Литературные салоны и их роль в процессе развития русской культуры России XIX столетия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Белозёрова, А. В. Литературные салоны и их роль в процессе развития русской культуры России XIX столетия / А. В. Белозёрова, А. Н. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22.1 (156.1). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44298/ (дата обращения: 20.04.2024).



Статья представляет собой сравнительный анализ литературных салонов и кружков в рамках периода их возникновения до момента распада. Уделено внимание разграничению писательской деятельности по направлениям. Определено их значение в развитии различных сфер культурной и общественной жизни России XIX в. В качестве примеров приведены салоны и кружки ярких представителей общественных течений.

Ключевые слова: литературный салон, литературный кружок, литературные вечера, литература, славянофильство, западничество, писатели-«аристократы», писатели-«купцы».

В условиях развития русской культуры XIX столетия наблюдается возрастающая значимость литературы как инструмента воздействия на высшее общество. Если в XIII веке литература как вид искусства занимала второе место после живописи, то в следующем столетии именно литература стала играть доминирующую роль в вопросах формирования общественной мысли.

Появление цензуры осложняло писательскую индивидуальность, это привело к мысли о создании литературных сообществ (кружков и салонов), где ассимилировались литературные и общественные идеи, формировались литературные ценности и, главным образом, решалась тактика литературной борьбы с установками, исключающими проявление творческой откровенности

Социальная значимость таких объединений подтверждалась пристальным слежением тайной полиции и николаевской жандармерии за революционным подпольем. Особое внимание было уделено кружкам. Этот факт объяснялся тем, что негласный надзор ставил в один ряд тайные политические кружки и кружки литературные, которые возникали произвольно. Другое отношение в этом плане было к салонам, создатели которых имели более прочное положение в обществе.

Различие между двумя объединениями выражается в том, что домашние кружки, которые были не сдержаны инерцией официального существования, в большей степени были посвящены литературе. Члены кружка сами создавали литературные произведения, в то время как официальные общества (салоны) ею питались.

В свою очередь, салонам присущ факт долговременного существования¸ что не характерно для кружков. В качестве примера приведем салон В.Ф. Одоевского, просуществовавший более 40 лет, салон К.А. Карамзиной, просуществовавший около 25 лет др.

Салон был тесно связан с бытовой обстановкой эпохи, не существовало твердо фиксированного состава посетителей и отсутствовали обязательства его посещать, что было не характерно для кружков. Тут правила были установлены и соблюдались строго, непосещение кружка без уважительной причины каралось исключением из числа его членов.

Контрастным отличием являлся и тот факт, что в салоне, при наличии хозяев, контингент посетителей далеко не всегда был объединен общностью интересов, подобно членам кружка. На первый план обычно выдвигались семейные связи и положение в свете, но при этом при выборе тематики салона приоритетным направлением, как правило, являлись существовавшие традиции и устои общества.

И если в литературе понятие традиции еще играет некоторую роль, то в литературном быте ее значимость чрезвычайно низка. Возникновение литературных кружков не следует связывать с влияниями западноевропейского быта, поскольку члены подобных объединений руководствовались в своей деятельности исключительно обстоятельствами, возникающими в то время, в которое они жили.

Иную роль в этом отношении играли салоны. Культурные запросы существовавшего общества зависели от общего характера духовной культуры. Внедрение литературы в общественный быт был тесно связано с различными историческими условиями, заимствованными у Запада. Сама форма объединения распространилась из Франции, в XVI-XVII вв., где салоны, помимо вопросов литературы, уделяли внимание и политике.

Расслоение структуры литературных обществ происходило и внутри этих объединений. Так, салоны разделялись на несколько направлений. Первым являлось славянофильство, не только философская система, но и литературная партия, преследующая определенную идеологию. К славянофилам можно отнести салоны А.П. Елагиной, А.И. Кошелева, А.И. Соболевского и др. В свою очередь, западничество представляли студенческие сообщества, которыми являлись кружки А.И Герцена, В.Г. Белинского, Н.В. Станкевича и др.

Следующее деление литературных объединений происходило в 20-х г. XIX века. Их представляли так называемые писатели-«аристократы» и писатели-«купцы». Такое деление происходило по отношению к пониманию самой литературы. Писатели, представлявшие «торговое направление», создавали массовую литературу и широко применяли приемы коммерческой пропаганды, вплоть до рекламирования своих произведений. Словом, это писатели, живущие за счет своих литературных заработков и не скрывающие этого. Писатели-«аристократы» материально от своей литературной продукции не зависели. В большинстве случаев данную группу представляли люди зажиточного слоя, писавшие для того, чтобы приобрести славу или положение в обществе.

Что касается салонов, образовавшихся под началом людей таких направлений, стоит отметить, что салоны аристократического типа подводили писателя к его читателю, таким образом осуществилась связь между салонами и журнальной литературой. Сообщества торгового направления представляли собой уже не салоны, а вечера, характерной чертой которых являлся их производственный характер. Это объяснялось тесным сотрудничеством на таких встречах с редакторами литературных журналов, там же обсуждались и финансовые вопросы.

Распад кружков и салонов как крупного литературного феномена приходится на 30-е годы XIX в. Это связано с изменением характера редакционных собраний: речь идет о коллективном труде над произведениями.

Здесь упор уже делается не на самом произведении, а на авторе и его чтении. В это время появляется новый тип литературных объединений – монологический. Так рождается «индивидуальная» литература, идеей которой была господствующая писательская личность, восставшая против постороннего гнета. Примерами являются вечера В.Г. Белинского, Н.В. Кукольникова и др.

Новую волну литературно-значимых кружков мы обнаруживаем лишь к концу XIX в. – началу XX в., это эпоха символистов и акмеистов на средах Иванова и Гумилева.

Значение появления и функционирования кружков и салонов для литературы несомненно велико. Связь кружка с современной ему литературой сложна. Это объясняется тем фактом, что не только литература определяет кружок, но и кружок определяет литературу. В свою очередь, взаимодействие салона с литературой значительно проще. Салон был связан с бытовой обстановкой эпохи, играл роль пропагандиста литературы в обществе и был посредником между писателем и читателем.

Кружки и салоны оказали огромное значение не только на сферу литературной деятельности, но и на музыку, живопись, науку, философию. Так, именно в данных сообществах происходил обмен знаниями, опытом, суждениями между представителями различных областей деятельности. Развитие такого направления как романтизм, мы встречаем не только в поэзии, но и в философии, музыке, живописи и др. Литературный реализм находит поддержку в философском позитивизме, реалистической живописи и пр.

После распада таких объединений функции просвещения и пропаганды литературы, знакомства с новыми именами и произведениями взяли на себя литературные журналы, т.к. в непосредственном общении не стало необходимости. Борьба между «аристократами» и «торговым направлением» окончилась победой последних и «узаконила» оплату литературного труда. Вследствие этого возник Литературный фонд, уже не имеющий ничего общего с салонами и кружками.

Роль салонов и кружков огромна. Они занимали центральное место в развитии историко-литературного процесса и формировании литературной эпохи. [1]

Литература:

  1. Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны/ М Аронсон, С. Рейсер. – М.: «Аграф», 2001. – 400 с.
Основные термины (генерируются автоматически): салон, кружок, литература, XVI-XVII, бытовая обстановка эпохи, общество, объединение, член кружка.


Ключевые слова

литература, литературный салон, литературный кружок, литературные вечера, славянофильство, западничество, писатели-«аристократы», писатели-«купцы»

Похожие статьи

Вклад художников-передвижников в становление и развитие...

Уже в конце 40-х годов XIX века возникали кружки поклонников новых течений в искусстве.

Члены Артели приняли активное участие в выставке в Нижнем Новгороде (1865)

Литература: Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. М.: Республика, 1995.

Методика проведения занятий кружка в объединениях...

Это кружки, клубы, студии, секции, театры, школьные научные общества и др.

Кружок – это среда общения и совместной деятельности детей, объединение детей по

Организация кружка начинается с подготовки помещения, от этого зависит количество членов кружка и вся...

Эволюция понятия «клубная деятельность»...

Но ценные особенности рабочего клуба (рожденного в эпоху первой русской революции)

В начале 19 века (время развития салонов, кружков, обществ различной направленности) клуб — это

В настоящее время клуб — это образовательное объединение обучающихся...

Образ студента в русской языковой картине мира в конце XIX века...

Кроме того, пожилые дамы в качестве членов общества оценивают студентов, которые удачно устроили замечательный вечер, выражением «молодежь наших времен». Также, анализируется кружок студентов, которые ведут себя как фаты...

Три ступени кружка технического творчества | Статья в журнале...

Школьный кружок технического творчества как форма организации инновационной деятельности учащихся 7-8 классов. Методика проведения занятий кружка в объединениях художественно-эстетической направленности.

Театральность искусства эпохи барокко | Статья в журнале...

Театральность искусства эпохи барокко. Автор: Чеснокова Леся Владимировна.

В XVII веке «в представлении художника присутствует дуализм зрителя и произведения

Вся обстановка Версаля как резиденции абсолютистского властителя была призвана служить этому сценарию.

Деятельность Русского музыкального общества и столичных...

Более того, как подчеркивает канд. ист. наук К. В. Сак (МГУ им. М. В. Ломоносова), сама «идея создания музыкального общества для широкого распространения инструментальной музыки возникла в салоне великой княгини Елены Павловны» [8, с. 214].

Влияние политической и культурной ситуации на рубеже 19 – 20...

Крупный археолог и деятель по охране памятников (с 1892 г.) А.А.Спицын в 1875–1877 гг. в Вятке вместе с А.М.Васнецовым и Степаном Халтуриным был в кружке народников [16, C.15].

Литература: Флоровский Г. Пути русского богословия.

Коммуна как отражение образа жизни русской интеллигенции...

П. А. Кропоткин вспоминает о женщине – члене кружка «чайковцев» «Раз ночью, мы отправились к Варваре Батюшковой…Мы знали ее

Семантическую нагрузку получает не только язык, но и одежда, прически, аксессуары, бытовые предметы, манера поведения.

Похожие статьи

Вклад художников-передвижников в становление и развитие...

Уже в конце 40-х годов XIX века возникали кружки поклонников новых течений в искусстве.

Члены Артели приняли активное участие в выставке в Нижнем Новгороде (1865)

Литература: Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. М.: Республика, 1995.

Методика проведения занятий кружка в объединениях...

Это кружки, клубы, студии, секции, театры, школьные научные общества и др.

Кружок – это среда общения и совместной деятельности детей, объединение детей по

Организация кружка начинается с подготовки помещения, от этого зависит количество членов кружка и вся...

Эволюция понятия «клубная деятельность»...

Но ценные особенности рабочего клуба (рожденного в эпоху первой русской революции)

В начале 19 века (время развития салонов, кружков, обществ различной направленности) клуб — это

В настоящее время клуб — это образовательное объединение обучающихся...

Образ студента в русской языковой картине мира в конце XIX века...

Кроме того, пожилые дамы в качестве членов общества оценивают студентов, которые удачно устроили замечательный вечер, выражением «молодежь наших времен». Также, анализируется кружок студентов, которые ведут себя как фаты...

Три ступени кружка технического творчества | Статья в журнале...

Школьный кружок технического творчества как форма организации инновационной деятельности учащихся 7-8 классов. Методика проведения занятий кружка в объединениях художественно-эстетической направленности.

Театральность искусства эпохи барокко | Статья в журнале...

Театральность искусства эпохи барокко. Автор: Чеснокова Леся Владимировна.

В XVII веке «в представлении художника присутствует дуализм зрителя и произведения

Вся обстановка Версаля как резиденции абсолютистского властителя была призвана служить этому сценарию.

Деятельность Русского музыкального общества и столичных...

Более того, как подчеркивает канд. ист. наук К. В. Сак (МГУ им. М. В. Ломоносова), сама «идея создания музыкального общества для широкого распространения инструментальной музыки возникла в салоне великой княгини Елены Павловны» [8, с. 214].

Влияние политической и культурной ситуации на рубеже 19 – 20...

Крупный археолог и деятель по охране памятников (с 1892 г.) А.А.Спицын в 1875–1877 гг. в Вятке вместе с А.М.Васнецовым и Степаном Халтуриным был в кружке народников [16, C.15].

Литература: Флоровский Г. Пути русского богословия.

Коммуна как отражение образа жизни русской интеллигенции...

П. А. Кропоткин вспоминает о женщине – члене кружка «чайковцев» «Раз ночью, мы отправились к Варваре Батюшковой…Мы знали ее

Семантическую нагрузку получает не только язык, но и одежда, прически, аксессуары, бытовые предметы, манера поведения.

Задать вопрос