Библиографическое описание:

Миронова О. А. Психолого-педагогические условия мониторинга развития универсальных учебных действий младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 891-893.



В данной статье рассмотрены психолого-педагогические условия эффективного проведения мониторинга универсальных учебных действий младших школьников. Выявлены проблемы и недостатки сформировавшейся системы мониторинга, на основании которых предложены пути решения проблем и устранения недостатков по организации и проведению педагогического мониторинга.

Ключевые слова: мониторинг, универсальные учебные действия, психолого-педагогические условия

This article describes the psychological and pedagogical conditions for effective monitoring of universal educational actions of Junior schoolchildren. Identified problems and shortcomings of the developed monitoring system on the basis of which proposed solutions to the problems and deficiencies in the organization of pedagogical monitoring.

В настоящее время для оценки качества образования в педагогической среде очень часто рассматривают результаты международного исследования PISA. В данном исследовании Россия принимала участие 5 раз, но результаты с каждым годом снижались. Ключевой вопрос исследования — «Обладают ли учащиеся получившие основное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?» [1]. После всестороннего анализа текущего состояния проблемы, было выявлено, что образование направленно на усвоение обучающимися школьной программы, и формирование определенных умений и навыков, которые теряют свою актуальность и значимость уже после 2–4 лет после окончания школы. Это послужило причиной ряда изменений в сфере образования (ее модернизации): в октябре 2006 года президент Д. А. Медведев подписал приказ о разработке Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения.

Важнейшая задача современной системы образования — формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. [2]

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделяют четыре блока:

‒ личностный;

‒ регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

‒ познавательный;

‒ коммуникативный.

Для достижения заданных в ФГОС НОО результатов необходима чёткая система диагностики развития предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. В «Новых» стандартах не прописаны психолого-педагогические условия, позволяющие эффективно организовать процедуру мониторинга развития универсальных учебных действий, что затрудняет отслеживание показателей развития школьника на протяжении всего обучения в начальной школе. Таким образом, перед педагогическими коллективами образовательных организаций встал вопрос о том как «правильно» организовать мониторинг формирования универсальных учебных действий.

Остановимся на некоторых аспектах проведенного нами исследования данной проблемы. Мы проанализировали систему мониторинга универсальных учебных действий одного из образовательных учреждений г. Богородска и созданных педагогическим коллективом образовательной организации условий проведения процедуры мониторинга у младших школьников. На наш взгляд существующая система мониторинга имеет как достоинства, так и недостатки. Достоинствами стали:

‒ подбор методик и диагностик, соответственно возрастным нормам ребят;

‒ выполнение единых критериев оценивания УУД во всей начальной школе, что позволяет сравнить и проанализировать результаты по параллелям и по всей школе в общем.

‒ работа проводится непрерывно, на основе циклограммы.

К недостаткам можно отнести:

‒ неподготовленность ребят к общению с новым человеком (психологом);

‒ непросвещенность родителей о предстоящем мониторинге, его целях и значимости;

‒ фронтальная работа с классом, без ориентации на личность каждого обучающегося;

‒ неподготовленность материально-технической базы к проведению мониторинга сформированности УУД;

‒ отсутствие работы по формированию интереса к мониторингу, его значимости среди педагогического коллектива организации.

С целью коррекции недостатков процедуры мониторинга УУД считаем целесообразным:

‒ осуществлять качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса;

‒ проводить оценивание и отслеживание комфортности образовательной среды для каждого субъекта исследования;

‒ создать благоприятный микроклимат в педагогическом коллективе, содействующий проявлению заинтересованности к мониторингу, его результатам;

‒ скорректировать диагностический инструментарий с целью более объективной оценки развития УУД у обучающихся начальной школы в процессе педагогического мониторинга; предполагающего сочетание количественных и качественных методов измерения;

‒ осуществлять координацию требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе;

‒ проводить системную работу по педагогическому просвещению родителей с целью снижения возможных рисков (психологического характера) у обучающихся при проведении процедуры мониторинга.

Конкретизируем содержание каждого из названных условий, сформулируем некоторые рекомендации:

  1. Классному руководителю усилить индивидуальную работу по формированию у обучающихся положительного отношения к учебной деятельности и особое внимание следует уделить детям с низким уровнем мотивации к учебе.
  2. Способствовать созданию положительного эмоционального фона, связанного со школой (продумать систему работы с родителями младших школьников по вопросам, связанным с мотивацией учения, интереса к обучению, психологического комфорта в ходе обучения, проблемами общения и др., создавая тем самым позитивное, положительное отношение к школе).
  3. Помогать ребёнку выполнять трудные задания, предлагать выход из сложной ситуации, но не забывать давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.
  4. Использовать индивидуальный подход на уроке, стараться переключать внимание ребят каждые десять минут, преподносить материал в игровой форме, использовать для снятия напряжения и усталости различные физические упражнения.
  5. Для учащихся с низким уровнем познавательных УУД рекомендуется максимально учитывать индивидуальные особенности ребенка.
  6. Для развития психических познавательных процессов психологу — коррекционно–развивающие занятия на развитие мыслительных процессов.
  7. Для создания благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе, способствующего проявлению заинтересованности к мониторингу, его результатам, психологу рекомендуем 4 раза в год проводить упражнения для снятия барьера в общении: ученик — ученик, ученик — педагог.
  8. С целью снижения возможных рисков (психологического характера) у обучающихся при проведении процедуры мониторинга учителем и психологом желательно ежеквартально проводить системную работу по педагогическому просвещению родителей (педагогические лектории, мастер-классы, родительские собрания; разработать рекомендации и памятки).

Считаем, что реализация данных условий будет обеспечивать более объективную оценку достижения учащихся в ходе процедуры мониторинга развития универсальных учебных действий.

Литература:

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  2. Асмолов А. Г. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=243
  3. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — http://school4nv.web-box.ru/document/profsouz
  4. Программа формирования УУД [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — http://www.school4-golovko.narod.ru/2011/02.02.2011/realisazija_FGOS/Osn_programma/6.htm
  5. ФГОС в начальной школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — http://edu-lider.ru/fgos-v-nachalnoj-shkole/
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158429

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle