Библиографическое описание:

Клева М. В. Проблема формирования метаинтеллектуальных операций в работах В. Д. Шадрикова // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 824-827.



В статье кратко раскрывается суть метаинтеллектуальных операций, как особой группы интеллектуальных операций в классификации В. Д. Шадрикова. Показан авторский взгляд на проблему формирования метапроцессов «второго порядка» сложности по отношению к традиционно выделяемым психическим процессам. Краткоданоописаниецелеполаганиюкакоднойизметаинтеллектуальныхопераций.

Ключевые слова: интеллектуальные операции, интеллект, способности, метаинтеллектуальные операции

The article reveals the essence of metaintellectual operations as a special group of intellectual operations in classification V. D. Shadrikova. It shows the author's view on the issue of forming metaprocess «second order» in relation to the complexity traditionally allocated psychic processes. Briefly describes the goal-setting as one of the metaintellectual operations.

Keywords: intellectual operations, intelligence, ability, metaintellectual operation

Рассматривая вопросы, связанные с определением сущности понятия «метаинтеллектуальная операция», необходимо обратиться к понятию интеллектуальной операции и интеллекта.

Ж. Пиаже один из первых вводит термин «интеллектуальная операция» для обозначения действий, перешедших во внутренний план и ставших обратимыми за счет координации с другими умственными действиями. Когда действия переходят из внешней формы во внутреннюю, они становятся доступными для перестраивания и обращения [5, 20]. Концепция Пиаже уже довольно долгое время является предметом анализа многих психологов, занимающихся проблемами интеллектуального развития. Существует достаточное количество работ, где представлена его теория развития интеллекта (Выготский Л. С., Гальперин П. Я., Леонтьев А. Н., Обухова Л. Ф., Рубинштейн С. Л., Тихомиров О. К., Эльконин Д. Б.). В зарубежной психологии известны работы Дж. Флейвелла, М. Доналдсон, А. Н. Пере-Клермон, С. Мидовс, П. Лайта и др.

К интеллектуальным операциям при построении «структурной модели интеллекта» обращается и Дж. Гилфорд. Он выделяет три вектора интеллектуальной деятельности: умственные операции, содержание деятельности и разновидности конечного продукта. В интеллектуальных операциях Гилфорд выделяет: познание, конвергентную продуктивность, дивергентную продуктивность, оценку и память [1].

Хотелось бы отметить, что самым таинственным вопросом в проблеме формирования интеллектуальных операций является их происхождение.Экспериментальные данные в области психофизиологии и нейропсихологии показывают, что операции анализа и синтеза вплетены в процесс восприятия Таким образом, эти процессы выступают яркой иллюстрацией принципа психофизического единства строения аппарата восприятия и функции интеллектуальной деятельности.

Дальнейший свет на происхождение интеллектуальных операций проливает их связь с предметным действием. «Человек познаёт действительность, воздействуя на неё, понимает мир, изменяя его». Мышление как познавательная деятельность теснейшим образом связано с действием. Реальное практическое действие, в которое включено мышление, превращается в интеллектуальное действие. «Все мыслительные операции (анализ, синтез и т. д.) возникли сначала как практические операции и лишь затем стали операциями теоретического мышления» [6, 309].

Большой вклад в разработку проблемы формирования интеллектуальных операций внес В. Д. Шадриков. В своем труде «Ментальное развитие человека» он попытался связать мысли зарубежных и отечественных психологов с современным представлением об интеллектуальных операциях. В его работах психологическая реальность состоит из содержания, получаемого в результате взаимодействия субъекта с внешним миром, и психического механизма, реализующего это взаимодействие, в качестве которого выступают способности человека. Рассматривая генезис способностей Шадриков В. Д. выделил три уровня: индивида, субъекта деятельности и личности, и генезис способностей рассматривался как способности индивида, способности субъекта деятельности и способности личности. При переходе от одной фазы к другой выделялись новые факторы, переводящие способности от одной ступени на другую. В качестве этих факторов выступали интеллектуальные операции и нравственные качества [8]. По мнению ученого ментальное развитие детерминируется с внутренней стороны развитием природных способностей человека и с внешней стороны средой развития, требованиями деятельности и духовными ценностями личности. Предложив свою авторскую модель интеллекта, он показывает, что его развитие идет за счет освоения интеллектуальных операций, формирования ментальных навыков и накопления ментального опыта, включения в интеллектуальную деятельность всего внутреннего мира человека.

В книге «Ментальное развитие человека» им предложена классификация интеллектуальных операций, по психическим процессам, в которые они включены. В первую группу данной классификации вошли базовые интеллектуальные операции психических процессов восприятия, памяти и мышления. Вторую группу составляют предметно-практические интеллектуальные операции. В третью группу вошли операции мышления в понятиях. К четвертой группе относятся метаинтеллектуальные операции как метапроцессы, строящиеся на нескольких элементарных интеллектуальных операциях, отсюда приставка «мета-» — сверх, то есть эти операции включают в себя другие интеллектуальные операции.

Метапроцессы находятся в стадии научной разработки. Они выступают процессами «второго порядка» сложности по отношению к традиционно выделяемым психическим процессам (первичным процессам). Метапроцессы разделяются на метакогнитивные и метарегулятивные.

Как отмечает Карпов А. В. «метакогнитивные процессы дифференцируются в структуре психики не по критерию их большей сложности, а по их направленности, по их предмету («материалу»)". Понять сущность метакогнитивных процессов можно только исследуя их в той системе, в которой и для которой они формируются и функционируют. В качестве такой системы выступает психологическая система деятельности. «В ней метакогнитивные процессы раскрываются в их основной, т. е. регулятивной функции, в их естественном и многомерном виде. Они при этом реализуются как интегративные процессы регуляции деятельности и поведения» [2, 9].

В соответствии со структурой психологической системы деятельности можно выделить такие метапроцессы как целеполагание, антиципацию, принятие решения, прогнозирование, программирование, планирование, контроль. Нам представляется, что к метакогнитивным процессам относятся также такие интегральные процессы как саморефлексия, понимание, выяснение значения и смысла, интерпретация, аргументирование, доказательство, моделирование, опосредование [8].

Хотелось бы более подробно раскрыть суть целеполагания как метапроцесса. В основе интеллектуальной операции целеполагания лежит интеллектуальная операция — формирование гипотез. Целеполагание обеспечивает формирование цели деятельности. В цели человек предвосхищает в мышлении результат деятельности и пути его достижения. Цель придаёт системность всем действиям человека. Первоначально деятельность ребёнка побуждается мотивом и направлена на предметы окружающей среды. Поведение носит рефлекторный характер. И только в совместной деятельности начинают формироваться механизмы целеполагания, как мысленного предвосхищения желаемого [7].

По мнению Шадрикова В. Д. цель деятельности является центральным системообразующим компонентом психологической системы деятельности. Автор выделяет два аспекта цели, во-первых, как «идеальный или мысленно представляемый её результат», во-вторых, как уровень достижений, которого хочет добиться человек (как задача достичь определённых показателей). Анализ различных видов деятельности позволяет выделить два вида цели — результата: цель — образ — непосредственно направляющая и регулирующая деятельность на всём её протяжении (например, образ детали определённой конфигурации); цель — задание — регулирующая деятельность через конечный результат, который выступает в форме задания [7].

Как утверждает Маркова А. К. способность целеполагания складывается из ряда умений: отбор целей; принятие и понимание целей; осознание и самостоятельная постановка целей; обоснованность выбора конкретной цели; определение достижимости цели; уточнение целей; определение ресурсов для достижения цели; реализация целей [4, 19].

Овладение данной метаинтеллектуальной операцией начинается с ранних лет ребенка, но самое активное ее развитие наблюдается в начальной школе. По мнению Леонтьева А. Н. педагоги должны выстраивать деятельность учащегося так, чтобы от сформированных познавательных потребностей — интереса, возникал мотив (как побудительная причина), и затем осознавалась цель деятельности — путь по которому предлагает обучать целеполаганию школьников [3, 13].

Обобщая сказанное, хочется подчеркнуть, что интеллектуальные операции выступают как культурно обусловленные операции, то есть интеллект в своем составе имеет не только природную основу. В современном понимании интеллект тесно связан со способностями, которые лежат в его основе и выступают как свойства функциональных систем, реализующие определенные психические функции, что подтверждает природную составляющую интеллекта. Вторая составляющая интеллекта формируется в деятельности и отражает ее структуру и функциональную направленность. Данная система характеризуется оперативностью.

В. Д. Шадриковым предложена система интеллектуальных операций по психическим процессам и основным компонентам психологической системы деятельности. С позиций деятельностного подхода выделяется и обосновывается особая группа интеллектуальных операций — метаинтеллектуальные операции. Их сущность заключается в том, что они направлены на реализацию отдельных компонентов психологической системы деятельности

Литература:

  1. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта. В кн.: Психология мышления. М.: Прогресс, 1965.
  2. Карпов А. В. Когнитивные и регулятивные механизмы в структуре процессов принятия решения. В ст. Психологические проблемы принятия решения. Ярославль, ЯрГУ, 2001. с. 9.
  3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев — М.: Политиздат, 1975. — 304 С.13
  4. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. М. Маркова — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.14, с. 19
  5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. С. 20.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Питер, 1999. С. 309
  7. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект Пресс, 2007.
  8. Шадриков В. Д. О системе интеллектуальных операций в структуре способностей и интеллекта. М.:УДК 159.9 2014

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle