Библиографическое описание:

Киреева А. И. Система работы с лингвистическими терминами как условие эффективной языковой подготовки учащихся // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 872-874.



Цели современного филологического образования соотносятся с формированием коммуникативной и языковой компетенций учащихся, и не малую роль в этом процессе имеет правильно организованная учителем словарная терминологическая работа на уроке русского языка.

Как известно, основная цель изучения русской терминологии в школьном курсе русского языка обозначена как осмысленное использование терминов, точное и правильное их употребление в учебной ситуации и научном речевом сообщении.

Одной из проблем усвоения содержания школьного курса русского языка является терминологическая безграмотность учащихся. Школьники часто затрудняются в определениинаучных терминов, входящих в терминологический минимум курса русского языка, не понимают их сущности, тем более не могут свободно использовать термины в своей учебной деятельности. Кроме того, изучение терминов и обозначаемых ими понятий не вызывает особого интереса у школьников, что является причиной низкой познавательной активности. Как правило, школьник запоминает термин, рассказывает определение, но в полной мере сути обозначаемого термином языкового явления не понимает. По мнению педагогов, это делает процесс усвоения лингвистической терминологии формальным.

Между тем усвоение учащимися лингвистической терминологии на уроке русского языка имеет огромное как общеобразовательное, так и практическое значение.

Общеобразовательное значение заключено в том, что изучение языковедческих терминов расширяет представления учащихся о языке, формирует знания о языковой единице — слове, кроме того, выявляет существующие связи между лексикой и другими уровнями языка: между лексикой и фонетикой, между лексикой и словообразованием, между лексикой и морфологией и т. д., знакомит со сферами функционирования терминов, расширяет лингвистический кругозор школьника.

Практическое значение изучения терминологии заключается в том, что оно раскрывает термин как элемент словарной системы, помогает школьнику осознать специфику терминологической лексики, развивает внимание учащихся к слову, его значению и употреблению, формирует потребность выбора нужного слова для передачи той или иной мысли в собственной речи и умение школьника пользоваться толковым словарем.

В психолого-педагогической, методической литературе описываются разные подходы к рассмотрению на уроке русского языка языкового понятия, обозначенного термином. А. Н. Гвоздев указывает на роль и значение осознанности и самостоятельности процесса усвоения понятия [2, с. 34].

Психолингвисты утверждают, что усвоение понятия основано на «генерализации, анализе и обобщении явлений языка и речи [4, с. 234].

В научных исследованиях рассматриваются и такие вопросы усвоения терминологии, как стратегия усвоения грамматических понятий (С. Н. Цейтлин), зависимость оформления высказывания от усвоения грамматических понятий (О. В. Сиротинина) [1, с. 21]. Усвоение лингвистических понятий ученые связывают и с развитием связной речи школьников (Ю.Сохин) [4, с. 40]. В методике обучения русскому языку описывается связь учебного процесса и методических средств (Т. А. Ладыженская, Г. Г. Городилова, Т. Г. Рамзаева, В. А. Кустарева, А. Ю. Купалова и др.).

Таким образом, анализ разных точек зрения на данную проблему позволяет сделать вывод о том, что работа с терминами и их определениями сложна и многоаспектна. Для ее успешной реализации необходим ряд условий, опора на которые обеспечит эффективность словарной терминологической работы.

При изучении русского языка продуктивное усвоение научных терминов не может основываться на механическом запоминании, необходима специальная целенаправленная работа, организуемая учителем в системе.

Отбирая лингвистический материал на урок русского языка, учитель должен руководствоваться необходимостью ограничить количество терминов, понятий, учитывать степень их изученности, брать во внимание возрастные особенности школьников и возможности их памяти, опираться на многообразие приемов терминологической работы:

1) проговаривание заимствованных терминов;

2) усвоение их правописания;

3) при необходимости выполнение этимологического анализа термина;

4) соотнесение термина с понятием;

5) индуктивный и дедуктивный пути введения нового термина;

6) использование термина в различных учебных ситуациях.

В связи с вышесказанным в ходе организации словарной работы учитель должен понимать, что усвоение термина и его понятия в сознании школьника организуется в несколько этапов.

На первом этапе анализируется языковой материал: выделяются существенные признаки понятия, осуществляется абстрагирование его значения от лексического значения конкретных слов и выделение того, что является типичным для данного языкового явления, языковой категории.

На второй этапе организуется обобщение признаков, установление связей (внутрипонятийных) между признаками понятия и введение термина.

Третий этап направлен на осознание формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.

На четвертом этапе организуется конкретизация изучаемого грамматического понятия на новом языковом материале. В ходе выполнения тренировочных упражнений школьники устанавливают связи (межпонятийные) изучаемого понятия с ранее усвоенными.

Каждый этап усвоения термина и его понятия предполагает строгий отбор видов упражнений в соответствии со спецификой реализуемого этапа и самого понятия, установление последовательности выполнения упражнений с учетом их возрастающей сложности, а также роста самостоятельности учащихся.

Рассмотрим типы упражнений, направленных на освоение термина и понятия, обозначаемого им.

  1. Упражнения на употребление языковых единиц, называемых заданным термином, в разных языковых и речевых конструкциях. Данные упражнения опираются на конструирование слов, словосочетаний, предложений и текстов: образование слов из морфем; составление гнезд родственных слов; образование форм слов (формы склонения, спряжения, формы рода, числа и пр.); образование словосочетаний и предложений различных типов; составление (конструирование) текстов различных типов.
  2. Упражнения на поиск языковых единиц в соответствии с заданной терминологией. Данные упражнения направлены на формирование умения выделять существенные признаки термина. Их основу составляет анализ языковых единиц и текста: анализ текста, например, умение определять тип речи в тексте: описание, повествование, рассуждение; синтаксический анализ предложения, например, тип предложения по цели высказывания; морфологический анализ частей речи, их форм, например, умение выбирать из текста отдельно имена существительные, имена прилагательные, глаголы и т. д.; анализ лексики, например, умение определять значение термина, толковать его, объяснять способы его словообразования; морфемный анализ слова, например, уметь выделять в слове приставку, корень, окончание, основу; фонетический анализ, умение выделять звуки в слове, определять их количество; соотносить звуковой и буквенный состав слова и др.
  3. Упражнение на сравнение языковых единиц, называемых терминами одного класса. Целью выполнения упражнений данного типа является определение существенных признаков терминов одного класса, например, выделение общего в определении термина, нахождение различий, определение функции данного термина.
  4. Упражнения на создание тематических групп терминов. Цель упражнений: формирование умения группировать термины по общим признакам. Классифицировать термины можно на различных основаниях, например, лексические термины, морфологические, фонетические, грамматические, термины графики, морфемики, словообразования.
  5. Упражнения на создание словаря лингвистических терминов. Их цель: формирование списка терминов, изучаемых на уроке русского языка, которые должны быть введены в словарный запас школьника в соответствии с программой.

Как свидетельствует практика обучения русскому языку, фиксация термина необходима. Для этой цели учащиеся в собственных словариках записывают новые термины по тематическим группам и их толкование.

Усвоить лингвистические термины и понятия — значит уметь ими пользоваться. Выявить уровень усвоения понятия поможет система познавательных заданий, в основе которых лежит формирование таких мыслительных умений, как: анализ, синтез, сравнение, вычленение отдельных признаков, систематизация, абстрагирование, определение понятия, как например:

Задание 1.Выясните смысловое значение термина, разбив его на составные части, дайте определения терминам: орфография; орфоэпия; омонимы и др.

Задание 2.Составьте предложения с лингвистическими терминами, проверьте, правильно ли он употреблен.

Задание 3. Вставьте в предложения или текст пропущенные термины.

Задание 4. Подберите языковые примеры указанным терминам.

Задание 5.Составьте словарный диктант из терминов по разным разделам языка.

Задание 6. Задания на развитие логического мышления и памяти: кроссворды, чайнворды и другие занимательные задания. Данные упражнения активизируют деятельность ученика, обеспечивают усвоение лингвистических терминов и понятий, развивают логическое мышление, живой интерес к изучению русского языка.

Задание 7. Терминологический диктант. Это упражнение дается школьникам с целью лучшего запоминания и проверки усвоения учащимися лингвистической терминологии. Чаще всего учащимся учитель предлагает несколько терминов одной тематической группы. К каждому из них ученик должен сформулировать определение и записать его или, наоборот: к определению написать термин.

Например, учащимся предлагается несколько понятий, объединенной одной темой, к каждому понятию необходимо сформулировать определение и записать его и наоборот.

Слово — это …; диалектизмы — это…; архаизмы — это…; или слова, вышедшие из обихода –….; раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи….

Каждый из рассмотренных типов упражнений имеет свои как плюсы, так и минусы. Но грамотное сочетание представленных типов упражнений на уроке русского языка поможет школьникам лучше усвоить лингвистические термины и понятия и умело ими пользоваться в своей учебной деятельности.

Таким образом, усвоение лингвистических терминов и понятий взаимосвязано с интеллектуальным, речевым развитием учащихся, составляет основу усвоения системных знаний по русскому языку, формирует стойкий навык грамотного письма.

Вышесказанное обусловливает значимость и роль терминологической работы в процессе усвоении школьниками лингвистических понятий, составляющих основу содержания школьного курса русского языка. Исходя из этого, можно утверждать, что правильно организованная учителем словарная терминологическая работа на уроке русского языка способствует формированию коммуникативной и языковой компетенций школьников.

Литература:

1. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для суд. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 368с.

2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Наука, 2010.–234 с.

3. Менчинская Н. А. Психология усвоения понятий. — Спб., 2000. — 316с.

4. Сохин, Ф. А. Изучение грамматического строя у детей. — М.: Наука, 2014. — 341 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle