Библиографическое описание:

Полякова В. В. Особенности несиловых инструментов влияния ФРГ // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 392-396.



Германия на сегодняшний день обладает уникальной системой несиловых методов воздействия на акторов международных отношений. Успех «мягкой силы» Германии позволяет ей занимать высокие позиции по результатам авторитетных международных рейтингов и исследований. Статья посвящена выявлению особенностей инструментария несиловых методов внешней политики Германии.

Ключевые слова: мягкая сила, гибкая мощь, внешняя политика, государство, сила, культура, Германия, ФРГ

Ключевыми компонентами внешней политики Германии в области «мягкой мощи» является реализация культурной политики, которая, главным образом, направлена на популяризацию немецкого языка и немецкой культуры, образования и науки, выгодное международное позиционирование немецких товаров и услуг, распространение демократических ценностей в мире, а также на международную конгрессно-выставочную деятельность. Приоритет вышеназванных сфер обусловлен масштабами и долгосрочным характером работы и кроме прочего, объемом финансирования правительством Германии данных направлений [7; с. 29.].

Задачами немецкой мягкой политики следует назвать укрепление позиций и повышения влияния государства на международной арене посредством языка, культуры, науки, экономическому сотрудничеству и поддержке международного развития. Для реализации поставленных задач Германия финансирует как на федеральном, так и на региональном уровне [15; с. 118.]. Формируя имидж Германии за рубежом и способствуя установлению международных связей в сфере культуры, образования, науки и бизнеса, государство устанавливает и развивает сети организаций с иностранными представительствами по всему миру.

К числу ведомств, задачами которых является финансирование и реализация мягкой силы Германии, относятся Министерство иностранных дел, Министерство образования и науки, Министерство экономического сотрудничества и развития. Кроме государственного финансирования, имеет место быть средства, которые поступают от земель и частных организаций [8; с. 15.]. Помимо выше обозначенных возможны и иные источники финансирования как, например, доходы от образовательных услуг или взносы членов фондов. В большинстве своем, являясь, формально независимыми, негосударственные организации чаще выступают в качестве исполнителей реализуемых инструментов мягкой силы. Не смотря на то, что они имеют существенно больше возможностей и полномочий, чем ведомства, именно государство является «заказчиком» в сфере мягкой силы.

Важнейшим компонентом политической культуры Германии инструментом «мягкой силы» страны является уникальная по своей природе система фондов политических партий, входящих в парламент Германии. На начало 2016 года в ФРГ зарегистрировано шесть политических фондов, закреплённых за политическими партиями и руководимые ими [9; с. 115]. Деятельность политических фондов направлена на развитие политического образования, поддержку развития культуры и искусства, финансирование и организацию эмпирических и научных исследований, выставок, лекций, конференций, «круглых столов» и других мероприятий. В зависимости от целей и задач партий, определяется специфика деятельности политических фондов. К примеру, Фонд имени Фридриха Эберта уделяет большое внимание сотрудничества между профсоюзами [13] Фонд имени Генриха Бёлля занимается вопросами охраны окружающей среды [12]. Специфика деятельности Фонда имени Розы Люксембург состоит в «критическом анализе современного капитализма [14].

Значительное место среди элементов «мягкой силы» Германии занимает работа специализированных фондов в области образования, культуры и популяризации немецкого языка.

Язык для Германии является основополагающим национального брэндинга. В общей сложности, на немецком языке говорят более 100 миллионов человек [3], что не может не придать ему ключевое значение в системе ресурсов создания положительного образа Германии за рубежом. Так, канцлером ФРГ А. Меркель не раз была отмечена необходимость поддержки интереса к изучению немецкого языка в мире [16].

В эпоху глобализации, когда английский язык приобрел статус международного, перед чиновниками стоит важнейшая задача- способствовать, чтобы немецкий язык занял вторую позицию по значению среди всех языков мира.

Для реализации поставленной цели Министерство иностранных дел ФРГ запустило в 2010 году акцию «Немецкий язык-язык идей». Национальный язык позиционируется как язык молодежи, ориентирующейся на науку, культуру и творчество. В рамках акции привлекают изучающих немецкую культуру и язык, иллюстрирующих возможности, открывающие знания языка [2]. Следует отметить, подобная акция была инициирована не впервые, ей предшествовала удачная реализация проекта «Германия-страна идей».

Реализацией подобных акций Германия заявляет о смене приоритетов культурной политики. До принятия в 2000 году Концепции внешней культурной политики Германия стремилась стать частью единой европейской культуры, сейчас с принятием новой Концепции в 2011 году ФРГ заявляет о своих претензиях на роль культурного гегемона [4. s. 17].

Невозможно переоценить роль образования и науки как инструментов реализации политики мягкой силы Германии. В первую очередь, это касается системы высшего образования. Немецкие университеты признаны наиболее качественными и доступными в Европе и, что, немаловажно, бесплатные.

Первоочередную роль здесь занимают Германская служба академических обменов (DAAD) и Институт Гёте (Goethe-Institut). Ряд организаций подобного типа оказывают материальную поддержку немецким и иностранным студентам и научным сотрудникам для обучения в учебных заведениях Германии.

Немецкие институты, обладающие мягкой силой, часто сотрудничают не только с иностранными ведомствами и организациями, но и друг с другом. Так, например, Германская служба академических обменов (DAAD) и Институт Гёте взаимодействуют друг с другом и с другими организациями для реализации различных образовательных и культурных программ. В феврале 2008 г. Министерство иностранных дел вместе с Центральным управлением школьного образования, Институтом Гёте, DAAD и Службой педагогического обмена создало инициативу PASCH, представляющую собой масштабную сеть из 1700 школ-партнеров.

Основными источниками финансирования организаций является Министерство иностранных дел, Федеральное министерство образования и науки, Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития, Общества по техническому сотрудничеству и Фонда поддержки немецкой науки, однако часть бюджета поступает от частных организаций и собственных доходов. На настоящий момент организации не только способствуют продвижению немецкого образования в мире, но и осуществляют посредничество в рамках европейской образовательной политики, академических обменов и миграции [6; с. 215].

Значительный вклад в реализацию культурной политики Германии оказывает медиакомпания «Deutsche Welle», объединяющая радио-, теле- и интернет-проекты. Согласно закону о Deutsche Welle 2005 года задачами Deutsche Welle является позиционировании Германии как европейской культурной нации и сформировавшегося демократического правового государства. Деятельность «Немецкой волны» направлена на отражение взглядов на значимые темы в сфере политики, культуры и экономики по всему миру непрерывно с 1953 года. Продукты медиакомпании способствуют формированию независимого мнения и не вправе, согласно закону, поддерживать какую-либо политическую партию или прочие объединения.

Deutsche Welle позиционируется независимой радиокомпанией, хоть и значительная часть ее финансирования поступает из бюджета Уполномоченного правительства Германии по делам культуры и средств массовой информации. Проекты медиакомпании финансируются Министерством внутренних дел [1; с. 15].

Еще одним инструментом международного развития является Банк Развития Германии. Будучи государственной организацией, банк отвечает за финансовое сотрудничество Германии с развивающимися странами и странами с переходной экономикой. Он оказывает финансовую (кредиты, мезонинное финансирование, гарантии и инвестиции) и консультационную поддержку в области реализации программ устойчивого экономического развития, развития социальной инфраструктуры и программ предотвращения изменения климата более чем 100 странам. Средства на данную поддержку поступают из федерального бюджета [5].

Развитию международных экономических отношений в Германии способствуют немецкие Внешнеторговые палаты. Имея представительства в 120 городах 80 стран мира, они консультируют отечественные и иностранные компании по вопросам рынка, содействуют в поиске необходимых компаниям деловых контактов, организуют деловые встречи, семинары, конференции, курируют деловые поездки немецких предпринимателей за рубеж.

Германия оказывает федеральную и региональную поддержку немецким компаниям (особенно малым и средним предприятиям) в участии в выставках на своей территории и за ее пределами. Кроме заключения международных контрактов выставочная деятельность и ее поддержка способствуют научно-техническому обмену, укреплению деловых связей между немецкими и иностранными компаниями способствует экспорту стандартов немецкой выставочной отрасли [10].

Характерной особенностью большинства крупных немецких фондов является своеобразная «зонтичная структура», предполагающая консолидацию в них более мелких организаций. Так, подобным образом, Фонд имени Роберта Боша патронирует несколько мелких, такие как Фонд Ганса Вальца, Фонд Отто и Фонд ДВА, направленного на поддержку франко-германских отношений и поддержку проектов в области культуры, литературы и искусства [11; с. 7].

Каждая организация «мягкой силы» имеет развитую систему информации и коммуникаций. Немецкие фонды, предоставляющие стипендии на обучение в высших учебных заведениях или организуют исследования, делятся информацией с ведущими высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими организациями других государств. Распространяя печатные информационные материалы, проводя ознакомительные семинары и презентации, предоставляя подробную информацию о программах и стипендиях, организация находит соискателей, тем самым, реализуя мягкую политику Германии. Системы коммуникаций организаций, проводя работу в области содействия развитию, как правило, направлены на специфические организации, институты, ведомства, компании и заинтересованные физические лица, располагающие определенными ресурсами. Сетевой характер организации фондов способствует усилению кумулятивного эффекта и, собственно, реализации политики мягкой силы Германии [8; c. 28.].

Стоит отметить, что для повышения качества работы в круг задач организаций, обладающих «мягкой силой», входит анализ и независимая оценка результатов своей деятельности. Так, например, оценку программ Немецкого научно-исследовательского общества осуществляют квалифицированные независимые стороны. При проведении анализа результатов эксперт обычно руководствуется конкретным методом, указанным заказчиком. При оценке принимаются во внимание общие качественные и количественные результаты практики организации.

Таким образом, Германия успешно реализует «мягкую силу» с целью укрепления позиций и повышения влияния государства на международной арене. Принимая во внимание высокую степень диверсификации источников финансирования фондов, институтов содействия международному развитию и большого числа проектов, реализующихся этими организациями, система взаимодействия с другими заинтересованными лицами является очень сложной. Ввиду того что ведомства являются заказчиками и финансовыми источниками проектов «мягкой силы» фонды и прочие субъекты находятся под влиянием федеральных и региональных интересов и обладают возможностью влиять на политику государства. В компетенцию организаций, обладающих мягкой силой, входит сотрудничество с иностранными партнерами — центральными банками, министерствами, региональными властями, университетами, государственными и частными компаниями, тем самым они маневрируют между интересами двух сторон.

Литература:

  1. Deutsche Welle, Deutsche-Welle-Gesetz // Bonn:Deutsche Welle. 2005. № 1 (31). С. 15–26.
  2. Deutschland — Land der Ideen. URL: http://www.land-der-ideen.de (дата обращения 24.01.2016).
  3. Die meistgesprochenen Sprachen der Welt. URL: http://sprachkreis-deutsch.ch/2012/05/14/die-meistgesprochenen-sprachen-der-welt/ (дата обращения 21.01.2016).
  4. Konzepzion-2000 // Auswӓrtiges Amt. Berlin, 2000. S. 17.
  5. Wer ist die KfW?URL: https://www.kfw.de/inlandsfoerderung/Privatpersonen/index-2.html (дата обращения: 19.02.2016).
  6. Карнаухова Е. Е. Изменение стратегии внешней культурнойи языковой политики Германиинасовременном этапе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 1–2. С. 374.
  7. Кинякин А. А. Политика и механизмы «мягкой силы» Германии. РУДН, 2012. С. 29.
  8. Ланьшина Т. А. Мягкая сила»Германии: культура, образование, наука // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 2. С. 28.
  9. Огнева А. В. Политические фонды ФРГи их вкладв развитие международного диалога // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 4. С. 115.
  10. Промышленно-Торговые палаты Германии (IHK).URL: http://zentralasien.ahk.de/ru/laenderportal/promyshlenno-torgovye-palaty-germanii-ihk/(дата обращения: 19.02.2016).
  11. Федулова А. В. Политологический анализ деятельности общественно-политических фондов ФРГ в России на современном этапе: автореф. дис. канд. полит. наук: 23.00.02. М., 2010. С. 7.
  12. Фонд Генриха Бёлля (Heinrich Boell Stiftung). URL: http://rsci.ru/grants/fonds/158.php (дата обращения 17.01.2016).
  13. Фонд имени Фридриха Эберта в Германии. URL: http://www.fesmos.ru/what-is-fes-copy (дата обращения 21.01.2016).
  14. Фонд Розы Люксембург. Региональный информационный центр научно-технологического сотрудничества с ЕС. URL: http://www.ric.vsu.ru/ru/european_programs/german_organisations_founds_and_programmes/rosa_luxemburg_stiftung (дата обращения 18.01.2016).
  15. Шепель В. М. Имиджелогия. Культура и спорт. М., 2007. С. 118.
  16. Шибалов А. Для чего нужен немецкий язык? URL: http://news.flarus.ru/?topic=5370 (дата обращения 20.01.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle