Автор:

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 10.01.2017

Статья просмотрена: 614 раз

Библиографическое описание:

Головина Е. В. Особенности женского романа как жанра литературы // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 732-734. — URL https://moluch.ru/archive/136/38082/ (дата обращения: 23.04.2018).



Сложным и неоднородным явлением предстает русская литература 90-х годов ХХ и начала XXI века в мировоззренческом, стилистическом, эстетическом и, без сомнения, в аксиологическом аспекте. Е. В. Лазарева отмечает, что современная русская литература оказалась в «состоянии постперестроечного идеологического вакуума», испытала «все соблазны теоретического и практического постмодернизма», разделилась «на множество течений», но тем не менее в своих лучших произведениях она «сохранила высокую духовность, страстный поиск истины, любовь и сострадание к человеку». Исследователь подчеркивает ориентированность русской литературы на истинные ценности, которые позволили ей «установить и поддержать высочайшие качества текста даже в эпоху торжества массовой культуры». Именно поэтому аксиологический критерий оценки произведения утверждается ученым в качестве важнейшего [6]. Таким образом, очевидно, что среди основных категорий нравственного сознания выделяются моральные ценности, наличие которых в современном женском романе представляет для нас особый интерес.

Однако сперва стоит уточнить значение термина «женский роман»., который относится к числу самых популярных жанров. В критической литературе можно встретить такие близкие понятия, как «любовный роман», «дамский роман», «розовый роман» и даже его отождествление с женской литературой.

С. Филоненко отрицает подобное отождествление, рассматривая его как отношения целого к частному, и считает женским любовным романом — «исключительное жанровое своеобразие, которое функционирует в пределах присущих ему сюжетных и композиционных особенностей». Более того, исследователь проводит грань между понятиями «женский роман» и «дамский роман», где последний, физиологический, бульварный, или тривиальный, выступает «одним из трех китов массовой литературы, с присущими лишь ему сюжетными моделями и матрицами» [8].

Е. В. Улыбина отмечает, что так называемый женский роман, он же любовный роман и розовый роман, относится к числу самых популярных жанров, и данное явление чрезвычайно близко по структурным и содержательным особенностям волшебной сказке [7, с. 538].

На неоднозначность термина указано и в исследовании В. Березина, который под «любовным романом» понимает специфический жанр коммерческой литературы, которая имеет разные постоянные названия — «розовый роман», «женский роман» [1]. Критик указывает на возникновение определенной путаницы, возникающей при употреблении термина «женский роман», т. к. под ним понимается и феминистская литература, и произведения, написанные женщинами-писательницами [1].

Помимо нейтрально оценивающих определений в критической литературе встречаются обвинения женского любовного романа в примитивности, пошлости, а также дурном влиянии на литературный стиль или, например, в «разрушении русской языковой среды и …психики носителя русской языковой стихии» [5]. В. Долинский придерживается точки зрения, что данный тип романа «внекультурен по смыслу», а у читателя с «неиспорченным вкусом» вызывает только чувства «нарастающей усталости и неизбывной скуки» [5].

Таким образом, после проведения анализа определения понятия «женский роман» в современной критической литературе очевидно, что его четкая дефиниция отсутствует, а параллельно фигурируют синонимичные конструкции.

Как считает Е. В. Улыбина, высокая повторяемость сюжетных элементов, относительное постоянство состава героев и сериальный характер продукции определяют жанровое своеобразие женского романа [7]. О. Ванштейн подчеркивает, что «сущность розового романа во всех его жанровых модификациях сводится к любовной истории со счастливым концом» [3: 303], а в известных работах, связанных с исследованием женского любовного романа, отмечается категоричная неизменность формульных элементов, которые составляют сюжетную линию произведений «розовых серий» [3].

На российском книжном рынке женский любовный роман, как и другой жанр массовой литературы, представлен массовостью, серийностью с простыми и ясными названиями и неиндивидуальным характером данного вида любовной беллетристики (т. е. авторство за редким исключением почти не несет отпечатка индивидуальности).

Обращаясь к современной массовой культуре Запада, О. Вайнштейн отмечает, что розовый роман — «абсолютно канонический жанр, структурно определенный и по форме, и по смыслу». Он представляет собой карманную книжку, объемом 190 страниц, где сюжет закручен вокруг любовной интриги с непременной счастливой развязкой. Исследователь также подчеркивает и главную цель, заключающуюся в утехе и развлечении читательниц, переживаниях женским сердечным неприятностям, создании атмосферы розовых романтических мечтаний. Повествование ведется от лица героини, умницы и красавицы, события происходят на мирном бытовом фоне, а эротика дозирована и описывается скромно, через особые риторические фигуры или фигуры умолчания [3].

В. Березин утверждает такие специфические особенности любовного романа, как универсальность, политическую и персональную корректность и популярность среди независимого от этнической или национальной принадлежности читателя [1].

Исследование О. Бочаровой помогает идентифицировать следующие черты женского романа, благодаря которым он всеми узнаваем:

1) схематичность воображаемого мира, фигурирование самых универсальных имен и вещей;

2) практически отсутствие знаков времени, когда лишь по постоянному обращению к компьютеру возможно догадаться, что действие происходит в конце ХХ века, а не в его середине;

3) неопределенность конкретной культурно-временной принадлежности (отсутствуют упоминания о значимых событиях, знаменитостях, не встречаются названия фирм, магазинов, ресторанов и т. п.), однако есть схема условного «западного»;

4) обозначены лишь универсальные признаки пространства (это большой город с активной деловой жизнью, в котором есть банки, офисы, с роскошными ресторанами, уютными кафе и дорогими магазинами);

5) мужчины — владельцы дорогих машин (здесь, впрочем, фигурируют марки автомобилей), у женщин — модная одежда [2].

Таким образом, конструируемый в женском романе мир не вызывает чувства дискомфорта, он прост, понятен и легко узнаваем всеми, чего бы не произошло, будь он проблемным и населенным не совсем знакомыми реалиями и названиями.

Однако не стоит понимать женский роман как абсолютно однородную литературную продукцию. И. Гаврикова выделяет в женском романе бытовые и любовные тексты, где бытовой — «это попытка в обыденщине нашей действительности найти кое-что особое и оголить жизнь во всех ее привлекательных и непривлекательных проявлениях, увидеть интересное в будничном», а любовный — «это жизнь в сказке, созданной своими руками, прикосновенье к мечте, реализация своих желаний путем растворения себя в герое» [4].

Уже своим названием жанр женского любовного романа говорит о культурных стереотипах и ценностях, которые в нем утверждаются. Перед читательницами не просто беллетристика, созданная женщиной, но, определенно, вид массовой литературы, где основной темой выступает разделение человечества по полу и связанные с этой базовой классификацией культурные определения половых ролей. Далее постараемся описать те ценности, которые в нем прослеживаются.

По замечанию Е. В. Улыбиной, женский роман представляет собой первый вид массовой литературы, где открыто заявляется о женской направленности, и который в качестве «гимна» любви, душевности, чувственности и женственности просто необходим для адаптации к новым ценностным приоритетам [7, с. 541]. Для исследователя данный жанр — это способ разрешения «кризиса перехода от официально-идеологических советских представлений с доминированием государства, иерархических отношений к упрощенно западным, транслируемым через каналы массовой культуры, с приоритетными значениями успеха, семьи» [7]. В представлении конфликта советских и западных ценностей, по мнению Е. В. Улыбиной, недостаточно оппозиции «общественное/частное», но действенность массовой культуры непосредственно связана с трансляцией самых универсальных, простых, непроблематичных значений [7].

О. Бочарова говорит о том, что в женском романе в качестве элементов женской роли отвергаются такие ключевые для модернизированного общества ценности, как профессионализм и успех. Даже если женщина — великолепный специалист и любит свою работу, то карьера никогда не станет не может быть для нее первичной ценностью. Абсолютной и главной ценностью для образца женской роли является только любовь и связанные с ней семейные отношения и обязанности, утверждаемые в любовном романе [2].

Однако Е. В. Улыбина говорит не о полном отвержении основных ценностей современного общества, в отличие от патриархальных в стереотипе фемининности (семьи, детей, подчинения мужчине), но о присутствии в романе иных его оттенков. В женском любовном романе в столь «отчужденных» понятиях, присущих традиционно мужским «сферам влияния», как карьера, успех, профессия, просматривается женский стиль отношения [7, с. 540]. Очевидно, что это выражено не только «женским бизнесом», которым занимается героиня, но и привнесением тепла и душевности в деловые отношения. Женский роман и отличается наличием вторжения в профессиональную жизнь душевности и приватности, в то время как феминистское стремление заключается в распространении расчета и распределения обязанностей на личную сферу, Таким образом, в женском любовном романе конфликт между стереотипом фемининности и современными, модерными значениями женской роли гармонизируется в своей версии женского поведения.

Таким образом, женский любовный роман становится эффективным терапевтическим средством, потому что подобные культурные напряжения значимы для современного российского общества, где социальный кризис сопровождается личностным кризисом (это и взросление детей, брачные разочарования и т. п.), в то время как книга позволяет убежать от проблемной действительности в воображаемый мир идеальной любви и настоящих мужчин. Данный жанр утверждает патриархальный образец женской роли, репрезентирует культурные значения, определяемые с «прогрессивной» точки зрения как консервативные, которые сложно поддаются совершенствованию, потому что это вечные ценности семьи, любви, душевной близости.

Литература:

  1. Березин, В. Беллетристика // Журнальный зал. — октябрь 2001. — № 4. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/october/2001/4/ber.html.
  2. Бочарова, О. Формула женского счастья. Заметки о женском любовном романе // Новое литературное обозрение. — М., 1996. — № 22. — С. 302–306.
  3. Вайнштейн, О. Розовый роман как машина желаний // Новое литературное обозрение. — М., 1996. — № 22. — С. 33–37.
  4. Гаврикова, И. Женский роман и женский детектив в современном литературном пространстве [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://natapa.msk.ru/sborniki-pod-redaktsiey-n-t-pahsaryan/zhenskiy-roman-i-zhenskiy-detektiv-v-sovremennom-literaturnom-prostranstve.html
  5. Долинский, В. «…когда поцелуй закончился» (О любовном романе без любви) // Знамя. — 1996. -№ 1. — С. 235–238.
  6. Лазарева, Е. В. Иерархия ценностей в современной женской прозе. — Автореф. на дисс. канд. фил. наук — Краснодар, 2009. — 24 с.
  7. Улыбина, Е. В. Субъект в пространстве женского романа // Пространства жизни субъекта. Единство и многомерность субъектнообразующей социальной эволюции / Отв. ред. Э. В. Сайко. М.: Наука, 2004. — С. 538–555.
  8. Филоненко, С. Украинский женский роман в европейском контексте [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rlspace.com/ukrainskij-zhenskij-roman-v-evropejskom-kontekste/3/
Основные термины (генерируются автоматически): любовном романе, женском романе, женского романа, женского любовного романа, женском любовном романе, «женский роман», женский роман, любовный роман, массовой литературы, женской роли, женский любовный роман, термина «женский роман», вид массовой литературы, критической литературе, современном женском романе, розовый роман, Режим доступа, Новое литературное обозрение, женском романе бытовые, женском романе мир.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос