Библиографическое описание:

Ахмедшина А. Р. Незаконная рубка лесных насаждений // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 559-561.



В 2015 году в России зарегистрировано 14192 преступления, предусмотренные ст. 260 Уголовного кодекса РФ [1], что на 4,3 % меньше, чем в предыдущем году, выявлено 6763 лица, их совершивших, что на 6 % меньше, чем в 2014 году [4].

Динамика снижения выявляемости этих преступлений прослеживается во всех федеральных округах, за исключением Сибирского, где наблюдается их 3-процентный рост.

Приведенные данные свидетельствуют о серьезных проблемах следствия по этой категории уголовных дел.

Таким образом, в сфере лесопользования и лесоохраны количество преступлений в области рационального использования лесов в Сибирском округе неуклонно растет. При этом в последнее десятилетие лесная отрасль в России активно криминализируется и захватывается организованными преступными группами. Что влечет за собой не только огромный материальный ущерб, причиняемый этим видом преступлений, но и говорит об организованном характере их совершения. Преступные организации активно проникают в хозяйственную и финансовую деятельность предприятий лесоперерабатывающего комплекса и другие структуры, работающие с лесными ресурсами. Лесоторговый бизнес процветает, и за границу уходит сырье, которое необходимо нашим отечественным предприятиям.

В Байкальском регионе, как и во всех других регионах, ориентированных на экспорт, грубые нарушения лесного законодательства стали уже привычным явлением, поскольку государственные структуры заинтересованы не в пресечении рубок, а в конфискации и последующей продаже незаконно срубленной древесины.

Лес, являясь одним из базовых элементов, поддерживающих экосистему озера Байкал, обладает особой значимостью для сохранения экологического баланса в Восточной Сибири. Тем не менее, самовольные рубки особо ценных пород, которые в Японии, Китае и Корее пользуются большим спросом, ведутся в огромном объеме. Известно, что в Китае наложен запрет на вырубку собственного леса, а в России лес рубят тысячи предприятий, предпочитающих в основном продавать древесину по демпинговым ценам. Существующие подпольные фирмы обеспечивают российских торговцев краденым лесом и китайских скупщиков подложными документами, чтобы древесина шла через таможню без задержек.

Деятельности организованных преступных групп в данной сфере помогает несовершенство законодательства, как в смысле предоставления лазеек, позволяющих миновать правовые запреты, так и отсутствия жестких мер наказания за преступления в сфере рационального использования лесов, а также низкая эффективность работы природоохранных и правоохранительных органов. Кроме того, развитию экологической организованной преступности способствует коррумпированность чиновничьего аппарата, поскольку при его участии формируются необходимые условия, укрепляющие влияние преступных групп в данной сфере.

Таким образом, незаконная коррумпированная торговля лесными ресурсами является распространенным способом извлечения в различных масштабах «теневой» прибыли и способствует резкому ухудшению состояния окружающей среды, истощению ресурсов, а также разрушению законной конкуренции на рынке лесных товаров и падению при этом авторитета и эффективности государственного управления.

Проведенный анализ практики расследования уголовных дел о преступлениях в сфере лесопользования показал ряд типичных для большинства регионов Российской Федерации нарушений уголовно-процессуального законодательства [3].

Основной их массив установлен на начальном этапе судопроизводства — при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Прокурорами признается незаконным значительное число (каждое третье) постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела [2].

Как правило, отмена таких решений обусловлена неустановлением всех значимых обстоятельств, в том числе отсутствием сведений о размере причиненного ущерба, разрешительных документов на рубку леса, объяснений должностных лиц лесхозов, заключений о причинах возгораний.

По-прежнему прокурорами выявляются случаи укрытия сообщений о преступлениях в указанной сфере (республики Коми, Саха (Якутия), Сахалинская, Омская области, Еврейская автономная область).

Крайне важным для результативного расследования является своевременное выявление факта совершения незаконной рубки. Однако нередко это происходит спустя несколько месяцев после совершения преступления, что приводит, как правило, к утрате следов преступной деятельности, восполнение которых в дальнейшем может быть невозможно.

На сегодняшний день также существуют проблемы нормативного и организационного характера, наличие которых не позволяет в полной мере эффективно расследовать преступления в сфере лесопользования.

Одна из них связана с изъятием, хранением, транспортировкой и дальнейшей реализацией обнаруженной древесины. Если порядок изъятия и реализации вещественных доказательств определен на законодательном уровне, то вопросы транспортировки вещественных доказательств к месту хранения до принятия решения об их реализации не решены. В связи с этим следователь вместо того, чтобы заниматься расследованием, решает не относящиеся к его непосредственной деятельности проблемы, связанные с поиском транспортных средств, мест хранения и перемещением туда древесины. В настоящее время МВД России готовит проект нормативного правового акта, определяющего порядок вывоза, транспортировки и хранения древесины, изъятой с мест незаконной рубки лесных насаждений.

Таким образом, правоохранительным органам необходимо совершенствовать работу по декриминализации лесной отрасли и устранять имеющиеся недостатки. Особое внимание следует уделить проблемам определения и возмещаемости вреда, причиненного противоправными действиями. Также надлежит рекомендовать органам власти регионов принять меры по усилению контроля со стороны лесничеств за поднадзорными территориями, в частности за деятельностью лесопользователей.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  2. Гаевская Е. Ю. К вопросу о борьбе с незаконной заготовкой древесины // Экологическое право. — 2016. — № 1. — С. 24–27.
  3. Качина Н. В., Мирончик А. С. Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ): ошибки применения и пути их преодоления // Адвокатская практика. — 2014. — № 4. — С. 51–57.
  4. Россия в цифрах. 2015: Крат. стат. сб. / Росстат — М.: Федеральная служба государственной статистики, 2015. — 543 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle