Библиографическое описание:

Чухай И. О. Программа-помощник организации доходов-расходов студентов // Молодой ученый. — 2016. — №15.1. — С. 21-24.



В данной статье рассматривается проблема финансовой грамотности, которая является ключевой в области рационального распределения финансов с учетом низких доходов (стипендии). Проект может быть применен в образовательных учреждениях и других социально-общественных сферах жизни студентов, а также для удобства ведения семейной бухгалтерии. Разработанное приложение является новинкой, т.к. имеет практическую значимость и позволяет студентам рационально решать финансовые проблемы и принимать эффективные финансовые решения.

Ключевые слова: финансовая грамотность, деньги, финансовые услуги, скриншот.

Финансовая грамотность – это способность людей управлять своими финансами, оценивать экономическую обстановку в стране и принимать эффективные финансовые решения. Проведенные опросы показывают, что 90% людей – финансово безграмотные. К сожалению, в России не обучают с детства тому, как правильно распоряжаться деньгами, но развивать финансовую грамотность в России необходимо.

Деньги – это инструмент, которым нужно умело владеть и пользоваться. В итоге этот инструмент либо поможет достигнуть наших целей, либо оставит ни с чем «у разбитого корыта».

Повышение уровня финансовой грамотности способствует расширению возможностей граждан более эффективно использовать финансовые услуги. Данный процесс сокращает уязвимость перед финансовым кризисом, а также ведет к снижению задолженности граждан по кредитам, уменьшению рисков мошенничества. Финансово грамотное население в целом лучше подготовлено к кризисным ситуациям и может лучше защитить себя, лучше ориентироваться в условиях мирового финансового кризиса: выбирать себе пенсионные планы, сберегать свои накопления, правильно принимать любые финансовые решения и не поддаваться панике.

Цель исследования – выявление пробелов в знаниях студентов о финансах и разработка приложения-помощника.

Задачи исследования:

 выявить уровень финансовой грамотности студентов;

 предложить формы обучения студентов финансовой грамотности;

 разработать приложение, помогающее самоорганизации студента.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

 Теоретическое тестирование. Специально разработанный тест с 15 вопросами по различным экономическим темам, с тремя вариантами ответов.

 Анкетирование «Расстановка приоритетов современной молодежи» с целью составления рейтинга приоритетов студентов.

 Экспертный опрос преподавателей экономических дисциплин для определения наиболее интересных форм и подходов преподавания финансовой грамотности молодежи.

Тестирование. Для тестирования были выбраны 2 группы 2 и 4 курса специальностей «Экономика и бухгалтерский учет» и «Информационные системы» КГБ ПОУ «Хабаровского промышленно-экономического техникума» (табл. 1).

Таблица 1

Результаты тестирования

Группа

% правильных ответов

Уровень знаний

БУХ-21

52%

недостаточный

ИС-41

50%

недостаточный

Ср. показатель по двум группам

51%

недостаточный

Анкетирование. Следующий этап – опрос «Расстановка приоритетов современной молодежи». Студентам было предложено пронумеровать 5 пунктов от 1 до 5, где 1 – наиболее значимый, и 5 – наименее значимый выбор (табл. 2).

Таблица 2

Группировка жизненных приоритетов

Место

Приоритет

1

Учеба

2

Финансы

3

Друзья

4

Самореализация

5

Личные отношения

Под номером 1 в рейтинге, студенты выбрали в качестве приоритета учебу, так как для них важно, получив образование, найти свою нишу в обществе.

В рейтинге № 2 стоит финансовое благополучие, что говорит о том, что знания на голодный желудок не появятся.

В рейтинге № 3 приоритетом считаются друзья. Дружба – это хорошо, но главное, чтобы она не мешала учебе!

В рейтинге № 4 первое место занял приоритет «самореализации». Для студентов также важно раскрыть свой личный потенциал в будущем.

И в рейтинге № 5 главный приоритет – личные отношения. Учеба учебой, но она должна подкрепляться и личными отношениями, а не только финансами.

Экспертный опрос. Согласно экспертному опросу преподавателей (п. 2.1.2) наиболее актуальны следующие приемы преподавания:

 экскурсии в банки с проведением лекций банковских работников;

 деловые игры с привлечением специалистов – работников банков, инвестиционных компаний, финансовых отделов организации;

 проведение семинаров, круглого стола с участием работодателей;

 демонстрация учебных фильмов;

 организация мероприятий «Креатив-бой».

Разработанное приложение. Программа «Студенческая бухгалтерия» состоит из трех разделов «Доход», «Расход», «Мои желания».

В разделе «Доход», пользователь может заполнить информацию о своей прибыли, для этого отведены:

2 поля для ввода текста:

 «Вид дохода», например, «Зарплата» или «стипендия»;

 «Сумма дохода»;

1 поле выбора «Ваш доход за месяц».

После нажатия кнопки «Добавить», введенная информация отобразится в таблице выше с автоматическим расчетом общей суммы (рис. 1).

Рис. 1. Скриншот страницы «Ваш доход»

В разделе «Расход» заполняется информация по необходимым произведенным затратам, для этого также отведены:

2 поля для ввода текста:

 «Причина расхода», например, «проезд» или «еда»:

 «Сумма расхода»;

1 поле выбора «Ваш расход за месяц». После нажатия кнопки «Добавить», введенная информация отобразится в таблице выше. И в заголовке автоматически выведется остаток по формуле «Доход за месяц» – «Расход за месяц» (рис. 2).

Рис. 2. Скриншот страницы «Ваш расход»

Раздел «Мои желания» – это страница планирования своих нужд и желаемых приобретений, состоит из 2 частей: таблицы и полей ввода (рис. 3).

Поля ввода:

 «Цена желания»;

 «Желание».

Поле выбора: «Месяц»

Таблица состоит из 5 столбцов:

  1. «Номер».
  2. «Желание». Вставляются данные с поля ввода «Желание».
  3. «Цена». Вставляются данные с поля ввода «Цена желания».
  4. «Выполнение». В случае если сумма остатка будет достаточной для выполнения «желания», программа покажет интерактивную кнопку, при нажатии на которую «желание» отобразится выполненным.
  5. «Удалить». Если «желание» уже выполнено или необходимость в нем нет, его можно удалить, нажав на крест в этом столбце.

Рис. 3. Скриншот страницы «Мои желания»

Таким образом, можно визуально отслеживать свои доходы, расходы и потребности.

Кропотливо следить за доходами и расходами сможет не каждый студент, но стремиться к этому необходимо. В итоге незаметно для себя в кошельке обнаружится достаточное количество денег, которые можно потратить на давно понравившуюся вещь.

Литература:

  1. Бик С.И. Финансовая грамотность – не роскошь, а средство выживания [Электронный ресурс] / С.И. Бик. – Режим доступа: http://ecschool.hse.ru/data/2011/04/22/1210966198/ 75_2007_1.pdf
  2. Велиева И., Доронкин М. Синдром недоверия [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://www.expert.ru/printissues/expert/2008/48/ (дата обращения 03.03.2009).
  3. Гид по финансовой грамотности под ред. М. В. Мамута [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/mr/education/finance.htm
  4. Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности / М. Грановеттер // Экономическая социология. – 2002. – Т. 3, № 3. – С. 44–58.
  5. Иллюзии собственной финансовой грамотности: более половины населения по-прежнему не ведет личный бюджет доходов и расходов (№ 57) [Электронный ресурс] / Режим доступа: // НАФИ. URL: http://nacfin.ru/novosti-i-analitika/press/press/single/10152.html (дата обращения 12.03.2009)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle