: об актуальности междисциплинарного обучения в современном образовании», Стратегия междисциплинарного обучения: Материалы I Областной научно-практической конференции. 1 марта 2005 г.-Томск, Томский ЦНТИ, 2005.-184 с.,С. 5-8.
  6. Копытов А.Д., Хуторянский И.И., «Состояние и тенденции развития образования в г.Томске», Управление образовательными системами и процессами: Материалы региональной научно-методической конференции. 27 марта 2003г., г.Новосибирск.-Томск-Новосибирск:Томский ЦНТИ,2003.-193 с., С.75-77
  7. Копытов А.Д. Развитие академической науки об образовании, Теория и практика современного образования: Сборник научных статей/под ред. А.Д.Копытова, Т.Б.Черепановой.-Томск:Томский ЦНТИ,2001.-152 с, С. 3-10
  8. Копытов А.Д., Турченко В.Н.Сибирь, Дальний Восток и Север: интеграция образования и науки в XXI веке: Монография.-Томск:Томский ЦНТИ,2004.-210 с.
  9. Костюкова Т.А., Петрова Г.И. Христианская педагогика в современном образовательном пространстве: Монография (серия научных трудов Института образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО «Сибирские Афины: вчера, сегодня, завтра»).-Томск, 2001.-274 с.
  10. Костюкова Т.А. Содержание педагогической подготовки будущего учителя: перспективные требования, Теория и практика современного образования: Сборник научных статей/под ред. А.Д.Копытова, Т.Б.Черепановой.-Томск:Томский ЦНТИ,2001.-152 с, С.24-32
  11. Куровский В.Н., «Теоретические основы интеграции общего и профессионального образования», Управление образовательными системами и процессами: Материалы региональной научно-методической конференции. 27 марта 2003г., г.Новосибирск.-Томск-Новосибирск:Томский ЦНТИ,2003.-193 с., С.83-89
  12. Куровский В.Н., Зиновьева Г.Н. «Основные понятия образовательной интеграции», Теория и практика современного образования:Сборник научных статей/под ред. А.Д.Копытова, Т.Б.Черепановой.-Томск:Томский ЦНТИ,2001.-152 с.,  С.135-139
  13. Литовченко А.И. «Методические приемы изучения темы «Порядок и беспорядок» в 10-х-11-х классах в системе работы кафедры «Экономики»», Стратегия междисциплинарного обучения: Материалы I Областной научно-практической конференции. 1 марта 2005 г.-Томск, Томский ЦНТИ, 2005.-184 с.,С. 32-34, 
  14. Литовченко А.И. «Использование диалектического метода развития интеллектуальных способностей учащихся в междисциплинарном обучении по экономике», Стратегия междисциплинарного обучения: Материалы I Областной научно-практической конференции. 1 марта 2005 г.-Томск, Томский ЦНТИ, 2005.-184 с.,С. 68-71
  15. Мелик-Гайказян И.В. и др. Миф, мечта, реальность: постнеклассические измерения пространства культуры/Под ред. Мелик-Гайказян И.В.-М.:Научный мир,-2005.-256 с., С.224
  16. Минин М. Г. Теоретические и практические проблемы диагностики качества обучения в школе и вузах на основе компьютерных технологий (Опыт разработки и методика использования) : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2001 289 c. РГБ ОД, 71:01-13/208-3,
  17. Минин М.Г. Диагностика качества знаний и компьютерные технологии обучения. // Томск: Изд-во ТГПУ, 2000. – 216с.
  18. Поздеева С.И. Педагог в открытом совместном действии с ребёнком: руководитель, организатор, участник // Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 1: Феноменология образовательных инноваций / Под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 215–226
  19. Прозументова Г.Н. Обоснование стратегии гуманитарного исследования образовательных инноваций // Переход к открытому образовательному пространству. Ч. 1: Феноменология образовательных инноваций / Под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 19–20
  20. Ревягин Л.Н. Начала синергетики, Содержательная и дидактическая интеграция в образовательном процессе: Сборник научно-методических работ. Выпуск 2/ Под ред. В.А.Доманского. Томск: ТГУ, 2004, 208 с.,С.18-24
  21. Ревягин Л.Н. «термодинамичесий метод изучения окружающего мира. Программа интегрированного курса», Содержательная и дидактическая интеграция в образовательном процессе:Сборник научно-методических работ.Выпуск 2/Под ред. В.А.Доманского.Томск:ТГУ,2004, 208 с.,С.33-38
  22. Ревякина В.И. Сельская школа: кадровые проблемы, Образовательный округ как механизм реструктуризации сельской школы: Сборник научных статей/Под ред.Т.Б.Черепановой.-Томск:Томский ЦНТИ,2003.-172 с., С. 13-18         
  23. Ростовцева В.М. «Взаимообусловленность профессиональной ориентации и отбора в процессе подготовки педагогических кадров», Межкультурная коммуникация: теория и практика Сборник научных трудов III  Международной научно-практической конференции «Лингвистические и культурологические традиции образования»/Под ред. Н.А.Качалова.-Томск:Томский политехнический университет,2003.-315 с., С.250-254
  24. Румбешта Е.А., Трофимова Н.В., Вестник ТГПУ.2006. Выпуск 3(54). Серия Педагогика (Теория и методика обучения) С.69-74
  25. Сартакова Е.Е. «К вопросу о классификации сельских ОУ  (на примере ОУ Тимирязевского образовательного округа Томского района Томской области», Управление образовательными системами и процессами: Материалы региональной научно-методической конференции. 27 марта 2003г., г.Новосибирск.-Томск-Новосибирск:Томский ЦНТИ,2003.-193 с., С.90-96
  26. Тоболкина И.Н. «Управление внедрением междисциплинарного обучения», Стратегия междисциплинарного обучения: Материалы I Областной научно-практической конференции. 1 марта 2005 г.-Томск, Томский ЦНТИ, 2005.-184 с.,С.14-25
  27. Частоколенко Я.Б.  «Творческие коммуникации: детерминированный хаос взаимодействий с неизвестностью», Стратегия междисциплинарного обучения: Материалы I Областной научно-практической конференции. 1 марта 2005 г.-Томск, Томский ЦНТИ, 2005.-184 с.,С. 76-80
  28. Черепанова Т.Б. «Формирование и развитие системы ценностных ориентаций личности», Стратегия междисциплинарного обучения: Материалы I Областной научно-практической конференции. 1 марта 2005 г.-Томск, Томский ЦНТИ, 2005.-184 с.,С. 71-75
  29. Шушпанова О.В. «Интеграция как перспективная технология нового содержания образования», Стратегия междисциплинарного обучения: Материалы I Областной научно-практической конференции. 1 марта 2005 г.-Томск, Томский ЦНТИ, 2005.-184 с.,С. 3-5

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle