Библиографическое описание:

Колесник А. П., Панкова А. С. Исследовательская деятельность как средство развития интеллектуальных способностей младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 123-125.



)

Авторы статьи делятся практическим опытом организации исследовательской работы с учащимися начальной школы; на основе анализа теоретических источников и собственного практического опыта отмечают влияние исследовательской деятельности на развитие интеллекта детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: интеллект, творческие способности, учебные способности, исследовательская деятельность.

Интеллект — это качествопсихики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение [2].

Изучением вопросов развития интеллекта занимались многие отечественные и зарубежные исследователи: Г. Ю. Айзенк, У. Штерн, Ч. Э. Спирмен, Ф. А. Бине, Д. Векслер, Б. Г. Ананьев [3], Д. Б. Эльконин, Т. С. Комарова [7], Б. М. Теплов [9] и другие.

Американский психолог Л. Терстоун исследовал интеллектуальные способности человека и выявил ряд умственных потенций (сторон интеллекта):

– счетная способность — умение оперировать числами, выполнять арифметические операции;

– вербальная гибкость — это способность человека с легкостью выражать свои мысли, подбирать наиболее подходящие слова и выражения;

– вербальное восприятие — понимание речи;

– пространственная ориентация — умение представлять различные формы и предметы в пространстве;

– память;

– способность к рассуждению;

– быстрота восприятия сходств или различий между какими-либо предметами и изображениями [цит. по: 4].

Рассмотрим, как формируется и развивается интеллект в младшем школьном возрасте. Интеллектуальные способности подразделяют на учебные и творческие. Учебные способности — это академические способности, которые определяют, насколько ребёнок эффективно усваивает учебный материал. Творческие способности — способности что-то сотворить, придумать, реализовать. Это не только способности в области «изящных искусств», но изобретательство, креативность и т. д. [7]. По нашему мнению, период обучения в начальной школе является наиболее благоприятным для развития интеллектуальных способностей у детей.

Исследователь Б. М. Теплов отмечал, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития [9, с. 9–20].

Одним из наиболее эффективных средств развития интеллекта младших школьников мы считаем исследовательскую деятельность. В Федеральном Государственном образовательном стандарте (далее — ФГОС) начального общего образования обозначена необходимость использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, а также эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников [10]. Участие обучающихся в исследовательской деятельности обеспечивает исполнение требований ФГОС.

Теоретические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности школьников раскрыты в трудах отечественных педагогов В. П. Вахтерова, Н. И. Новикова и зарубежных А.Дистервега, И.Песталоцци и других. Возможности использования исследовательских методов в обучении описаны И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным [8]. Значимость исследовательской деятельности в школьном обучении подчеркивали И. А. Зимняя [5], В. И. Андреев. Психология организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста изучалась А. Н. Поддьяковым, А. И. Савенковым [6]. Вопросы развития исследовательских умений рассматривались А. Г. Иодко, В. П. Ушачевым. Изучив труды некоторых вышеназванных авторов, мы определяем исследовательскую деятельность обучающихся как деятельность, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Исследовательская деятельность нормируется исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру [1].

Однако, в отличие от исследований в научной сфере, исследовательская деятельность учащихся начальной школы лишь косвенно имеет цель — получение результата, продукта. По сути — это один из методов обучения, обеспечивающих развитие творческих и учебных способностей ребенка. Ведь основная цель проведения исследования в начальной школе — это участие детей в разных этапах, предполагающих разные виды творческой и учебной работы, в процессе освоения которых у каждого ребенка развиваются как высшие психические функции (память, внимание, мышление), так и специальные исследовательские умения. Кроме того, необходимо отметить повышение творческой активности и учебной мотивации у детей, охваченных нетрадиционными методами и формами обучения.

Положительное влияние исследовательской деятельности на развитие интеллектуальных способностей, интеллекта младших школьников мы имели возможность наблюдать и отмечать в процессе организации деятельности объединения дополнительного образования «Я — исследователь» (автор программы российский педагог и психолог А. И. Савенков [6]). Занятия проводились в течение учебного года с группой учащихся 1х и 2х классов. В ходе занятий дети обучались некоторым непривычным для них видам учебной и внеучебной работы, а именно: поиск литературы по выбранной теме исследования, самостоятельное изучение и анализ собранных сведений по теме, определение конечной цели (продукта) исследования, публичное выступление, дискуссия (обсуждение) и т. д. В конце учебного года обучающимся была предоставлена возможность публичной защиты своих исследовательских работ.

Наблюдения за деятельностью детей показали, что участвуя в групповых исследованиях, они, прежде всего, учились взаимодействовать в коллективе: распределять задания, слушать друг друга, учитывать мнение другого, отстаивать свою позицию, грамотно критиковать. Все это оказывало влияние не только на развитие интеллектуальных способностей, но и на развитие коммуникативных навыков — важной составляющей процесса социализации в обществе, коллективе.

На основании изложенного выше представляется возможным сформулировать следующий вывод о том, что в современном образовании исследовательская деятельность является эффективным средством развития познавательных, интеллектуальных способностей у младших школьников.

Литература:

  1. http://www.metodkopilka.ru/opisanie_tehnologiy_dlya_uchitelya_issledovatelskaya_i_proektnaya_deyatelnost-37326.htm. (дата обращения 23.02.2016).
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/. (дата обращения 27.02.2016).
  3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т.1. 230 с.
  4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей, СПб, «Питер», 2007 г., с. 29–30.
  5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для ВУЗов. — М.: МПСИ, 2010–448 с.
  6. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2005. http://www.livelib.ru/book/1000106543 (дата обращения 02.03.2016).
  7. Немов Р. С. Психология. — 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1. Общие основы психологии.
  8. Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей. — М.: Просвещение, 1980.
  9. Теплов Б. М. Способности и одаренность. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961 г., с. 9–20.
  10. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования. http://www.методкабинет.рф/attachments/010_ ФГОС %20начального %20общего %20образования.doc.(дата обращения 23.12.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальных способностей, младших школьников, исследовательской деятельности, развития интеллектуальных способностей, развитие интеллектуальных способностей, исследовательская деятельность, интеллекта младших школьников, влияние исследовательской деятельности, способности человека, организации учебно-исследовательской деятельности, интеллектуальных способностей младших, познавательные способности человека, исследовательскую деятельность, интеллектуальные способности человека, развития интеллекта, Исследовательская деятельность, творческие способности, учебные способности, Творческие способности, Интеллектуальные способности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос