Библиографическое описание:

Кленова Ю. В. Период становления в творчестве А. А. Вербицкой: от беллетристики к массовой литературе // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 587-590.



В статье приводится периодизация творчества А. А. Вербицкой, дается характеристика раннего периода ее писательской карьеры. В настоящем исследовании систематизируются сведения, которые не могли быть достоянием широкой общественности на протяжении почти 70 лет ввиду запрета на произведения писательницы, введенного советскими властями.

Ключевые слова: периодизация, роман, беллетристика, массовая литература, литература начала XX века

Произведения популярной в начале XX века писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой были запрещены в Советском Союзе с 1924 года. После распада СССР издатели опубликовали несколько ее произведений — так, в сокращении вышел шеститомник «Ключи счастья», без купюр были напечатаны роман «Дух времени», первая и вторая части трилогии «Иго любви». Однако, книги не вызвали живого отклика у читателей, и интерес к ним был утрачен как читательской аудиторией, так и исследователями. При том, что романы А. Вербицкой в 1910-х годах били рекорды тиражей, по ним снимали первые в России художественные фильмы, а сама писательница являлась довольно известной персоной, в настоящее время о ней и ее произведениях литературоведам известно немногое. Большая часть материалов, к которым может сегодня апеллировать исследователь, представляют собой отзывы критиков начала XX века. В последние десятилетия учеными и публицистами (Н. С. Агафоновой, Д. Л. Быковым, А. М. Грачевой, Н. М. Зоркой, И. И. Казаковой, В. А. Келдышем, Э. Клюс, О. В. Николаевой, Е. О. Путиловой, М. А. Черняк, Ш. Розенталь, Б. Холмгрен, Е. Гощило) опубликован ряд работ, посвященных творчеству А. Вербицкой, однако, оно по-прежнему нуждается в систематизации. В частности, до сих пор не предложена его периодизация; кроме того, не обобщены имеющиеся данные о ранних произведениях писательницы. Работа осложняется труднодоступностью оригинальных художественных текстов — в настоящее время ознакомиться с уцелевшим наследием А. Вербицкой в полном объеме можно исключительно в архивах Российской Государственной библиотеки, где хранятся более 20 прозаических (включая переиздания) и 8 драматургических произведений автора разных лет. В данном исследовании предпринята попытка суммировать известные факты, составить на их основе периодизацию творчества А. Вербицкой и охарактеризовать особенности его раннего периода.

Творческий путь А. А. Вербицкой можно условно разделить на следующие этапы: период становления (1883-1905 годы), куда следует включить начальный этап (с 1883 по 1899 годы); период наивысшей популярности (1905–1913 годы); период окончания писательской карьеры (1913–1928 годы). Данная периодизация позволяет увидеть творческую эволюцию автора как путь от первых литературных экспериментов до филигранного воплощения всех наработок писательницы в ее самом известном романе «Ключи счастья», который является наивысшей точкой писательской карьеры А. Вербицкой.

Как отмечал С. А. Венгеров, писать Анастасия Вербицкая «начала в 1883 году в «Русском курьере», где одно время вела политический отдел» [1, с. 404]. Однако, ее первым художественным произведением, появившимся в печати, критик называет повесть «Разлад», вышедшую в 1887 году в журнале «Русская мысль» (впоследствии она была переиздана как «Первые ласточки»). А. М. Грачева полагает, что Анастасия Алексеевна впервые взялась за перо, чтобы выразить протест против социальной несправедливости: когда сотрудникам журнала «Жизнь», где она работала, объявили о закрытии издания, десятки людей оказались без средств к существованию. Эхом этого события и стала повесть «Разлад», героиню которой Валентину Каменеву А. М. Грачева характеризует как «бунтарку, гибнущую в неравном противостоянии житейским обстоятельствам» [7, с. 7]. Каменева становится выразителем актуальной в то время идеи эмансипации — для нее «иметь за душой что-то свое дороже любви и семьи» [3, с. 66]. Труд на ниве журналистики героиня ставит выше семейного очага, поскольку работа в газете позволяет ей рассказывать о непростой жизни рабочего люда. «Идеи автора <...> имеют громадную ценность и должны быть положены в руководство каждой женщины», — так писали критики о первом произведении А. А. Вербицкой [1, с. 237].

Следующий ее рассказ под названием «Пробуждение» был издан в журнале «Русское богатство» только спустя семь лет, в 1894 году (впоследствии он также вошел в сборник «Сны жизни» 1904 года). Как полагает А. М. Грачева, перерыв в творчестве Вербицкой был вызван отсутствием у издателей интереса к ее произведениям; «Пробуждение» же удостоилось высокой оценки литературного критика Н. К. Михайловского. В рассказе изображен судьбоносный эпизод в жизни семнадцатилетней дворянки Нелли, которая, столкнувшись с самоубийством разорившегося крестьянина, осознает свое предназначение — помогать и служить людям. «Теперь ей казались понятными её взрывы тоски, её беспричинные слёзы, в самый разгар чужого веселья... Это было как бы предчувствие грядущих страданий, как бы провидение той изнанки жизни, которую старательно прятали от неё... Да, теперь ей всё ясно! Она спала, и настало пробуждение.», — писала А. А. Вербицкая [6, с. 34].

Спустя пять лет увидело свет еще одно ее произведение — в 1899 году в журнале «Мир Божий» была напечатана повесть «Освободилась». С большой долей вероятности можно утверждать, что прототипом героини, жены известного доктора Лизаветы Мельгуновой, которая покончила жизнь самоубийством, стала родная сестра А. А. Вербицкой Александра Сорнева. Мельгунову и ее возлюбленного — студента Клименко — писательница называет идейными людьми: они рассуждают о возвышенном, размышляют о своем истинном предназначении в жизни; в альтруистическом порыве Клименко уезжает помогать людям на Север, а Лизавета остаётся в одиночестве, ощущая себя бессильной перед серьезными задачами, решение которых нужно эпохе и стране. Разочаровавшись в окружающем мире и себе самой, она, как и Сорнева, сводит счеты с жизнью, приняв яд.

А. Вербицкая в этом произведении впервые попыталась донести новые идеи посредством известного жанрово-тематического канона массовой литературы — любовного романа. Современники немедленно обнаружили противоречие в сочетании идей о движении к демократическим свободам со сценами свиданий и романтическими описаниями, однако, критиков подкупал новый идейный колорит произведения. Так, В. М. Шулятиков писал: «В своих произведениях г-жа А. Вербицкая любит <…> выводить на сцену самых «новых» людей, любит затрагивать те или другие животрепещущие «проклятые» вопросы текущей минуты и относительно последних вопросов держится тех точек зрения, которые приняты передовой частью интеллигентного общества.» [9].

С. А. Венгеров называет целый ряд журналов, с которыми сотрудничала Анастасия Вербицкая в конце XIX столетия: «Начало», «Мир Божий», «Северный курьер», «Русские ведомости», «Живописное обозрение», «Образование». Она составляла для ряда изданий компилятивные обзоры на политические темы; публикации художественных произведений были для нее довольно редкими. Однако, говоря о художественной прозе, начальный этап творчества А. Вербицкой (с 1883 по 1899 годы) можно назвать малопродуктивным, в это время были опубликованы всего несколько текстов. В связи с этим мы предлагаем рассматривать данный этап творчества писательницы в рамках более длительного периода становления (с 1883 по 1905 годы).

В 1899 году А. Вербицкая выступила в роли издателя и распространителя своих произведений в букинистических магазинах, что было новой практикой для писателей той эпохи. Так вышел в свет первый сборник ее произведений «Сны жизни». Он объединил семь текстов, в числе которых — эскизы «Репетитор» и «Наденька», очерк «Ночью», этюд «Элегия», рассказы «Пробуждение», «Одна», «Поздно». Автор описывает в них противоречивый мир человеческих чувств и старается не делить своих персонажей на «хороших» и «плохих». Так, в рассказе «Поздно» показаны муки выбора стареющей Лизаветы Звягиной между своей поздней любовью и семьей. Она не находит в себе сил уйти от постылого мужа и бросить детей, но это отнюдь не характеризует героиню как добродетельную натуру: «Я, считавшая себя доброй и честной женщиной, весь день обдумывала, как нанести удар этому доверчиво спящему подле меня человеку, этим детским головкам, которые я крестила, как любящая мать... И рука моя опустилась в бессилии... Но удержали меня не долг и не любовь к ним, а только сознание, что я для вас — стара», — пишет героиня в письме своему любовнику [6, с. 182].

В произведении «Наденька» А. Вербицкая изображает девушку-гувернантку, которая задумывается над выбором: уступить своим чувствам и стать счастливой хотя бы на одну ночь или во имя будущего не губить свое честное имя. Наденька выбирает первое: «Она уже не колебалась, не боролась. Безвольная, заворожённая властью растущего желания, стояла она, и слёзы восторга закипали в груди... Любовь ли, обман ли? Всё равно! Радости хочется, ласки... Взять своё счастье и хоть раз дать его другому! Всю себя отдать без расчёта! На мгновение стать свободной и равной им всем... Стать счастливее хозяйки, счастливее богача!» [6, с. 202]. Наденька предвосхищает появление в «Ключах счастья» Мани Ельцовой с ее неотъемлемым и органическим желанием быть свободной во всех проявлениях тела и души.

Многие, хотя и не все, произведения сборника «Сны жизни» посвящены перипетиям женской судьбы. Гендерным вопросам автор уделяет серьезное внимание, что справедливо и для других публикаций А. Вербицкой тех лет: романов «Вавочка» (1898–1901 годы) и «По-новому» (1903), сборников «Мотыльки» (1903) «Преступление Марии Ивановны и другие рассказы и очерки из жизни одиноких» (1903), повестей «История одной жизни» (1903) и «Чья вина» (1903).

Писательница анализирует следствия выбора, сделанного ее героинями. Так, поступок Марьи Васильевны, героини произведения «По-новому» — это компромисс: ради мужа она уходит с поста старшей учительницы и переводится в другую школу, на окраине Москвы, чтобы после нескольких лет супружества жить с возлюбленным под одной крышей. Следует принять во внимание, что совмещение постоянной работы с семейной жизнью и материнством не было в начале XX века общепринятой практикой, учительский труд образованной женщины в непривилегированной школе воспринимался как служение высшим целям и вклад в дело просвещения. Марья Васильевна приходит к выводу, что бросать все силы на обучение и воспитание чужих детей при наличии своих — это подвиг, который оказался ей не под силу. Автор оставляет финал открытым — будет ли сожалеть героиня о своем выборе или удовлетворится семейным уютом. Отметим, что в повести «По-новому» А. Вербицкая впервые высказывает опасение в слабости человека перед лицом обстоятельств — эта мысль впоследствии прозвучит в романе «Ключи счастья».

В повести «Чья вина» автор продолжает размышлять над вышеупомянутой проблемой — Вера Туманская, выбравшая профессиональное развитие и посвятившая себя сцене, становится блестящей актрисой, но навсегда теряет любимого и любящего мужа, хоронит единственную дочь. «Но нет возврата, нет прощения! И эту кару она понесет с собой до могилы, на которую никто не придет помолиться и поплакать», — резюмирует автор [5, с. 207]. Персонажи Вербицкой, безоглядно отдавшиеся своему увлечению, в большинстве случаев терпят фиаско.

Среди произведений, изданных в период до 1905 года, выделяется повесть «Злая роса» (1904), главным героем которой становится разочаровавшийся в жизни, неспособный найти себе применение студент Бородин. Он выдвигает идею о бессмысленности человеческих отношений: любви, дружбы, и призывает к абстрактному служению истине. А. Вербицкая дает читателю понять, что такие идеи бесплодны: «Никогда еще не сознавал он с такой яркостью и болью, что для него нет жизни и не будет. Страшное своей бесцветностью и пустотой лежало перед ним будущее» [2, с. 209].

Примечателен рассказ «Первые шаги», где описан приемный экзамен в мужскую гимназию, ставший откровением для маленького дворянина Николая Ибряева. Идеальный мир, созданный для ребенка его родными, в одночасье рушится, когда мальчик сталкивается с несправедливостью при зачислении учеников: будучи подготовлен хуже своих соседей, Ибряев принят, тогда как они — простолюдины — не проходят отбора. Горечи финалу добавляет фраза учителя: «Смелое, правдивое и чистое создание… Что-то мы сделаем из тебя через два года!» [4, с. 164].

В период с 1899 по 1905 годы Анастасия Вербицкая сосредотачивается на осмыслении актуальных проблем общества, в своих текстах она пытается осознать перспективы тех или иных явлений в меняющемся мире и государстве. Произведения Вербицкой на данном этапе выделяются критическим подходом автора к раскрытию темы. Она осторожна в своих суждениях и часто выбирает наиболее правдоподобный вариант развития событий. Эту характерную особенность своей прозы Вербицкая сохранит до конца: хэппи-энд в ее произведениях — исключительное явление.

В начале своей писательской карьеры А. Вербицкая работает в русле беллетристики, исследуя социальную проблематику. Писательница в числе первых в стране уделяет внимание теме гендерного равноправия, находясь в поиске художественной формы для передачи особенностей женской психологии. Повесть «Освободилась» является самым ранним экспериментом писательницы на границе двух литературных пластов — беллетристики и массовой литературы. Отметим, что А. М. Грачева относит ранние произведения А. А. Вербицкой к предчеховской реалистической литературе: «Используемые ею жанры, герои, средства типизации, архитектоника — все было «узнаваемым» и привычным для так называемой «идейной» беллетристики конца 80-х — 90-х годов» [7, с. 10]. Не изменяя беллетристической проблематике, А. Вербицкая прибегает к наработкам жанра любовного романа — страстным диалогам героев, романтизированным описаниям интерьеров и пейзажей, исполненным чувства сценам. Впоследствии этот синтез станет важной чертой творческой манеры автора, которая позволит писательнице завоевать симпатии широкой аудитории без классического образования, нуждающейся в простой и увлекательной подаче материала.

Отметим, что творчество А. Вербицкой претерпевало изменения в русле общей литературной тенденции начала XX века, которая возникла с развитием книгоиздания и состояла в «размывании» границ беллетристики и массовой литературы. Отрасль активно подвергалась коммерциализации, вследствие чего происходила ее переориентация на вкусы и стремления читательского большинства.

Влияние этого процесса отразилось в текстах Вербицкой. А. М. Грачева указывает на то, что писательница обращается к «архаическим приемам соответствия внешности и внутренней сущности героев», поэтике исключительного, предпочитает множественность и запутанность сюжетных линий, свойственные авантюрному роману [7, с. 11]. Исследователь подчеркивает также, что к новым экспериментам Вербицкую подтолкнули события 1905 года — она считала происходившие перемены долгожданным благом для страны.

Период с 1905 по 1913 годы следует назвать временем наивысшей популярности А. Вербицкой, на данном этапе своего творчества она пишет и издает романы, которые принесли ей славу — «Дух времени» и «Ключи счастья». Тенденции, которые наметились в период становления, получили в этих текстах свое развитие и сделали писательницу кумиром тысяч современников.

Составленная периодизация дает точку опоры для дальнейших исследований творчества А. Вербицкой, а информация о ранних текстах автора позволяет сделать многоаспектным подход к изучению ее наиболее известных произведений и составить более полное представление о творческом пути писательницы.

Литература:

  1. Венгеров С. А. Вербицкая, Анастасия Алексеевна / С. А. Венгеров // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Спб., акционерное издательское общество «Брокгауз-Ефрон». Доп. Т. 1 (1905): Аа — Вяхирь, 478 с.
  2. Вербицкая А. А. Злая роса: повесть конца XIX в. 1-я тысяча. М.: т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1904. 212 с.
  3. Вербицкая А. А. Первые ласточки: повесть. М.: т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1900. 250 с.
  4. Вербицкая А. А. Первые шаги. // Мотыльки: Рассказы. 1-я тысяча. М.: т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1904. 166 с.
  5. Вербицкая А. А. Чья вина? Повесть в 2 ч. М.: т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1903. 208 с.
  6. Вербицкая А. А. Сны жизни: рассказы. 4-е изд., испр., 12-я тысяча. М.: т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1904. 231 с.
  7. Грачева А. М. Литературная «звезда» русского модерна // А. М. Грачева // Вербицкая, А. А. Дух времени: роман. В 2 кн. СПб., 1993. С. 5–16.
  8. Краснов П. Н. Идейная писательница / П. Н. Краснов // Литературные вечера «Нового мира».1903. № 5. С. 237.
  9. Шулятиков В. М. Новые перепевы старых мотивов. Курьер, 1901. № 97. [Электронный ресурс]. URL:http://az.lib.ru/s/shuljatikow_w_m/text_0740.shtml (дата обращения: 30.09.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle