Библиографическое описание:

Хакиева М. М. Международное авторское право: вопросы теории и практики // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 363-365.



Международное авторское право — отрасль международного частного права, система межгосударственных отношений, образующих международно-правовой порядок регулирования авторских прав. Международное авторское право следует рассматривать, как совокупность норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают между государствами и их гражданами в сфере использования и защиты прав авторов интеллектуальной собственности.

Первый в истории закон, благодаря которому введено авторское право, утвержден 10 апреля 1710 года. Статут Королевы Анны был принят британским парламентом и защищал авторов книг, карт и чертежей. Закон признавал права автора произведения на свое творение в течение четырнадцати лет и, предусматривал по истечении срока возможность продлить право еще на четырнадцать лет. Возникновение и развитие же международно-правового регулирования авторских прав произошло значительно позже и претерпело определенную эволюцию.

Принятие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года послужило началом формирования международной системы охраны авторских прав. На основе Бернской конвенции был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств — участниц. В настоящий момент участниками Бернской конвенции являются более 150 государств. Российская Федерация присоединилась к их числу в редакции Парижского акта 1971 года.

В период Второй Мировой войны нормотворческая деятельность международно-правовой системы в области авторских прав была приостановлена. Новым скачком в ее развитии стало принятие Всемирной конвенции об авторском праве, подписанной 6 сентября 1952 года в Женеве, текст которой разрабатывался в течение трех лет. Главной особенностью Всемирной конвенции, как отмечают многие исследователи, является то, что в ней изначально регулировалось только одно правомочие авторов — право на перевод. Кроме того, в отличие от Бернской конвенции Всемирная конвенция не имеет обратной силы. В качестве основополагающего принципа во Всемирной конвенции был закреплен принцип национального режима. В соответствии с данным принципом каждое государство — участник принимало на себя обязательство обеспечить охрану прав как собственных, так и иностранных авторов на литературные, научные и художественные произведения.

Каждое Договаривающееся Государство обязуется принять все меры по обеспечению соответствующей и эффективной охраны прав авторов и других лиц, обладающих авторским правом, на литературные, научные и художественные произведения, в том числе: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, скульптуры и гравюры. [1]

Данное соглашение связано с желанием государств добровольного сотрудничества в научной и культурной сфере, что приводит к взаимному обогащению народов разных стран. Культура и наука не признают территориальных границ, тем самым важность охраны прав в данной области не может быть переоценена.

Для того, чтобы лучше понять систему международного авторского право следует дать определение ее субъектам и объектам. Субъекты авторского права — лица, обладающие исключительным правом на произведение, в первую очередь речь идет об авторах произведений. Также к ним относятся:

  1. различные предприятия (издательства, радио — и телекомпании), которым принадлежит монопольное право на коммерческое использование произведений;
  2. в случае создания произведения служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает у нанимателя;
  3. в результате создания произведения изобразительного искусства или фото произведения по договору заказа субъектом авторского права выступает заказчик;
  4. наследники автора или другого обладателя.

Объекты авторских прав в соответствии с Бернской конвенцией — это произведения литературы, науки и искусства, каким — бы способом, и в какой — бы форме они ни были выражены. Данные произведения должны выступать результатом творческого труда, интеллектуальной деятельности. К ним относят произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; кинематографические произведения; книги, монографии, брошюры; произведения прикладного искусства и другие.

Охрана и защита в области международных авторских прав имеет свои особенности в сравнении с регулированием авторских отношений в отдельном государстве. Рассмотрим некоторые из них:

– субъектами в системе международного авторского права выступают кроме граждан государств иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, а также международные организации;

– значительно расширенный круг объектов авторского права, к примеру, информационные, коммуникационные технологии, сеть Интернет и т. д.;

– территориальный принцип действия авторских прав, все операции, связанные с авторскими правами регулируются законами того государства, в котором произведение было опубликовано и выпущено в свет;

– различие сроков обладания авторскими правами в зависимости от конкретного государства.

Помимо Бернской и Всемирной Конвенций существует еще множество соглашений в области охраны авторских прав. Так Мадридская Конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения воспрещает двойное налогообложение прав, связанных с продуктами интеллектуальной собственности. Основной причиной необходимости международных соглашений в области охраны авторских прав является распространение в современном мире в крупных масштабах интеллектуального пиратства, то есть деятельности, направленной на незаконное присвоение себе авторства чужих произведений с целью получить от этого выгоду. В связи с этим защита просто необходима, чтобы автор имел правовые основания пресекать подобные посягательства на продукты своей творческой деятельности.

Так, для борьбы с интеллектуальным пиратством была принята Брюссельская конвенция об охране сигналов, несущих теле- и радиопрограммы, передаваемых через спутники. Ее задача заключалась в разработке эффективной стратегии, для того чтобы применить спутниковую связь на все больших уровнях, но при этом обеспечивая должный уровень охраны авторских прав.

Ярким примером нарушения международных авторских прав является деятельность СССР, так как в СССР закона об авторском праве не было и вовсе. Ведь идеологией Советского Союза являлся коммунизм, и на основании этого государство считало, что все права на произведения и научные достижения принадлежат ему — государству. В связи с этим долгое время распространялись пластинки звукозаписывающей студии «Мелодия», которая выпускала музыкальные альбомы зарубежных исполнителей, не платя при этом владельцам ни копейки. Так, например, вплоть до 1986-го года бесплатно были выпущены все изданные на тот момент альбомы всемирно-известной группы «Битлз». Однако бесплатно советские меломаны получить пластинки все же не могли, их надо было покупать.

В истории периода СССР известен случай, когда правообладатель сумел отсудить у государства довольно большую денежную сумму. Речь идет о знаменитом оперном певце Федоре Шаляпине. После того, как в 1922 году он покинул страну, он выступал с мировыми гастролями, а позже поселился во Франции. Еще во время проживания в СССР он вместе Максимом Горьким написал книгу «Страницы моей жизни», которая была опубликована в СССР. Шаляпин, обратившись с иском в Парижский Коммерческий трибунал, добился компенсации материального урона от нарушения его авторских прав. Суд удовлетворил иск, и обязал СССР выплатить певцу 10000 франков.

Срок действия авторских прав также вопрос дискуссионный. Во многих странах могут действовать свои законы касательно данного вопроса. Затрагивалась данная тема и в случае защиты авторских прав сестер Петти Хилл и Милдред Дж. Хилл, являющихся автором всеми известной песни «HappyBirthdaytoYou». Авторские права официально были утверждены в 1935 — м году и по законам США они истекают лишь в 2030 — м. В художественных фильмах эту мелодию почти и не ставят. Это связано с тем, что каждое исполнение песни в коммерческих целях требует платы, что приносит правообладателям доход в размере двух миллионов ежегодно.

Кропотливая работа по созданию международно-правовых условий по охране авторского права продолжается и по сей день. В современном мире, где происходит интенсивное развитие средств массовой информации, значительный прорыв в области кинематографии и радиовещания, полиграфии и книгопечатания, эти и другие факторы требуют регулярного совместного контроля со стороны государств. Система международной охраны авторских прав продолжает совершенствоваться. Пересмотр Бернской и Всемирной конвенций, а также принятие новых соглашений способствуют преодолению коллизий, которые постоянно встречаются на практике.

Политика любого государства направлена на достижение высокого экономического прогресса. Для улучшения условий жизни населения особенно важен приток новых технологий и идей. Однако в связи с усложнением информационных систем, непрерывным развитием сети Интернет одновременно повысился и уровень нарушений в области международных авторских прав. В 1994 году было принят один из последних международных договоров, Соглашение ТРИПС, которое осуществляет правовую охрану интеллектуальной собственности в рамках ВТО. В данном соглашении рассматриваются вопросы не только авторских прав, но и установлению патентов, товарных знаков, осуществлению защиты от недобросовестной конкуренции.

Законодательства различных стран, к сожалению, не предусматривают решения всех проблем в области авторских прав. В связи с этим возрастает роль международно — правового регулирования, предоставления охраны принципа свободы творчества.

Таким образом, международное авторское право, безусловно, необходимо. Ведь только общими усилиями мы можем разрешить важнейшую задачу каждого из государств, охрану и защиту прав граждан, независимо от того, к какому государству они принадлежат.

Литература:

  1. Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская Конвенция), ст. 1.
  2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (в ред. от 28 сентября 1979 г.) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. — М., 1993.
  3. Международное частное право // Под ред. М. М. Богуславского. М.: Юристъ, 2001.
  4. Богш А. Бернская Конвенция в России (История авторского права в России) // Международная жизнь. 1995. № 10.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle