Вводный опрос студентов первого курса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 13.05.2017

Статья просмотрена: 935 раз

Библиографическое описание:

Сидорова, Е. Б. Вводный опрос студентов первого курса / Е. Б. Сидорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 329-334. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43357/ (дата обращения: 19.04.2024).



Ключевые слова: тестирование, мониторинг, google таблицы, google forms

Несмотря на стремительное развитие современных информационных технологий, появление новых средств коммуникаций и изучения информатики в школе, общая компьютерная грамотность студентов часто является недостаточной для свободной ориентации в информационном пространстве и эффективного профессионального использования постоянно развивающихся технологий.

Автор читает лекции по дисциплинам «Языки и методы программирования» и «Высокоуровневые методы информатики и программирования» для студентов 1-го курса факультета прикладной математики, физики и информационных технологий. Одной из основных проблем преподавания этих курсов является очень разный уровень знаний и умений студентов. Поэтому каждый год для студентов, поступивших на первый курс факультета, автором проводится вводный опрос. Цель данного опроса — дать преподавателю более точные ориентиры для определения уровня компьютерной грамотности студентов, нежели те, которые следуют из баллов ЕГЭ по математике и информатике (тем более студентов, сдававших ЕГЭ по информатике, как правило, очень мало). Исходя из полученных результатов, во-первых, происходит деление группы на подгруппы на начальном этапе, во-вторых, определяются моменты, на которые стоит обратить повышенное внимание. Выделяется круг студентов, у которых информатика в школе преподавалась не на самом высоком уровне, у кого вообще не преподавалось программирование с тем, чтобы оказать им особую поддержку при изучении дисциплины. Студенты предупреждаются о том, что результаты данного опроса никак не влияют на дальнейшие оценки и отношение преподавателя. Студентам рекомендуется отвечать на вопросы опроса максимально честно и самостоятельно.

Опрос условно можно разделить на три части.

Первая часть опроса призвана выяснить общую информацию о студенте — собрать email-адреса, выяснить какие учебные заведения ими окончены, на какие баллы сданы единые государственные экзамены по математике и информатике. Особо ценными являются ответы на вопросы о том, что изучалось на уроках информатики в школе:

– какие темы изучались в школе (системы счисления, текстовые и табличные редакторы, алгебра логики, программирование, базы данных, создание сайтов);

– какие языки программирования изучались (Pascal, Python, С/C++, Basic и др.).

– изучались ли в школе системы компьютерной математики.

Вторая часть опроса подразумевает вопросы об общей компьютерной грамотности и интересах студентов. Ниже приводятся некоторые вопросы опроса:

– как давно вы пользуетесь компьютером?

– как вы оцениваете свои навыки работы на компьютере?

– для чего вы используете интернет?

– устанавливаете ли вы самостоятельно программы на компьютер?

– используете ли вы облачные хранилища?

– посещаете ли вы сайты, посвященные компьютерным технологиям?

– хотите ли вы работать в сфере информационных технологий?

– что вас интересует в компьютерной индустрии?

Исходя из ответов на эти вопросы делаются выводы об умении студентов пользоваться компьютером, самостоятельно устанавливать среды разработки, используемые в процессе обучения, пользоваться облачными хранилищами для получения индивидуальных заданий и методической литературы, предусматривается время на помощь тем студентам, которые пока не могут самостоятельно пользоваться используемыми при обучении инструментами.

В третьей части опроса предлагается ответить на простейшие вопросы, которые представлены в первой части ЕГЭ по информатике [1]: вопросы связанные с системами счисления, базами данных, простейшими алгоритмами. Например

– Сколько единиц в двоичной записи числа 239?

– Сколько слов длины 6 можно составить из букв Е, Г, Э? Каждая буква может входить в слово несколько раз.

– Скорость передачи данных через выделенный канал равна 512 000 бит/с. Передача файла через данное соединение заняла 46 секунд. Определите размер файла в килобайтах.

– Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске:?hel*lo.c?*

1) hello.c; 2) hello.cpp; 3) hhelolo.cpp; 4) hhelolo.c

– Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:

– Запишите значение переменой b после выполнения фрагмента алгоритма:

– Определите, что будет напечатано в результате работы следующего фрагмента программы.

Первые три года опрос проводился в письменном виде. Данный способ проведения опроса нельзя назвать удобным для преподавателя. Во-первых, для каждого студента распечатывалась анкета, что влекло материальные затраты, во-вторых, после проведения опроса достаточно сложно обрабатывать ответы. Было принято решение о создании опроса с использованием онлайн технологий.

Существует огромное количество сервисов и программ для составления тестов и опросов. Выбор был сделан в пользу Google Forms (Гугл Формы) [2], так как сервисы Google широко используются автором в учебном процессе. Данный сервис позволяет провести онлайн опрос с разными типами вариантов ответов [3]:

– небольшое текстовое поле длиной в несколько слов или блок текста длиной более одного предложения;

– выбор одного или нескольких вариантов ответа из списка или ввод своего ответа, выбор одного варианта ответа из раскрывающегося списка;

– шкала ответов и сетка;

– поле для ввода даты или времени;

В вопрос можно добавлять изображения и видео с Youtube. Доступ к форме возможен с помощью ссылки на опрос, с помощью приглашения на адрес электронной почты, с помощью публикации в социальных сетях, а также с помощью встраивания на страницу сайта. Результаты опроса можно посмотреть прямо в форме в двух видах — отдельно по каждому пользователю и сводку всех ответов, представленную в виде диаграмм. Кроме этого создается сводная таблица Google c ответами всех пользователей. Собранные данные можно обрабатывать в Google Spreadsheet (Гугл Таблицы), скачивать в форматах xlsx, html, csv, tsv, pdf и ods, открывать доступ к результатам по ссылке, опубликовать данные на веб-странице.

В этом году ссылка на опрос, созданный в Google Forms, была размещена на персональном сайте автора. Студенты отвечали на вопросы анкеты в компьютерном классе. Всего в опросе участвовали 43 студента. Далее на рисунках 1–8 приводятся некоторые диаграммы с ответами на вопросы.

Рис. 1. Баллы, полученные на ЕГЭ по математике

Рис. 2. Баллы, полученные на ЕГЭ по информатике

Рис. 3. Как давно вы пользуетесь компьютером

Рис. 4. Устанавливаете ли вы самостоятельно программы на компьютер

Рис. 5. Оценка собственных навыков работы на компьютере

Рис. 6. Изучаемые в школе языки программирования

Рис. 7. Используете ли вы облачные хранилища

Рис. 8. Хотите ли вы работать в сфере информационных технологий

Кроме этого, из опроса следует, что 100 % опрошенных студентов используют интернет для прослушивания музыки, просмотра видео и общения в социальных сетях, около 80 % студентов использую интернет для учебы, около 45 % студентов используют интернет для чтения книг. Более 60 % опрошенных студентов неверно отвечают на вопросы, связанные с простейшими задачами на программирование и алгоритмизацию, несмотря на то, что не изучали программирование 32 % опрошенных.

Исходя из анализа полученных результатов группа была поделена на две подгруппы (учитывалось мнение самих студентов). Сильная подгруппа решала задачи в более быстром темпе, слабая подгруппа помимо решения более простых задач (часто с дополнительным обсуждением) получала консультации по установке программного обеспечения, использованию облачных хранилищ и т. п.

После первого семестра часть студентов из более слабой подгруппы догнали и даже перегнали студентов сильной группы, и перешли в нее. В свою очередь два студента из сильной группы наоборот предпочли слабую, почувствовав недостаток знаний. К концу второго семестра группы практически сравнялись по успеваемости.

В целом результаты опроса дают достаточно точные данные о знаниях и умениях студентов, которые подтверждаются на практике и помогают преподавателю на начальном этапе организовать обучение в группе, выделить слабых студентов и помочь им адаптироваться. В дальнейшем планируется немного изменить формулировки вопросов для более удобного анализа результатов в Google таблицах.

Литература:

  1. Зорина Е. М. ЕГЭ 2017. Информатика: сборник заданий. — М. Эксмо, 2016. — 240 с.
  2. https://www.google.com/intl/ru_ru/forms/about/
  3. http://pedsovet.su/online/5968_kak_sdelat_google_formu_i_opros
Основные термины (генерируются автоматически): студент, опрос, умение студентов, часть опроса, баз данных, начальный этап, общая компьютерная грамотность, результат опроса, сильная группа, слабая подгруппа.


Ключевые слова

мониторинг, тестирование, google таблицы, google forms

Похожие статьи

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

Скачать Часть 10 (pdf). Библиографическое описание

Тесты второго уровня (аII) — это тесты на выявление умения студентов воспроизводить информацию без подсказки, по памяти и уметь использовать ее для решения типовых задач.

Анализ финансовой грамотности студентов вузов

Ключевые слова: финансовая грамотность, студенты, социологический опрос, финансовые институты.

Для определения уровня финансовой грамотности студентов на базе ДВФУ было проведено социологическое исследование методом анкетирования, в котором приняли...

Исследование профессиональных предпочтений у учащихся...

Данные исследования необходимы в средних учебных заведениях для общего

Изучение мотивации формирующегося отношения у учащихся начальных классов.

Формирование и коррекция профессиональных иллюзий у студентов в современном образовании.

Использование тестового контроля на примере системы Moodle...

Контроль знаний является частью каждого этапа в обучении учащихся высших учебных заведений.

В качестве вопроса можно написать некое общее утверждение, а испытуемому уже нужно

Развитие организаторских способностей студентов высших учебных заведений.

Формы и способы организации взаимоконтроля на уроках...

задание, ученик, обратная связь, работа, учащийся, умение учащихся, объяснение нового материала, группа учащихся, устный опрос, этап урока.

Результаты исследования развития коммуникативной...

Игра “Сильные стороны моего имени”, 3. Принятие правила работы в группе.

Цель: Развитие умения находить общее между собой и другим человеком, умения

Личностные особенности подростков и риск развития компьютерной зависимости (результаты исследования).

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Методом исследования уровня знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности является такая форма

Из опыта оценивания результатов обучения иноязычному общению студентов технического вуза: методы интерпретации результатов (часть 2).

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Таким образом, в практике работы начальной школы применяются такие методы контроля знаний, навыков и умений как устный и комбинированный опрос, проверка...

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Индивидуальный опрос позволяет получить более полные и точные данные об уровне усвоения.

На отметки при устной проверки влияют: последовательность ответов (сильный после слабого ли наоборот), предварительная информация о результатах обучения, темп...

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

Скачать Часть 10 (pdf). Библиографическое описание

Тесты второго уровня (аII) — это тесты на выявление умения студентов воспроизводить информацию без подсказки, по памяти и уметь использовать ее для решения типовых задач.

Анализ финансовой грамотности студентов вузов

Ключевые слова: финансовая грамотность, студенты, социологический опрос, финансовые институты.

Для определения уровня финансовой грамотности студентов на базе ДВФУ было проведено социологическое исследование методом анкетирования, в котором приняли...

Исследование профессиональных предпочтений у учащихся...

Данные исследования необходимы в средних учебных заведениях для общего

Изучение мотивации формирующегося отношения у учащихся начальных классов.

Формирование и коррекция профессиональных иллюзий у студентов в современном образовании.

Использование тестового контроля на примере системы Moodle...

Контроль знаний является частью каждого этапа в обучении учащихся высших учебных заведений.

В качестве вопроса можно написать некое общее утверждение, а испытуемому уже нужно

Развитие организаторских способностей студентов высших учебных заведений.

Формы и способы организации взаимоконтроля на уроках...

задание, ученик, обратная связь, работа, учащийся, умение учащихся, объяснение нового материала, группа учащихся, устный опрос, этап урока.

Результаты исследования развития коммуникативной...

Игра “Сильные стороны моего имени”, 3. Принятие правила работы в группе.

Цель: Развитие умения находить общее между собой и другим человеком, умения

Личностные особенности подростков и риск развития компьютерной зависимости (результаты исследования).

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Методом исследования уровня знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности является такая форма

Из опыта оценивания результатов обучения иноязычному общению студентов технического вуза: методы интерпретации результатов (часть 2).

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Таким образом, в практике работы начальной школы применяются такие методы контроля знаний, навыков и умений как устный и комбинированный опрос, проверка...

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Индивидуальный опрос позволяет получить более полные и точные данные об уровне усвоения.

На отметки при устной проверки влияют: последовательность ответов (сильный после слабого ли наоборот), предварительная информация о результатах обучения, темп...

Похожие статьи

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

Скачать Часть 10 (pdf). Библиографическое описание

Тесты второго уровня (аII) — это тесты на выявление умения студентов воспроизводить информацию без подсказки, по памяти и уметь использовать ее для решения типовых задач.

Анализ финансовой грамотности студентов вузов

Ключевые слова: финансовая грамотность, студенты, социологический опрос, финансовые институты.

Для определения уровня финансовой грамотности студентов на базе ДВФУ было проведено социологическое исследование методом анкетирования, в котором приняли...

Исследование профессиональных предпочтений у учащихся...

Данные исследования необходимы в средних учебных заведениях для общего

Изучение мотивации формирующегося отношения у учащихся начальных классов.

Формирование и коррекция профессиональных иллюзий у студентов в современном образовании.

Использование тестового контроля на примере системы Moodle...

Контроль знаний является частью каждого этапа в обучении учащихся высших учебных заведений.

В качестве вопроса можно написать некое общее утверждение, а испытуемому уже нужно

Развитие организаторских способностей студентов высших учебных заведений.

Формы и способы организации взаимоконтроля на уроках...

задание, ученик, обратная связь, работа, учащийся, умение учащихся, объяснение нового материала, группа учащихся, устный опрос, этап урока.

Результаты исследования развития коммуникативной...

Игра “Сильные стороны моего имени”, 3. Принятие правила работы в группе.

Цель: Развитие умения находить общее между собой и другим человеком, умения

Личностные особенности подростков и риск развития компьютерной зависимости (результаты исследования).

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Методом исследования уровня знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности является такая форма

Из опыта оценивания результатов обучения иноязычному общению студентов технического вуза: методы интерпретации результатов (часть 2).

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Таким образом, в практике работы начальной школы применяются такие методы контроля знаний, навыков и умений как устный и комбинированный опрос, проверка...

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Индивидуальный опрос позволяет получить более полные и точные данные об уровне усвоения.

На отметки при устной проверки влияют: последовательность ответов (сильный после слабого ли наоборот), предварительная информация о результатах обучения, темп...

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

Скачать Часть 10 (pdf). Библиографическое описание

Тесты второго уровня (аII) — это тесты на выявление умения студентов воспроизводить информацию без подсказки, по памяти и уметь использовать ее для решения типовых задач.

Анализ финансовой грамотности студентов вузов

Ключевые слова: финансовая грамотность, студенты, социологический опрос, финансовые институты.

Для определения уровня финансовой грамотности студентов на базе ДВФУ было проведено социологическое исследование методом анкетирования, в котором приняли...

Исследование профессиональных предпочтений у учащихся...

Данные исследования необходимы в средних учебных заведениях для общего

Изучение мотивации формирующегося отношения у учащихся начальных классов.

Формирование и коррекция профессиональных иллюзий у студентов в современном образовании.

Использование тестового контроля на примере системы Moodle...

Контроль знаний является частью каждого этапа в обучении учащихся высших учебных заведений.

В качестве вопроса можно написать некое общее утверждение, а испытуемому уже нужно

Развитие организаторских способностей студентов высших учебных заведений.

Формы и способы организации взаимоконтроля на уроках...

задание, ученик, обратная связь, работа, учащийся, умение учащихся, объяснение нового материала, группа учащихся, устный опрос, этап урока.

Результаты исследования развития коммуникативной...

Игра “Сильные стороны моего имени”, 3. Принятие правила работы в группе.

Цель: Развитие умения находить общее между собой и другим человеком, умения

Личностные особенности подростков и риск развития компьютерной зависимости (результаты исследования).

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Методом исследования уровня знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности является такая форма

Из опыта оценивания результатов обучения иноязычному общению студентов технического вуза: методы интерпретации результатов (часть 2).

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Таким образом, в практике работы начальной школы применяются такие методы контроля знаний, навыков и умений как устный и комбинированный опрос, проверка...

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Индивидуальный опрос позволяет получить более полные и точные данные об уровне усвоения.

На отметки при устной проверки влияют: последовательность ответов (сильный после слабого ли наоборот), предварительная информация о результатах обучения, темп...

Задать вопрос