Библиографическое описание:

Дамыймаа С. Б. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 678-680.



В каждом детском дошкольном учреждении выполнение условий для здоровьесбережения детей является самой основной и важнейшей задачей. Педагоги ДОУ заботятся не только о физическом, но и о психическом и социальном благополучии своих воспитанников. Вообще понятие Здоровьесберегающие технологии в любом детском учреждении — это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них осознанного отношения к состоянию своего здоровья. Многие дети дошкольного возраста страдают от хронических заболеваний, от нарушений работы опорно-двигательного аппарата, у них есть проблемы с осанкой, с дыхательным аппаратом. Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе разделены на несколько направлений на: стимулирование и сохранение здоровья; обучение здоровому и правильному образу жизни; коррекцию состояния малышей. Эффективность всех технологий в первую очередь зависит от того, как именно в детском саду организован процесс обучения, не наносит ли он вред здоровью малыша. Цели здоровьесберегающих технологий использования предельно ясны. Именно они необходимы для того, чтобы воспитанники садов стали более жизнеспособными, у них сформировалось правильное отношение к своему здоровью, они могли самостоятельно его сохранять, оберегать и поддерживать. Необходимо в процесс вовлекать и родителей воспитанников детских садов. Во время занятий, по мере утомляемости детей необходимо использовать динамические паузы. К технологиям, направленным на сохранение здоровья относятся различные подвижные игры, в том числе и спортивные, утренняя гимнастику, разминку для пальцев, глаз, дыхания, использование дорожек здоровья. Необходимо для привития малышам любви к правильному образу жизни важна ежедневная утренняя зарядка, организованные физкультурные праздники, образовательная деятельность, направленная на развитие физической культуры. К коррекционным технологиям относят музыкотерапию, сказкотерапию, изотерапию итд. Пальчиковые игры для развития мелкой моторики важно проводить с ними регулярно для стимулирования головного мозга, также учеными было доказано, что именно стимуляция пальцев рук крох способствует развитию речи. Пальчиковая гимнастика необходима для того, чтобы малыш лучше справлялся с рисованием и письмом и меньше уставал при проведении занятий. Регулярное их использование в саду и дома поможет ребенку развить мелкую моторику и, соответственно, стимулировать речь.

Разминка и гимнастика для глаз. Эти упражнения необходимы для того, чтобы сохранить зрение малышам. 80–90 % информации поступает как раз через глаза. Они работают на протяжении всего времени бодрствования ребенка, испытывая нагрузку. Упражнения для глаз, которые можно делать с малышами, достаточно просты. Необходимо с ними поморгать, попросить зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Также детям интересно следить за пальчиком, который то приближается к носу, то отдаляется от него. Такие здоровьесберегающие технологии в детском саду должны использоваться постоянно.

Дыхательная гимнастика и дыхательные упражнения. Очень важно уделять внимание и правильному дыханию. Важно, чтобы малыши дышали не поверхностно, а полной грудью. Такие упражнения необходимы не только детям, страдающим от частых простудных заболеваний, бронхитов, пневмоний, астмы, но и здоровым детям. Гимнастика для дыхания полезна при заболеваниях, она способна отлично дополнить медикаментозное, физиотерапевтическое лечение. Здоровьесберегающие технологии, в обязательном порядке должны быть включены активные игры. Занятия со средней степенью подвижности должны проводиться ежедневно на прогулках или в группах.

Расслабление или релаксация. Но важна не только гимнастика, игры и прочие активные способы отдыха и расслаблению. Для этих целей малышам могут включать звуки природы или спокойную классическую музыку. Ответственными за эту часть здоровьесберегающих технологий являются воспитатели, психологи и инструктора по физической культуре. Релаксационные паузы помогают снять умственное, нервное и эмоциональное напряжение. Своевременное расслабление способно помочь восполнить силы, дать отдых мышцам и не позволить эмоциям выплеснуть через край. Расслабление необходимо и при чрезмерной активности малышей, и при их явной вялости, апатиии. На выполнение всего комплекса должно отводиться порядка 5–7 минут.

К здоровьесберегающим технологиям относятся также динамические паузы во время занятий, бодрящая гимнастика после дневного сна, самомассаж, сказкотерапия, изотерапия, также арт-технологии, а особое внимание отводится занятиям физической культурой. В каждом детском саду они должны проводится 2–3 раза в неделю в спортивном зале. Физкультурой дети должны заниматься с физинструктором. Перед физкультурой помещение проветривается, лишь после этого в него можно заводить детей. Главной задачей этих занятий является формирование необходимых двигательных навыков и умений у малышей, развитие физических качеств. Также важно создать условия для реализации детьми своей потребности в двигательной активности. Все это является основой для их физического и психического благополучия.

Если в любом детском саду будут использоваться все описанные методы здоровьесберегающих технологий, то можно быть уверенным, что дети станут здоровее, увереннее в себе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle