Библиографическое описание:

Михеева Л. В. Воспитание детей на традициях народной культуры // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 76-85.



Программа дополнительного образования для детей 6 – 7 лет.

Срок реализации 1 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Новизна программы

Данная программа включает систему работы по ознакомлению детей старшей группы с прошлым и настоящим в истории страны и родного края. Дети познакомятся с бытом и обрядами казаков, проживающих на территории Волгоградской области.

Она определяет новые, основанные на приобщении к истокам русской народной культуры ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, что должно стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. В программе широко используются все виды фольклора, который является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Большое место отводится народным праздникам, традициям, обрядам, так как в них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Предусматривается ознакомление с народной декоративной росписью, которая пленяя душу гармонией и ритмом способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

В подготовительной группе дети познакомятся с древнейшим видом декоративно-прикладного искусства – выжигание по дереву или пирография – одна из самых древних и распространенных техник. Овладеют практическими навыками работы с пирографом. Учитывая актуальность проблемы гендерного воспитания и разные интересы девочек и мальчиков работу с пирографом будут выполнять мальчики; девочки овладеют практическими навыками вышивания «крестиком». Вышивка крестом – один из самых древних видов ручной вышивки, популярной во всем мире. Этой технике легко научиться – вышивка крестиком обычно становится первым видом вышивки, которому учат детей.

В программе включены д/и, используются современные формы и приемы активизации познавательной деятельности, которые позволяют приобщать ребенка к общечеловеческим ценностям, развивать интеллект, творческое мышление, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, помогут осознать свое место в окружающем мире и повысить уровень социологизации, тем самым обеспечить эффективную реализацию образовательной программы в ДОУ в соответствии с ФГТ.

2. Актуальность

В настоящее время тенденции глобализации современного мира не могут сказаться на системе образования, как в мире, так и в нашей стране. Происходящие серьезные преобразования в экономической, политической, религиозной и прочих сферах культуры заставляют пересмотреть роль образования и воспитания как необходимое условие дальнейшего развития.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Овладение искусством рукоделия: вышивка, вязание крючком и спицами, бисероплетение – все это традиционные женские занятия становятся популярными. Наши бабушки и прабабушки своими руками создавали вещи удивительной красоты, которые долгие годы хранили тепло их рук, делали мир теплее и добрее. Изделия ручной работы сегодня ценится очень высоко. Овладеть азами вышивания не очень сложно и доступно для детей седьмого года жизни, особая роль вышивки отводится развитию кисти руки в подготовке к овладению письмом. Живопись пирографом – выжигание по дереву, очень красивый вид декоративно-прикладного искусства. Сколько удивительных возможностей открывает этот вид рукоделия. Простейший узор можно выжечь просто прикладывая горячий уголек к куску дерева. Пирографией с удовольствием увлекаются в большинстве своем мальчики. Это я учитывала в своей работе с детьми.

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка. В этот период закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребенком социального опыта в виде чувств, отношений, знаний. В типовой программе воспитания и обучения детей в детском саду задачи знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком общо, не раскрывались методы, средства решения данных задач, поэтому знания детей были разрозненными и отрывочными. Эта дополнительная программа наполнена новым содержанием, новым видением традиционного, что поможет достигнуть поставленной цели. Материальную базу ее составляет мини-музей «Русская горница». Музейно-педагогическая работа имеет хороший потенциал: образовательную среду, методический пакет, неиссякаемый интерес к познанию прошлого.

3. Направленность программы

Передать подрастающему поколению традиции, обряды русской народной культуры, с учетом исторического прошлого родного края, пополнить знания о них, сформировать практические навыки овладения рукоделием: девочки – вышивание «крестиком», мальчики – выжигание пирографом. Программа разработана с учетом методических рекомендаций следующих авторов: В. Н. Косорева "Народная культура и традиции"; В. П. Ватаман "Воспитание детей на традициях народной культуры"; В. Ю. Дьяченко, О. П. Власенко "Окружающий мир"; О. Л. Князева, М. Д. Маханева "Приобщение детей к истокам русской народной культуры". Дополнительно Анна Зайцева «Пирография», Шарлотт Герлингс «Вышивка крестиком».

4. Цель программы:

Сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков, овладеть навыками рукоделия: выжигание и вышивание.

5. Задачи программы:

Воспитывающие:

1. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе).

2. Развивать творческие и познавательные способности.

3. Систематизировать знания о быте, труде, одежде, национальных блюдах.

4. Сформировать интерес к культуре русского народа через участие в праздниках, соблюдения обычаев, обрядах; овладение практическими навыками народно-прикладного искусства – рукоделием: вышивание, пирография.

5. Реализовать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины.

6. Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания, педагогических технологий.

6. Возраст детей:

Подготовительная группа.

7. Сроки реализации:

1 год

8. Содержание программы:

В основу программы положена система знаний по ознакомлению детей с прошлым родного края. Конкретно содержание программы определено в перспективном плане.

Основные разделы:

- Ознакомление с элементами материальной культуры родного края.

- Народные праздники и обряды.

- Знакомство с народно-прикладным искусством.

- Практическое освоение навыков и умений в рукоделии: вышивание крестиком, выжигании пирографом.

В основе занятий подлинный местный, региональный материал, соответствие занятий месяцеслову и православному календарю.

9. Формы работы с детьми:

1. Познавательные беседы.

2. Интегрированные занятия.

3. Интерактивные занятия в форме игры- путешествия, или игры- открытия.

4. Практические занятия по обучению рукоделию.

10. Формы работы с родителями:

Открытые занятия в рамках «Дня открытых дверей».

Наглядная информация для родителей ширмы на тему: «Госпожа честная масленица», «Праздник святой Троицы на Руси».

Фотовыставка на тему: «Занятие в кружке «Бабушкин сундучок».

Участие родителей в проведении традиционных православных праздников: рождество – «Рождественские посиделки», масленица – участие в городском традиционном празднике, выставка масленичных кукол – «Город мастеров.

Совместная выставка детей и родителей на тему: «Все у нас получится»: девочки – вышивание, мальчики – выжигание.

11. Формы организации занятий:

Занятия по программе проводятся в Русской горнице.

- подгрупповая,

- фронтальная,

- индивидуальная.

11. Режим:

Режим занятий – 1 раз в неделю по 35 минут, количество занятий в год – 35 занятий.

12. Ожидаемые результаты:

1.Воспитанник будет иметь представления:

- о русской избе, казачьем курене, особенностях строительства, внешнем и внутреннем убранстве;

- устном народном творчестве: – заклички, колядки, небылицы, считалки, сказки;

- об одежде и обуви казаков;

- национальные блюда;

- истории возникновения предметов быта (колокольчик, ручка, часы).

2. Овладеют практическими навыками рукоделия: вышивание крестиком, пирография.

3. Смогут самостоятельно мастерить кукол – самоделок.

4. Будут знать значение народных праздников и гуляний: «Ярмарка», «Масленица», «Рождество», «Вербное воскресение», «Пасха».

13. Способы проверки результатов усвоения программы:

- беседы;

- участие в развлечениях и праздниках, соответствующих православному календарю и народному месяцеслову;

- самостоятельные игры в повседневной жизни;

- игры драматизации;

- показ кукольных спектаклей;

- оформление выставок;

- участие в городских и всероссийских конкурсах.

14. Информационное обеспечение:

Князева О. Л. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры": программа О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - СПБ: Детство-пресс, 2010.

В. Н. Косарева "Народная культура и традиции". Волгоград, Учитель, 2008 г.

Авт.-сост. В. П. Ватаман "Воспитание детей на традициях народной культуры".

Авт.-Сост. В. Ю. Дьяченко, О. П. Власенко " Окружающий мир". Волгоград, Учитель, 2008 г.

Бослякова О. А. " Солнечный круг. Детский народный календарь в пом. дошк. образ. учреждения". О. А. Бослякова - СПБ: Детство-пресс, 2004 г.

Анна Зайцева «Пирография» уроки выжигания по дереву – М. ЭКСМО 2012 г.

Шарлотт Герлингс «Вышивка крестиком» пошаговые мастер – классы для начинающих (пер. с англ. Н.А. Степановой) – М. ЭКСМО 2013г.

15. Дополнительная литература:

Тихонова В. М. Красна изба…: знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее д/сада / М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова - СП(б): " Детство-пресс", 2004г.

Ишимова А. О. "История России в рассказах для детей" в 2т.- СП(б), 1993.-м., 1994г.

Миронова Т. Л. "Необычное путешествие в Древнюю Русь". - М., 1994г.

16. Методическое обеспечение:

Реквизиты мини-музея «Русская горница».

Пособие «Городецкие умельцы» Малое предприятие «Узоры» г. Ростов-на-Дону.

Пособие «Игрушки - самоделки» Русское народное искусство 18-20 вв.

Пособие «Государственная Третьяковская галерея» М. Советский выпуск 2 Художник.

Перспективный план

№ п\п

Тема

Программные задачи

Интегри-руемая образова-тельная область

Виды деятель-ности

Ме-сяц

1

«Никита - гусятник» 28 сентября

Приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; воспитать интерес к русскому фольклору; в играх развивать ловкость и быстроту движений.

В.Ю. Дьяченко, О.П. Власенко «Маленькие шаги в большой мир» Волгоград: Учитель 2008г. стр. 23

Художест-венная литература

Познание

Коммуника-тивная

Игровая, познавательно – исследова-тельская

Октябрь

2

«Веселый капустник»

Продолжать пополнять и обогащать знания детей о культуре русского народа, о традиции заготовки капусты и других овощей впрок. Развивать творчество детей, закрепить знания устного народного фольклора

Составление конспекта развлечения.

Художест-венная литература

Познание

Коммуника-тивная

Музыка

Игровая, музыкальная, театрализо-ванная

3

«Как рубашка в поле выросла»

Знакомить с технологиями изготовления крестьянами одежды. Расширять словарный запас: трепало, мялка, кросна, лен, кудель. Воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян. Учить составлять узор русского орнамента.

В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» Волгоград: Учитель стр. 27, стр. 107.

Чтение художественной литературы

Познание

Коммуника-тивная

Художест-венное творчество

Изобрази-тельная, познавательно – исследова-тельская, игровая

4

Одежда казаков и крестьян

Продолжать обогащать знания детей об одежде народного края. Выделять сходство и различия. Развивать познавательный интерес к прошлому.

Составление конспекта (использовать материал историко – краеведческого музея)

Познание

Коммуника-тивная

Музыка

Конструктивная

Игровая, познавательно – исследов-тельская

5

«Синичкин день»

Приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; продолжить знакомство с русскими народными поговорками, пословицами и поверьями

В.Ю. Дьяченко, О.П. Власенко «Окружающий мир» Волгоград: Учитель 2008г. стр. 31-35

Познание

Коммуника-тивная

Художест-венная литература

Художест-венное творчество

Изобрази-тельная, познавательно – исследова-тельская, игровая

Ноябрь

6

«Изба и курень»

Продолжать знакомить детей с жилищем казаков и крестьян, проживающих в нашей области. Называть отличия. Пополнять знания о быте населения родного края в историческом прошлом.

Составление конспекта.

Познание

Коммуника-тивная

Художест-венная литература

Познавательная, конструктивная

7

«Осенняя Ярмарка» (развлечение)

Праздник Покров.

Продолжать обогащать знания детей о народных традициях, связанных с православным праздником «Покров». Подвести к пониманию значения осенних ярмарок, продаж выращенных фруктов и овощей, крестьянами и фермерами. Развивать творческие способности: умение читать стихи, водить хороводы, петь песни.

Составление конспекта.

Познание

Коммуника-тивная

Художест-венная литература

Музыка

Игровая, музыкально – двигатель-ная, коммуника-

тивная.

8

Семья. Дмитриев день.

Расширять знания детей о родственных связях, подвести к пониманию народного праздника дня памяти предков – «Дмитриев день». Вызывать интерес к составлению родственного дерева.

В.Ю. Дьяченко, О.П. Власенко «Окружающий мир» Волгоград: Учитель стр. 28.

Л.К. Санкина «Познание предметного мира» стр. 56

Познание

Коммуника-

тивная

Художест-

венная литература

Художест-

венное творчество

Изобрази-

тельная, познава-

тельно – исследова-тельская, игровая

9

Музейное занятие «Родина великая моя»

Пополнять знания детей о российской государственной символике. Продолжать знакомить детей с историей и значением человеческих рук. Развивать желание создавать красивые вещи.

В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» Волгоград Учитель стр. 120

Познание

Художест-

венная литература

Экскурсия в краеведчес-кий музей

Декабрь

10

«Николай - угодник» (зимний чудотворец)

Приобщать детей к культуре русского народа. Воспитывать умение прощать друг другу обиды, формировать дружеские взаимоотношения.

В.Ю. Дьяченко, О.П. Власенко «Окружающий мир» Волгоград: Учитель стр. 41-42.

Познание

Коммуника-

тивная

Художест-

венная литература

Коммуника-

тивная, трудовая, игровая.

11

День зимнего солнцестояния

Продолжать знакомить детей с явлениями и законами природы. Пополнять представления о понятии времени.; первоначальные сведения о дне зимнего равноденствия. Воспитывать интерес к окружающему миру.

В.Ю. Дьяченко, О.П. Власенко «Окружающий мир» Волгоград: Учитель стр. 43

Познание

Коммуника-тивная

Художест-

венная литература

Коммуника-

тивная, игровая.

12

Рождественские посиделки (развлечение)

Продолжать пополнять и обогащать знания о православном празднике «Рождество - Христово». Наступлении нового года. Познакомить с библейским сказанием о Рождении Христа. Развивать творческие способности, умение выразительно читать стихи, передавать интонацией голоса героев. Формировать культуру чаепития.

Познание

Коммуника-

тивная

Художест-

венная литература

Музыка

Коммуника-

тивная, художест-

венно – речевая, игровая, музыкально – двигатель-ная

Январь

13

Гжель – прекрасная

Пополнять знания детей о народно – прикладном творчестве. Знакомство с гжельским художественным промыслом. Формировать навыки рисования элементов узора гжельской росписи: завитки, цветы. Воспитывать интерес к красоте этого декоративного искусства.

Раскраски «Гжельские узоры» пособие.

Познание

Коммуника-

тивная

Художест-

венная литература

Художест-

венное творчество

Изобрази-

тельная, познава-

тельно – исследова-

тельская, игровая

14

Путешествие на златогривой чудо тройке

Познакомить детей с историей развития средств передвижения. Подвести к пониманию образа коня в русском народном декоративно – прикладном творчестве, песнях, стихах. Рассказать о роли колокольчиков, бубенцов.

Для составления конспекта использовать пособие О.Л. Князевой М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт – Петербург Детство-Пресс стр. 175-182.

Познание

Коммуника-

тивная

Художественная литература

Художест-

венное творчество

Музыка

Коммуника-

тивная, игровая, изобрази-

тельная (лепка)

15

«Крещение»

Продолжать пополнять знания детей о православных праздниках, проведение обряда «Крещения», гадания.

В.Ю. Дьяченко, О.П. Власенко «Окружающий мир» Волгоград: Учитель стр. 44

Познание

Коммуника-

тивная

Художест-

венная литература

Игровая, познава-

тельно – исследовательская

16

Рисуем иглой с ниткой по ткани и раскаленной иглой по дереву

Познакомить детей с древнейшими видами рукоделия вышивка по ткани, выжигание по дереву пирографом. Вызвать интерес к занятиям этими видами рукоделия.

Составление конспекта. Литература А. Зайцева «Пирография». Шарлотт Гермингс «Вышивка крестиком» Панно вышивки крестиком «Хризантемы» вышитые прабабушкой Насти Пановой.

Познание

Коммуника-

тивная

Художест-

венная литература

Коммуника-

тивная

Февраль

17

Практическое вышивание крестиком (девочки)

Познакомить детей с правилами техники безопасности работы со швейной иглой. Выполнение вышивания на конве. Вызвать интерес к работе.

Познание

Коммуника-

тивная

Ручной труд

Трудовая, познава-

тельно – исследова-тельская

18

Практическое выжигание пирографом по дереву (мальчики) индивидуально с каждым.

Познакомить с прибором. Рассказать о правилах безопасности при работе с прибором, научить правильно его держать, вести иглу по контуру легко, не нажимать. Вызвать интерес к работе.

Познание

Коммуника-

тивная

Труд

Трудовая, познавательно – исследова-тельская

19

Практическая работа по вышиванию (девочки)

Формировать практические навыки вышивания самым простым английским крестиком по ткани. Крестиком по канве с готовым рисунком. Учить закреплять нить в конце работы.

Словарная работа: пяльца, конва, нитки мулюнэ.

Познание

Коммуника-

тивная

Труд

Музыка

Трудовая

20

Практическая работа по выжиганию рисунка по дереву пирографом (мальчики индивидуально)

Формировать практические навыки выжигания, умение правильно вести иглу по контуру рисунка, правильно держать иглу.

Словарная работа: пирограф, игла накаливания.

Коммуника-

тивная

Труд

Музыка

Трудовая, познавательно – исследова-

тельская

Работа с родителями.

Домашнее задание: помощь детям в выполнении заданий по вышивке «крестиком» и по выжиганию рисунков. Выбор тем работ для участия в Всероссийском конкурсе «Характер России» в номинации декоративно – прикладное искусство – выжигание по дереву.

21

Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна

Знакомить с народными традиционными видами женского рукоделия – прядением и вязанием. Активизировать в речи детей слова: прялка, пряслице, прядение, плетение. Закреплять полученную информацию в играх, вызвать чувство радости от результатов своего труда.

В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» Волгоград 2008г. Учитель стр. 144

Изделия выполненные вязанием на спицах и крючком родительницей Гурьяновой Людмилой Александровной.

Познание

Коммуника-

тивная

Художест-

венная литература

Коммуника-

тивная, познавательно – исследова-тельская, игровая

Март

22

Народная игрушка кукла – самоделка «Домашняя масленица»

Продолжать обогащать знания детей о народном празднике «Масленица». Учить делать куклу из природного материала, используя схему. Вызвать желание участвовать в городском празднике вместе с родителями «Госпожа честная масленица». Выставить свои поделки на конкурс «Масленичная кукла».

Уроки мастера. Ирина Агеева народный мастер России.

Познание

Коммуника-

тивная

Труд

Конструктивная

Коммуника-

тивная, трудовая

Приглашение родителей с детьми на городской праздник «Госпожа честная масленица». Участие в конкурсе «Лавка мастеров». Выставка масленичных кукол в городском парке ВГС

23

Театральная неделя «Сказку в гости дети ждали»

Пальчиковый театр р.н.с. «Волк и козлята»

Способствовать стремлению детей проявлять свои художественно – речевые навыки; передавать интонацией голоса и характер сказочных героев. Формировать интерес к устному народному творчеству

Художест-

венная литература

Музыка

Художест-

венно – речевая, театрализо-ванная.

24

Великий праздник Пасха

Продолжать пополнять знания детей о православном празднике Святой Пасхи. Воскрешении Христа. Вызвать желание участвовать в обряде украшения яиц, изготовления пасхальной открытки; участвовать в дистанционном международном творческом конкурсе «Яйца кращенные всюду и кулич стоит на блюде» с коллективной работой «Русский хоровод». Развивать конструктивные творческие способности детей.

Познание

Коммуника-

тивная

Труд

Конструктивная

Трудовая, конструктивная

Апрель

25

Музейное занятие «Жив казак-Жива Россия»

Дать представление детям о казаке, как о защитнике родины, воине – земледельце, семьянине; знакомить с традициями казаков

Работник историко – краеведческого музея

Познание

Коммуника-

тивная

Коммуника-

тивная, игровая

26

Путешествие в прошлое Ручки

Познакомить с историей ручки, с процессом ее преобразования человеком; учить понимать назначение и функции ручки, ее необходимость в жизни человека, устанавливать причинно – следственные связи между назначением и способом употребления; развивать интерес и желание знать прошлое человека; активизировать мыслительную деятельность и словарный запас.

В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» Волгоград 2008г. Учитель стр. 71

Познание

Коммуника-

тивная

Чтение художест-венной литературы

Познавательно – исследова-тельская, игровая

27

Литературная викторина

Закрепить знания произведений устного народного творчества: сказки, докучные сказки, приметы, пословицы, поговорки. Упражнять в драматизации сюжетов. Развивать творческие способности, умение в лепке передавать сказочных персонажей.

О.Л. Князевой М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт – Петербург Детство-Пресс стр. 101

Коммуника-тивная

Художест-венная литература

Музыка

Художест-венное творчество

Коммуника-тивная, игровая, изобрази-тельная, музыкально – двигатель-ная

28

Практическое занятие по рукоделию – вышивание крестиком

Закрепить навыки по вышиванию крестиком, вызвать у детей чувство удовлетворения от проделанной работы

Коммуника-тивная

Труд

Трудовая

Май

29

Умники и Умницы – интеллектуальная игра.

Закрепить знания детей об основных православных и народных праздниках: «Рождество», «Масленица», «Пасха». Способствовать умению выделять основные признаки русских народных промыслов: хохломской, гжельской, дымковской, палех. Закрепить знания об истории родного города. Воспитывать интерес к народной культуре Родины

Познание

Коммуника-тивная

Художест-венная литература

Музыка

Художест-венное творчество

Коммуника-тивная, игровая, изобрази-тельная, музыкально – двигатель-ная

Подготовка совместной выставки детей и родителей по рукоделию на тему: «Все у нас получится»

Результаты работы

  1. У детей появился интерес к народным праздникам.
  2. Повысился уровень знаний об историческом прошлом родного края и родного города
  3. Дети овладели практическими навыками выжигания по дереву и вышивания крестиком.
  4. Дети и родители смогли лично соприкоснуться с родной историей, с ее загадками и свидетельствами трудового подвига предшествующих поколений.

P1060609.JPGДиплом с печатью и подписью (4).jpg

Изображение 004.jpgБобровничий Данил.jpg

Изображение 019.jpgИзображение 018.jpg

Международный дистанционный конкурс творческих работ «Яйца крашеные всюду, и кулич стоит на блюде...»

Изображение 184.jpg Изображение 198.jpg

Конкурс масленичных кукол «Госпожа Честная Масленица»

Изображение 026.jpgИзображение 025.jpg

Вышивание крестиком.

Кристина Дегтярёва «Олененок Бэмби», Настя Капарова Юра Ермоков «Синица»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle