Автор: Кирсанова Светлана Анатольевна

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (14) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.09.2017

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Кирсанова С. А. Растим «элиту знаний». Система развития творческого интеллекта дошкольников // Образование и воспитание. — 2017. — №4. — С. 45-48. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/67/2724/ (дата обращения: 24.02.2018).



В статье раскрывается комплексная система формирования «элиты знаний», людей нравственно ответственных, высокообразованных, морально и психологически здоровых. Даются определения трем взаимопроникающим блокам системы (нейропсихологическому, интеллектуальному, социальному) и техникам, их составляющим. Делается вывод, что интеллектуальное творческое развитие необходимо начинать с дошкольного возраста, так как каждый ребенок наделен многими возможностями и взрослые должны создавать условия для их реализации.

Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно.

Р.Дж.Стернберг

Используемые понятия.

Интеллектуальные способности — свойства интеллекта, которые характеризуют успешность интеллектуальной деятельности в конкретных ситуациях с точки зрения правильности и скорости переработки информации в условиях решения задач, оригинальности и разнообразия идей, глубины и темпа обучаемости, выраженности индивидуализированных способов познания.

Элита знаний — научная элита, эксперты.

Меритократиясоздание начальных условий для объективно одарённых и трудолюбивых людей, чтобы они в будущем имели шанс занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции.

Нейропсихологиянаука о формировании мозговой организации психических процессов человека.

Антропоцентрическое обучение — обучение, цель которого предполагает формирование независимой творческой личности.

В современном постиндустриальном мире все чаще становится востребованным не процесс производства материальных благ, а процесс производства знаний.

Следовательно, появляется запрос на людей креативно мыслящих, творческих, целеустремленных, так называемых «элитой знаний» или «меритократией» (согласно теории Даниела Белла, людей, признанных лучшими в своей сфере, достойных восхищения).

Исключительную роль в формировании «элиты знаний» имеет система образования.

Главная функция современного образования состоит в создании условий для движения к индивидуальному развитию и предельной самореализации каждой личности. И когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа по воспитанию интеллектуально способных, высоко мотивированных детей является крайне важной.

Воспитание «элиты знаний» невозможно без развития интеллектуальных способностей, потому что именно интеллект является той базовой подушкой, на которую ложатся все остальные способности человека.

В философии античности была популярна идея «примата разума», согласно которой интеллект рассматривался как основная характеристика человека. Но мы не можем не согласиться и с современными моделями воспитания, когда наряду с когнитивными характеристиками включаются личностные: увлеченность задачей, готовность к умственному напряжению, локус контроля, стремление к знаниям, Я-концепция.

Таким образом, интеллект рассматривается не только как механизм переработки информации, но как механизм, обеспечивающий регуляцию психической активности субъекта (Роберт Стернберг) и здесь необходимо говорить не о развитии интеллекта как такового, а о развитии творческого интеллекта.

Новизна проблемы.

При обсуждении вопроса о формировании «элиты знаний», то есть людей высоко профессиональных, креативных, целеустремленных и даже дерзких, в первую очередь говорят о молодежи и школьниках.

Предлагаем изменить традицию и рассмотреть идею воспитания таковой, начиная с дошкольников. Для дошкольного возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У детей развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими, потому что именно ребенок-дошкольник предельно любопытен, чувствителен к любому влиянию, познавательно и социально активен. Отличительными чертами данного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.

«Любой здоровый ребенок наделен многими возможностями».

Изучение практической стороны интеллектуального и творческого воспитания, показывает, что работа направлена, прежде всего, на детей одаренных, уже демонстрирующих определенные способности и задатки. В связи с тем, что в дошкольном возрасте достаточно сложно выявить одаренность, мы решили следовать идеи: любой здоровый ребенок наделен многими возможностями.

Кроме того, ограничивая работу по формированию интеллектуальных способностей избранным кругом участников, не лишаем ли мы остальных детей возможностей интеллектуального творческого развития и самореализации?

Мы уверены, что каждый ребенок заслуживает внимания и раскрытия личностного потенциала. Но так как речь идет о несформировавшейся системе способностей, детям необходимы благоприятные условия и помощь взрослых (родителей педагогов, специалистов), которые поддержали, помогли организовать жизнь так, чтобы детское право на гармоничное развитие было удовлетворено.

Таким образом, идея формирования «элиты знаний» заключается не в диагностике особых способностей, прежде всего интеллектуальных, а в создании механизмов развития способностей и выявление преград, блокирующих развитие.

Следуя принципу третичности интеллекта (Джо Пол Гилфорд): личностного, социального, эмоционального, мы построили систему формирования творческого интеллекта из трех взаимосвязанных динамичных блоков: нейропсихологического, интеллектуального, коммуникативного.

Дело в том, что раннее развитие той или иной сферы ребенка почти никогда не бывает гармоничным — в случае резкого опережения интеллекта ребенка отмечаются проблемы формирования его эмоциональной, социальной, физиологической сферы. То есть, если начинать развивать только познавательный интеллект, то в дальнейшем есть опасение, что ребенок будет испытывать большие трудности личностного, поведенческого и коммуникативного плана. Такой ребенок привыкает быть успешным, лучшим среди своих сверстников, но попадая, например, в круг старших детей не всегда эта личностная уверенность сохраняется. Кроме того, ребенок с высокими интеллектуальными способностями часто испытывает трудности общения со сверстниками, а старшие дети его не принимают, он для них слишком мал. Все это ведет к дисгармонии детского развития и очень часто является основой для детского невроза.

Поэтому мы еще раз подчеркиваем необходимость развития не креативности ребенка, аего личности. Ведь только уникальная личность сможет создать нечто новое, исключительное.

Таким образом, развитие творческого интеллекта заключается в комплексном разностороннем развитии детской личности, и обеспечивается тремя взаимопроникающими блоками.

Нейропсихологический блок.

В основе данного блока лежит технология А. В. Семенович «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка». Суть данного подхода заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза (развития) вызывает активизацию формирования всех высших психических функций (ВПФ). Так как данный метод является базальным (основным) для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале развивающего процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим определенный потенциал для будущей работы, но и активизирующим и простраивающим взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям, как восприятие, память, воображение, эмоции, саморегуляция и т. д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в формировании мыслительных способностей, математическими знаниями, речи, а в дальнейшем в овладении ребенком навыками чтения, письма.

Составляющие техники нейропсихологического блока:

‒ Разминки;

‒ Дыхательные упражнения;

‒ Пальчиковая гимнастика;

‒ Речевая гимнастика;

‒ Упражнения по развитию внимания, памяти, фонематического слуха, воображения;

‒ Упражнения по формированию межполушарного взаимодействия;

‒ Упражнения по формированию динамической организации двигательного акта, ловкости;

‒ Упражнения, направленные на развитие интеллектуальных процессов, обобщающей и смыслообразующей функции речи.

Интеллектуальный блок.

Чтобы заниматься интеллектуальным развитием ребенка, нужно четко понимать, что такое интеллект. Интеллект— это некая сумма знаний иумений + способность эти самые знания усваивать ирешать спомощью них любые нестандартные ситуации. Усваивать эти знания и умения помогают другие способности — познавательные (восприятие, внимание, память), своевременное и достаточное развитие которых является важной предпосылкой и необходимым условием формирования мышления ребёнка.

Нужно понимать и помнить о том, что интеллектуальное развитие ребёнка не предопределено заранее: его можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе (в зависимости от обстоятельств). Ведь развитие мышления у детей определяется не только и не столько их способностями (задатками) и возрастными особенностями, а в большей мере объёмом и характером информации, которую они получают и степенью её усвоения.

Для гармоничного интеллектуального развития ребёнка необходимо обеспечить доступ к самым разнообразным знаниям, новостям, впечатлениям!

Научно доказано, что дети в первые пять лет жизни усваивают столько же информации, сколько за всю оставшуюся жизнь.

Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, который получает удовольствие от учебы, всегда будет стремиться узнать еще больше — что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Огромное значение в интеллектуальном развитии имеет развитие логического мышления. Логические приемы умственных действий — сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование — являются логическими приемами мышления. Практика показывает, что при организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Составляющие техники интеллектуального блока:

‒ Познавательные проекты.

‒ Интеллектуальные игры.

‒ Логические задачи и упражнения.

‒ Ребусы, шарады.

‒ Интеллектуальные конкурсы, викторины.

‒ Мозговой штурм.

Социальный блок.

Основная идея Программы «ИнтеллектиЯ» заключается не только в создании системы развития особого творческого интеллекта детей, но в формировании желания и возможностей реализовать имеющийся потенциал.

По данным специальных исследований выявлено, что основная проблема детей с высоким потенциалом заключается в самореализации в будущем. Именно трудность самореализации являются драмой жизни способных людей, и ведет к тяжелой психической фрустрации.

Под самореализацией здесь понимается актуализация личностных и творческих возможностей человека в общественно ценной деятельности, с одной стороны, и субъективная удовлетворенность процессом и результатом такой деятельности, с другой.

По нашему мнению, важнейшей, наиболее критической составляющей реализации имеющихся возможностей является формирование эмоционально-волевой сферы. Помимо привычки к умственному труду, страсти к познанию, такие дети должны уметь выполнять скучную и монотонную деятельность, спокойно относиться к неудачам, не зависеть от собственного настроения, не требовать постоянного одобрения и восхищения, что происходит в жизни достаточно часто.

В силу успешности ребенка с высоким потенциалом развития, родители порой достаточно либеральны к нему. С одной стороны это может привести к более бурному и яркому развитию задатков ребенка, но с другой стороны, у ребенка часто возникают проблемы саморегуляции и дисциплины.

Нередко у детей с высокими интеллектуальными возможностями возникают трудности общения. Ребенок привыкает быть успешным, лучшим среди своих сверстников, но, попадая в круг старших детей, не может полноценно общаться в силу недостаточной сформированности социальных навыков.

Проанализировав имеющийся практический опыт, как основу для социального блока мы использовали действующую с 2002 года авторскую программу Кирсановой С. А. «Учимся общаться» для детей старшего дошкольного возраста». Данная программа направлена на формирование представления у ребенка Я- Концепции, повышения уровня самоконтроля, самооценки, интереса и уважения к окружающим людям.

Составляющие техники социального блока:

‒ Беседы;

‒ Этюды, упражнения, импровизации;

‒ Игры;

‒ Литературные и музыкальные произведения;

‒ Проективные методы;

‒ Мозговой штурм.

Цель воспитания каждого ребенка заключается вформировании здорового активного человека, готового строить свою судьбу самостоятельно.

Психологи сходятся во мнении, что творческие способности ребенка — это генетически заданная характеристика, выражаемая в виде задатков. А вот развитие задатков — задача воспитания и обучения. Поэтому так важна роль педагогов и родителей в процессе интеллектуального развития.

Программа предполагает активное взаимодействие с семьями воспитанников, участников программы.

Каждый родитель (законный представитель) имеет право на посещение любого занятия в рамках программы.

Кроме того, дополнительные техники Программы предполагают:

‒ создание и представление детско-родительских проектов;

‒ проведение совместных тематических вечеров;

‒ проведение интеллектуальных конкурсов и КВН совместно с родителями и другими воспитанниками образовательного учреждения;

‒ участие в конкурсах и фестивалях интеллектуальной и творческой направленности.

С целью гармонизации детско-родительских отношений, обращения родителей к детским чувствам, ане только кдетскому разуму, в структуру программы может быть включен блок совместных детско-родительских занятий рамках авторской программы Кирсановой С. А. «Тренинг эффективности родителей».

Основная задача: превратить процесс формирования творческих способностей детей втворческую деятельность их родителей. Такое сотрудничество будет эффективным только в том случае, если для обеих сторон оно станет радостным и интересным. Это значит, что родитель НЕ ДОЛЖЕН формировать талант ребенка, а ребенок НЕ ДОЛЖЕН перед родителем его проявлять. Однако и родители, и дети могут ХОТЕТЬ интересоваться этой жизнью и быть счастливыми от того, что они постигают ее вместе и радуют друг друга в процессе этого познания.

Цель воспитания каждого ребенка заключается вформировании здорового активного человека, готового строить свою судьбу самостоятельно.

Литература:

  1. Александрова Ю. И. Психофизиология, С-П.: Питер, 2012–463с.
  2. Асмолов А. Г. Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты. М.:1996–7с.
  3. Департамент образования города Москвы. Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. М.: Центр «Школьная книга», 2008–285с.
  4. Департамент образования города Москвы. Психолого-педагогические условия социализации и личностного роста одаренных детей. М.. 2006–122с.
  5. Зак А. Как ребенку стать умнее? М.: Владос, 1997–200с.
  6. Кодиненко Г. Занимательные задачи и головоломки. М.: Айрис-Пресс, 2008–109с.
  7. Кирсанова С. А. Авторская программа по формированию социальных навыков «Учимся общаться»
  8. Кирсанова С. А. Авторская программа «Тренинг эффективности родителей».
  9. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1–4 классов, Ось-89, 2006–158с.
  10. Нисканен Л. Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. М.: АСАDЕМА, 2002–50с.
  11. Никольская И. Л. Тигранова Л. И. Гимнастика для ума. М.: ЭКЗАМЕН, 2007–239с.
  12. Никольская О. С. Аффективная сфера человека. М.: ЦЛП, 2000–351с.
  13. Насонкина С. А. Учимся думать. Книжка для талантлтвых детей и заботливых родителей. М.: Сова, 1998–23с.
  14. Понаморенко А. С. Комплексная программа развития интеллекта для детей дошкольного возраста. Троицк, а/я «Адалин», 2009-(2 части)- 160с.
  15. Руденко Т. А. Год до школы. М.: Генезис, 2012–101с.
  16. Семенович А. В. Нейпсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: 2010- 474с.
  17. Семченко П. 399 задач для развития ребенка для детей младшего школьного возраста. М.: Олма-пресс, 1998–207с.
  18. Синицина Е. Умные занятия. М.: Лист, 1998–220с.
  19. Светлова И. Повыщаем интеллект и эрудицию. М.: Эксмо-Пресс, 2001–85с.
  20. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Айрис, 2007.-112с.
  21. Семенович А. В. Эти невероятные левши. М.: Генезис, 208- 211сСеменович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2008.-319с.
  22. Тейлор Б., Паркер С., О Нейл А., Гэфф Д. Энциклопедия для любознательных. Что, зачем, почему? М.: Махаон, 2012- 253.
  23. Тарасун В. В. Тесты учебных способностей для 1 класса, Киев, 1992–36с.
  24. Юдин Г. Заниматика. М.: ОАО Московские учебники. 2005–122с.
Основные термины (генерируются автоматически): «элиты знаний», творческого интеллекта, формирования «элиты знаний», дошкольного возраста, формировании «элиты знаний», круг старших детей, развития ребенка, интеллектуального развития, младшего школьного возраста, интеллектуального творческого развития, «Тренинг эффективности родителей», образования города Москвы, интеллектуальных способностей, творческого интеллекта детей, формирования творческого интеллекта, здоровый ребенок, развитие творческого интеллекта, интеллектуального развития ребёнка, опережения интеллекта ребенка, развития интеллектуальных способностей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос