Автор: Савина Оксана Валентиновна

Рубрика: 1. Общие вопросы медицины и здравоохранения

Опубликовано в

II международная научная конференция «Медицина и здравоохранение» (Уфа, май 2014)

Дата публикации: 23.04.2014

Статья просмотрена: 1088 раз

Библиографическое описание:

Савина О. В. Формирование профессиональной компетентности у студентов медицинских колледжей [Текст] // Медицина и здравоохранение: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 6-7.

В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную потребность, развитие институтов гражданского общества. Уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры становятся непременными условием становления и развития общества и экономики, ведущими ресурсами которых выступают новое знание, инновационная деятельность, новые технологии производства.

Образование должно быть ориентировано на формирование творческой, инициативной, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности личности, отличающейся высокой конкурентоспособностью и ролевой мобильностью.

В русском языке понятия «компетенции» и «компетентности» если не синонимы, то очень близки по своей сути. Компетентность — обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо. Компетенция — круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

Как видим, в основе этих слов лежит «знание» и емкое понятие — «опыт». Педагоги-исследователи смысл этих слов видят шире. Например, согласно Л. М. Митиной, понятие «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности, т. е. автор подчеркивает сложную интегративную природу компетентности.

В новом поколении государственных образовательных стандартов эти понятия разделены. Компетентность рассматривается как результат освоения компетенций конкретной личностью; компетенция — как система знаний, умений, личностных качеств, практического опыта, определяющих готовность и способность личности эффективно применять знания на практике, в конкретной ситуации, в профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности.

Компетенции делят на профессиональные (или специальные) и общие (или надпрофессиональные). Общие компетенции — те, которые необходимы для успешной деятельности как в профессиональной, так и внепрофессиональной сферах, например: готовность работать с литературой, взаимодействовать с людьми, решать проблемы в социально-профессиональных ситуациях, использовать информационные ресурсы, выступать перед аудиторией и т. д.

Под профессиональной компетенцией педагога понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Способность в данном случае понимается не как предрасположенность, а как умение.

Способности — индивидуальные психологические особенности — свойства, качества личности, которые являются условием успешного выполнения определенного вида деятельности.

Компетентность всегда проявляется в деятельности. Нельзя «увидеть» непроявленную компетентность. Профессиональная компетентность преподавателя выражается в решении профессиональных задач.

Осмысление компетентности современного специалиста, по мнению многих ученых, должно основываться на развитии интегративных и аналитических способностей человека.

Согласно определению коллектива исследователей РГПУ им. А. И. Герцена, профессиональная компетентность есть совокупность ключевой, базовой и специальной компетентности.

Ключевые компетентности, необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Они проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования:

-       информации;

-       коммуникаций, в том числе и на иностранном языке;

-       социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.

Базовые компетенции отражают специфику конкретной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т. д.).

Для педагога базовыми являются компетенции, необходимые для «построения» профессиональной в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества.

Специальные компетенции отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетенции можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетенций в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности.

Все три вида компетенции взаимосвязаны и развиваются одновременно, что формирует индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Профессиональные (специальные) компетенции делятся на компетенции деятельности (например, подготовить и провести занятия по конкретной теме преподаваемой дисциплины, собрать сведения о пациенте, оказать ему неотложную помощь) и личностные компетенции (качества личности, которые формируются через поведение, например, милосердие, ответственность, аккуратность, дисциплинированность, вежливость, честность, точность, внимательность и др.). В результате, квалификация теперь — это подтвержденная в соответствии с установленными требованиями совокупность компетенций, необходимых для выполнения определенного круга профессиональных (должностных) обязанностей.

В связи с изменением в современных условиях образовательной парадигмы студент из объекта педагогического воздействия превращается в субъект познавательной деятельности, и задача преподавателя — последовательное формирование в рамках учебного процесса профессионального творческого мышления. Будущий специалист должен уметь не только применять систему знаний, умений и навыков в практической деятельности, но и самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы.

Достижение профессиональной компетентности нашего выпускника предполагает разворот педагогического процесса в сторону приобретения студентами опыта самостоятельной и творческой деятельности.

Для определения требуемых компетенций выпускников — медиков было проведено анкетирование среди главных и старших медсестер нескольких ЛПУ г.Твери.

Кроме того, подготовка современного специалиста со средним медицинским образованием имеет особую специфику и ярко выраженную практическую направленность, поэтому организация учебной работы студентов на занятиях должна быть максимально пратикоориентированной и приближенной к условиям будущей профессиональной деятельности. Это возможно достичь при создании условий имитирующих профессиональную деятельность студентов:

-       проведение тренинга на фантомах на основе медико-технологических протоколов,

-       ролевые игры (элементы),

-       работа в малых группах.

Важным звеном является работа студентов у постели больного, на рабочих местах в подразделениях лечебно-профилактических учреждений (процедурный кабинет, сестринский пост медсестры и т. д.).

Такое «погружение» в профессиональную среду позволяет формировать профессиональную компетентность, личностные качества студентов, способность к анализу и проектированию своей деятельности, уверенность в своих силах, психологическую готовность к будущей практической деятельности в лечебно-профилактических учреждениях. Считаю, что формирование профессиональной компетентности, развитие личностных качеств необходимы для будущей профессиональной деятельности медицинского работника.

Работодатели в первую очередь отметили обязательное наличие у специалистов таких качеств и умений, как способность работать в команде, а также трудоспособность, знание информационных технологий и иностранных языков. По словам работодателей, способность к обучению специалиста является решающим критерием при приеме на работу. В то же время они, как и преподаватели, низко оценивают коммуникативные умения студентов, проявление инициативы, работу в команде.

В результате проделанной работы был сделан вывод, что работодатели и преподаватели одинаково понимают конкурентоспособность выпускника. Объединяющим началом стало четкое понимание необходимости:

-                   усиления практического компонента обучения;

-                   совершенствования коммуникативных умений;

-                   повышения чувства ответственности за качество выполняемой работы;

-                   развития умений работать в команде.

Компетенции, проявляясь в поведении, в деятельности человека, становятся его личностными качествами, свойствами.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональной деятельности, профессиональной компетентности, будущей профессиональной деятельности, педагогической деятельности, Формирование профессиональной компетентности, профессиональной педагогической деятельности, сферы профессиональной деятельности, формирование профессиональной компетентности, Специальные компетенции, области профессиональной деятельности, компетенции деятельности, Достижение профессиональной компетентности, профессиональной деятельности медицинского, определенного вида деятельности, компетентности современного специалиста, личностных качеств, стиль педагогической деятельности, качества личности, профессиональной компетенцией педагога, в субъект познавательной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос