Библиографическое описание:

Шапиро К. В. Алгоритм внедрения дистанционного обучения в каждой школе // Молодой ученый. — 2016. — №19.1. — С. 45-49.



Профессиональный стандарт педагога предусматривает использование каждым педагогическим работником инструментов, обеспечивающих дистанционное взаимодействие с участниками образовательного процесса и управление образовательным контентом. Для этого в ОО должна быть развернута система дистанционного обучения, обеспечивающая достижение следующих результатов:

- повышение доли, обучающихся получивших доступ к образовательным услугам в электронном виде,

- расширение перечня учебных предметов в составе индивидуальных образовательных траекторий учащихся с ограниченными возможностями здоровья,

- повышение доступности учебных материалов для различных категорий учащихся, в том числе для детей с ограниченными возможностями,

- снижение ресурсных затрат на организацию обучения.

Предлагаемая нами технология запуска ДО в ОО обеспечит достижение заявленных результатов и может быть реализована в любой ОО. В основе технологии лежит модульная модель, состоящая из трёх основных взаимно обусловленных блоков:

Технологии должны обеспечить квалифицированную реализацию выбранных педагогических технологий средствами доступных ИКТ.

Контент: интегрировать готовые ЭОР в состав информационной среды ОО и обеспечить ресурсное сопровождение образовательного процесса в соответствии образовательной программой.

Блок Управление представляет собой комплекс управленческих решений, позволяющий организовать внедрение системы ДО в практику работы ОО.

A description...

Рис. Модель организации дистанционного обучения

Реализация предложенной модели на практике позволит выстроить образовательный процесс в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения, сделает более доступным качественное образование для всех категорий учащихся. Внедрение системы позволит обеспечить реальную индивидуализацию образовательных траекторий, устранит «барьеры» между ресурсной средой и учащимися, позволит организовать «горизонтальное сотрудничество» учащихся в составе малых групп, в т.ч. при реализации программ внеурочной деятельности. Еще один немаловажный фактор – развитее компетентностей педагогов в результате практической деятельности по преобразованию электронного образовательного пространства, организации совместной деятельности и выстраиванию горизонтальных связей внутри педагогического коллектива.

Технология разворачивания системы ДО представлена в виде последовательных действий нацеленных на выявление целевых групп, формирование ресурсной базы и её использования для индивидуализации обучения.

Алгоритм запуска.TIF

Рис. Алгоритм создания ресурсной базы ДО

Ключевыми этапами разворачивания системы ДО в соответствии с моделью являются: выявление целевых групп, формирование ресурсной базы, определение ключевых технологий, реализация на практике ИОТ. Рассмотрим эти этапы подробнее.

Выявление целевых групп. Контингент ОО организации неоднороден по целому ряду признаков: возраст, уровень обученности, уровень образовательных возможностей, уровень образовательных потребностей. В связи с этим целесообразно провести сегментирование контингента школы на группы.

Сегментирование контингента.TIF

Рис. Сегментирование контингента школы

Следует провести также диагностику уровня обученности. Практика показала, что результаты локализуются в три группы, соответственно которым можно выделить три уровня обученности: базовый (А), средний (Б), повышенный (В). Это деление в дальнейшем можно использовать и как основание для классификации ЭОР по уровням образовательных достижений.

На этапе диагностики образовательных возможностей необходимо выявит факторы, влияющие на усвоения материала обучающимися. Например, частичная потеря слуха приведет к тому что не все ЭОР окажутся доступными для восприятия учащимся.

Формирование ресурсной базыосуществляется из самых разных источников. На рисунке представлена актуальная классификация источников ЭОР, доступных сегодня педагогическому коллективу школы для формирования ресурсной базы системы дистанционного обучения.

Источники ресурсов.TIF

Рис. Источники ресурсов

Отбор ресурсов осуществляется в соответствии с основной образовательной программой. Школе необходимо самостоятельно разработать типологию ресурсов. Например, учителя физики школы № 139 Калининского района Санкт-Петербурга разделили все ресурсы на: задания для учащихся, тест к уроку, ЦОР, видеофильм, презентация, лабораторные работы, викторины и игры, ученые мира, работы учащихся, интерактивные модели. В гимназии 528 Невского района, каждое методическое объединение использует свою типологию. В дальнейшем тип ресурса станет составной частью общего кодификатора ресурсов. В качестве «точки сборки», каталога ресурсов может выступать рабочая программа по предмету. Следует отметить, что такой подход использует большинство ОО, уже приступивших формированию ресурсной базы.

По завершению отбора ЭОР необходимо осуществить их каталогизацию и кодификацию для построения общей матрицы ресурсов системы ДО. В состав кодификатора должны входить все вышеописанные показатели. Пример кодификатора приведен на рисунке.

Структура кодификатора ресурсов

09.

06.

24.

И

А.

ОБЩ

Код предмета

Класс

Номер темы
рабочей программы

Тип ОЭР

Уровень
обученности

Код особенности
восприятия

Определение ключевых технологий. Для реализации педагогами на практике обучения с использованием ДОТ может быть реализована средствами самых различных ИКТ-технологий. Начиная от обычной электронной почты и блога, и заканчивая – комплексной системой типа Moodle. На рисунке представлены наиболее широко используемые технологии.

Рис. Технологии построения системы ДО

Проектирование ИОТ осуществляется посредством совмещения матрицы диагностированных образовательных возможностей учащегося локализованной в формате индивидуального учебного плана и матрицы ЭОР, кодифицированной соответствующим образом.

Реализация ИОТ может осуществляться посредством самых различных технологий в зависимости от текущего уровня технологической компетентности членов педагогического коллектива.

В заключение хотим отметить, что проделать этот путь придётся каждой образовательной организации. Предложенная технология позволяет сделать это поэтапно и с учетом текущего уровня технологической компетентности педагогического коллектива и потребности целевых групп в дистанционном обучении.

Литература:

  1. Бойков, А.Е. Методика профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс) / А.Е. Бойков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 4 (110). С. 10-16.
  2. Макарова, Л.П. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении / Л.П. Макарова, Н.Н. Плахов, Г.И. Сопко, М.В. Пазыркина // Молодой ученый.- 2012.-№2.-С.286-289.
  3. Сыромятникова, Л.И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности / Л.И. Сыромятникова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. - № 98. – С. 201-204.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle