Гюго — великий романтик Франции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 28.03.2017

Статья просмотрена: 179 раз

Библиографическое описание:

Хужаева З. Х. Гюго — великий романтик Франции // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 666-668. — URL https://moluch.ru/archive/146/40892/ (дата обращения: 16.10.2018).



Виктор Гюго (1802–1885) — крупнейший французский писатель-романтик жил и творил долго, и его художественный путь оказался сложным.

Гюго — сын наполеоновского генерала, получил образование, а затем начал свою литературную деятельность в Париже, а когда ему было 15 лет, на конкурсе Французской Академии за свое стихотворение получает хороший отзыв.

В 1822 году поэт Гюго издает свой первый сборник стихотворений «Оды и баллады», который сыграл большую роль в развитии романтической поэзии во Франции. С тех пор он был известен во Франции как романтик. В 1826 году выходит второй сборник стихотворений «Он и баллад», а затем последовательно печатаются его юношеские романы, как «Ганн исландец» (1823) и «Гюго Жаргаль» (1825). В 1827 году издал в качестве предисловии к манифесту французского романтизма свою драму «Кромвель».

Виктор Гюго писал более 60 лет. И поэтому его литературное творчество огромно. Великий романтик писал 26 томов стихотворений, 20 томов романов, 12 томов драм и 21 том философских и теоритических работ. Всего им создано 91 том книг.

Гюго решительно выступал против Бонапарта. Долго Гюго не смог попасть на родину и творил за границей. Гюго возвращается во Франции во время франко-прусской войны.

Вера в нравственный прогресс помогает Гюго прожить долгую жизнь, пережить неспокойные трудные годы родины, многолетнее изгнание, смерть детей.

В жизни, как и в своем творчестве, Гюго был склонен к гротеску, резкому размежеванию и противопоставлению полярных явлений, пафосу, проповеднической риторике, ярким, броским краскам, формам, образам.

Ведущей чертой романтизма Виктора Гюго была борьба старого и нового, доброго и злого, прекрасного и безобразного.

В 1881 году Гюго исполнилось 79 лет, и поэтому был отпразднован его юбилей. Это был большой праздник для Франции и для французского народа.

Ранние романы Виктора Гюго, особенно «Ганн исландец», выдержаны в стиле «неистового романтизма». В романе много ужасов казней, пыток. В характере героев преобладает одна какая-либо черта: например, злодеи способны на любые преступления, жестокость, предательства. Добро и зло — две силы, находящиеся в вечной борьбе, добро всегда торжествует и побеждает.

Гюго считал, что история жанров должна рассматриваться в строгой связи с историей человеческого общества. Историю развития человечества и его культуры писатель понимает по своему, у него своя собственная историческая концепция, далекая от науки. По мнению Виктора Гюго, человечество прошло три эпохи. Первый этап — это первобытная эпоха, когда человек впервые стал отделять себя от вселенной, стал противопоставлять свое «я» миру.

Поэзия первобытной эпохи — это лирика, а величайшим произведением он считает Библию. Второй период в истории человечества Гюго называет античной эпохой. В это время человек переходит к созданию общества. Широкая деятельность общественного человека находит отражение в эпосе, величайшим представителем которого является Гомер.

Третий период в истории человечества утверждает Виктор Гюго, наступает с принятием христианства. Христианство заставило человека понять свою двойственную природу, божественное и звериное начала, заложенные в нем. Данная эпоха создала третий жанр — драму, а самым ярким представителем ее явился Вильям Шекспир.

Первый большой роман Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» появился в 1831 году. Роман был написан накануне Июльской революции. Роман Гюго является откликом на политические события, хотя автор обращается в своем романе к средним векам к концу XV века.

Причина обращения романтиков к средневековью была также борьба с классицизмом. Классики ориентировались на античность. По правду романтиков привлекла родная история, национальные сюжеты.

Виктор Гюго, хотя обращался к истории, он не ставил перед собой цели изучить исторические процессы, их закономерность, проследить историческое развитие характеров. В романе писатель проводит идеалистическую точку зрения на историю, убежденный, что историческое прошлое дает, прежде всего, возможность проверить проявление извечных общечеловеческих законов — борьбы добра и зла, справедливости и несправедливости, любви и ненависти и т. д.

Главным идейно-композиционным стержнем романа Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» является любовь к цыганке Эсмеральде двух героев: архидиакона собора Клода Фролло и звонаря собора Квазимодо.

Данная любовь выявляет два совершенно противоположных характера. Клод, ученый, в принципе он аскет. Клод отказался от всех радостей жизни, от всех потребностей сердца и человеческих стремлений. Холодный разум аскета давно победил в нем человека. Его сердце оказалось неспособным к любви.

По иному переживает любовь Квазимодо. Он урод. Любовь пробуждает человека в лучшем смысле слова.

В своей философской концепции к идеалистическим обобщениям, Виктор Гюго сумел в своем романе «Собор Парижской богоматери» передать колорит той эпохи, к которой он обратился.

В лице одного из главного персонажей романа, ученого-схоласта Клода Фролло, автор смог показать крах догматизма и аскетизма. Мысль Клода бесплодна, в его науке нет творческой силы Фауста, она ничего не создает.

Трагизм Клода в том, что он, аскет и догматик, сознательно отрекшийся от всех человеческих радостей во имя религиозной догмы, вынужден признать несостоятельность аскетизма, также он не в силах подавить в себе греховного чувства любви. Аскет (отказавшийся от удовольствий жизни человек) приходит в столкновение с человеком. И в этой борьбе терпит поражение аскет, но не побеждает и человек, задавленный грузом аскетического фанатизма.

Роман Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» был крупной победой. Художественные образы романа были неоспоримыми и более убедительными доводами художника-новатора.

Виктор Гюго широко использует в романе приемы гротеска и контраста. Изображение характеров дается по принципу контраста, так же как и внешний облик героев: безобразие Квазимодо оттеняется красотой Эсмеральда, но с другой стороны, безобразная внешность Квазимодо контрастирует с его прекрасной душой.

Переход к третьему периоду в творчестве Гюго происходит под прямым влиянием событий революции 1848 года. Он до конца правления Наполеона остался в оппозиции к императору.

На протяжении всего почти 70-летнего творческого пути Гюго был одновременно не только драматургом и романистом, но и поэтом-лириком.

Мотивы лирики Гюго разнообразны. Каждый поэтический сборник поэта («Восточные мотивы», 1829; «Осенние листья», 1834; «Внутренние голоса», 1837; «Возмездие», 1853; «Созерцание», 1856; «Страшный год», 1871 и другие) имеет свое лицо, свою тематику и проблематику, свои неповторимые образы.

Сборник «Возмездие» не является только антинаполеоновской, здесь дают широкие обобщения. В стихотворении «Карта Европы», как бы с высоты птичьего полета смотрит поэт на Европу и видит повсюду и то же:

Солдаты днем, при всех бьют беззащитных женщин,

Свобода? Нет ее! Закон? Давно развенчан!

Судьбы их — смрад галер (старинное судно) и тяжное весло.

Где лучшие сыни? Отправлены в изгнанье.

Бомб недостаточно, чтобы громить восстанье… (1, 169).

Виктор Гюго — воплощение совести французского народа. Французский поэт, романист, драматург, а также романтик прекрасный, он же пламенный демократ и гуманист, защитник угнетенных и отверженных, страстный противник войны. Виктор Гюго справедливо считался славой и гордостью французской литературы. Гюго в мире известен своими драматическими творениями, как «Король забавляется» (1832), «Мария Тюдор» (1834), «Рюи Блаз» (1838) и другими.

Литература:

  1. Зарубежная литература для детей и юношества. Часть вторая. Под редакцией Н. К. Мещеряковой, И. С. Чернявской. — М., 1989.
  2. История всемирной литературы. — М., 1989.
  3. Кельдиев Т. Т. Литература. — Ташкент, 2015.
  4. Поэзия Европы. Часть 2. — М., 1979.
  5. Французская романтическая повесть. — Л., 1982.
  6. Европейская поэзия XIX века. — М., 1977.
Основные термины (генерируются автоматически): Парижская богоматерь, роман, история человечества, любовь, первобытная эпоха, французский народ.


Похожие статьи

Библейские образы Армагеддона, Богоматери и пророка в лирике...

Поэт начинает цикл «Пламена Парижа» с произведения «Реймская Богоматерь», описывая парижские пейзажи, рисуя тротуары Парижа, по которым «кипит поток людей» [2

Художник слова обращается не к Христу, а к Богоматери, т. к. видит в ней все человечество, где жил Бог.

Ромен Роллан — реалист французской литературы

Роллан в своем романе стремится показать дружбу народов.

Во второй части («Бунт», «Ярмарка на площади») дается история яростной схватки Кристофа с ложью его эпохи, с окружающим обществом, а в третьей части («Антуанетта», «В доме», «Подруги») показана...

Богема: история и социокультурное значение | Статья в журнале...

Классическим периодом европейской богемы принято считать вторую половину XIX векаэпоху французских натуралистов, символистов и импрессионистов и первое двадцатилетие XX века, когда новое слово европейской

Однако условия в ходе истории человечества меняются.

Жорж Дюруа: феномен «Милого друга» | Статья в журнале...

В центре произведенияистория молодого человека, стремящегося покорить Париж. Эта тема, традиционная для французской реалистической литературы, под пером Мопассана приобретает современное звучание. Главный герой романа Жорж Дюруа...

Французский исповедальный роман в оценке П.А. Вяземского...

Библиографическое описание: Позднякова К. С. Французский исповедальный роман в оценке П.А. Вяземского (на примере романа Б.Констана «Адольф»

А в самом предисловии Вяземский говорит, что любовь его к «Адольфу» «оправдана общим мнением» [1, с. 123].

Трагедия личная и общечеловеческая в романе Жоржа Перека...

Подзаголовок романа — «Одна из историй шестидесятых годов»

Не случайно Ж. Перек является постоянным составителем кроссвордов для парижских еженедельников.

Кирнозе З. И., Пронин В. Н. Практикум по истории французской литературы.

Золотой век испанской поэзии: основные направления и авторы

Именно имя Лопе де Вега народ Испании сохранил как своего национального поэта, а рядом с ним имена других великих поэтов, вошедших в историю как «Золотой век»

Избранные произведения: Испанская литература средних веков и эпохи Возрождения: Пер. с исп. /

В.В. Вересаев и Франция: пересечение культур | Статья в журнале...

Это словари, книги по истории Франции, произведения французских философов, литературно-критическая литература и книги по искусствоведению.

Читаю теперь «Даниеллу» Ж. Занд. Я прочел уже несколько ее романов, и везде одна и та же основа – любовь. Бедная!

Вольтер-просветитель | Статья в журнале «Молодой ученый»

История французской просветительской литературы XVII века есть одновременно и история её

Вольтер противопоставляет любовь к религии, где последняя препятствует счастью двух влюбленных.

Французский народ любит веселую шутку и умеет ценить острое слово.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Библейские образы Армагеддона, Богоматери и пророка в лирике...

Поэт начинает цикл «Пламена Парижа» с произведения «Реймская Богоматерь», описывая парижские пейзажи, рисуя тротуары Парижа, по которым «кипит поток людей» [2

Художник слова обращается не к Христу, а к Богоматери, т. к. видит в ней все человечество, где жил Бог.

Ромен Роллан — реалист французской литературы

Роллан в своем романе стремится показать дружбу народов.

Во второй части («Бунт», «Ярмарка на площади») дается история яростной схватки Кристофа с ложью его эпохи, с окружающим обществом, а в третьей части («Антуанетта», «В доме», «Подруги») показана...

Богема: история и социокультурное значение | Статья в журнале...

Классическим периодом европейской богемы принято считать вторую половину XIX векаэпоху французских натуралистов, символистов и импрессионистов и первое двадцатилетие XX века, когда новое слово европейской

Однако условия в ходе истории человечества меняются.

Жорж Дюруа: феномен «Милого друга» | Статья в журнале...

В центре произведенияистория молодого человека, стремящегося покорить Париж. Эта тема, традиционная для французской реалистической литературы, под пером Мопассана приобретает современное звучание. Главный герой романа Жорж Дюруа...

Французский исповедальный роман в оценке П.А. Вяземского...

Библиографическое описание: Позднякова К. С. Французский исповедальный роман в оценке П.А. Вяземского (на примере романа Б.Констана «Адольф»

А в самом предисловии Вяземский говорит, что любовь его к «Адольфу» «оправдана общим мнением» [1, с. 123].

Трагедия личная и общечеловеческая в романе Жоржа Перека...

Подзаголовок романа — «Одна из историй шестидесятых годов»

Не случайно Ж. Перек является постоянным составителем кроссвордов для парижских еженедельников.

Кирнозе З. И., Пронин В. Н. Практикум по истории французской литературы.

Золотой век испанской поэзии: основные направления и авторы

Именно имя Лопе де Вега народ Испании сохранил как своего национального поэта, а рядом с ним имена других великих поэтов, вошедших в историю как «Золотой век»

Избранные произведения: Испанская литература средних веков и эпохи Возрождения: Пер. с исп. /

В.В. Вересаев и Франция: пересечение культур | Статья в журнале...

Это словари, книги по истории Франции, произведения французских философов, литературно-критическая литература и книги по искусствоведению.

Читаю теперь «Даниеллу» Ж. Занд. Я прочел уже несколько ее романов, и везде одна и та же основа – любовь. Бедная!

Вольтер-просветитель | Статья в журнале «Молодой ученый»

История французской просветительской литературы XVII века есть одновременно и история её

Вольтер противопоставляет любовь к религии, где последняя препятствует счастью двух влюбленных.

Французский народ любит веселую шутку и умеет ценить острое слово.

Задать вопрос