Библиографическое описание:

Сидорова А. В. Опыт организации образовательного процесса при изучении дисциплины «Сестринский уход в хирургии» // Молодой ученый. — 2016. — №16.1. — С. 52-55.



Изменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности будущих специалистов, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающихся универсальных умений для разрешения возникающих проблем в профессиональной деятельности.

Особое внимание уделяется формированию у будущих медицинских работников способности самостоятельно мыслить; применять полученные знания на практике; тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия; эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах; быть открытыми для новых профессиональных взаимоотношений. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Поиск новых образовательных технологий связан не только с появлением в образовательных учреждениях современной техники для работы с учебной и научной информацией (компьютеры, мультимедийная, аудио- и видеотехника), но и необходимостью эффективно и целесообразно её использовать.

Так, для подготовки конкурентоспособного на рынке труда медицинского работника, в Кинель-Черкасском филиале ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж» при устном изложении учебного материала используются вербальные, технические и наглядные методы обучения студентов.

Среди словесных методов обучения важное место занимают лекции. В данном образовательном профессиональном учреждении они проводятся с использованием ТСО и представляют собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающего целостность и законченность его восприятия студентами. Лекции дают систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывают состояние и перспективы развития соответствующей области медицины, концентрируют внимание студентов на наиболее сложных изучаемых вопросах, стимулируют их активную познавательную деятельность и способствуют формированию критического мышления.

Кроме этого, при проведении практических занятий используются технологии индивидуально-бригадного обучения (ТИБО) и бригадно-индивидуального обучения (БИТО). Организация учебного процесса при использовании этих технологий похожи, отличие заключается в соотношении индивидуальной и бригадной работы в учебном процессе. Данные технологии способствуют развитию индивидуальных умений и навыков студентов, учитывают их индивидуально-личностные характеристики, включая способности и образовательные потребности, основанные на целевых установках. Они предусматривают использование возможностей коллективной (бригадной) деятельности для оказания помощи каждому студенту в успешном освоении учебного материала, выполнении манипуляций, решении ситуационных задач и т. д.

Технология индивидуально-бригадного обучения складывается из следующих компонентов:

 организационный момент (обоснование темы занятия преподавателем, формирование мотивации);

 актуализация и контроль опорных знаний;

 индивидуальная работа студентов или работа в малых группах;

 контроль и закрепление знаний и умений.

В нашем медицинском колледже для изучения дисциплины «Сестринский уход в хирургии» создана модель мини-отделения, включающая 4 основные зоны:

 чистая перевязочная;

 инструментальная;

 предоперационная;

 операционная.

При проведении практических занятий со студентами медицинских специальностей (34.02.01 Сестринское дело, 31.02.01 Лечебное дело) наиболее продуктивна работа в малых группах. Студенты выбирают лидера группы, совместно выясняют вопросы, разрешают затруднения, которые возникли в результате самостоятельной деятельности.

В ходе обучения студентов дисциплине «Сестринский уход в хирургии» применяются следующие технологии:

обучение всотрудничестве, применяемое с целью обучения студентов работать в команде и всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Учебная группа разбивается на малые группы по 2–3 человека. Основными принципами работы в группе выступают: индивидуальная ответственность студентов за решение данного задания, где каждый из них имеет равные возможности в достижении успеха. В ходе решения задания происходит обмен результатами с другими подгруппами и вырабатывается общее решение.

В ходе совместной работы достигается усвоение нового материала. Преподаватель организует самостоятельную познавательную деятельность студентов, в ходе работы осуществляет наблюдение за их активностью и контролирует успешность выполнения задания. В заключении вырабатывается один вариант решения, подводятся итоги, объявляются результаты, отмечается уровень активности каждого студента.

симуляционная технология, являющаяся ведущей в создании условий для развития у студентов широкого спектра компетенций без риска нанесения вреда пациенту. Симуляция (отлат. «simulatio» — видимость, притворство) [3] в медицинском образовании — это технология обучения и оценки практических умений и навыков, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации или отдельно взятой физиологической системы, для чего используются биологические, механические, электронные, виртуальные модели обучения.

Различают следующие уровни симуляционной технологии:

  1. Визуальный — знакомство студентов с алгоритмом выполнения манипуляции. На данном этапе отрабатывается последовательность действий выполнения манипуляции через изучение электронного пособия или просмотр видеофильма, педагогического показа.
  2. Тактильный — воспроизведение и отработка практических манипуляций на фантоме, муляже, стандартизованном пациенте. В процессе выполнения манипуляции вырабатывается последовательность и координация движений, приобретается практический навык.
  3. Реактивный — воспроизведение простейших активных реакций фантома на типовые действия (аускультация сердца, непрямой массаж сердца).

Преимущества симуляционного практического обучения:

в ходе освоения практического умения не рискует ни пациент, ни студент;

— неограниченное число повторов и длительность отработки сестринских вмешательств;

— минимальный стресс при первых реальных вмешательствах;

— симулятор может сам вести студента по программе тренинга;

— возможность объективной оценки уровня практической подготовки студента.

Контроль усвоения учебного материала осуществляется в ходе самостоятельной работы студентов по мере их готовности, например, при выполнении манипуляций. При этом контроль индивидуализирован и даёт возможность при необходимости осуществлять корректировку знаний и умений.

информационные технологии;

технологии погружения в практическую деятельность.

Таким образом, инновационные технологии являются необходимым инструментом современного преподавателя, в которых заложен огромный потенциал для повышения профессионального мастерства и достижения, поставленных Федеральным государственным стандартом III поколения, цели — подготовить молодых специалистов к будущей профессиональной деятельности и самостоятельной жизни.

Перед преподавателем стоит сложная, но очень важная задача: помочь каждому студенту в формировании четкой гражданской позиции, развивая безопасность жизнедеятельности, научить его сознательно и самостоятельно добывать знания, быть востребованными на рынке труда [1].

Цель моей педагогической деятельности заключается в обеспечении условий для формирования и развития разносторонней личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможностей, интеллектуального роста, а также формирование познавательной, информационной и коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения.

Основными задачами, реализуемыми в учебно-воспитательном процессе, выступают:

 формирование стойкой мотивации к изучению предмета «Сестринский уход в хирургии»;

 активизация познавательной деятельности студентов (использование ИКТ на занятиях, использование различных методов и форм организации учебной деятельности);

 создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Это достигается благодаря использованию различных педагогических технологий, приемов, направленных на поддержание внимания обучающихся, развитие у них интереса к учебному материалу, повышение производительности учебного и творческого труда студентов, решение проблемы сохранения здоровья в образовательном процессе [2].

Существуют следующие направления педагогической деятельности:

— формирование личностно-ориентированного подхода в обучении;

— научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов;

— формирование ключевых и профессиональных компетенций у студентов;

— использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Таким образом, опыт организации образовательного процесса при изучении дисциплины «Сестринский уход в хирургии» показывает, что результат работы, в том числе качество знаний, умений и навыков обучающихся, во многом зависит от их заинтересованности учебным предметом, комфортности образовательной среды, состояния здоровья студентов.

Литература:

  1. Колыванова Л. А. Мотивация в формировании культуры безопасности жизнедеятельности студентов медицинского колледжа. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. – Т. 13. – № 2–6. – С. 1326–1331.
  2. Колыванова Л. А., Носова Т. М. Использование метода case-study в профессиональном инклюзивном образовании студентов с ограниченными возможностями здоровья // Образование и общество. – 2013. – Т. 4. – № 81. – С. 45–48.
  3. Симуляция. Электронный ресурс. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/
Основные термины (генерируются автоматически): «Сестринский уход, дисциплины «Сестринский уход, обучения студентов, учебного материала, изучении дисциплины «Сестринский, проведении практических занятий, выполнения манипуляции, обучения студентов дисциплине, организации образовательного процесса, методы обучения студентов, целью обучения студентов, познавательной деятельности студентов, познавательную деятельность студентов, самостоятельной работы студентов, образовательном процессе, жизнедеятельности студентов медицинского, индивидуальная ответственность студентов, индивидуально-бригадного обучения, коммуникативной компетентности студентов, инклюзивном образовании студентов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос