Библиографическое описание:

Краснова С. А. Модель практико-ориентированного обучения в системе повышения квалификации среднего медицинского персонала // Молодой ученый. — 2016. — №16.1. — С. 23-26.



Современное образование строится на основе практико-ориентированного подхода. Структура и содержание подготовки медицинских кадров являются отражением интеграционных медико-педагогических процессов, обеспечивающих развитие института медико-педагогического образования, выраженных в идеях гуманизации, непрерывности обучения, опережающего образования, в компетентностном подходе к обучению [1].

Сегодня невозможно освоить медицинскую специальность раз и навсегда, так как сокращается жизненный цикл знаний и умений в результате быстро развивающихся технологий, таким образом возрастает потребность в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Рассматривая основные направления реформирования здравоохранения в современных условиях развития медицинской науки и практики, возникла необходимость повышения уровня подготовки медицинских сестер путем внедрения новых технологий. Системе здравоохранения нужна медицинская сестра не только в качестве исполнителя профессиональных обязанностей, но и имеющая творческий подход, учитывающая психологические особенности больного и персонала, с высокой способностью к самосовершенствованию и саморазвитию [2].

В современных условиях эффективность труда медицинского работника во многом зависит от его профессионального совершенства и требует от современной медицинской сестры постоянного пополнения своих теоретических знаний и развития практических навыков.

Практико-ориентированное обучение отличает постоянная нацеленность на конечный результат. В век бурно развивающихся медицинских технологий, невозможно сформировать набор компетенций на всю жизнь. Еще важнее научить специалиста формировать компетенции самостоятельно.

Общая логика практико-ориентированного обучения, основанного на компетенциях, должна отвечать на три вопроса:

  1. Что будет уметь делать специалист после окончания обучения? (набор компетенций).
  2. Что должен освоить слушатель, чтобы быть профессионально компетентным? (содержание и руководство по обучению).
  3. Как узнать, что специалист сможет качественно выполнять свои функции в своей профессиональной деятельности? (оценка результатов формирования компетенций).

По определению ЮНЕСКО, под практико-ориентированным обучением, основанном на компетенциях, понимается «обучение, основанное на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной профессиональной (трудовой) деятельности» [3].

Сегодня практикой востребованы результаты обучения практической готовности слушателя курсов к деятельности в типовых и нестандартных ситуациях профессиональной жизни. От медицинской сестры в профессиональной деятельности руководитель в лице главной медицинской сестры ожидает:

— готовности к непрерывному самообразованию и модернизации («осовременивания») в профессии;

— умений и навыков общения с пациентами, коллегами, навыков работы в команде;

— способности к работе с различными источниками информации (ее поиск, обработка, хранение, воспроизведение и т. д.);

— умений действовать и принимать ответственные решения в нестандартных и неопределенных ситуациях;

— готовности к эффективному поведению в конкурентной среде в условиях стрессогенных факторов и т. д.

Целью применения практико-ориентированного обучения в системе повышения квалификации среднего медицинского персонала на базе Тольяттинского медицинского колледжа является повышение эффективности подготовки среднего медицинского персонала, а также формирование и развитие на определенном уровне профессионально значимых компетенций. Учитывая влияние внешних социально-экономических, политических факторов, а также внутренних факторов организационно-управленческой среды образовательного учреждения была разработана технология практико-ориентированного обучения, включающая в себя целевой, экспериментально-обучающий, конструктивно-поисковый и рефлексивно-аналитический блоки.

В целевом блоке слушателям предлагается оживить свои знания о теоретических и практических основах сестринского дела, социально-культурных основ сестринского дела, технологии выполнения медицинских манипуляций, о морально-этических нормах с помощью учебной литературы. Результаты освоения сопоставляются с критериями оценки.

Экспериментально-обучающий блок предлагаются практические кейсов для разрешения различных профессиональных ситуаций (по каждой компетенции предлагается кейс-упражнение).

В конструктивно-поисковом блоке слушатели должны сформулировать вытекающие из предшествующей работы выводы по социально-культурным основам сестринского дела, морально-этических нормах общения с пациентом. Главное в том, чтобы они были обоснованы ходом и результатами проведенной работы.

В рефлексивно-аналитическом блоке происходит обсуждение по теме, составление устного отчета о полученных знаниях, возникающих трудностях, анализ эффективных рекомендаций.

Критериями оценки качества выполнения задания являются:

уровень оперирования теоретическими знаниями;

— обоснованность гипотез результатами наблюдения;

— логичность, доказательность рассуждений;

— раскрытие своеобразия, индивидуальности личности;

— содержательность педагогических рекомендаций.

Разработанные задания направлены на повышение профессиональной компетентности среднего медицинского персонала.

Диагностика профессионально значимых компетенций среднего медицинского персонала проходила с использованием различных опросников и методик: методика «Интеллектуальная лабильность», методика исследования «Коммуникативных и организаторских способностей» (КОС-2), определение уровня конфликтоустойчивости, тест «Логичность умозаключений», диагностика «Рейтинг ценностно-потребностных ориентаций персонала», диагностика уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, «Анализ рефлексивной культуры среднего медицинского персонала и «Оценка удовлетворенности трудом».

С учетом представленных блоков компетенций методики были использованы следующим образом:

Компетенция 1 «Теоретико-методологическая»: тест «Логичность умозаключений», диагностика «Рейтинг ценностно-потребностных ориентаций персонала», тестирование на знание теоретических и практических основ сестринского дела.

Компетенция 2 «Социально-коммуникативная»: методика исследования «Коммуникативных и организаторских способностей» (КОС-2), «Анализ рефлексивной культуры среднего медицинского персонала и «Оценка удовлетворенности трудом», тестирование на знание социокультурных основ сестринского дела.

Компетенция 3 «Профессионально-технологическая»: методика «Интеллектуальная лабильность», экспертная оценка соблюдения технологии выполнения алгоритма медицинских (сестринских) манипуляций, тестирование на знание выполнения технологии сестринских манипуляций.

Компетенция 4 «Этико-культурная»: диагностика «Рейтинг ценностно-потребностных ориентаций персонала», диагностика уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, определение уровня конфликтоустойчивости, тестирование на знание морально-этических норм сестринского дела.

Для выявления уровня сформированности компетенций вначале определимся с понятием уровня. Как определяется в литературе «уровень» отражает диалектический характер развития, позволяющий познать предмет во всем многообразии его свойств, связей, отношений, и употребляется для отображения последовательности связей и отношений, где многие из последующих представляют собой менее крупные ступени повышения организации по сравнению с одной или несколькими предыдущими ступенями [4].

Результатом применения практико-ориентированного обучения в системе повышения квалификации среднего медицинского персонала являются сформированные на определенном уровне профессионально значимые компетенции среднего медицинского персонала.

С целью дальнейшего совершенствования и развития профессионально значимых компетенций в модель обучения был включен блок кейсов, который предполагается использовать в дальнейшем для самоподготовки медицинской сестры на рабочем месте с целью развития профессиональной компетентности среднего медицинского персонала.

Кейс — это метод, который наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес наукам, как за рубежом, так и в последнее время в России. Кейс также может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Он относится к методам интерактивного обучения и хорошо воспринимается слушателями курсов повышения квалификации.

Кейс — это описание реальной ситуации, это событие, реально произошедшее в сестринской практике и описанное нами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории. Кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, столь необходимые сегодня среднему медицинскому персоналу. Обучение на основе кейс-метода строится на всестороннем анализе различных профессиональных ситуаций, обсуждается вовремя открытых дискуссий и способствует выработке навыков принятия решений. Источником кейсов является практическая деятельность медицинской сестры (практический кейс). Назначение таких кейсов сводится к тренингу обучаемых, который описан в следующем разделе второй главы. Кейс метод сочетается с другими методами интерактивного обучения такими как «проблемный метод», метод «мозговой атаки», с игровыми методами, с моделированием и т. д.

Кейс включает в себя: во-первых, ситуацию (т. е. случай или проблему). Во-вторых, контекст ситуации (место, особенности действий или участников ситуации). В-третьих, может содержать комментарии ситуации, представленные автором кейса, задания или вопросы для проработки кейса, и в случае необходимости и приложения.

Таким образом, формируется система непрерывного профессионального развития медицинского работника с учетом требований конкретного лечебно-профилактического учреждения к уровню профессиональной компетентности среднего медицинского персонала.

Модель повышения квалификации с использованием технологии практико-ориентированного обучения среднего медицинского персонала представлена на рисунке 1.

Теоретический анализ основных подходов к проблеме формирования профессиональных (профессионально значимых) компетенций в рамках модернизации медицинского образования послужил методологическим обоснованием при разработке нами модели практико-ориентированного обучения в системе повышения квалификации среднего медицинского персонала и внедрения данной модели в практику подготовки специалистов этого профиля. Предлагаемая нами модель направлена на повышение уровня подготовки профессионально грамотного и конкурентоспособного медицинского работника среднего звена.

Литература:

  1. Резер Т. М. Теория и технология подготовки медико-педагогических кадров в среднем профессиональном образовании. Автореферат докторской диссертации по педагогике 13.00.08 — теория и методика профессионального образования.
  2. Павлов Ю. И., Холопов А. А. Теория сестринского дела // Учебно-методическое пособие предназначено для студентов факультетов ВСО/ Челябинск. – 2006.
  3. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал «Эйдос». — 2007. http://www.eidos.ru/jour№ al/2007/0115–2.htm
  4. Банько Н. А. Формирование профессионально-педагогической компетенции как компонента профессиональной подготовки менеджеров / Монография // Волгоград: РПК «Политехник». — 2004. С. 23.

Рис.1. Модель практико-ориентированного обучения в системе повышения квалификации среднего медицинского персонала


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle