Библиографическое описание:

Пузанова Л. В. Организация преподавания дисциплины «Основы неврологии» студентам с ограниченными возможностями здоровья по зрению // Молодой ученый. — 2016. — №16.1. — С. 47-49.



Неврология — это раздел медицины, изучение которого наиболее необходимо для будущих массажистов. Из опыта работы известно, что пациенты неврологического профиля составляют зачастую до 80 % всех больных, требующих при проведении профилактики, лечения и реабилитации услуг массажиста.

Учебная дисциплина ОП.07 Основы неврологии предусмотрена ФГОС СПО по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) и относится к разделу общепрофессиональных. В соответствии с учебным планом Кинель-Черкасского филиала ГБПОУ ТМедК основы неврологии преподаются студентам в ΙΙΙ семестре, т. е. на втором году обучения, после того, как закончено изучение анатомии человека. Параллельно изучению основ неврологии, согласно учебному плану, в этом же семестре начинается преподавание лечебного классического массажа в неврологии. Таким образом, материал закрепляется, имеет дальнейший выход, тесная связь и преемственность преподавания дает свои результаты.

Учитывая значимость дисциплины и повышенную потребность студентов, с 2015–2016 учебного года количество часов преподавания основ неврологии было увеличено за счет вариативной части. Максимальное количество часов составляет — 150. Обязательная учебная нагрузка — 100 часов, включающая — 72 часа теоретических и 28 — практических занятий. На самостоятельную работу студентов отведено 50 часов.

Изучение основ неврологии направлено на формирование общих и профессиональных компетенций, соответствующих видам деятельности:

 Выполнение классического массажа.

 Выполнение рефлекторных видов массажа.

 Выполнение массажа в педиатрической практике.

 Проведение лечебной физической культуры.

Преподавание будущим массажистам неврологии в течение 12 лет выявило определенные особенности и требования к организации образовательного процесса.

Мотивацией формирования профессиональных компетенций является желание самого студента стать хорошим специалистом, быть востребованным в обществе, оказание качественной медицинской помощи пациентам. Студенты-массажисты сами являются, в силу своих заболеваний, постоянными пациентами, имеют опыт общения с представителями практического здравоохранения, в том числе, неврологического профиля. Ограничение возможностей здоровья по зрению часто связано с неврологическими заболеваниями.

На теоретических занятиях основной формой подачи материала является начитывание лекций преподавателем и запись на диктофоны. Использование письма по Брайлю не нашло широкого применения из-за недостаточного количества студентов, владеющих этим методом. Однако, по просьбе отдельных студентов в рамках дополнительных занятий, этот метод применяется.

Для зрячих студентов основным видом памяти является зрительная, в то время как слабовидящие и незрячие студенты лишены этой возможности. «Запоминание на слух» не является легким, особенно для студентов, потерявших зрение в подростковом или взрослом возрасте. Начитывание материала проводится медленно, достаточно громким голосом, с соблюдением правил пунктуации, преподавателю необходимо иметь хорошую дикцию. Проведение теоретических занятий в виде «чистой» лекции у данной категории студентов невозможно. Занятие проводится в виде комбинированного урока. После начитывания материала разбирается и проговаривается тема по всем пунктам с обязательным участием студентов, учитывая возникающие у них вопросы. При необходимости преподаватель повторно объясняет материал с использованием уже известной терминологии. Активно применяется проговаривание вслух новых медицинских понятий и определений.

Ежедневно повторяется и закрепляется изученный материал. Темы оговариваются заранее. Право выбора может принадлежать как преподавателю, так и студенту.

При обучении слабовидящих студентов крайне важен индивидуальный подход.

Преподаватель должен быть осведомлен о наличии у студента-массажиста того или иного заболевания, по возможности, знать причину потери зрения. Для преподавателя основ неврологии необходим опыт работы в практическом здравоохранении, именно с больными неврологического профиля. Часто студенты, имеющие у себя неврологическое заболевание, обращаются с личной просьбой о консультировании. Необходим тесный контакт преподавателя со студентом, доверительные отношения, безупречная компетенция преподавателя и авторитет.

Слабовидящие студенты — это часто легкоранимые люди, с определенными проблемами в здоровье и социальной сфере, а иногда и с изменениями психики. Все это требует повышенного внимания и максимально корректного отношения к ним. На уроках применяется строго индивидуальный подход, но в тоже время чрезмерное предоставление «поблажек» недопустимо.

Определенные особенности современного общества накладывают отпечатки и на лиц с ограниченными возможностями здоровья. Возрастает количество студентов, в основном среди молодых, предъявляющих завышенные требования к окружающим при недостаточном спросе с самого себя. Работа в данном направлении проводится на уроках в том числе, поддерживается тесная связь с родителями, родственниками, привлекается психолог филиала.

Неврология относится к наиболее сложным дисциплинам. Неврологические расстройства часто имеют сложную симптоматику, трудны в диагностике, имеют различные методы лечения и длительную, иногда пожизненную, реабилитацию. Студенту-массажисту необходимо уметь:

 консультировать пациента и его семью по вопросам профилактики осложнений неврологических заболеваний, вопросам профилактики наркозависимости;

 определять симптомы основных заболеваний нервной системы с целью выявления противопоказаний к массажу на момент проведения процедуры;

 анализировать влияние проведенной процедуры массажа и ЛФК на состояние нервной системы пациента;

знать:

 основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний нервной системы;

 формы и методы реабилитации при заболеваниях нервной системы;

 организацию и правила проведения мероприятий по реабилитации пациентов с заболеваниями нервной системы;

 возможности применения массажа и ЛФК в профилактике и лечении заболеваний нервной системы;

 динамические изменения в состоянии здоровья пациента во время процедуры и после процедуры массажа и ЛФК.

Все эти знания и умения будущий массажист с ОВЗ по зрению получает на занятиях по основам неврологии.

При преподавании основ неврологии необходимо стремиться к вовлечению в изучение темы 100 % присутствующих студентов. Наибольшие результаты на занятиях дает ориентировка на «среднего» студента, в то время как со «слабыми» и «сильными» проводятся при необходимости дополнительные занятия.

Практические занятия по основам неврологии проводятся в кабинете доклиники, который оборудован современными муляжами, необходимым инструментарием компьютером, специальным аудионосителем. Расстановка мебели способствует свободному передвижению слабовидящих студентов.

На практических занятиях студенты знакомятся с этапами обследования неврологического больного, отрабатывают методы и приемы обследования на фантомах, друг на друге.

Обследование пациента включает: исследование функции и определение патологии черепно-мозговых нервов, исследование поверхностных и глубоких рефлексов, тонуса и силы мышц, функции вегетативной нервной системы и т. д. Наиболее приемлемым методом является работа в микрогруппах. На занятиях студенты решают ситуационные задачи и тестовые задания.

Для преподавания основ неврологии разработана рабочая программа дисциплины, календарно-тематический план, полное методическое обеспечение. Для подготовки студентов к промежуточной аттестации в виде экзамена — контрольно-измерительные материалы (КИМ), с которыми студенты знакомятся на первых занятиях. В методическом уголке кабинета доклиники имеется банк аудиозаписей лекций, КИМ и другая необходимая информация.

Важным выходом данной дисциплины является изучение классического массажа в неврологии и проведение учебной и производственной практик на базе ГБУЗ СО «Кинель-Черкасская ЦРБ» в этом же семестре.

На учебной практике преподаватели знакомят студентов с организацией работы отделений, студенты проводят субъективное и объективное обследование пациентов, отрабатывают приемы массажа на пациентах под руководством преподавателя.

На производственной практике студенты самостоятельно выполняют массаж пациентам. Практика проходит в массажном кабинете больницы, неврологическом и травматологическом отделениях (пациенты с черепно-мозговыми и спинальными травмами). По окончании практики проводится дифференцированный зачет с обязательным участием руководителя практики от медицинской организации. По итогам на каждого студента оформляется документация: характеристика, отчет о производственной практике, аттестационный лист. Ежедневно заполняются дневники непосредственными руководителями практики, ставятся оценки. На практике студенты получают опыт общения с неврологическими пациентами, тактильного контакта с неврологическими больными и результаты своего труда:

 нормализация тонуса мышц;

 улучшение самочувствия;

 повышение двигательной активности;

 снижение и ликвидация болевого синдрома;

 нормализация трофики;

 улучшение кровообращения и т. д.

После прохождения практики, а иногда и во время ее, по инициативе студентов, проводятся консультации преподавателем неврологии по интересующим их вопросам, связанным с тем или иным заболеванием. Таким образом, у студентов возрастает мотивация к продолжению изучения дисциплины.

Давно известен факт, что массажисты из лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению — самые лучшие в силу естественного замещения недостаточной функции органа зрения работой других анализаторов. Первые благодарности от пациентов, родственников и персонала являются важнейшим стимулом для дальнейшего совершенствования.

Основные термины (генерируются автоматически): основ неврологии, нервной системы, ограниченными возможностями здоровья, преподавания основ неврологии, заболеваний нервной системы, классического массажа, неврологического профиля, занятиях студенты, основам неврологии, преподавателя основ неврологии, изучению основ неврологии, Изучение основ неврологии, слабовидящих студентов, процедуры массажа, преподавании основ неврологии, ОП.07 Основы неврологии, ТМедК основы неврологии, будущим массажистам неврологии, практике студенты, Выполнение классического массажа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос