Совершенствование системы управления дополнительными образовательными услугами общеобразовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 14.06.2015

Статья просмотрена: 697 раз

Библиографическое описание:

Мельник Г. М. Совершенствование системы управления дополнительными образовательными услугами общеобразовательной организации // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 780-785. — URL https://moluch.ru/archive/92/20201/ (дата обращения: 17.11.2018).

В статье рассмотрены проблемы, связанные с развитием системы платных\дополнительных образовательных услуг, и пути их решения. Приводится анализ системы дополнительного образования детей г. Владивостока, показываются особенности дополнительного образования в общеобразовательном учреждении.

Ключевые слова: государственная политика в области дополнительного образования, дополнительное образование детей, интеграция дополнительного и общего образования.

 

Традиционные институты образования — детские сады, школы, колледжи, университеты, оставаясь центральными элементами образовательной системы, сегодня дополняются постоянно растущими секторами дополнительного образования детей и взрослых, корпоративной подготовки, современными средами самообразования.

Очевидно, что новое поколение в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. Именно они быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни и обладают широким позитивным потенциалом: мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям.

Вместе с тем, в настоящее время, в этой среде существует целый комплекс проблем, который сдерживает ее развитие и приводит к снижению репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала. Вот лишь некоторые из них:

-        ухудшение состояния физического и психического здоровья молодого поколения;

-        продолжение маргинализации и криминализации подростковой среды, увеличение числа подростков, склонных к правонарушениям, рост числа беспризорных подростков;

-        деформация духовно-нравственных ценностей, размывание моральных ограничителей на пути к достижению личного успеха;

-        слабое развитие культуры ответственного гражданского поведения.

Более того, намечается тенденция формирования сегмента школ, устойчиво демонстрирующих низкие учебные результаты.

В основном, это школы, работающие со сложным контингентом обучающихся (низкий социально-экономический статус семей, трудности в обучении и социальной адаптации). Образование в таких школах перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную и культурную дифференциацию.

Существующая практика показывает, что базовое образование нуждается в дополнительном неформальном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.

Воспроизводству и закреплении социальной дифференциации в школах, необходимо противопоставить некую продуктивную, полезную для развития, занятость детей. Само по себе обеспечение дополнительной занятости детей было возможно, как мы знаем, и ранее, в учреждениях дополнительного образования. Но сегодня нужно говорить в большей степени, об интеграции учреждений дополнительного образования и общеобразовательных учреждений, в контексте предоставления детям дополнительных образовательных услуг, в том числе и платных образовательных услуг, в общеобразовательном учреждении. Фактически об этом же говорится и в Программах развития федерального и регионального значения: «превращение школ в интегрированные социально-культурные учреждения, выполняющие не только образовательные, но и иные социальные функции, с четко организованными условиями обучения и воспитания, органично включенными в единую среду социализации с организациями дополнительного образования, культуры и спорта» [1].

Сегодня возможность подобной интеграции обеспечена следующими документами на федеральном и региональном уровнях: Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Национальная стратегия действий в интересах детей РФ до 2017г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации 22.112012, № 2148-р Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.; Постановление Администрации Приморского края № 2713 от 20.09.2013 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Владивостока» на 2014–2018 годы»; Государственная программа Приморского края «Развитие образования Приморского края» на 2013–2017 годы, утвержденная постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 395-па.

На стадии подготовки находится ряд дополнительных проектов, а именно, Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года (Проект), Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (первая версия) (Проект).

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации 22.112012, № 2148-р [1], ставит перед региональными и местными властями задачи развития образования на их уровне, исходя из стратегических задач, стоящих перед государством и с учетом социально-экономической, демографической и культурной обстановки.

Программой провозглашаются следующие задачи:

-        создание равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей;

-        формирование образовательной сети, обеспечивающей равный доступ к образовательным услугам;

-        модернизация содержания образования для обеспечения готовности к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологичной экономике;

-        создание инфраструктуры неформального и информального образования для формирования социальных компетенций, гражданских установок, культуры здорового образа жизни [1].

Провозглашенный ожидаемый результат — увеличение охвата детей программами дополнительного образования детей — 75 %.

Для более эффективного выполнения поставленных целей и задач выделяются 3 этапа.

1 этап: 2013–2015 годы. Создание условий для повышения качественного уровня оказания услуг ДОД, проведения комплекса мероприятий по внедрению новых условий их реализации.

2 этап: 2016–2018 годы. Повсеместное внедрение ДОД «модернизационного формата», развитие новых форм и методик обучения, формирование современных социально-культурных сред для развития и социализации детей. Не менее 71 % детей в возрасте от 5 до 18 лет будет охвачено услугами сферы ДОД.

3 этап: 2019–2020 годы. Не менее 72–75 % детей дошкольного и школьного возраста будут охвачены услугами ДОД.

В сфере дополнительного образования предлагается параллельно решить проблемы недостаточного объема предложения услуг, дифференциации доступности услуг, качества школьной инфраструктуры, несоответствия темпов обновления учебно-материальной базы и перечня услуг дополнительного образования при изменяющихся потребностях населения в образовательных услугах.

Предложенные механизмы реализации включают практики социального проектирования и добровольческой деятельности на базе школ и организаций дополнительного образования детей, современные эффективные программы социализации детей в каникулярный период, интегрированные модели общего и дополнительного образования, механизмы поддержки доступа к услугам дополнительного образования детей из семей с низким доходом.

Результатом предложенного реализации комплекса мероприятий должно явиться некое превращение школ в интегрированные социально-культурные учреждения, выполняющие не только образовательные, но и иные социальные функции, с четко организованными условиями обучения и воспитания, органично включенными в единую среду социализации с организациями дополнительного образования, культуры и спорта.

Субъекты РФ, согласно Программе, должны создать специализированные центры, отделения и программы для развития детей, обеспечивающие их социализацию и самореализацию.

Муниципальная программа «Развитие образования города Владивостока» на 2014–2018 годы, принятая к реализации постановлением администрации города Владивостока от 20.09.2013 № 2713, ставит своей целью «развитие доступной, вариативной, качественной и эффективной системы образования города Владивостока с целью удовлетворения потребностей населения города Владивостока в качественном образовании путём сохранения лучших традиций образовательной системы, внедрения современных наукоёмких образовательных технологий и эффективной системы управления» [2].

Согласно данным Публичного доклада «Состояние и развитие системы образования Приморского края» за 2013 год [3] и Муниципальной программы «Развитие образования города Владивостока» на 2014–2018 годы [4], основными задачами дополнительного образования являются:

-        увеличение доли учреждений дополнительного образования детей города Владивостока, в которых созданы условия для реализации современных программ, с 20 % в 2013 году до 55 % в 2018 году;

-        увеличение доли муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Владивостока, оказывающих дополнительные образовательные и оздоровительные услуги, с 64 % в 2013 году до 90 % в 2018 году;

-        увеличение удельного веса численности обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Владивостока в возрасте 6–18 лет имеющих возможность получать доступные услуги дополнительного образования в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей города Владивостока, с 72 % в 2013 году до 80 % в 2018 году;

-        увеличение удельного веса численности обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Владивостока старшего школьного возраста, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Владивостока, получающих услуги дополнительного образования, с 12 % в 2013 году до 18 % в 2018 году [3].

Эффективность решения задач обусловлена изменением проблемного поля на уровне региона по направлениям:

-                   проблемы обеспечения доступности:       дефициты, диспропорции, зоны низкого качества в системе дошкольного, общего и дополнительного образования детей в разных районах города Владивостока; отсутствие сетевых и дистанционных форм общего и дополнительного образования детей;

-                   проблемы обеспечения качества образования:    недостаток развивающих образовательных программ и деятельностных технологий в системе общего и дополнительного образования;

-                   проблемы кадрового развития:      недостаточный уровень IT-компетентности работников образования для использования открытых информационно-образовательных сред;

-                   проблемы управления развитием системы образования: отсутствие эффективной, муниципальной системы оценки и мониторинга качества работы образовательных учреждений и образовательных достижений учащихся;    дефицит методов переноса результатов деятельности инновационного сектора в массовую практику, отвечающих задачам опережающего развития системы образования. [4]

В 2012–2013 гг. Минобрнауки России был проведен мониторинг системы дополнительного образования детей в Российской Федерации, по результатам оказалось, что общее количество учреждений ДОД сократилось; значительная часть образовательных программ предназначена для учащихся основной школы, и лишь около 20 % — для старшеклассников; количество педагогов дополнительного образования сократилось за эти годы более чем на 40 %; в разы уменьшилось число специалистов с высшим образованием [5].

Публичный доклад «Состояние и развитие системы образования Приморского края» за 2013 год приводит статические данные о том, что образовательное пространство города Владивостока включает в себя 217 муниципальных образовательных учреждений города Владивостока (далее — образовательные учреждения). Среди них 83 общеобразовательных учреждения (школы, интернаты), 111 дошкольных образовательных учреждений, 22 учреждения дополнительного образования детей. В учреждениях дополнительного образования обучаются 32 097 учащихся, то есть, охват дополнительным образованием составил 72 %.

Анализ спектра предоставляемых услуг показывает, что в 2012–2013 учебном году было занято обучающихся: спортивное направление — 27,6 %; туристско-краеведческое направление — 4,2 %; культурологическое направление — 5,7 %; техническое творчество — 4,9 %; спортивно-техническое направление — 0,9 %; эколого-биологическое направление — 2,7 %; художественное творчество — 39,7 %; другие — 14,3 %.

Анализ системы образования города показывает, что в системе дополнительного образования занято более 45 % школьников основного звена, более 335 начального звена и около 14 % старшего звена. Основным контингентом системы дополнительного образования детей являются учащиеся основной и начальной школы.

72 % порог занятости учащихся в системе ДОД обеспечивает «возможность получения доступного и качественного дополнительного образования детей, удовлетворяя образовательные потребности граждан». Имеющийся значительный спрос на развивающие программы и услуги дополнительного образования детей является значительным ресурсом в системе образования города.

Перспективными направлениями совершенствования системы управления дополнительными образовательными услугам, в том числе и платными, на муниципальном уровне для решения задач, поставленных государством, являются:

-        совершенствование механизмов вовлечения детей в систему ДОД;

-        развитие механизмов интеграции и сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений с учреждениями ДОД, а также разработка и апробация новых механизмов, процедур, технологий управления системой дополнительного образования;

-        совершенствование нормативно-правовой базы реализации ФГОС общего образования в части взаимодействия общего и дополнительного образования (положений, инструкций, договоров, локальных актов и т. д.), в т. ч. с учетом повышения оплаты труда работников образования;

-        развитие механизмов формирования заказа школ на реализацию программ внеурочной деятельности средствами ДОД;

-        реализация новых требований к программам дополнительного образования в части программ внеурочной деятельности, ориентированных на получение предметных, метапредметных и личностных и результатов;

-        создание новых условий для построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования;

-        формирование новой позиции педагога дополнительного образования (тьютора, модератора, фасилитатора и др.) в общеобразовательном учреждении;

-        развитие методического взаимодействия школ и ДОД в вопросах совместной реализации ФГОС — методических объединений, педагогических лабораторий, мастерских и т. д.

Перспективными направлениями совершенствования системы управления дополнительными образовательными услугам, в том числе и платными, на уровне общеобразовательного учреждения для решения задач, поставленных муниципалитетом, являются:

-        определение возможностей, направлений и уровней интеграции основного и дополнительного образования;

-        определение организационных структур и форм реализации школьного дополнительного образования, педагогических условий реализации модели школьного дополнительного образования: разработка учебных планов и программ дополнительного образования, управление процессом их реализации при активном участии всех членов педагогического коллектива и поддержке административно-управленческого аппарата; предоставление возможности выбора учащимися направлений дополнительного образования, способствующие разрешению позитивного социального, культурного, экономического потенциала;

-        развитие учебно-материальной базы, соответствующего требованиям государственных проектов в сфере образования.

 

Литература:

 

1.                  Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации 22.112012, № 2148-р

2.                  Государственная программа Приморского края «Развитие образования Приморского края» на 2013–2017 годы

3.                  Публичный доклад «Состояние и развитие системы образования Приморского края» за 2013 год

4.                  Постановление Администрации Приморского края № 2713 от 20.09.2013 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Владивостока» на 2014–2018 годы»

5.                  Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы»

6.                  Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года

7.                  Национальная стратегия действий в интересах детей РФ до 2017г.

8.                  Приоритетный национальный проект «Образование»

9.                  Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг».

10.              Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, дополнительное образование детей, Российская Федерация, Приморский край, учреждение, услуга, общеобразовательное учреждение, Муниципальная программа, государственная программа, общеобразовательное учреждение города Владивостока.


Ключевые слова

государственная политика в области дополнительного образования, дополнительное об-разование детей, интеграция дополнительного и общего образования

Похожие статьи

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного...

дополнительное образование, дополнительное образование детей, Забайкальский край, Российская Федерация, ребенок, программа, учреждение, государственная политика, качественное образование...

Предложения по совершенствованию административно-правового...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, общеобразовательное учреждение, Россия, Российская Федерация, ребенок, развитие, приложение Приказа Министерства образования...

Правовое регулирование общего и дополнительного...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, общеобразовательное учреждение, Российская Федерация, ребенок, развитие, программа, правовое регулирование, общее образование...

Разработка модели сетевого взаимодействия образовательных...

В Концепции развития дополнительного образования детей межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе, организация сетевого взаимодействия учреждений различного типа...

Регионализация современной системы дополнительного...

Конкретное учреждение дополнительного образования детей и педагог свободны в выборе способов применения регионального компонента и его интеграции в образовательную программу.

Современные подходы к разработке дополнительных...

Ключевые слова:дополнительное образование детей, образовательная программа, дополнительная общеобразовательная программа, технология, нормативно-правовые основания разработки образовательной программы.

Дополнительные образовательные услуги в дошкольном...

дополнительное образование, услуга, детский сад, образовательная услуга, дополнительная образовательная услуга, дополнительное образование детей, цель удовлетворения, программа...

Актуализация роли дополнительного образования детей...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская Федерация, программа, ребенок, учреждение, образовательная деятельность, российское образование, сетевое взаимодействие...

Качество образования в условиях реализации дополнительных...

- расширение знаний учащихся учреждений дополнительного образования

Основные термины (генерируются автоматически): качество образования, учебное заведение, требование, Российская Федерация, программа, дополнительное образование, детская школа искусств...

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного...

дополнительное образование, дополнительное образование детей, Забайкальский край, Российская Федерация, ребенок, программа, учреждение, государственная политика, качественное образование...

Предложения по совершенствованию административно-правового...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, общеобразовательное учреждение, Россия, Российская Федерация, ребенок, развитие, приложение Приказа Министерства образования...

Правовое регулирование общего и дополнительного...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, общеобразовательное учреждение, Российская Федерация, ребенок, развитие, программа, правовое регулирование, общее образование...

Разработка модели сетевого взаимодействия образовательных...

В Концепции развития дополнительного образования детей межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе, организация сетевого взаимодействия учреждений различного типа...

Регионализация современной системы дополнительного...

Конкретное учреждение дополнительного образования детей и педагог свободны в выборе способов применения регионального компонента и его интеграции в образовательную программу.

Современные подходы к разработке дополнительных...

Ключевые слова:дополнительное образование детей, образовательная программа, дополнительная общеобразовательная программа, технология, нормативно-правовые основания разработки образовательной программы.

Дополнительные образовательные услуги в дошкольном...

дополнительное образование, услуга, детский сад, образовательная услуга, дополнительная образовательная услуга, дополнительное образование детей, цель удовлетворения, программа...

Актуализация роли дополнительного образования детей...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская Федерация, программа, ребенок, учреждение, образовательная деятельность, российское образование, сетевое взаимодействие...

Качество образования в условиях реализации дополнительных...

- расширение знаний учащихся учреждений дополнительного образования

Основные термины (генерируются автоматически): качество образования, учебное заведение, требование, Российская Федерация, программа, дополнительное образование, детская школа искусств...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного...

дополнительное образование, дополнительное образование детей, Забайкальский край, Российская Федерация, ребенок, программа, учреждение, государственная политика, качественное образование...

Предложения по совершенствованию административно-правового...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, общеобразовательное учреждение, Россия, Российская Федерация, ребенок, развитие, приложение Приказа Министерства образования...

Правовое регулирование общего и дополнительного...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, общеобразовательное учреждение, Российская Федерация, ребенок, развитие, программа, правовое регулирование, общее образование...

Разработка модели сетевого взаимодействия образовательных...

В Концепции развития дополнительного образования детей межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе, организация сетевого взаимодействия учреждений различного типа...

Регионализация современной системы дополнительного...

Конкретное учреждение дополнительного образования детей и педагог свободны в выборе способов применения регионального компонента и его интеграции в образовательную программу.

Современные подходы к разработке дополнительных...

Ключевые слова:дополнительное образование детей, образовательная программа, дополнительная общеобразовательная программа, технология, нормативно-правовые основания разработки образовательной программы.

Дополнительные образовательные услуги в дошкольном...

дополнительное образование, услуга, детский сад, образовательная услуга, дополнительная образовательная услуга, дополнительное образование детей, цель удовлетворения, программа...

Актуализация роли дополнительного образования детей...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская Федерация, программа, ребенок, учреждение, образовательная деятельность, российское образование, сетевое взаимодействие...

Качество образования в условиях реализации дополнительных...

- расширение знаний учащихся учреждений дополнительного образования

Основные термины (генерируются автоматически): качество образования, учебное заведение, требование, Российская Федерация, программа, дополнительное образование, детская школа искусств...

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного...

дополнительное образование, дополнительное образование детей, Забайкальский край, Российская Федерация, ребенок, программа, учреждение, государственная политика, качественное образование...

Предложения по совершенствованию административно-правового...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, общеобразовательное учреждение, Россия, Российская Федерация, ребенок, развитие, приложение Приказа Министерства образования...

Правовое регулирование общего и дополнительного...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, общеобразовательное учреждение, Российская Федерация, ребенок, развитие, программа, правовое регулирование, общее образование...

Разработка модели сетевого взаимодействия образовательных...

В Концепции развития дополнительного образования детей межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе, организация сетевого взаимодействия учреждений различного типа...

Регионализация современной системы дополнительного...

Конкретное учреждение дополнительного образования детей и педагог свободны в выборе способов применения регионального компонента и его интеграции в образовательную программу.

Современные подходы к разработке дополнительных...

Ключевые слова:дополнительное образование детей, образовательная программа, дополнительная общеобразовательная программа, технология, нормативно-правовые основания разработки образовательной программы.

Дополнительные образовательные услуги в дошкольном...

дополнительное образование, услуга, детский сад, образовательная услуга, дополнительная образовательная услуга, дополнительное образование детей, цель удовлетворения, программа...

Актуализация роли дополнительного образования детей...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская Федерация, программа, ребенок, учреждение, образовательная деятельность, российское образование, сетевое взаимодействие...

Качество образования в условиях реализации дополнительных...

- расширение знаний учащихся учреждений дополнительного образования

Основные термины (генерируются автоматически): качество образования, учебное заведение, требование, Российская Федерация, программа, дополнительное образование, детская школа искусств...

Задать вопрос