Внесудебная защита авторских и смежных прав образовательных продуктов в сети Интернет | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 12. Авторское право и смежные права

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Государство и право: теория и практика» (Казань, март 2018)

Дата публикации: 27.02.2018

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Валкирный С. С. Внесудебная защита авторских и смежных прав образовательных продуктов в сети Интернет [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 23-28. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/297/13879/ (дата обращения: 22.10.2018).



В настоящий момент в отечественном законодательство с введением так называемого «антипиратского закона» была сделана попытка внедрения досудебных мер реагирования по защите авторских и смежных прав в Интернет-среде.

В настоящей статье затрагиваются аспекты правого положения образовательного контента в отечественной Интернет-среде. В работе рассмотрены особенности ограничения прав авторов в сфере образования в национальном законодательстве, а также международных положений, ограничивающих сферу действия прав авторов в сфере образования. Выявлена определённая юридическая коллизия, столкновение между нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные правоотношения, которые способствуют отказу в реализации авторских и смежных прав с Интернет-среде по ряду оснований, что недопустимо.

Ключевые слова: авторское право, защита интеллектуальной собственности, дистанционные технологии, внесудебная защита авторский и смежных прав.

Владелец интеллектуальной собственности может контролировать и получать вознаграждение за ее использование, и это способствует дальнейшему новаторству и творчеству на благо всех нас, поэтому в научных исследованиях активно ведутся дискуссии относительно монетизации и коммерциализации образовательного процесса. Назначение авторского права позволяет создателям получать экономического вознаграждения за свои усилия и таким образом способствует будущей творческой деятельности и развитию новаторских идей, которые полезны для общества.

Интернет сделал границы для распространения произведений прозрачными. Сами произведения после оцифровки оказались в своеобразном зазеркалье, где меняются приоритеты и условия их использования. Между тем авторское право не проводит различия между использованием произведений в цифровом и материальном мире. В доцифровую эпоху авторское право сравнительно легко адаптировалось к технологическим изменениям путем распространения действия его норм на новые способы использования. Вместе с тем к качественному скачку, порожденному дематериализацией объекта права, нужно приспособиться с позиций охраны не только интересов правообладателей, но и интересов пользователей, настаивающих на устранении искусственных барьеров, повышающих стоимость транзакции при использовании произведений или препятствующих такому использованию. Самостоятельным фактором становится рост социальных ожиданий, порожденных возможностями Интернета и достижениями коммуникационных технологий [12].

В образовании активно внедряются дистанционные технологии обучения, которые реализуются на базе различных интерактивных площадок в Интернет-среде. Законодательством предусмотрено, что «образовательные организации обязаны заниматься экспериментальной и инновационной деятельностью, направленной на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного и других видов обеспечения системы образования в форме реализации инновационных проектов» [5]. При этом должны быть «обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений».

Субъекты образовательного процесса — научно-педагогические работники, студенты и сами образовательные организации (учреждения) могут быть носителями авторского права. Образовательные организации (учреждения) являясь субъектами образовательного процесса в силу государственной регистрации, полученной лицензии и Устава вуза, являются правообладателями служебных произведений в силу закона или договора и им принадлежат только исключительные права. Соответственно, образовательная организация (учреждение) становиться субъектом авторского права в момент перехода исключительных прав либо по закону (служебное произведение), либо по договору [10]. Предполагается, что объектом авторских прав в образовании будет некое произведение, которое обладает признаками объекта авторского права в соответствии со ст. 1259 ГК РФ целью которого является образование, т. е при использовании данного образовательного продукта предполагается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (далее образовательный продукт).

Бесспорно, авторские права субъектов образовательного процесса должны быть обеспечены. Однако в образовательной Интернет-среде наблюдается определенный правовой нигилизм к образовательным продуктам, главная идея которого состоит в утверждении «свободного контента в сфере образования», подобно основному принципу «свободного программного обеспечения» в международной цифровой среде. Это обусловлена рядом причин. Во-первых, данная позиция лежит в основе международных положений и находит свое отражение конституционно-правовых положениях РФ доступа к произведениям науки, культуры и, а также право на свободный поиск, получение, производство и распространение информации любым законным способом, в силу ч.2, ч. 29 Конституции РФ. В качестве противовеса данной позиции выступает положение ч. 37 Конституции РФ, которая устанавливает «Интеллектуальная собственность охраняется законом».

Необходимо, подчеркнуть, что законодательство РФ предоставляет авторам и иным правообладателям (исполнителями, производителям фонограмм и др) различные способы защиты авторских и смежных прав не только путем признания определенных субъективных прав и установления правил их реализации, но и посредством обеспечения надежного механизма правовой защиты в случае их нарушения или оспаривания. В национальный правовой режим правоохранения авторских прав регулируют Конституция РФ, ГК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ, УК РФ, а также ряд других законодательных актов [1–8].

В гражданском законодательстве можно выделить два уровня способов защиты гражданских прав. На первом уровне действуют такие способы, которые имеют универсальный характер и могут быть применены для защиты любого субъективного гражданского права в порядке ст. 12 15, 151 ГК РФ [11].

Способы второго уровня защиты разработаны для защиты только определённых видов гражданских прав или для защиты от определенных нарушений в порядке ст.ст.1250–1253 ГК РФ. В частности, защита осуществляется защита осуществляется, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении. В случае, когда нарушение авторского права на результат интеллектуальной деятельности признанно в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, защита может осуществляться также осуществляться и в порядке, установленном ст. 2 Федерального закона от 26. 07.2006 г № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Между тем применение положений ГК РФ о защите исключительных прав всегда вызывало серьёзные проблемы. Это связанно, как с краткостью соответствующих законодательных предписаний, так и с отсутствием правовых традиций разрешений споров, например, о взыскании компенсации за нарушение исключительного права, которые могли бы оказать благотворное воздействие на формирование необходимых юридических навыков. Следует подчеркнуть, что пресечение действий, нарушающих авторское право или создающих угрозу его нарушения, возмещение убытков, включая упущенную выгоду, в Интернет-среде имеет досочно-септический механизм [12]. Судебная практика РФ по применению о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака свидетельствую о длительности рассмотрения подобных споров в суда, тогда как авторские права потерпевших в Интернет-среде продолжали нарушаться.

В 2015 году были введены внесудебные меры защиты авторских прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет». Правообладатель в случае обнаружения в Интернет-ресурсе, на котором без его разрешения или иного законного основания размещена информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», вправе направить владельцу сайта в сети «Интернет» в письменной или электронной форме заявление о нарушении авторских и (или) смежных прав (далее — заявление).

Заявление может быть направлено лицом, уполномоченным правообладателем в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае, если заявление подается уполномоченным лицом, к заявлению прикладывается копия документа (в письменной или электронной форме), подтверждающего его полномочия (рисунок 1).

Рис. 1. Внесудебные меры защиты авторских прав

В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей или ошибок в заявлении владелец сайта в сети «Интернет» вправе направить заявителю в течение двадцати четырех часов с момента получения заявления уведомление об уточнении представленных сведений. Указанное уведомление может быть направлено заявителю однократно.

В течение двадцати четырех часов с момента получения уведомления заявитель принимает меры, направленные на восполнение недостающих сведений, устранение неточностей и ошибок, и направляет владельцу сайта в сети «Интернет» уточненные сведения.

В течение двадцати четырех часов с момента получения заявления или уточненных заявителем сведений (в случае направления заявителю уведомления, владелец сайта в сети «Интернет» удаляет указанную информацию.

При наличии у владельца сайта в сети «Интернет» доказательств, подтверждающих правомерность размещения на принадлежащем ему сайте в сети «Интернет» информации, содержащей объект авторских и (или) смежных прав, или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», владелец сайта в сети «Интернет» вправе не принимать предусмотренные меры и обязан направить заявителю соответствующее уведомление с приложением указанных доказательств (Рисунок 1).

Собственники информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет» в праве отказать заявителю в удалении спорного образовательного контента. Руководство для отказа служат некий правовой дуализм к охране авторских прав в образовательной среде.

Во-первых, объект охраны авторским правом в виртуальной реальности подлежит уточнению в зависимости от особенностей правового положения конкретного обладателя права и пользователя произведения [12]. В совокупности это составляет своеобразный копирайт места использования (copyright locus standi). Так как правообладатель и пользователь являются хозяйствующими субъектами в специфической сфере деятельности –образовании, то неизбежны определенные черты сходства между веб-сайтами (символы, графические изображения и проч.).

Во-вторых, различные компиляции сугубо фактических данных (справочники) охраняются авторским правом в том случае, если они соответствуют критерию оригинальности подбора и расположения (право составителя), либо на них распространяется право изготовителя базы данных, считающееся правом sui generis, которое применяется к базам данных в Европейском союзе [9].

В-третьих, согласно положениям Бернской конвенции: «законодательством стран Союза может разрешаться воспроизведение таких произведений в определенных особых случаях при условии, что такое воспроизведение не наносит ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора» (ч. 2 ст. 9)». Эта международно-правовая норма служит ограничителем прав авторов в сфере образования в национальном законодательстве положений, ограничивающих сферу действия прав авторов в сфере образования. Такие ограничения будут соответствовать в тех случаях, если они отвечают трехэтапному тесту, заложенному в данной норме, что исключение или изъятие (1) оправдано особой потребностью, которой служит установленное изъятие; 2) не вступает в конфликт с нормальным использованием произведения; 3) неоправданно не ущемляет законные интересы авторов [10].

В-четвертых, наряду с этой своеобразной «общей частью» Бернская конвенция предусматривает определенные специальные случаи свободного использования произведений, в частности ст. 10 относит к ним цитаты и иллюстрации для обучения. В национальном законодательстве большинства стран предусматривается возможность безвозмездного использования значительной части произведения под видом цитаты. Авторов и правообладателей обычно интересует вопрос количественного измерения разрешения на справедливое использование или, если прибегнуть к российской терминологии, использования в объеме, оправдываемом целью цитирования.

В-пятых, до появления Интернета образовательные и научно-исследовательские организации, как правило, получали право на воспроизведение произведения, созданного в порядке служебного задания или выполнения обычных трудовых обязанностей, в аналоговой форме. Интересы работника и работодателя здесь диаметрально противоположны. Каждый из них заинтересован в том, чтобы позиционировать себя в качестве первичного правообладателя. Российское толкование понятия служебного произведения на современном этапе значительно ближе к американской концепции work for hire. Согласно американской модели к работодателю в полном объеме переходят все имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в рамках выполнения служебной функции или поручения работодателя (в том числе и те, которые не были известны на момент создания произведения). Проблема становится еще более запутанной и неординарной в свете возможности глобального использования произведения в силу самого факта его появления или существования в цифровой форме. Существовавшие когда-то материальные ограничители на воспроизведение и распространение информации в цифровой форме все меньше способны оказывать эффективную поддержку защите авторских прав в Интернете [12].

В-шестых, право на цифровые копии книг и оцифрованный контент. Суды рекомендуют издательствам, владеющим традиционным контрактом на публикацию книг, не вставать в позу по поводу нарушения их прав при распространении электронной версии книг, а договариваться. Их позиция понятна. Хотя у издателей печатной продукции может не быть права на оцифровку текста, но права на оригинал-макет издания и справочный аппарат находятся у издателя бумажной версии. Вопрос об определении круга лиц, чьи права были затронуты оцифровкой, оказывается за пределами конфликта между издательствами [11].

К сожалению, удаление нелегального контента по заявлению правообладателя не всегда имеет место на практике — зачастую владельцы сайта не реагируют на подобные заявления. В таком случае правообладателю приходится обращаться в суд.

Таким образом, в настоящий момент процедура внесудебной защиты аварских прав в сети интернет достигло определенного прогресса. Законодателем была предпринята попытка внедрить досудебные меры защиты авторских прав. Между тем существенного административно-правового механизма не разработано.

Эти и другие причины лежат в основе многочисленных нарушений авторских прав в сети Интернет. При этом масштабы противоправной деятельности увеличивают такие факторы, как экстерриториальность сети Интернет и дальнейшее развитие технических возможностей, и глобализацию использования произведений [8].

Между тем у правообладателей нет действенного административно-правового ресурса воздействия нарушителя авторский и смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет». Образовательный контент обусловлен рядом специфических причин, которые затрудняют реализацию и защиту авторских прав в Интернет-среде.

Для реализации защиты права в рамках внесудебной защиты авторских прав в целом., предлагается законодательное решение вопроса о противодействии обходу блокировок начать с введения административной ответственности для владельцев сайтов за распространение информации о способах и методах обхода блокировок ввести п. 3 ст. 13.13 КоАП статью следующего содержания:

«Распространение сведений о способах получения информации, доступ к которой должен быть ограничен, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двууста тысяч до трехсот тысяч рублей».

Внесудебные меры защиты авторских прав в Интерне-среде направлены на оперативное реагирование и служит дополнительной гарантией государственной защиты прав и свобод, закрепленной статьей 37 Конституции РФ. Для усиления ввести реализации и соблюдения авторских и смежных прав в рамках внесудебной защиты, обязать правообладателей информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет» руководствоваться нормами законодательства РФ в части реагирования и недопущения нарушения авторских и смежных прав, ввести п. 4 ст. 13.13 КоАП статью следующего содержания:

«Непринятия мер владельцем сайта, информационного ресурса в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет» по удалению информации, нарушающей авторские и (или) смежные права, а ровно как уклонение о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет».

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей».

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016)/ Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.12.2017) / Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) — ст.146 / Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2018) / Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. 19.12.2016)) / Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  7. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ/ Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  8. «О внесении изменений в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и ГПК РФ» от 24.11.2014 № 364-ФЗ/ Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  9. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)
  10. Всемирная декларация по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rupto.ru/docs/interdocs/worldwide_declaration.
  11. Бирюкова М. В., Чеботарева И. А. Основания возникновения авторских прав у субъектов образовательного процесса // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(21). URL: http://sibac.info/archive/guman/6(21).pdf (дата обращения: 01.11.2016)
  12. Диденко Ю. М. «Журнал Суда по интеллектуальным правам», 16, июнь 2017 г., с 95–104
  13. Щербак Н. В. Авторское право. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Год: 2018 / Гриф УМО ВО
  14. Энтин В. Л. Авторское право в виртуальной реальности (новые возможности и вызовы цифровой эпохи), «Статут», М.,
  15. Официальный сайт Роскомнадзора https://rkn.gov.ru
  16. Официальный сайт Суда по интеллектуальным правам http://ipc.arbitr.ru
Основные термины (генерируются автоматически): владелец сайта, сеть, сфера образования, образовательный процесс, Конституция РФ, том, Интеллектуальная собственность, защита авторских, внесудебная мера защиты авторских, внесудебная защита.

Ключевые слова

авторское право, защита интеллектуальной собственности, дистанционные технологии, внесудебная защита авторский и смежных прав

Похожие статьи

О совершенствовании механизмов защиты авторских прав на...

владелец сайта, сеть, сфера образования, образовательный процесс, Конституция РФ, том, Интеллектуальная собственность, защита авторских, внесудебная мера защиты авторских, внесудебная защита.

Проблемы защиты авторских прав в сети Интернет

владелец сайта, сеть, сфера образования, образовательный процесс, Конституция РФ, том, Интеллектуальная собственность, защита авторских, внесудебная мера защиты авторских, внесудебная защита.

владелец сайта, сеть, сфера образования, образовательный...

Внесудебная защита авторских и смежных прав образовательных... владелец сайта, сеть, сфера образования, образовательный процесс, Конституция РФ, том, Интеллектуальная собственность, защита авторских, внесудебная мера защиты авторских, внесудебная...

Защита авторских прав в российском законодательстве

ГК РФ, защита авторских, сеть, интеллектуальная собственность, РФ, произведение, Российская Федерация, внесение изменений, оператор связи, Интернет.

Актуальные вопросы защиты интеллектуальных прав

ГК РФ, автор, интеллектуальная собственность, защита авторских, судебная практика, Защита, нарушение, потерпевшее лицо, способ защиты, авторское вознаграждение.

Защита прав интеллектуальной собственности в сфере...

Защита авторских прав образовательных продуктов в сети Интернет сталкивается с определенными трудностями, которые обусловлены следующими обстоятельствами. В настоящее время сеть Интернет...

Образовательный контент как объект авторского права

Ключевые слова: защита интеллектуальной собственности, авторское право, образовательный контент, сложный объект. Образование — основа развития. Это фундаментальное право человека.

Правовые аспекты охраны исключительных прав автора в сети...

Внесудебная защита авторских и смежных прав образовательных... Ключевые слова: авторское право, защита интеллектуальной собственности, дистанционные технологии, внесудебная защита авторский и смежных прав.

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая...

Защита интеллектуальной собственности как необходимый...

интеллектуальная собственность, аудиовизуальное произведение, интернет, ГК РФ, интеллектуальная деятельность, произведение, сеть, российское законодательство, образовательный продукт...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

О совершенствовании механизмов защиты авторских прав на...

владелец сайта, сеть, сфера образования, образовательный процесс, Конституция РФ, том, Интеллектуальная собственность, защита авторских, внесудебная мера защиты авторских, внесудебная защита.

Проблемы защиты авторских прав в сети Интернет

владелец сайта, сеть, сфера образования, образовательный процесс, Конституция РФ, том, Интеллектуальная собственность, защита авторских, внесудебная мера защиты авторских, внесудебная защита.

владелец сайта, сеть, сфера образования, образовательный...

Внесудебная защита авторских и смежных прав образовательных... владелец сайта, сеть, сфера образования, образовательный процесс, Конституция РФ, том, Интеллектуальная собственность, защита авторских, внесудебная мера защиты авторских, внесудебная...

Защита авторских прав в российском законодательстве

ГК РФ, защита авторских, сеть, интеллектуальная собственность, РФ, произведение, Российская Федерация, внесение изменений, оператор связи, Интернет.

Актуальные вопросы защиты интеллектуальных прав

ГК РФ, автор, интеллектуальная собственность, защита авторских, судебная практика, Защита, нарушение, потерпевшее лицо, способ защиты, авторское вознаграждение.

Защита прав интеллектуальной собственности в сфере...

Защита авторских прав образовательных продуктов в сети Интернет сталкивается с определенными трудностями, которые обусловлены следующими обстоятельствами. В настоящее время сеть Интернет...

Образовательный контент как объект авторского права

Ключевые слова: защита интеллектуальной собственности, авторское право, образовательный контент, сложный объект. Образование — основа развития. Это фундаментальное право человека.

Правовые аспекты охраны исключительных прав автора в сети...

Внесудебная защита авторских и смежных прав образовательных... Ключевые слова: авторское право, защита интеллектуальной собственности, дистанционные технологии, внесудебная защита авторский и смежных прав.

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая...

Защита интеллектуальной собственности как необходимый...

интеллектуальная собственность, аудиовизуальное произведение, интернет, ГК РФ, интеллектуальная деятельность, произведение, сеть, российское законодательство, образовательный продукт...

Задать вопрос