К вопросу о сформированности морфологических понятий у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 17.06.2015

Статья просмотрена: 860 раз

Библиографическое описание:

Богуш Т. В., Бежанова Н. Л. К вопросу о сформированности морфологических понятий у младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 713-716. — URL https://moluch.ru/archive/92/20241/ (дата обращения: 19.07.2018).

В статье показан уровень сформированности морфологических понятий у младших школьников. Рассмотрен критериальный аппарат и процесс проверки сформированности данных понятий.

Ключевые слова:морфологические понятия, усвоение понятий, критерии, показатели, младшие школьники.

 

Принципиальным отличием ФГОС второго поколения НОО является ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но и на овладение учащимися универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Одно из направлений познавательной деятельности предусматривает «овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям» [7, с. 11]. Рядом исследований, в частности исследований, проведенных Д. Н. Богоявленским [2], доказано, что процесс формирования морфологических понятий одновременно является и процессом овладения школьниками такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, обобщение и систематизация, абстракция и конкретизация. Результативность формирования данных понятий у младших школьников находится в прямой зависимости от степени развития абстрагирующей деятельности их мышления. Поэтому обучение морфологии является важной составляющей всего учебного процесса.

Однако С. Ф. Жуйков [3] отмечает, что развивающие возможности обучения этого раздела грамматики не реализуются в современной начальной школе в полной мере, так как усвоение морфологических понятий сводится к формальному механическому заучиванию младшими школьниками без осознания сущности отражаемых ими явлений.

Чтобы ситуация изменилась, необходимо пересмотреть те трудности, с которыми сталкиваются дети в изучении русского языка, ведь начальный курс морфологии, как указывает ФГОС НОО [7], предполагает усвоение значительной части морфологической терминологии, формирование важнейших грамматических понятий. Проблема изучения морфологии младшими школьниками находится в центре внимания исследований таких ученых как Л. И. Айдарова, Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жуйков, М. Р. Львов, В. П. Озерская, А. М. Орлова и другие.

Цель статьи — рассмотреть критериальный аппарат и процесс проверки морфологических понятий у младших школьников на уроках русского языка.

По мнению А. А. Камыниной [4] основными понятиями морфологии являются понятие формы слова (словоформы), грамматического значения, грамматической категории, морфологической парадигмы и части речи. С опорой на эти понятия описывается морфологический строй русского языка.

Нами было проведено педагогическое исследование, с целью диагностировать уровни сформированности морфологических понятий у младших школьников. Эксперимент проводился весной 2015 г. на базе общеобразовательной школы г. Севастополя, в котором приняли участие 60 учащихся четвертых классов. Выяснилось, что на начальном этапе обучения ребята более подробно знакомятся с такими частями речи, как имя существительное, имя прилагательное, глагол, и рассматривают их с нескольких сторон: 1) что обозначает слово этой части речи; 2) на какие вопросы отвечает; 3) как изменяется и какие постоянные категории имеет; 4) каким членом предложения является; 5) какие имеет окончания; 6) как образуется. Четвероклассники учатся различать названные части речи на основе общего лексического значения, вопросов, постоянных и непостоянных морфологических признаков, синтаксической функции. Также у учеников формируется представление о местоимении (на примере личных местоимений), наречии и предлоге.

Для проверки уровня сформированности морфологических понятий у младших школьников опираясь на ФГОС НОО, программы образовательных систем «Гармония», «Школа России», а также на методику Н. П. Каноныкина и Н. А. Щербаковой, нами были определены критерии и показатели усвоения данных понятий:

Критерий. Умение отличить данную категорию от сходной:

-          выявлять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);

-          сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам.

Критерий. Умение подвести под общее правило отдельные частные случаи:

-          определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола в прошедшем времени; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;

-          ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы.

Критерий. Умение пользоваться морфологическими знаниями в самостоятельных творческих работах:

-          правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;

-          пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи.

Для определения уровня сформированности морфологических понятий у младших школьников использовались различные задания.

Для проверки уровня сформированности умения отличать данную категорию от сходной предлагались следующие задания:

1) прочитать текст; подчеркнуть члены предложения; подписать над каждым словом часть речи;

2) написать все известные самостоятельные и служебные части речи;

3) прочитать слова; определить, что между ними общего, а что различное; записать слова в разные группы.

При выполнении заданий у учеников возникли трудности с определением части речи слов ночью, к утру (несколько детей определяли данные слова как существительное или прилагательное соответственно), а также вместо частей речи четвероклассники определяли член предложения (сказуемое, дополнение, обстоятельство) и в самостоятельные части речи учащиеся записывали грамматическую основу предложения.

Для проверки уровня сформированности умения подвести под общее правило отдельные частные случаи предлагались задания:

1) определить род, число, падеж и склонение имён существительных; определить число, род и падеж имён существительных и прилагательных; определить время, число, лицо и спряжение глаголов; определить лицо и число местоимений;

2) поставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму;

3) выполнить морфологический разбор каждого слова в предложении;

4) поставить слово в указанную форму.

При анализе выполненных учащимися заданий выяснилось, что большинство не могли разделить существительные на две группы по определенному признаку, допускали множество ошибок при определении рода, числа, падежа и склонения имен существительных, а также времени, лица, спряжения глаголов. Практически все четвероклассники затруднялись при постановке различных частей речи в начальную форму, а также указывали лицо, число и время инфинитива.

Для проверки уровня сформированности умения пользоваться морфологическими знаниями в самостоятельных творческих работах предлагались следующие задания:

1) отредактировать текст; построить предложения так, чтобы в них не было повторения одних и тех существительных;

2) вставить подходящие местоимения с предлогами;

3) составить небольшой текст (4–5 предложений) о любимом времени года, используя все части речи.

При анализе выполнении заданий выяснилось, что некоторые ученики не используют местоимения, чтобы устранять повторы одних и тех же существительных. Также у четвероклассников проблемы вызвала подстановка предлогов к различным местоимениям.

Результаты показали, что младших школьников можно объединить в три дифференцированные группы: с высоким, средним и начальным уровнями сформированности морфологических понятий, что представлено в диаграмме (рис.1).

Рис. 1. Результаты сформированности морфологических понятий у младших школьников

 

Таким образом, диагностика дает понять, что изучение морфологии в младших классах происходит точно так же, как и изучение других разделов русского языка. Учителя не учитывают всех особенностей морфологических понятий. Это подтверждают результаты диагностики по первому критерию — умение отличить данную категорию от сходной. Четверть учащихся не разграничивает понятия, которые относятся к частям речи (морфологические) и понятия синтаксиса, т. е. вместо частей речи определяли член предложения (сказуемое, дополнение, обстоятельство). Также при перечислении самостоятельных частей речи учащиеся записывали грамматическую основу предложения. Результаты диагностики по второму критерию — умение подвести под общее правило отдельные частные случаи — показали, что всего 18 % четвероклассников допускает 1–2 ошибки при определении морфологических категорий частей речи, т. е. находятся на высоком уровне. Остальные ученики допускали ошибки не только в определении падежей и склонений, но и в категориях рода и числа. Исходя из этого, мы можем утверждать, что данные морфологические категории сформированы у учащихся не системно, а отдельно по каждой части речи. Результаты диагностики по третьему критерию — умение пользоваться морфологическими знаниями в самостоятельных творческих работах — показали, что некоторые дети не используют наречия и местоимения для повышения точности, выразительности речи. Все известные части речи употребляют в своих творческих работах только 20 % четвероклассников.

Диагностический эксперимент по определению уровня усвоения морфологических понятий младшими школьниками показал, что большинство детей находится на среднем и начальном уровнях. Общие результаты эксперимента по двум классам: на высоком уровне — 11 учеников (18 %), на среднем — 28 (47 %), на начальном — 21 (35 %). Чтобы повысить эффективность процесса усвоения сложных абстрактных понятий в начальной школе, требуется соответствующее методическое обеспечение в виде обучения с большей опорой на конкретные зрительные образы, которые улучшат осознанность знаний младших школьников в области морфологии. Именно в этом направлении и будет осуществляться наша дальнейшая работа.

 

Литература:

 

1.      Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л. И. Айдарова. — М.: Педагогика, 1978. — 224 с.

2.      Богоявленский Д. Н. О диалектической природе грамматического мышления // РЯШ. — 1981. — № 2. — С. 63–69.

3.      Жуйков С. Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах / С. Ф. Жуйков. — Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т психологии. — М.: Просвещение, 1964. — 300 с.

4.      Камынина А. А. Современный русский язык: учеб. пособие / А. А. Камынина. — М.: Изд-во МГУ, 1999. — 240 с.

5.      Методика преподавания русского языка в нач. шк. / Каноныкин Н. П., Щербакова Н. А. — Ленинград: Учпедгиз, 1959. — 369 с.

6.      Озерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе: 4-й кл. / В. П. Озерская. — М.: Просвещение, 1978. — 93 с.

7.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Завуч начальной школы. — 2011. — № 1. — С. 4–25.

Основные термины (генерируются автоматически): часть речи, школьник, русский язык, проверка уровня, результат диагностики, начальная форма, слово, местоимение, член предложения, критерий.


Ключевые слова

критерии, показатели, морфологические понятия, усвоение понятий, младшие школьники.

Похожие статьи

Возможность и способы диагностики УУД на уроках русского...

Ключевые слова: способы диагностики универсальных учебных действий, мониторинг, система PROCLASS.

1) поставь имя существительное в начальную форму. 2) определи его число.

B. Каким членом предложения могут являться имена существительные?

Особенности изучения местоимений в начальной школе

Местоимения составляют весьма своеобразную категорию слов в системе частей речи.

Львов М. Р., Горецких В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах – М.: Изд.

Технология деятельностного метода. Из опыта работы

часть речи, русский язык, какая часть речи, урок, слово, местоимение, группа, пробное действие, самостоятельная работа, место имени существительного.

Расширяем границы учебного предмета. Программа электронного...

Части речи в русском языке.

Местоимение как часть речи. 1,2,3 лицо.

Критерии составления учебного пособия для предмета "чтение художественной литературы" в процессе преподавания РКИ в иранской аудитории.

Методические особенности изучения темы «Сложные...»

В статье рассматриваются подходы к изучения сложного предложения в современной школе, а также приводится анализ программ по русскому языку, соответствующих ФГОС НОО и предусматривающих изучение сложных предложений в начальной школе.

Использование пословиц как дидактического материала...

Так, Александр Афанасьевич Потебня говорил о том, что значение слов как членов предложения формально и в подобных случаях следует учитывать то, какой частью речи выражен тот или иной член предложения [7, c.56].

Использование тестов как средства контроля достижения...

Русский язык 1 класс. Установи соответствие. Пришла весна. словосочетание. Крик лебедей предложение.

Культурно-историческая экскурсия как средство достижения младшими школьниками личностных результатов начального общего образования.

Возможность и способы диагностики УУД на уроках русского...

Ключевые слова: способы диагностики универсальных учебных действий, мониторинг, система PROCLASS.

1) поставь имя существительное в начальную форму. 2) определи его число.

B. Каким членом предложения могут являться имена существительные?

Особенности изучения местоимений в начальной школе

Местоимения составляют весьма своеобразную категорию слов в системе частей речи.

Львов М. Р., Горецких В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах – М.: Изд.

Технология деятельностного метода. Из опыта работы

часть речи, русский язык, какая часть речи, урок, слово, местоимение, группа, пробное действие, самостоятельная работа, место имени существительного.

Расширяем границы учебного предмета. Программа электронного...

Части речи в русском языке.

Местоимение как часть речи. 1,2,3 лицо.

Критерии составления учебного пособия для предмета "чтение художественной литературы" в процессе преподавания РКИ в иранской аудитории.

Методические особенности изучения темы «Сложные...»

В статье рассматриваются подходы к изучения сложного предложения в современной школе, а также приводится анализ программ по русскому языку, соответствующих ФГОС НОО и предусматривающих изучение сложных предложений в начальной школе.

Использование пословиц как дидактического материала...

Так, Александр Афанасьевич Потебня говорил о том, что значение слов как членов предложения формально и в подобных случаях следует учитывать то, какой частью речи выражен тот или иной член предложения [7, c.56].

Использование тестов как средства контроля достижения...

Русский язык 1 класс. Установи соответствие. Пришла весна. словосочетание. Крик лебедей предложение.

Культурно-историческая экскурсия как средство достижения младшими школьниками личностных результатов начального общего образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Возможность и способы диагностики УУД на уроках русского...

Ключевые слова: способы диагностики универсальных учебных действий, мониторинг, система PROCLASS.

1) поставь имя существительное в начальную форму. 2) определи его число.

B. Каким членом предложения могут являться имена существительные?

Особенности изучения местоимений в начальной школе

Местоимения составляют весьма своеобразную категорию слов в системе частей речи.

Львов М. Р., Горецких В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах – М.: Изд.

Технология деятельностного метода. Из опыта работы

часть речи, русский язык, какая часть речи, урок, слово, местоимение, группа, пробное действие, самостоятельная работа, место имени существительного.

Расширяем границы учебного предмета. Программа электронного...

Части речи в русском языке.

Местоимение как часть речи. 1,2,3 лицо.

Критерии составления учебного пособия для предмета "чтение художественной литературы" в процессе преподавания РКИ в иранской аудитории.

Методические особенности изучения темы «Сложные...»

В статье рассматриваются подходы к изучения сложного предложения в современной школе, а также приводится анализ программ по русскому языку, соответствующих ФГОС НОО и предусматривающих изучение сложных предложений в начальной школе.

Использование пословиц как дидактического материала...

Так, Александр Афанасьевич Потебня говорил о том, что значение слов как членов предложения формально и в подобных случаях следует учитывать то, какой частью речи выражен тот или иной член предложения [7, c.56].

Использование тестов как средства контроля достижения...

Русский язык 1 класс. Установи соответствие. Пришла весна. словосочетание. Крик лебедей предложение.

Культурно-историческая экскурсия как средство достижения младшими школьниками личностных результатов начального общего образования.

Возможность и способы диагностики УУД на уроках русского...

Ключевые слова: способы диагностики универсальных учебных действий, мониторинг, система PROCLASS.

1) поставь имя существительное в начальную форму. 2) определи его число.

B. Каким членом предложения могут являться имена существительные?

Особенности изучения местоимений в начальной школе

Местоимения составляют весьма своеобразную категорию слов в системе частей речи.

Львов М. Р., Горецких В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах – М.: Изд.

Технология деятельностного метода. Из опыта работы

часть речи, русский язык, какая часть речи, урок, слово, местоимение, группа, пробное действие, самостоятельная работа, место имени существительного.

Расширяем границы учебного предмета. Программа электронного...

Части речи в русском языке.

Местоимение как часть речи. 1,2,3 лицо.

Критерии составления учебного пособия для предмета "чтение художественной литературы" в процессе преподавания РКИ в иранской аудитории.

Методические особенности изучения темы «Сложные...»

В статье рассматриваются подходы к изучения сложного предложения в современной школе, а также приводится анализ программ по русскому языку, соответствующих ФГОС НОО и предусматривающих изучение сложных предложений в начальной школе.

Использование пословиц как дидактического материала...

Так, Александр Афанасьевич Потебня говорил о том, что значение слов как членов предложения формально и в подобных случаях следует учитывать то, какой частью речи выражен тот или иной член предложения [7, c.56].

Использование тестов как средства контроля достижения...

Русский язык 1 класс. Установи соответствие. Пришла весна. словосочетание. Крик лебедей предложение.

Культурно-историческая экскурсия как средство достижения младшими школьниками личностных результатов начального общего образования.

Задать вопрос