Библиографическое описание:

Чугунова Н. А. Формирование клинического мышления у студентов с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2016. — №16.1. — С. 65-68.



Прогресс современной медицины предъявляет серьезные требования к качеству подготовки массажистов. Важным практическим навыком, определяющим профессионализм и квалификацию будущего специалиста - инвалида по зрению, является клиническое мышление.

Говоря о клиническом мышлении, всегда в первую очередь имеют в виду врачей. Термин этот ввёл И.П. Кончаловский для характеристики определённых действий врача, но ещё Гиппократ подчёркивал необходимость прогнозировать течение болезни по состоянию больного на момент обследования. С.А. Гиляровский, К.Е. Тарасов, рассматривая клиническое мышление с философских позиций, доказывая его связь с законами диалектической логики. Другие исследователи связывали клиническое мышление с творческим, поисковым характером деятельности врача. А.Ф. Билибин, Г.И. Царегородцев определяют клиническое мышление как интеллектуальную, логическую деятельность, позволяющую врачу находить особенности, характерные для данного патологического процесса у данной конкретной личности. Н.А. Ардаматский выделяет две составляющие клинического мышления: уровень умственной деятельности и ее методическое обеспечение. Именно в овладении методом применять теоретические сведения к огромному разнообразию конкретных больных видели главную цель преподавания клинических дисциплин выдающиеся клиницисты-педагоги как минувших лет (С.П. Боткин, А.Г. Захарьин, Г.Ф. Ланг, Б.Е. Вотчал), так и наши современники (И.А. Кассирский, В.Х. Василенко, Е.И. Чазов и др.). Показателями клинического мышления являются не только знания и умения, но и определенные качества личности [5].

Для средних медицинских учебных заведений вопрос о формировании клинического мышления у выпускников весьма актуален. Так, всегда придавалось большое значение развитию клинического мышления у фельдшеров, выполняющих врачебные функции. С введением сестринского процесса становится видно: зачем медицинской сестре клиническое мышление. В СамГМУ выделили направления работы медсестры, при которых необходимо клиническое мышление, ниже приводятся те из них, которые с нашей точки зрения касаются и инвалидов по зрению, обучающихся массажу. Чтобы сознательно действовать в рамках сестринского процесса, медсестре необходимо:

 уметь собрать данные о пациенте, определить круг проблем, решение которых входит в её компетенцию, выделить среди них первоочередные;

 научиться выявлять проблемы пациента и в соответствии с ним составлять план своих действий, осуществлять уход, оценивать его результаты, изменять сестринский диагноз в соответствии с динамикой состояния здоровья пациента, корректировать план ухода, анализировать свою работу;

- действовать в соответствии с врачебным диагнозом и назначениями врача не механически, а осознанно;

- осознавать ответственность за свои действия;

- понимать свои ошибки, устранять их и нести за них ответственность;

- обучать пациентов навыкам сохранения и восстановления здоровья, привлекать их к планированию ухода, к его организации и обсуждению его результатов;

- владеть методами убеждения пациентов в необходимости тех или иных манипуляций и методов лечения;

- отстаивать права пациентов [2].

Все эти требования могут быть выполнены только при наличии клинического мышления. Чем выше его уровень, тем лучше медсестра сможет организовать сестринский процесс, в том числе в массаже. Кроме того, медсестра может и должна поддерживать веру пациента в выздоровление, в постепенное улучшение состояния при постоянном выполнении определённых требований.

Основной задачей дисциплины «Сестринское дело в терапии», «Сестринское дело в хирургии», «Сестринское дело в невропатологии», место массажа в этих дисциплинах преподаватели видят формировании у студентов-инвалидов по зрению клинического мышления через создание образа болезни и умения применять знания о доступных методах лечебного воздействия при работе с пациентом. Студенты должны овладеть методами исследования больных в рамках своей компетенции, знать основные нозологические формы патологии (этиологию, клинические проявления, принципы диагностики и лечение, место массажа в лечении), поэтому главной задачей обучения становится именно отработка практических умений применять полученные знания на практике, развитие клинического мышления, формирование личности.

Образ болезни складывается из представления о причинах патологического состояния, нарушении структуры и функции, объективных и субъективных клинических признаков, вероятных исходах (рис. 1) [1].

Будущему массажисту, чтобы стать квалифицированным специалистом, необходимы знания о заболеваниях, при которых он будет проводить массаж, чтобы, оценив настоящие и потенциальные проблемы, определить цели массажа, составить план лечения в рамках своей компетенции, а именно план массажа, возможность использования элементов ЛФК, фитотерапии, физиотерапии, психотерапевтического воздействия. Клиническое мышление позволяет выполнять вышеперечисленное, а также диагностировать патологические состояния, в том числе неотложные.

Рис. 1. Формирование образа болезни

В Кинель-Черкасском филиале ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж» можно было бы взять на вооружение эту схему при обучении дисциплины «Сестринское дело в терапии».

Учебный материал доводится до студентов в виде аудиозаписей до начала практического курса. Лекции проводятся в виде беседы, обязательно приводятся примеры из практики, это позволяет студентам не только понять проблему, но и активно её усваивать. В ходе беседы преподаватель, используя межпредметные связи, строит логические цепочки, позволяющие осмыслить изучаемый материал, подводит студента к самостоятельным выводам в решении предлагаемых проблем [4].

Наиболее продуктивно проходят семинары, на которых осуществляется фронтальный опрос и тест-опрос. Большое внимание уделяется решению ситуационных задач, нередко в виде клинического разбора, при этом активно участвуют все студенты группы. Цепочка рассуждений позволяет проследить развитие мыслительного процесса. В нашей практике были случаи, когда отстающие вначале обучения студенты, первыми справлялись с клиническими разборами ситуационных задач, в дальнейшем они успешно овладевали профессией и отлично сдавали государственные экзамены.

Практические занятия проводятся в виде доклинической и клинической практики, где продолжается решение ситуационных задач, формируя умения профессионального общения студентов. Самостоятельная работа на занятиях проводится в малых группах (бригадах) и попарно (имитация ситуаций «пациент» – «медсестра-массажист»).

Успешный разбор практической ситуации повышает самооценку, придаёт уверенность в себе, способствует социальной и профессиональной адаптации студентов. Студенты отрабатывают практические умения по массажу при максимальном использовании своих возможностей. Дают советы пациенту по коррекции факторов риска в рамках своей компетенции, учатся дифференцированно подходить к проведению массажа в зависимости от конкретной клинической ситуации. Преподаватель внимательно следит за невербальными проявлениями реакции студентов, своевременно вовлекает в выполнение заданий слепых студентов, вселяя уверенность в собственных силах. Главная задача клинической практики сформировать законченный образ болезни.

Однако, надо отметить, что незначительное количество занятий проводится на базах производственной практики в ГБУЗ «Кинель-Черкасская ЦРБ», ведь студенты получают опыт ориентации в ЛПО, с помощью преподавателя осуществляют сбор информации у пациентов, используя доступные информационные каналы (опрос, пальпацию, аускультацию, «осмотр» с помощью остаточного зрения или ощупывания), знакомятся с историями болезни, методами лечения, возможностями массажа при конкретной патологии.

Таким образом, после производственной практики в ЦРБ улучшаются знания студентов, приобретается уверенность в своих практических навыках и умениях по массажу у студентов. Курация больных под контролем преподавателя (клиническая и производственная практика), клинические разборы, ситуационные задачи и деловые (ролевые) игры с решением практических вопросов, участие в работе студенческих предметных кружков, в учебно-практических конференциях – все эти методы обучения медсестёр по массажу, которые способствуют формированию клинического мышления и совершенствованию умственной деятельности (рис. 2).

При обучении преподаватели Кинель-Черкасского филиала следуют правилу: на любой заданный вопрос студенты должны получить исчерпывающий ответ.

Многие студенты посещают организованные при кабинетах предметные кружки, которые расширяют кругозор студентов в образовательном пространстве. Студенты самостоятельно проводят аудиозаписи на цифровые носители, организуется запись учебных видеофильмов для домашнего просмотра, обмен адресами сайтов в Интернете.

Рис. 2. Формирование клинического мышления у инвалидов по зрению

По мнению Колывановой Л.А., Носовой Т.М., самостоятельная работа студентов с больными, выполнение разнообразных заданий и решение поставленных преподавателем задач, максимально приближенных к реальной практике – главный путь подготовки конкурентоспособного специалиста-массажиста [3].

Кроме этого студенты-инвалиды по зрению принимают активное участие в конкурсах, проводимых в колледже, в чемпионатах Поволжья по массажу. Так, студенты-инвалиды по зрению: Игорь Мананков и Александр Артеменко стали призерами чемпионата по СПА-массажу, заняв ΙΙΙ место среди ведущих массажистов Самарской области. В ΙV Всероссийском студенческом конкурсе по массажу «Все в твоих руках», проходившем в г. Уфе, Ильдар Сафин получил диплом ΙΙΙ степени в категории «SPA-массаж». В этом году Михаил Сизов принял участие в Чемпионате России по массажу среди лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению, заняв призовое место. Александр Пономарев и Наталья Фурман награждены благодарственным письмом АНО «Белая трость» за помощь в подготовке и проведения мастер-класса «Мультимобильность» (г. Екатеринбург) [6].

Таким образом, формирование клинического мышления у студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению в условиях их профессиональной подготовки способствует развитию не только трудовой реабилитации будущих специалистов, но и их социальной адаптации.

Литература:

  1. Бащинский С.Е. Клиническое мышление и наука. О необходимости научно-обоснованной медицинской практики. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.ukrmedsoc.dp.ua (Дата обращения: 06.07.2016).
  2. Говоря о клиническом мышлении… Электронный ресурс. – Режим доступа: http://edu.samsmu.ru (Дата обращения: 08.07.2016).
  3. Колыванова Л.А., Носова Т.М. Адаптация в социальной среде как результат профессиональной подготовки специалистов с нарушением зрения. Образование и саморазвитие. 2012. Т. 3. № 31. С. 153-158.
  4. Колыванова Л.А., Носова Т.М., Петроченко Т.Н. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в инклюзивном профессиональном образовании: Учебно-метод. пособие/Л.А. Колыванова, Т.М. Носова, Т.Н. Петроченко. – Самара: Изд-во ООО «Порто-принт», 2012. – 301 с.
  5. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. – Ереван: АН Армянской ССР. – 2006. – 263 с.
  6. Kolyvanova L.A. Practice-oriented activities as a basis for creation of safe living of students with deprivation of view at the medical college. Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 12. С. 11-13.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle