Библиографическое описание:

Джумакулиева А. Э. Корпоративная социальная ответственность // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 242-243.



Статья посвящена анализу корпоративной социальной ответственности, приведены различные интерпретации этого явления в современной науке. Подчеркнута роль корпоративной социальной отчетности во взаимоотношениях общества и государства, определены основные тенденции.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, предпринимательское сообщество, транснациональные компании, социальное инвестирование, бизнес

Актуальность проблем корпоративной социальной ответственности обусловлена как высокой степенью хозяйственного развития ведущих стран мира, так и усилением роли нематериальных факторов экономического роста.

Повышенное внимание к развитию социальных функций предпринимательского сообщества в России объясняется пересмотром традиционных взглядов на концепцию социальной политики в сторону расширения круга ее субъектов и значительного сокращения вмешательства государства в решение многих социально-экономических проблем. [4, с. 118]

На сегодняшний день в науке сформированы три основные интерпретации феномена корпоративной социальной ответственности:

‒ классический подход (автор М. Фридман), по нему ответственность бизнеса заключается в увеличении прибыли для своих акционеров.

‒ теория корпоративного альтруизма (автор Комитет по экономическому развитию США): первоочередная задача бизнеса не столько в росте прибыли, но и решение общественных проблем.

‒ «теория разумного эгоизма» основывается на том, что социальная ответственность бизнеса помогает сократить потери прибыли в долгосрочной перспективе. [3, с. 148; 2, с. 20]

Впервые с проблематикой социальной ответственности столкнулись транснациональные компании, т. к. они первыми ощутили влияние глобализации, когда стало необходимо придерживаться международных стандартов. Конкуренция непрерывно растет, таким образом, потребитель имеет все больше возможностей оказывать влияние на бизнес, в первую очередь, в сфере корпоративной социальной ответственности. Инвесторы также изучают различные аспекты деятельности бизнес-сообщества, в том числе и их репутацию, которая напрямую связана с корпоративной социальной ответственностью. Таким образом, бизнес все больше будет стремиться осуществлять социальное инвестирование по направлениям, улучшающим его непосредственную деятельность. [5; 6, с. 99]

Нам представляется, что компании, осуществляющие розничную торговлю, будут инвестировать в те проекты, от которых будет зависеть их имидж. Если бизнес-единица занимается сырьевыми ресурсами, то она заинтересована в поддержке местного сообщества, взаимоотношениях с местными органами власти. Кроме того, институты саморегулирования делового сообщества оказывают значительное влияние на своих членов, продвигают и пропагандируют передовые подходы, в том числе в сфере корпоративной социальной ответственности, как это делает Ассоциация менеджеров.

На наш взгляд, намечается тенденция в смещении социального инвестирования в направлении местного сообщества. Это свидетельствует о том, что интересы бизнес-структур начинают переноситься с сотрудников компании на внешнее социальное окружение.

Можно сделать вывод об изменениях социальных интересов отечественного бизнеса. В большинстве компаний социальная политика реализуется на основе принципов, которые утверждены высшим исполнительным органом, корпоративные социальные программы носят регулярный характер, а средства на их реализацию заложены в общем бюджете.

В 2014 г. российским деловым порталом «Альянс Медиа» [1] был проведен интернет-опрос предпринимателей (свыше 1500 чел.) по вопросу социальной ответственности бизнес-структур, являющейся весьма актуальной в России. Основными ответа на вопрос «Какие действия вы относите к понятию «социальная ответственность бизнес-сообщества?» были: предоставление «социального пакета» работникам (32 %), создание новых рабочих мест (31 %), помощь социальным объектам (28 %) [7, с. 19]

Таким образом, можно сделать вывод, что если бизнес раньше делал бессистемные социальные вложения в не отслеживаемые по эффективности благотворительные программы, то сейчас, в первую очередь, акцент делается на повышение качества человеческого капитала, который задействован в бизнесе, и уже в последнюю очередь — на благотворительные программы.

Надо отметить, что общество и бизнес — взаимосвязанные системы и, как следствие, оказывают влияние друг на друга. На наш взгляд, социальная ответственность и нравственность предпринимательства не могут быть независимы от общего состояния нравственности и социальной ответственности. Поэтому проблематика социальной ответственности бизнес-структур — это, в первую очередь, проблема культуры бизнеса.

Решение данной проблемы мы видим, прежде всего, в работе государственных институтов по обеспечению правовой базы предпринимательства.

В развитых странах социальное партнерство выступает основой социального мира и признается в качестве «четвертого фактора производства» вместе с капиталом, трудом и землей. Само же партнерство — важнейшее условие социального мира, которое существует в определенном институциональном оформлении.

Главными функциями ассоциаций предпринимателей, на наш взгляд, можно считать следующие:

‒ обмен мнениями и выработка общей политики и позиций;

‒ представительство предпринимателей, входящих в данную организацию, в отношениях с государством и его учреждениями;

‒ представительство этих предпринимателей в отношениях со средствами массовой информации и общественностью;

‒ заключение коллективных договоров и контроль за их выполнением;

‒ регулирование спорных вопросов и трудовых конфликтов с профсоюзами. [8]

Литература:

  1. Альянсмедиа.рф. Российский деловой портал информационной поддержки предпринимательства. — URL: http://www.allmedia.ru/ (дата обращения 24.01.2015)
  2. Бережной, А. В. Корпоративная социальная ответственность как фактор развития современного общества / А. В Бережной, Л. В. Коваленко // Международная научно-практическая конференция по актуальным вопросам экономики и гуманитарных наук в 2015 году:материалы научно-практ. конф. — Краснодар, 2015. — С. 18–21.
  3. Гареева, А. Р. Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития компании / А. Р. Гареева // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 147–150.
  4. Киварина,М. В.Корпоративная социальная ответственность / М. В. Киварина // Экономический журнал.- 2011. — № 23. — С.116–121.
  5. Маслов, М. С. Публичная политика крупных корпораций США в сфере экономики / М. С. Маслов. — М., 2000.
  6. Перегудов, С. П. Транснациональные корпорации на пути к корпоративному гражданству / С. П. Перегудов // Полис. — 2014. № 6. — С.95–103.
  7. Тарасов, С. В. Основы государственно-частного партнерства в РФ: проблемы и перспективы реализации / С. В. Тарасов // Креативная экономика. — 2014. — № 8. — с. 18–21.
  8. Уфимцева, О. С. Государственно-частное партнерство / О. С. Уфимцева. — М.: Юрайт, 2014.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle