Специфика формирования интеллектуальных операций в процессе развития мышления человека | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Малинкина, А. В. Специфика формирования интеллектуальных операций в процессе развития мышления человека / А. В. Малинкина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13417/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье рассматривается проблема формирования интеллектуальных операций в процессе развития мышления. Актуальность выбранной темы обуславливается целым рядом факторов, в т. ч.: необходимостью более глубокого изучения принципов развития интеллектуальных способностей; важностью исследования условий, определяющих успешность овладения интеллектуальными операциями; а также недостаточной научной разработанностью вопроса. Цель статьи — исследовать особенности формирования интеллектуальных операций в рамках возрастной периодизации развития мышления человека. В заключении отмечается, что специфика формирования интеллектуальных операций тесно связана с возрастной периодизацией развития мышления человека, однако она не имеет четких границ, поскольку подчиняется «закону неравномерного и гетерохронного развития».

Ключевые слова: интеллектуальные операции, внутренний план действий, механизмы познания, познавательные процессы, развитие мышления человека

This article deals with the problem of the formation of intellectual operations in the development of thinking. The relevance of the chosen topic is determined by a number of factors, including: the need for a deeper study of the principles of the development of intellectual abilities; the importance of researching the conditions that determine the success of mastering intellectual operations; as well as inadequate scientific elaboration of the issue. The purpose of the article is to investigate the features of the formation of intellectual operations within the framework of the age periodization of the development of human thinking. In conclusion, it is noted that the specifics of the formation of intellectual operations is closely related to the age periodization of the development of human thinking, but it has no clear boundaries, since it obeys the «law of uneven and heterochronous development».

Keywords: intellectual operations; internal plan of action; mechanisms of cognition; cognitive processes; development of the individual's thinking

Одним из наиболее актуальных на сегодняшний день вопросов в области психологической науки является вопрос специфики формирования интеллектуальных операций в процессе развития мышления человека. Обуславливается это, прежде всего: необходимостью более глубокого изучения принципов развития интеллектуальных способностей личности [10, с. 25–36]; важностью исследования условий, определяющих успешность овладения интеллектуальными операциями (с какого возраста обучать, на каком материале, в какой последовательности и т. д. [5, с. 3–6]); а также недостаточной научной разработанностью вопроса и, соответственно, признанием необходимости комплексного анализа.

Характеризуя степень научной разработанности, следует отметить, что вопросы, связанные со спецификой формирования интеллектуальных операций активно исследовались многими отечественными и зарубежными авторами. В частности, они рассматривались в работах О. Зельца [2], Ливио Антонио да Сильвы [5], С. Л. Рубинштейна [6], Л. В. Черемошкиной [7], Е. В. Шороховой [11] и др. Особый интерес вызывают работы В. Д. Шадрикова [8; 9; 10], где ученый разрабатывает так называемую теорию способностей, согласно которой развитие способностей человека можно представить в виде процесса обучения интеллектуальным операциям.

Однако, с точки зрения комплексного анализа, особенности формирования интеллектуальных операций рассмотрены недостаточно полно, что приводит к целому ряду трудностей на уровне определения подходов и методов изучения данных вопросов. Все это и определяет предмет настоящей статьи — специфика формирования интеллектуальных операций в процессе развития мышления человека. Цель статьи — исследовать особенности формирования интеллектуальных операций в рамках возрастной периодизации развития мышления человека.

Итак, интеллектуальные операции (англ. cognitive operations) представляют собой осознанные психические действия, направленные на познание и разрешение задач, которые стоят перед человеком [8, с. 3–15]. Изначально данный термин был предложен швейцарским психологом и философом Ж. Пиаже, который отмечал, что интеллектуальные операции могут быть сформированы при условии наличия внутреннего плана. При этом лишь умственные действия могут быть перестроены: только в уме возможно представление процесса, который способен одновременно включать в себя как прямые, так и обратные действия [3, с. 490–496]. Реальная жизнь не предполагает такого рода обратимости, в плане представления же есть возможность возвращения к исходному состоянию.

Таким образом, в более узком смысле термин «интеллектуальные операции» подразумевает действия, перешедшие во внутренний план и ставшие обратимыми за счет взаимодействия с другими умственными действиями, находящимися в одной и той же структуре группы, которая, в свою очередь, подчиняется определенным законам целого [1, с. 327–337]. В основе интеллектуальных операций находятся познавательные процессы, включающие в себя [8, с. 3–15]:

а) функциональные механизмы (восприятие, память и др.);

б) операционные механизмы («познавательные действия» и др.).

Специфика формирования интеллектуальных операций обусловлена возрастной периодизацией развития мышления человека. Однако, по мнению В. Д. Шадрикова, вопрос возрастной периодизации имеет весьма неоднозначный характер [8, с. 76–85]. Так, одни авторы утверждают, что процесс развития мышления человека включает в себя отдельные, качественно отличающиеся периоды. Например, И. М. Кондаков выделяет [4, с. 212–227]:

1) Сенсомоторный период (от рождения до 2-х лет);

2) Период дооперационального мышления (от 2-х до 7-ми лет);

3) Период конкретных операций (от 7-ми до 11-ти лет);

4) Период формальных или пропозициональных операций (от 11-ти до 15-ти лет).

Другие авторы полагают, что развитие мышления не может иметь четких границ, поскольку данный процесс подчиняется «закону неравномерного и гетерохронного развития» [8, с. 76–85]. В частности, Шадриков выделяет следующие периоды развития интеллектуальных операций [там же]:

1) Период распознавания сенсорных сигналов (новорожденный);

2) Период овладения собственным телом, развития сенсомоторного интеллекта, формирования привязанностей и представлений о постоянстве объекта (от 0 до 15-ти месяцев);

3) Период формирования специфических сенсорных эталонов речи, овладения языком (от 3-х месяцев до 30-ти месяцев);

4) Период сенсорного различения, установления значений, развития сенсомоторного интеллекта, появления мысленных представлений о тех или иных объектах, появления предпосылок абстрактно-символического мышления и т. д. (от 15-ти до 30-ти месяцев);

5) Период дальнейшего овладения собственным телом, развития важнейших психических процессов, установления значений и смыслов, накопления знаний о мире, первичного понимания различий между реальным и воображаемым и т. д. (до 3-х лет);

6) Период овладения навыками мысленных представлений, мысленного манипулирования с ограниченным набором идей, усвоения социальных норм поведения и т. д. (от 2-х лет до 7-ми лет);

7) Период развития навыков мыслительных операций, появления предпосылок абстрактного мышления, формирования нравственной ответственности (от 7-ми до 11-ти лет);

8) Период развития способностей к оперированию абстрактными понятиями, понимания сущности явлений, развития понятийного мышления и т. д. (с 11-ти лет до 17-ти лет).

На наш взгляд, вторая точка зрения более состоятельна, поскольку она строится на утверждении, что развитие мышления человека базируется на двойной детерминации: природной и социальной [8, с. 3–15]. Так, в основе природной детерминации лежат, уже ранее упомянутые, функциональные механизмы интеллектуальных операций; соответственно, в основе социальной детерминации — социальный опыт. Кроме того, данная точка зрения предполагает, что познавательные способности человека необходимо рассматривать в рамках определенных мыслительных процессов [5, с. 33–48], осуществляемых за счет интеллектуальных операций, и мы с этим полностью согласны.

Таким образом, специфика формирования интеллектуальных операций тесно связана с возрастной периодизацией развития мышления человека, однако она не имеет четких границ, поскольку подчиняется «закону неравномерного и гетерохронного развития». Также следует отметить, что раскрывается специфика интеллектуальных операций за счет реализации целого ряда психологических компонентов: обучения, развития, контроля и т. д.

Литература:

  1. Блейхер В. М., Крук И. В. (ред.). Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж: «МОДЭК», 1995. — 640 с.
  2. Зельц О. Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и др. // Сборник «Психология мышления». — М.: «Астрель», 2008. — с. 47–49.
  3. Карвасарский Б. Д. (ред.). Психотерапевтическая энциклопедия (3-е изд.). — СПб.: «Питер», 2006. — 944 с.
  4. Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь. — М.: «Прайм-Еврознак», 2003. — 512 с.
  5. Ливио Антонио да Сильва. Развитие рефлексии как условие овладения интеллектуальными операциями // Диссер. … кандид. психолог. наук. — М., 2010. — 187 с.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: «Питер», 2000. — 712 с.
  7. Черемошкина Л. В. Психология мнемических способностей // Диссер.... докт. психолог. наук. — Ярославль, 2000. — 587 с.
  8. Шадриков В. Д. Интеллектуальные операции // Монография. — М.: «Логос», 2006. — 108 с.
  9. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. — М.: «Аспект Пресс», 2007. — 328 с.
  10. Шадриков В. Д. О системе интеллектуальных операций в структуре способностей и интеллекта // Акмеология, 2014. — № 1. — С. 25–36.
  11. Шорохова Е. В. (ред.). Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. — М.: «Наука», 1966. — 298 с.
Основные термины (генерируются автоматически): операция, специфика формирования, возрастная периодизация развития мышления человека, особенность формирования, процесс развития мышления человека, развитие, внутренний план, комплексный анализ, недостаточная научная разработанность, собственное тело.

Похожие статьи

Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте

В современной периодизации психического развития охватывает период от 6–7 до 9–11 лет.

Развитие мышления в младшем школьном возрасте занимает важное место среди других

В эксперименте приняли участие 20человек 4 «А» класса, из них 11 мальчиков и 9 девочек.

Особенности реализации интеллектуальных операций...

Специфика формирования интеллектуальных операций в процессе развития мышления человека.

«Все мыслительные операции (анализ, синтез и т. д... Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте.

Идея развития мышления в работах Л. С. Выготского...

Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6–7 до 9–11 лет.

Теоретические аспекты развития творческого мышления...

Особенности развития мышления в младшем школьном... Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6–7 до 9–11 лет.

Особенности развития мышления в подростковом возрасте

Ключевые слова: мышление, развитие мышления, конкретное мышление, формальное мышление, подростковый возраст.

Поэтому при организации учебного процесса должны учитываться особенности развития мышления подростков для создания наиболее...

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных процессов. Мышление — обобщенное и опосредованное отражение действительности. (схема 1).

Взаимосвязь ключевых моментов теории мышления ребенка...

Процесс развития человека во многом определяется тем, как происходит его процесс развития начиная с момента рождения.

Применение специальной системы приемов и способов развития мышления под контролем взрослых способствует полноценному развития...

Закономерности формирования рефлексивных умений и навыков...

Специфика подросткового возраста, описанная В. И. Слободчиковым и Г. А. Цукерман с позиций интегральной периодизации общего психического развития, обозначена формированием нового типа познавательных

Особенности развития мышления в подростковом возрасте.

Исследование абстрактного мышления детей младшего...

Цель исследования: исследовать особенности формирования абстрактного мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

- рассмотреть особенности развития мыслительных процессов у дошкольников

Похожие статьи

Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте

В современной периодизации психического развития охватывает период от 6–7 до 9–11 лет.

Развитие мышления в младшем школьном возрасте занимает важное место среди других

В эксперименте приняли участие 20человек 4 «А» класса, из них 11 мальчиков и 9 девочек.

Особенности реализации интеллектуальных операций...

Специфика формирования интеллектуальных операций в процессе развития мышления человека.

«Все мыслительные операции (анализ, синтез и т. д... Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте.

Идея развития мышления в работах Л. С. Выготского...

Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6–7 до 9–11 лет.

Теоретические аспекты развития творческого мышления...

Особенности развития мышления в младшем школьном... Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6–7 до 9–11 лет.

Особенности развития мышления в подростковом возрасте

Ключевые слова: мышление, развитие мышления, конкретное мышление, формальное мышление, подростковый возраст.

Поэтому при организации учебного процесса должны учитываться особенности развития мышления подростков для создания наиболее...

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных процессов. Мышление — обобщенное и опосредованное отражение действительности. (схема 1).

Взаимосвязь ключевых моментов теории мышления ребенка...

Процесс развития человека во многом определяется тем, как происходит его процесс развития начиная с момента рождения.

Применение специальной системы приемов и способов развития мышления под контролем взрослых способствует полноценному развития...

Закономерности формирования рефлексивных умений и навыков...

Специфика подросткового возраста, описанная В. И. Слободчиковым и Г. А. Цукерман с позиций интегральной периодизации общего психического развития, обозначена формированием нового типа познавательных

Особенности развития мышления в подростковом возрасте.

Исследование абстрактного мышления детей младшего...

Цель исследования: исследовать особенности формирования абстрактного мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

- рассмотреть особенности развития мыслительных процессов у дошкольников