Корпоративная социальная ответственность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (122) сентябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 10.09.2016

Статья просмотрена: 2747 раз

Библиографическое описание:

Джумакулиева, А. Э. Корпоративная социальная ответственность / А. Э. Джумакулиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 242-243. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33639/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена анализу корпоративной социальной ответственности, приведены различные интерпретации этого явления в современной науке. Подчеркнута роль корпоративной социальной отчетности во взаимоотношениях общества и государства, определены основные тенденции.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, предпринимательское сообщество, транснациональные компании, социальное инвестирование, бизнес

Актуальность проблем корпоративной социальной ответственности обусловлена как высокой степенью хозяйственного развития ведущих стран мира, так и усилением роли нематериальных факторов экономического роста.

Повышенное внимание к развитию социальных функций предпринимательского сообщества в России объясняется пересмотром традиционных взглядов на концепцию социальной политики в сторону расширения круга ее субъектов и значительного сокращения вмешательства государства в решение многих социально-экономических проблем. [4, с. 118]

На сегодняшний день в науке сформированы три основные интерпретации феномена корпоративной социальной ответственности:

‒ классический подход (автор М. Фридман), по нему ответственность бизнеса заключается в увеличении прибыли для своих акционеров.

‒ теория корпоративного альтруизма (автор Комитет по экономическому развитию США): первоочередная задача бизнеса не столько в росте прибыли, но и решение общественных проблем.

‒ «теория разумного эгоизма» основывается на том, что социальная ответственность бизнеса помогает сократить потери прибыли в долгосрочной перспективе. [3, с. 148; 2, с. 20]

Впервые с проблематикой социальной ответственности столкнулись транснациональные компании, т. к. они первыми ощутили влияние глобализации, когда стало необходимо придерживаться международных стандартов. Конкуренция непрерывно растет, таким образом, потребитель имеет все больше возможностей оказывать влияние на бизнес, в первую очередь, в сфере корпоративной социальной ответственности. Инвесторы также изучают различные аспекты деятельности бизнес-сообщества, в том числе и их репутацию, которая напрямую связана с корпоративной социальной ответственностью. Таким образом, бизнес все больше будет стремиться осуществлять социальное инвестирование по направлениям, улучшающим его непосредственную деятельность. [5; 6, с. 99]

Нам представляется, что компании, осуществляющие розничную торговлю, будут инвестировать в те проекты, от которых будет зависеть их имидж. Если бизнес-единица занимается сырьевыми ресурсами, то она заинтересована в поддержке местного сообщества, взаимоотношениях с местными органами власти. Кроме того, институты саморегулирования делового сообщества оказывают значительное влияние на своих членов, продвигают и пропагандируют передовые подходы, в том числе в сфере корпоративной социальной ответственности, как это делает Ассоциация менеджеров.

На наш взгляд, намечается тенденция в смещении социального инвестирования в направлении местного сообщества. Это свидетельствует о том, что интересы бизнес-структур начинают переноситься с сотрудников компании на внешнее социальное окружение.

Можно сделать вывод об изменениях социальных интересов отечественного бизнеса. В большинстве компаний социальная политика реализуется на основе принципов, которые утверждены высшим исполнительным органом, корпоративные социальные программы носят регулярный характер, а средства на их реализацию заложены в общем бюджете.

В 2014 г. российским деловым порталом «Альянс Медиа» [1] был проведен интернет-опрос предпринимателей (свыше 1500 чел.) по вопросу социальной ответственности бизнес-структур, являющейся весьма актуальной в России. Основными ответа на вопрос «Какие действия вы относите к понятию «социальная ответственность бизнес-сообщества?» были: предоставление «социального пакета» работникам (32 %), создание новых рабочих мест (31 %), помощь социальным объектам (28 %) [7, с. 19]

Таким образом, можно сделать вывод, что если бизнес раньше делал бессистемные социальные вложения в не отслеживаемые по эффективности благотворительные программы, то сейчас, в первую очередь, акцент делается на повышение качества человеческого капитала, который задействован в бизнесе, и уже в последнюю очередь — на благотворительные программы.

Надо отметить, что общество и бизнес — взаимосвязанные системы и, как следствие, оказывают влияние друг на друга. На наш взгляд, социальная ответственность и нравственность предпринимательства не могут быть независимы от общего состояния нравственности и социальной ответственности. Поэтому проблематика социальной ответственности бизнес-структур — это, в первую очередь, проблема культуры бизнеса.

Решение данной проблемы мы видим, прежде всего, в работе государственных институтов по обеспечению правовой базы предпринимательства.

В развитых странах социальное партнерство выступает основой социального мира и признается в качестве «четвертого фактора производства» вместе с капиталом, трудом и землей. Само же партнерство — важнейшее условие социального мира, которое существует в определенном институциональном оформлении.

Главными функциями ассоциаций предпринимателей, на наш взгляд, можно считать следующие:

‒ обмен мнениями и выработка общей политики и позиций;

‒ представительство предпринимателей, входящих в данную организацию, в отношениях с государством и его учреждениями;

‒ представительство этих предпринимателей в отношениях со средствами массовой информации и общественностью;

‒ заключение коллективных договоров и контроль за их выполнением;

‒ регулирование спорных вопросов и трудовых конфликтов с профсоюзами. [8]

Литература:

  1. Альянсмедиа.рф. Российский деловой портал информационной поддержки предпринимательства. — URL: http://www.allmedia.ru/ (дата обращения 24.01.2015)
  2. Бережной, А. В. Корпоративная социальная ответственность как фактор развития современного общества / А. В Бережной, Л. В. Коваленко // Международная научно-практическая конференция по актуальным вопросам экономики и гуманитарных наук в 2015 году:материалы научно-практ. конф. — Краснодар, 2015. — С. 18–21.
  3. Гареева, А. Р. Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития компании / А. Р. Гареева // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 147–150.
  4. Киварина,М. В.Корпоративная социальная ответственность / М. В. Киварина // Экономический журнал.- 2011. — № 23. — С.116–121.
  5. Маслов, М. С. Публичная политика крупных корпораций США в сфере экономики / М. С. Маслов. — М., 2000.
  6. Перегудов, С. П. Транснациональные корпорации на пути к корпоративному гражданству / С. П. Перегудов // Полис. — 2014. № 6. — С.95–103.
  7. Тарасов, С. В. Основы государственно-частного партнерства в РФ: проблемы и перспективы реализации / С. В. Тарасов // Креативная экономика. — 2014. — № 8. — с. 18–21.
  8. Уфимцева, О. С. Государственно-частное партнерство / О. С. Уфимцева. — М.: Юрайт, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): корпоративная социальная ответственность, социальная ответственность, социальное инвестирование, бизнес, местное сообщество, предпринимательское сообщество, Россия, социальная ответственность бизнес-структур, социальная политика, социальный мир.


Ключевые слова

бизнес, корпоративная социальная ответственность, предпринимательское сообщество, транснациональные компании, социальное инвестирование

Похожие статьи

Корпоративная социальная ответственность как фактор...

Корпоративная социальная ответственность как направление реализации социальной функции банков. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития экономики региона.

Подходы к определению корпоративной социальной...

Корпоративная социальная ответственность - готовность бизнеса на добровольные социальные инвестиции, т.е. вложения финансовых, материальных, технологических, управленческих и иных ресурсов для реализации социальных программ.[7].

Корпоративная социальная ответственность бизнеса как...

В современном мире корпоративная социальная ответственность становится новой философией бизнеса, в соответствии с которой компании ориентируются в своей деятельности не только на получение прибыли...

Особенности развития модели корпоративной социальной...

Следовательно, корпоративная социальная ответственность — это философия бизнеса, которая предполагает выполнение добровольных обязательств перед стейкхолдерами. Итак, какую же роль выполняет концепция КСО в РФ?

Корпоративная социальная ответственность — традиции...

Корпоративная социальная ответственность — традиции компании «Нестле Россия».

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, мотивация сотрудников, благотворительность.

Правовое регулирование корпоративной социальной...

Корпоративная социальная ответственность — это ответственность бизнеса перед обществом в целом. Поскольку крупный бизнес как часть общества оказывает существенное влияние на его развитие, КСО приобретает все большее значение.

Реализация корпоративной социальной ответственности...

[1]. Социальная ответственность встречается во всех формах организации, однако чаще всего мы сталкиваемся с этим явлением в бизнес-сообществе под названием «корпоративная социальная ответственность» (КСО).

Теоретическая база формирования корпоративной социальной...

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, социальная ответственность бизнеса, социальная защищенность, корпоративная социальная политика, влияние КСО на бизнес и политику, корпоративное гражданство...

Корпоративная социальная ответственность как направление...

Социальная ответственность бизнеса или Корпоративная социальная ответственность — это концепция, отражающая добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды.

Похожие статьи

Корпоративная социальная ответственность как фактор...

Корпоративная социальная ответственность как направление реализации социальной функции банков. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития экономики региона.

Подходы к определению корпоративной социальной...

Корпоративная социальная ответственность - готовность бизнеса на добровольные социальные инвестиции, т.е. вложения финансовых, материальных, технологических, управленческих и иных ресурсов для реализации социальных программ.[7].

Корпоративная социальная ответственность бизнеса как...

В современном мире корпоративная социальная ответственность становится новой философией бизнеса, в соответствии с которой компании ориентируются в своей деятельности не только на получение прибыли...

Особенности развития модели корпоративной социальной...

Следовательно, корпоративная социальная ответственность — это философия бизнеса, которая предполагает выполнение добровольных обязательств перед стейкхолдерами. Итак, какую же роль выполняет концепция КСО в РФ?

Корпоративная социальная ответственность — традиции...

Корпоративная социальная ответственность — традиции компании «Нестле Россия».

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, мотивация сотрудников, благотворительность.

Правовое регулирование корпоративной социальной...

Корпоративная социальная ответственность — это ответственность бизнеса перед обществом в целом. Поскольку крупный бизнес как часть общества оказывает существенное влияние на его развитие, КСО приобретает все большее значение.

Реализация корпоративной социальной ответственности...

[1]. Социальная ответственность встречается во всех формах организации, однако чаще всего мы сталкиваемся с этим явлением в бизнес-сообществе под названием «корпоративная социальная ответственность» (КСО).

Теоретическая база формирования корпоративной социальной...

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, социальная ответственность бизнеса, социальная защищенность, корпоративная социальная политика, влияние КСО на бизнес и политику, корпоративное гражданство...

Корпоративная социальная ответственность как направление...

Социальная ответственность бизнеса или Корпоративная социальная ответственность — это концепция, отражающая добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды.

Задать вопрос