Автор: Полякова Валерия Валерьевна

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 04.08.2016

Статья просмотрена: 214 раз

Библиографическое описание:

Полякова В. В. «Мягкая политика» Германии: наследие и перспективы // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 390-392.



В настоящее время Федеральная республика Германия входит в число стран, активно реализующих различные инструменты «мягкой силы» с целью укрепления позиций и повышения влияния государства на международной арене. По большей части это предопределено не только тем, что в условиях глобализации «мягкая сила» является наиболее действенным и эффективным средством, нежели традиционные «жесткие» методы осуществления политики, но и историческим прошлым.

Ключевые слова: мягкая сила, гибкая мощь, жесткая сила, Германия, ФРГ, внешняя политика, государство

По завершению Второй мировой войны использование инструментов силового влияния для Германии стало невозможным. Вследствие того, что после войны и падения Третьего Рейха оборонная промышленность ФРГ была полностью ликвидирована, были введены существенные ограничения на использование военных сил, ей не оставалось ничего другого как стать «поборницей» мира, что и стало одним из основных пунктов её внешнеполитической программы.

До сих пор реализация внешнеполитических стратегий, даже косвенно связанных с применением военной силы в интересах ФРГ, неотвратимо влекут за собой обвинения в усилении праворадикальных реваншистских настроений, что, как правило, приводит к негативным последствиям. Все это потенциально приведет к ухудшению отношений с партнёрами по ЕС и другими соседними странами, что крайне нежелательно скажется как на геополитическом весе Германии, так и на ее экономике.

Если в самом начале интеграция в европейские и иные многосторонние структуры для правительства ФРГ имела целью разубедить соседей относительно возможных реваншистских планов, то сегодня, после объединения, Германия начала сама активно работать над поддержанием и укреплением, распространением тех ценностей, что принадлежат Европе, для закрепления своей главенствующей роли в процессе строительства общеевропейского дома.

Лишь с недавнего времени немецкая армия,бундесвер,принимает участие в различных мероприятиях, направленных на поддержание мира. Это стало возможным после решенияКонституционного суда, допустившего использование вооруженные ФРГ для миротворческихмиссийООН, причём для каждого конкретного случая требуется согласие парламента- бундестага, которое до сих пор давалось только с временными ограничениями и только для самозащиты [3, c. 5]. В этой связи, современная Германия выбрала для себя в качестве наиболее подходящей внешнеполитической стратегии политику по применению так называемой «мягкой силы» — способности побуждать других делать то, что ты хочешь с помощью привлекательности, а не манипуляцией материальными потребностями [2, c. 88].

Поражение Германии во Второй Мировой войне и конец истории немецкого Рейха обусловило долгое восстановление своей репутации на мировой арене, прежде всего за счет реализации культурной дипломатии, декларирования прав человека, а также поддержки плюрализма и многосторонних международных отношений. Разрыв современной Германии с прошлым полностью исключил использования расизма, милитаризма, неприятия парламентской демократии. Очищение германской территории от засоряющих ее инородцев сменилась на привычную в современном обществе политику мультикультурализма. Контролирование и нацификация всех сфер жизни общества более не присуща Германии, так как это противоречит основополагающим принципам демократии, правового и гражданского общества и недопустимо.

После исчезновения блокового противостояния, «холодной войны» и мирного воссоединения двух Германий в политических кругах, в исследовательских и аналитических центрах разгораются дискуссии по поводу возможных последствиях переосмысления своей внешней политики [1, c. 78]. В этой связи федеральному правительству приходится выделять значительные средства и совершенствовать инструменты «мягкой силы» в публичной дипломатии.

На настоящий момент модель «гибкой силы» Германии считается предметом гордости государства, очень часто термин «мягкая сила» присутствует в речах официальных лиц и в немецких СМИ. Об участии культуры в реализации внешнеполитических задач говорил еще канцлер Вилли Брандт, назвав культуру «третьим столпом» внешней политики [8, c. 215].

Модель «мягкой силы» современного немецкого государства представляет собой широкий спектр инструментария политических, экономических и социальных характеристик, которые необходимы для формирования позитивного образа страны на мировой арене. ФРГ располагает большими возможностями для реализации политики «мягкой силы». Неправительственные организации, политические фонды вносят большой вклад в формирование привлекательной внешней политики и распространение немецких политических ценностей. Организации, занимающиеся научным сотрудничеством, программами обмена, способствуют расширению аудитории, изучающей немецкий язык и культуру [9, c. 8].

Тому подтверждение — институт имени Гёте, основанный изначально как педагогический вуз для обучения немецкому языку, получил в 1960 г. в своё распоряжение все государственные федеральные учреждения культуры за рубежом и превратился в основную организацию, занимающуюся продвижением культуры и немецкого языка за рубежом [5, c. 212].

Тем не менее этому мешает неоднозначное историческое прошлое, во первых, единое германское государство появилось лишь в 1871 году, во вторых, именно оно развязало две мировые войны и, в-третьих, став подчиненной, несколько десятилетий было разделено на две страны, что способствовало долгой изоляции Германии от международной политики.

Другой причиной, кроющейся за стремлением руководствоваться методами мягкой силы, и прибегать к национальному брендингу, стал экономический кризис и финансовые трудности, которые повлекли за собой сокращение расходов на оборонную сферу. Принципиально соблюдая культуру военной сдержанности, ФРГ делает ставку на предотвращение кризисов, используя дипломатию, сотрудничество и содействие экономическому развитию [4, c. 187].

Результат, о котором можно говорить уже сейчас — это построение в целом положительного образа Германии на долгосрочную перспективу. Но всё же, даже имея столь отлаженный инструментарий «мягкой силы», коим обладает ФРГ сейчас, преодолеть прошлое — задача тяжелая, требующая значительных финансовых вложений для реализации общественно-политических мероприятий и разнообразных информационных проектов и время. Не смотря на высокую стоимость рекламных проектов концепцию национального брэндинга для германского правительства можно считать оптимальным решением проблем, возникающих у страны в отношениях с международной общественностью.

Германский опыт реализации инструментов «мягкой силы» в рамках государственного брэндинга заключается в централизованном контроле за работой в концептуальном и в финансовом плане. Для достижения поставленных целей ФРГ использует высокие показатели социально-экономической политики, достижения культуры и международный авторитет.

Успехи в реализации политики невоенных методов позволяет Германии лидировать по результатам оценки имиджевого позициирования и «мягкой силы». Согласно результатам исследования Германия год от года занимает лидирующие строчки. Этот показатель иллюстрирует позитивное представление иностранцев о Германии, повышает ее международный статус, увеличивает приток желающих въехать с целью получить образование, профессионально трудоустроится или получить гражданство [6, c. 28].

Согласно исследованию Организации экономического сотрудничества и развития сегодня Германия приняла в 2015 году почти 1,1 млн. мигрантов. Преимущественно это вынужденная миграция по политическим причинам, однако некоторая доля из них составляет выходцы из Болгарии и Румынии [7].

При этом за «мягкой силой» Германии кроются весьма жёсткие амбиции, так как в рамках Евросоюза Германия вынуждена брать на себя всё большую экономическую и военно-политическую ответственность, постепенно превращаясь из подчинённого субъекта в регионального лидера. ФРГ необходимо проявить максимум такта и изобретательности, чтобы рост её влияния в Европе и мире не спровоцировал нового приступа германофобии. Ведь сегодня от того, как будет заявлять о себе Германия, зависит, каким в ближайшие годы станет Евросоюз: рассыплется ли политически единая Европа окончательно или начнёт консолидироваться на новой основе. Брексит как результат референдума о выходе Великобритании из ЕС позволяет говорить о потере ключевого политического актора на европейском континенте и укреплении позиций Германии.

Литература:

  1. Бажанов Е.П., Бажанова Н. Е. Международные отношения в XXI веке. М.: Восток-Запад, 2011. 166 с.
  2. Бобыло А.М. «Мягкая сила» в международной политике: особенности национальных стратегий // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 14. С. 88–99.
  3. Власов Н. А. Германия в начале XXI века // С-Петербургский университет. 2012. № 12. С. 5.
  4. Казаринова Д. Б. Феномен «мягкой силы»: стратегии мягкой силы в политике государств — членов двадцатки // Свободная мысль. 2011. № 3. С. 187–200.
  5. Конюхов Н. И. Мягкая сила в истории Германии: уроки 30-х годов XX века. М.: Перо, 2014. 313 с.
  6. Ланьшина Т. А. Мягкая сила»Германии: культура, образование, наука // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 2. С. 28–58.
  7. Отчёт Федерального ведомства по вопросам миграции и беженцев.URL: http://www.bamf.de/cln_092/nn_443728/SharedDocs/Anlagen/DE/Migration/Publikationen/Forschung/WorkingPapers/wp8-merkmale-juedische-zuwanderer,templateId=raw,property=publicationFile.pdf/wp8-merkmale-juedische-zuwanderer.pdf. (дата обращения 19.07.2016).
  8. Патрушев А. И. Германия в XX веке. М.: Дрофа, 2014. 434 с.
  9. Федулова А. В. Политологический анализ деятельности общественно-политических фондов ФРГ в России на современном этапе: автореф. дис. канд. полит. наук: 23.00.02. М., 2010. 15 с.
Основные термины (генерируются автоматически): «мягкой силы», инструменты «мягкой силы», внешней политики, оборонная промышленность ФРГ, использование вооруженные ФРГ, общественно-политических фондов ФРГ, правительства ФРГ, интересах ФРГ, «гибкой силы» Германии, «Мягкая политика» Германии, «мягкой силой» Германии, политики «мягкой силы», реализации политики, целей ФРГ, геополитическом весе Германии, «мягкой силы» современного, положительного образа Германии, Разрыв современной Германии, долгой изоляции Германии, инструментарий «мягкой силы».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос